|
|||
Доронина А.И. Группа ПС 3-19-02.Доронина А.И. Группа ПС 3-19-02. Модели подготовки тренера Слайд 1. Название. Модели подготовки тренера. Презентацию подготовила студентка 2 курса группы ПС 3-19-02 Доронина Анастасия. Слайд 2. Модели подготовки тренера: Модель подготовки = Модель результата + Модель содержания + Модель процесса (Структура + Формы/Методы). Модель результата может быть рассмотрена в рамках основных изменений, на достижение которых нацелен тренер. Модель содержания задается через основные сквозные блоки, содержащие: · тренерские компетенции (аудиторные); · тренерские компетенции (внеаудиторные) во взаимодействии с заказчиком; · тренерский опыт («пробы»); · продукты тренинга; · линии базового содержания. Слайд 3. Модели подготовки тренера: Модель процесса – это умение планировать тренинг, осознание его структуры, фасилитация групповых обсуждений, использование новых форматов, интерактивных методов работы с группой, понимание групповой динамики. Все эти модели могут развиваться параллельно (одновременно). Слайд 4. Девятишаговая модель подготовки к тренингу И.В. Вачкова. Шаг первый. Определение темы и цели тренинга как образа будущего результата: При определении темы и цели тренинга следует исходить из реальных запросов и трудностей реальных людей. Важно ответить себе ряд вопросов для того, чтобы построить конкретный образ будущего результата тренинга: 1) Что хотят получить будущие участники группы? 2) Чего группа и каждый ее участник реально смогут и должны достичь? 3) Что я смогу и должен для этого сделать? 4) Каков будет конечный результат нашей работы? Слайд 5. Шаг второй. Определение состава тренинговой группы: Для определения состава тренинговой группы ведущему необходимо знать: 1) Кто будет в группе? 2) Сколько человек? 3) Каково будет соотношение мужчин и женщин? 4) В чем заключаются психологические особенности участников? Рекомендуется заранее встретиться с будущими членами группы, познакомиться с ними, выяснить их ожидания от предстоящей тренинговой работы. Для эффективной работы оптимальным, по мнению многих специалистов, является 12 участников (без ведущего). Слайд 6. Шаг третий. Определение временных ресурсов: Нужно сразу спланировать: 1) Сколько всего будет проведено тренинговых занятий? 2) Как часто будут проходить встречи? 3) Сколько времени будет длиться каждое занятие? 4) Возможна ли протяженность тренинга несколько месяцев? Существуют три основные формы организации тренинговых занятий: интенсивный курс, регулярные занятия и эпизодические встречи. · Интенсивный курс предполагает проведение занятий ежедневно (по 3-8 часов в день) и может продолжаться от 3 дней до 2 недель. Он способствует глубинной проработке Я-концепций участников и более быстрому усвоению навыков и умений. · Регулярные занятия обычно проводятся 1-2 раза в неделю по 3-4 часа в день. Они позволяют систематически и последовательно производить изменения. · Эпизодические встречи— занятия могут происходить 1-2 раза в месяц. Организация группы в режиме эпизодических встреч имеет более клубную форму, хотя это не исключает возможности ее организации на принципах тренинговых групп. При этом ведущему следует стремиться к тому, чтобы каждая встреча была самостоятельным и завершенным событием. Слайд 7. Шаг четвертый. Формулировка проблем: Необходимо четко и ясно сформулировать проблемы, которые предстоит решить в процессе тренинга. Проблема – вопрос, на который в данный момент не существует однозначного ответа. Следовательно, формулировать проблемы нужно в вопросительной форме. Например, что нужно сделать, чтобы развить толерантность в отношении не похожих на тебя людей? Как снизить уровень агрессии подростков друг на друга? Каким образом повысить коммуникативную компетентность людей? Слайд 8. Шаг пятый. Формулировка задач: Задача — это цель деятельности, данная в определенных условиях. Задачу следует формулировать утвердительно. В ней должны содержаться требования к осуществляемой деятельности по достижению цели. Задачи, по мнению И.В. Вачкова, могут быть сформулированы для работы в системе представлений, отношений и умений участников. Примеры: o Для работы в системе представлений участников тренинга - помочь участникам осознать различия в их отношении к тем, кого они считают близким человеком и кого они считают чужим. o Для работы в системе отношений участников тренинга - дать людям опыт личного проживания ситуации общения с «похожими» и «непохожими» на них людьми для изменения привычно-негативного отношения к непохожим. o Для работы в системе умений участников тренинга - предложить модель конструктивного взаимодействия с людьми, которые объективно или субъективно воспринимаются как непохожие, чужие, и сформировать необходимые умения такого взаимодействия. Слайд 9. Шаг шестой. Подбор соответствующих психотехник: Важно, чтобы эти психотехники были направлены на решение поставленных задач. Для каждой задачи подбирается по три упражнения и, желательно, разных типов, т.е. требующих разных способов активности - вербальной, двигательной, образной. В тренинг, ведущий может включить только одно упражнение, но у него обязательно должен быть их запас, чтобы при необходимости легко можно было осуществить замену. В случае если тренинг планируется достаточно длительный, то уместно применение всех подобранных психотехник. Для успешной работы очень важно правильно подобрать упражнение и своевременно его использовать. Для выбора каждого последующего упражнения необходимо определить: 1) С чем вы хотите работать: характеристиками группы как объекта; индивидуальными особенности участников? 2) Какие изменения вы хотите произвести? 3) Используя какие упражнения, вы можете произвести эти изменения? 4) Насколько группа будет готова к выполнению данного упражнения? 5) Как можно подготовить группу к выполнению данного упражнения? 6) Какой будет получен материал (результат) для продвижения группы в содержательном плане после выполнения процедуры? 7) Что вы будете делать с этим результатом? Кроме этого, при подборе упражнений ведущему следует учитывать, насколько они интересны ему лично, соответствуют его стилю ведения группы. Тренер должен чувствовать и понимать психотехническую наполненность упражнения и программы занятия в целом Слайд 10. Шаг седьмой. Выделение модулей тренинга: В соответствии с выделенными на четвертом шаге проблемами можно определить те блоки (или модули), которые должны быть в тренинге. Необходимо рассчитать, сколько встреч надо включить в каждый блок. При этом рекомендуется учесть возможные перерывы во встречах. Слайд 11. Шаг восьмой. Составление сценарного плана тренинга: Реализация этого шага связана с распределением подобранных или разработанных упражнений по занятиям. При этом необходимо учитывать следующие критерии: 1) важнейшая решаемая упражнением задача; 2) время, которое необходимо затратить на упражнение; 3) совместимость упражнений друг с другом; 4) стадия групповой динамики, когда будет применено упражнение; 5) тип и степень активности участников, инициируемые упражнением (физическая подвижность или «сидячая» работа в кругу); 6) уместность применения упражнения в данный момент, готовность к нему участников). Слайд 12. Шаг девятый. Написание сценария тренинга с указанием цели каждого занятия и всех необходимых материалов: Записать сценарий тренинга необходимо максимально подробно, обращая внимание на детали при описании упражнений. Ведущему необходимо составить план каждого занятия на отдельной карточке с указанием названий упражнений. Все перечисленные в сценарии занятия материалы нужно приготовить заранее и оставить в тренинговом зале. Слайд 13. Используемые источники: 1. Алексей Викторович Сергеев, Анна Вадимовна Жукова, Татьяна Геннадьевна Коробенко, Бизнес-тренер. Профессия № 1; 2. Вачков И.В., Дерябо С.Д., Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе. — СПб.: Речь, 2004. — 272 с. Слайд 14. Спасибо за внимание!
|
|||
|