Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Методика «Распознавание эмоционально-выразительных движений (поз и жестов)». Применение в работе с детьми и подростками в норме и при патологии психического развития.



Методика «Распознавание эмоционально-выразительных движений (поз и жестов)». Применение в работе с детьми и подростками в норме и при патологии психического развития.

 

С начала 90-х годов в практику работы клинических психологов вошла новая диагностическая методика под вышеуказанным условным названием, пришедшая из экспериментальных научных исследований, проводимых в лаборатории ВНЦПЗ АМН СССР.

Методика была разработана для оценки социального состояния перцепции и состояния эмоциональной сферы у детей и подростков, больных шизофренией на примере способности к опознанию эмоционального состояния человека по его невербальному поведению (позе и жесту). Анна Евгеньевна Назаренко переработала материалы словаря жестов русского языка для применения в детской патопсихологии.

Исследовался перцептивный компонент общения у больных шизофренией: выявлены особенности опознания эмоциональной экспрессии человека в виде снижения направленности на эмоциональное состояние другого человека, снижение социальной направленности личности и социальной регуляции поведения, что изменяет способ познания мира, в том числе и познания другого человека.

 

Описание методики: методика относится к категории условно проективных методов, т.е. предполагает возможность неоднозначного ответа, проявляя индивидуальность испытуемого. Эти особенности усиливаются трудиционной для исследовательской школы Ю.Ф. Поляковой «глухой» инструкцией, не обозначающей способов выполнения задания.

Методика позволяет:

1. проводить диагностику в ходе социализации детей и подростков с разными типами отклоняющего развития, а не только при шизофрении (умственная отсталость, задержанное развитие, аффективная патология, нарушения пищевого поведения, психопатоподобные расстройства);

2. оценить влияние проективного компонента на уровень выполнения методики;

3. оценку качества распознавания позы или жеста по заложенным в методике параметрам ориентации на социально-перцептивные признаки в общении, избирательность социально-перцептивных эталонов;

4. оценку выполнения методики по другим показателям (характер высказывания испытуемого, склонность к соединению интерпретаций в единый рассказ и др., оценить параметры состояния половозрастной идентификации у испытуемого и т.п.)

 

«Глухая» инструкция: «Задание состоит из ряда карточек. Тебе надо рассмотреть каждую из них и сказать, что там изображено»».

Дополнительный вопрос: «Когда это бывает?» - задается не более 5 раз, иначе меняется смысл задания.
Стимульный материал состоит из 24 карточек с изображением жестов и поз, взятых из словаря русского языкового невербального общения А.А. Акишиной, К. Хано и Т.Е. Акишиной, 1980

.Особенность набора – контурное, схематичное изображение позового и жестового эмоционального выражения состояния, без мимического дополнения эмоций. Предполагает возможность неоднозначной интерпретации изображенного не только в эмоциональном контексте.

По типу поз и жестов карточки разделены на две группы: символические и экспрессивные.

1.Символические характеризуют произвольность и фиксированность, однозначность содержания движения, эмоционального состояния  (№№1-ученик на уроке, 3-«мольба», 7-«дурак», 8-«фиг», 11-«во», и два игровых жеста: 17-«рожки», 18-«нос»);

2.Экспрессивные характеризуют непроизвольность, спонтанность выполнения, менее жесткая связь между эмоциональным состоянием и формой его выражения. Эти позы и жесты могут выражать не только эмоциональное состояние, они могут быть многозначны, даже лишены эмоционального компонента (№№ 2-показать коготки, 4-бить себя по голове, 5-браться за голову руками, 6-«руки в боки»-поза женского доминирования, 9-«поза наполеона»-скрестить руки на груди-поза мужского доминирования, 10-стукнуть кулаком по столу, 12-прыгать, 13-развести руками, 14-голову положить на согнутую в локте руку, 15-закрыть лицо руками, 16-поднять вверх руки и слегка отклониться назад, 20-почесать затылок, 21-сжать кулаки перед грудью, 22-закрыть лицо руками и отклониться назад, 23-поставить руки перед грудью ладонями наружу, 24-потереть руками).

Оценка ответов производится как 1.правильная; 2.адекватная; 3.эмоциональная.
1 - Правильные ответы соответствуют содержанию данного жеста (позы), как эмоциональному, так и неэмоциональному, прямо его выражая, или только подразумевая.
2 - Адекватные ответы соответствуют фактическому изображению (например, фиксация выполнения каких-либо действий).
3 - Эмоциональные ответы содержат эмоциональную оценку состояния персонажей с учетом не столько точности опознания, сколько сам факт фиксации эмоционального состояния человека, изображенного на карточке.

Уровни распознаваемости жеста/позы:
1 – «не распознается», если правильные ответы дают от 0 до 24% данной возрастной группы; 2 – «плохо распознается», если правильные ответы дают от 25 до 49% детей данной возрастной группы; 3 – «распознается», если правильные ответы дают от 50 до 74% д.д.в.г.; 4 – «хорошо распознается», если ответы дают от 75 до 100% д.д.в.г.

 

Типа особых ответов: 1. Неправильное восприятие и описание деталей; 2. Путаются части тела человека; 3. Описывается только часть рисунка или говорится, что кажется изображенным на рисунке; 4. Неправильное восприятие частей тела, описываются неодушевленные стимулы; 5. Описываются преимущественно неодушевленные предметы; 6. При описании отмечается только наличие различных частей тела, отделяемых от изображенного человека; 7. Интерпретировалась перевернутая карточка (изначально карточки даются в одном положении); 8. Вычурные высказывания.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.