Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глава 1. Н. Г. Чернышев­ский: «Ошибочно было бы думать, что сильнейшее впечатление, производимое «Мертвыми душами», — смех; напротив, эта книга очень серьезная и грустная. Все лица в ней живые, все имеют глубокий смысл для того, кто хо­чет постичь нашу жи



 

КОНСПЕКТ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ Н.В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»

 

 

Цитата: «…Как глубоко заронилось в славянскую природу то, что скользнуло только по природе других народов…».

История создания: роман-поэма «Мёртвые души» создавался на протяжении почти 17 лет. Сначала Гоголь собирался написать вещь исключительно комическую. И основой вновь-таки послужил бы анекдот из жизни, рассказанный Гоголю Пушкиным: некий предприимчивый молодой человек продавал мёртвые души в опекунский совет и нажил на этом приличное состояние. Сюжет показался Гоголю весьма интересным, ведь он позволял описать в ходе путешествий главного героя всю Россию. Однако в процессе создания история усложнялась. Николай Васильевич стремился описать русскую душу со всеми её пороками и добродетелями.

 

!! При этом он опирался на «Божественную комедию» Данте: «Мёртвые души» задумывались как трёхчастный роман (в «Божественной комедии» — «Ад», «Чистилище», «Рай»). Гоголь написал полностью первую часть, принялся за создание второй, но остался ею недоволен и сжёг рукопись.

    

Смысл названия: Чичиков скупает «мёртвые души» (крепостных крестьян, которые фактически уже умерли, но по документам ещё живы), чтобы потом заложить их и получить приличную сумму денег. Но помещики, которые продают (или не продают) Павлу Ивановичу крестьян, сами фактически являются

«мёртвыми душами», закостеневшими в своём маленьком мирке и почти утратившими человеческий облик. Великое и святое, бессмертная человеческая душа — эти понятия невозможны в мире Маниловых, Коробочек и Собакевичей.

 

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: поэма (по авторскому определению); имеет

черты романа.

 

Жанровые особенности: неслучайно Гоголь назвал «Мёртвые души» поэмой: это лиро-эпическое произведение, в котором масштабная картина жизни переплетена с авторскими лирическими отступлениями и рассуждениями.

 

Время и место действия: действие происходит в середине XIX в. в городе NN.

 

 

Содержание

 

Глава 1

 

Чичиков приезжает в город и поселяется в гостинице. Во время обеда выясняет у трактирщика, какие помещики в городе самые влиятельные. На приёме у губернатора лично знакомится с Маниловым и Собакевичем, и они приглашают Чичикова в гости. Павел Иванович посещает руководство города и приобретает прекрасную репутацию.

 

Глава 2

Чичиков навещает Манилова, выслушивает его чрезмерные любезности и просит продать мёртвых душ. Манилов крайне удивлён. Они договариваются заключить сделку в городе.

Глава 3

 

Чичиков едет к Собакевичу, но плохая погода заставляет его поискать ночлега. Павел Иванович останавливается у помещицы Коробочки. Ей Чичиков тоже предлагает продать мёртвых душ. Коробочка удивляется, но особенно печётся о том, как бы не продешевить.

 

Глава 4

 

По дороге Чичиков заезжает в трактир, где встречает Ноздрёва. Он навещает и его и также выступает с предложением продать мёртвых душ, но Ноздрёву это неинтересно — разве что сыграть на души в шашки. Но эта игра чуть не заканчивается потасовкой, и Чичиков уезжает, очень сожалея, что вообще связался с таким несерьёзным человеком.

 

Глава 5

 

Чичиков приезжает к Собакевичу, обедает у него. Продать мёртвые души Собакевич соглашается сразу — только торгуется. Для оформления сделки Чичиков и Собакевич также запланировали ближайшую встречу в городе.

 

Глава 6

 

После этого Чичиков приезжает к Плюшкину. Грязная полуразрушенная деревня, в которой живёт этот помещик, наводит тоску. На самого Плюшкина жалко смотреть: грязный, ободранный. Плюшкин охотно продаёт Чичикову мёртвые души (у него таких порядочно). Чичиков отправляется в гостиницу.

 

Главы 7–8

 

Чичиков оформляет сделки с Плюшкиным и Собакевичем. По всему городу распространяются известия о покупках Чичикова и его невиданном богатстве. Павла Ивановича везде охотно принимают. Но его тайну раскрывает Ноздрёв, громко сообщив на балу о мёртвых душах.

 

Глава 9

 

Коробочка, приехавшая в город, чтобы узнать уровень цен на мёртвых душ, тоже подтвердила информацию о Чичикове. Парадоксально, но в связи с этим распространилась информация, что Чичиков хочет похитить дочку губернатора. Павлу Ивановичу запретили приближаться к губернаторскому дому. Его фигура окутана тайной. Чтобы всё о нём выяснить, помещики решили собраться у полицмейстера.

 

Главы 10–11

 

Но собрания ничего не дали: Чичиков остался загадкой. Сам же Павел Иванович, когда понял, что его нигде не принимают, и узнал, что он подозревается в изготовлении фальшивых денег и планах похищения губернаторской дочки, поспешил покинуть город NN. В конце первого тома рассказывается о детстве Чичикова и его жизни до скупки мёртвых душ.

 

Эпическое и лирическое начала в поэме

 

Эпос Лирика
· широкий охват действительности, множество действующих лиц; · сюжетность произведения — описание похождений Чичикова · лирические авторские отступления, прерывающие развитие сюжета. Автор оценивает поступки героев, размышляет о смысле жизни, о судьбе России, о тайнах творчества; · особенно ярко проступает в изображении народа и описаниях природы

Авторское определение жанра: "...все мои средства и все мое существование заключены в моей поэме..." (Н. В. Гоголь — П. А. Плетневу, 7 января 1842 г.).

Лирические отступления

 

  Тема Цитаты из начала и конца
Глава V  «О метком русском слове»   «…Выражается сильно российский народ!.. <…> …как метко сказанное русское слово…»
Глава VI «О юности и впечатлениях» «…Прежде, давно, в лета моей юности… <…> …О моя юность! о моя свежесть!..»
Глава VII «О двух типах писателей»  «…Счастлив путник, который после длинной, скучной дороги… <…> …величавый гром других речей…»
Глава XI «О любви автора к Руси» «…Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу… <…> …у! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!..»
Глава XI «О дороге» «…Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!.. <…> … сколько перечувствовалось дивных впечатлений!..»
Глава XI «О быстрой езде и птице тройке» «…И какой же русский не любит быстрой езды?.. <…> … дают ей дорогу другие народы и государства…»

Иные отступления, на которые нужно обратить внимание для части С:

  Тема Цитаты начала и конца
Глава I  «О толстых и тонких»   «…Увы! толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои... <…> …спускают, по русскому обычаю, на курьерских всё отцовское добро...»
Глава II «О видах известных» «…Едва только ушел назад город…<…> … Словом, виды известные…»
Глава II «О трудностях в изображении характеров» «…Гораздо легче изображать характеры большого размера… <…> …изощренный в науке выпытывания взгляд…»
Глава III «О веселом и печальном» «…Не то на свете дивно устроено… <…> … и уже другим светом осветилось лицо...»
Глава IV «О людях, умеющих нагадить» «...Есть люди, имеющие страстишку нагадить ближнему... <…> ...дивишься, пожимая плечами, да и ничего более…»
Глава V «Об однообразии жизни» «…Везде, где бы ни было в жизни, среди ли черствых… <…> … пропал из виду дивный экипаж…»
Глава VIII «О читателях» «…Таково на Руси положение писателя!.. <…> … надо признаться, бывают еще мудренее…»
Глава IX «Об именах и личностях» «…Какое ни придумай имя… <…> …словом, вмиг смекнет, в чем дело...»
Глава X «О дураках и заблуждениях» «…щедр человек на слово дурак… <…> …над которыми также потом посмеются потомки…»
Глава XI «О страстях» «…мудр тот, кто не гнушается никаким характером… <…> ...для неведомого человеком блага...»

 

Гоголь задумал грандиозное сочинение, в котором он собирался отразить все стороны жизни России. Гоголь писал Жуковскому о замысле своего произведения: «Вся Русь явится в нем».

 

С замыслом связан и смысл заглавия произведения. Само название «Мертвые души» заключает в себе, как известно, парадокс: душа бессмертна, значит, она никак не может быть мертвой.

 

Основная проблема «Мертвых душ» — это духовная смерть и духовное возрождение человека.
Автор исследует причины нравственной деградации помещиков, чиновников, Чичикова, выявляет удручающие последствия этого процесса.

 

В «Мертвых душах» преобладает сатирический пафос: писатель обличает нравы помещиков и чиновников, пагубные страсти, пороки представителей господствующих сословий.

 

Тема родины и народа в поэме

 

Утверждающее начало в поэме связано с темой народа: Гоголь восхищается его богатырской силой и живым умом, его метким словом, всевозможными талантами. Гоголь верит в лучшее будущее России и русского народа.

 

Гоголь говорит, что крестьяне в массе своей невежественны, забиты и ограниченны: дворовая девчонка Коробочки не имеет представления, где право, где лево; Петрушка и Селифан тупы и ленивы; дядя Митяй и дядя Минай только на то и способны, что рассуждать, доедет ли бричка Чичикова до Москвы и Казани. Однако Гоголь выдвигает мысль о том, что русский народ имеет таланты и творческие способности: в лирическом отступлении о русском языке, в отступлении о птице-тройке, в характеристике «ярославского расторопного мужика».

 

«Урок царям» преподан автором «Мертвых душ» «Повестью о капитане Копейкине» Время ее действия точно обозначено: «через шесть лет после французов». Это время разгара александровской реакции, время Аракчеева и зарождения декабристского движения. Капитан Копейкин — один из участников войны 1812 года, которого последовавшая за ней реакция превратила из защитника Отечества в разбойничьего атамана. Об угрозе революционного «бунта» в России и напоминает «Повесть о капитане Копейкине». В лирических отступлениях о Руси и о птице-тройке Гоголь высказывает свое отношение к будущему России. «Русь, куда же несешься ты?» Этот вопрос обращен не к «гордому коню» — символу русской государственности, а к «птице-тройке» — символу национальной стихии русской жизни, ее грядущего и всемирно-исторического самоопределения.

ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ

 

Гоголь — непревзойденный мастер портрета. Создавая образы своих персонажей, он обращает внимание на жес­ты, манеру говорить, передвигаться, умело выделяет «гово­рящие» детали внешнего облика героев. Придавая большое значение мелочам быта, писатель характеризует своих героев и через определенный круг вещей, которыми они окружены, через особенности веде­ния хозяйства и даже внешний вид дома, в котором они живут
Косола­пость, сходство с медведем Собакевича, расплывчатость черт пустого мечтателя Манилова, внешняя неопределенность пола скупердяя Плюшкина. Невозможно представить себе Коробочку без мно­жества маленьких пестрядевых мешочков с монетами, Ноздрева — без музыки сломанной шарманки, постоянно сбивающейся с одной мелодии на другую; Плюшкина мы видим в темной захламленной конурке с жалким свеч­ным огарком в руке, а Собакевича — в окружении мебели, имеющей странное сходство со своим медведеподобным хозяином.

Н. Г. Чернышев­ский: «Ошибочно было бы думать, что сильнейшее впечатление, производимое «Мертвыми душами», — смех; напротив, эта книга очень серьезная и грустная. Все лица в ней живые, все имеют глубокий смысл для того, кто хо­чет постичь нашу жизнь...». Гоголевская сатира делает «Мертвые души» предельно выразительными именно пото­му, что объективные, точные и верные картины действи­тельности, типичные фигуры, обстоятельства, явления мно­гократно усилены здесь авторской иронией.

 

                 

1. Манилов (глава II) Приятный, но скучный и ленивый мужчина средних лет. Мало занимается своей усадьбой. В его деревне 200 крестьянских изб. Крестьяне Манилова ленивы, как и сам хозяин. Манилов любит сидеть в своем кабинете и мечтать целый день, куря трубку. Романтичный и чувствительный мужчина, любящий свою семью. Манилов стал первым помещиком, к которому Чичиков приехал за покупкой душ. Образ этого помещика неоднозначен. С одной стороны, он создает приятное впечатление – Манилов приятный и воспитанный человек, но тут же отметим, что он апатичный и ленивый. Манилов – это человек, который всегда подстраивается под обстоятельства и никогда не выражает своего настоящего мнения по тому или иному поводу – Манилов принимает наиболее выгодную сторону.
2. Коробочка (глава III) Старая вдова. Она – хорошая хозяйка, бережливая и запасливая, глуповатая и подозрительная старуха. В ее деревне всего 80 душ. Крестьяне Коробочки работают исправно, а хозяйство хорошо отлажено. Избы и постройки в усадьбе Коробочки целые и крепкие. Коробочка торгует товарами, которые производят ее крестьяне. Образ этой помещицы, пожалуй, воспринимается в целом как позитивный и приятный. Коробочка не отличается умом, она глупая и, в некой мере, необразованная женщина, но при этом она смогла удачно себя реализовать в качестве помещицы, что значительно возвышает ее восприятие в целом. Коробочка слишком простая – в некоторой мере ее повадки и привычки напоминают стиль жизни крестьян, что не впечатляет стремящегося к аристократам и жизни в высшем обществе Чичикова, но зато позволяет Коробочке жить вполне счастливо и вполне успешно развивать свое хозяйство.
3. Ноздрев (глава IV) Молодой вдовец, 35 лет. Бойкий, веселый и шумный. Любит развлекаться и пьянствовать. Не может сидеть дома более одного дня. Мало занимается своей усадьбой и крестьянами. Не занимается своими двумя детьми. Держит целую стаю собак и любит их больше, чем своих детей. Ноздрев, к которому приезжает Чичиков, после Коробочки, воспринимается совсем иначе. И это не удивительно: кажется, что Ноздрев не смог полноценно себя реализовать ни в одной сфере деятельности. Ноздрев – плохой отец, который пренебрегает общением с детьми и их воспитанием. Он плохой помещик – Ноздрев не занимается своей усадьбой, а только спускает все средства. Жизнь Ноздрева – это жизнь человека, предпочитающего выпивку, гуляния, карты, женщин и собак.
4. Собакевич (глава V) Возраст от 40 до 50 лет. Женат. Внешне похож на медведя. Здоровый и крепкий. Неуклюжий, грубый и прямолинейный. Основательно занимается своим поместьем. У его крестьян избы крепкие и надежные. Любит хорошо поесть. Зажиточный помещик.   Этот помещик вызывает неоднозначное мнение. С одной стороны он грубый, мужиковатый человек, но с другой стороны, эта простота позволяет ему вполне успешно жить – все постройки в его усадьбе, включая дома крестьян, сделаны на совесть – нигде не найдешь чего-то прохудившегося, крестьяне его сыты и вполне довольны. Сам же Собакевич часто трудится вместе с крестьянами на равных и не видит в этом ничего необычного.
5. Плюшкин (глава VI) Богатый помещик. У него около 1000 душ. У него много мертвых и беглых душ. Плюшкин живет как нищий человек: ходит в обносках и питается сухарями. Он ничего не выбрасывает. Его крестьяне живут в старых, ветхих домах. Он завышает цены и не продает товары купцам, поэтому товары гниют в кладовых. Образ этого помещика, пожалуй, воспринимается как самый негативный – он скупой и злой старик. Плюшкин внешне похож на нищего, так как одежда его невероятно прохудилась, дом его похож на развалины, как впрочем и дома его крестьян. Плюшкин живет необыкновенно экономно, но делает это не потому, что в этом есть необходимость, а из-за чувства жадности – он готов выбросить испортившуюся вещь, но только не применять ее во благо. Именно поэтому на его складах сгнивают ткань и продукты, но при этом его крепостные ходят голодные и оборванные.

 

 

Третьестепенные персонажи

 

Селифан Селифан – это кучер Чичикова. Как и большинство простых людей, он необразованный и глуповатый человек. Селифан предано служит своему хозяину. Типично для всех крепостных, он любит выпить и часто бывает рассеян. Петрушка Петрушка – второй крепостной в подчинении Чичикова. Он служит в должности лакея. Петрушка любит читать книги, правда, он не много понимает из прочитанного, но это не мешает ему получать удовольствие от самого процесса. Петрушка часто пренебрегает правилами гигиены и поэтому он него исходит непонятный запах.
Мижуев Мижуев приходится зятем Ноздреву. Мижуев не отличается благоразумием. По своей сути он человек безобидный, но очень любит выпить, что значительно портит его образ. Феодулия Ивановна Феодулия Ивановна – жена Собакевича. Она простая женщина и своим повадками напоминает крестьянку. Хотя, нельзя сказать, что поведение аристократов для нее совсем чуждо – некоторые элементы все же присутствуют в ее арсенале.

 

 

СИМВОЛИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ДОРОГИ

 

 

ВСТАВНАЯ ПОВЕСТЬ О КАПИТАНЕ КОПЕЙКИНЕ

 

Капитан Копейкин, в войне 1812 года потерявший руку и ногу, пытается себе оформить материальную помощь. Много времени пришлось потратить герою, чтобы добиться конечного результата. Однако он не получил денежные выплаты, вельможа просто выгнал его. История заканчивается тем, что капитан Копейкин, по слухам, возглавил банду разбойников.

!!! Основная идея

Н. В. Гоголь, помещая повесть о капитане Копейкине, особую роль отводит вечному ожиданию решения. Герою приходится подолгу простаивать в очереди, чтобы добиться аудиенции. Служащие только обещают ему помочь, однако ничего не делают для этого. Им нет дела до простого народа, который защищал страну в военное время. Для вышестоящих людей совершенно не важна человеческая жизнь. Их волнуют только деньги и те, кто ими владеет.

Писатель показал, как равнодушие со стороны правительства заставляет честного человека стать разбойником.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.