|
|||
Фототаблица
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» Юридический факультет
Курсовая работа По дисциплине: «Судебная фотография и видеозапись» на тему: «Методы судебной фотографии»
Выполнил: Студент 2 курса очной формы обучения гр. 1119СОЭ1 Филатов Константин Максимович Рецензент: старший преподаватель Моштылева Екатерина Сергеевна
Нижний Новгород
Филатов Константин Максимович, студент кафедры судебной экспертизы. В 2019 году поступил на юридический факультет ННГУ В рамках изучения
Оглавление Введение. 4 Глава I. Теоретическая часть. 6 § 1.1. Панорамная фотосъемка. 6 § 1.2. Измерительная фотосъемка. 11 § 1.3. Макрофотосъемка. 16 § 1.4. Метод репродукционной съемки. 22 § 1.5. Метод сигналитической фотосъемки. 25 Глава II. Практическая часть. 28 § 2.1. Фотосъемка места происшествия. 28 § 2.2. Сигналетическая фотосъемка. 50 § 2.3. Фотосъемка типичных объектов. 51 § 2.4. Фоторепортаж на свободную тему. 81 Заключение. 81 Список использованной литературы.. 81
Введение Судебная фотография – это раздел криминалистики, изучающий средства, способы и приемы фиксации доказательств и их исследования с помощью фотографических средств. Как раздел науки судебную фотографию традиционно подразделяют на две части: запечатлевающую и исследовательскую фотографию. Следует также выделять в структуре судебной фотографии методологический подраздел. Как учебная дисциплина судебная фотография предполагает изучение основ общей фотографии. Общая фотография – это подраздел учебной дисциплины судебной фотографии, предполагающий изучение общей теоретической части фотографии, изучение основ экспозиции, композиции, построения кадра, средств фотографирования, структуры фотоаппарата и его основных частей, способов контроля за экспозицией. В рамках судебной фотографии используются общие сведения о фотографии, а также специальные правила, связанные с реализацией основных целей и задач судебной фотографии. Цели и задачи судебной фотографии формулирует методологический подраздел судебной фотографии. Фотография (от греч. photos — свет и grafo — пишу) — способ построения в фокальной плоскости светочувствительного слоя (матрицы фотоаппарата) изображения, направленный на выделение и собирание пучка света с помощью оптической системы объектива и проекции данного пучка света на фокальную плоскость. Фотография как результат фотографирования является готовым проэкспонированным изображением. Первой работой по вопросам использования фотографии в борьбе с преступностью стала книга С. М. Потапова «Судебная фотография» (1926 г.), в которой он дал определение судебной фотографии как системы «научно выработанных методов фотографической съемки, применяемой в целях раскрытия преступлений и представления суду наглядного доказательственного материала». втор разделил систему судебной фотографии на судебно-оперативную фотографию и судебно-фотографическую экспертизу. Первая, по его мнению, содержит методы запечатлевающей фотосъемки: сигналетический, метрический, масштабный, репродукционный. Вторая охватывает три вида экспертизы: для установления тождества, выявления недоступных обычному зрению деталей и для обнаружения невидимого. Сегодня выделяют следующие основные методы запечатлевающей фотографии: метод панорамной фотосъемки, сигналитической, репродукционной, измерительной, макросъемка, стереометрической фотосъемки. Методы исследовательской фотографии базируются на научных методах криминалистики, при использовании фотографических средств с целью выявить и исследовать след, предварительно зафиксировав его изображение. К методам исследовательской фотографии относят метод фотографирования в УФ и ИК изучениях, фотографирование в рентгеновских лучах, метод цветоделения, метод контрастирования, метод микросъемки. Данный список не является исчерпывающим. В данной работе мы подробно изложим основные аспекты, правила применения того или иного метода, систематизируем полученные знания, оценим перспективы развития данных методов, сравним применение в каждом методе классических фотографических средств и мобильных фотографических средств. Предметом курсовой работы являются система правил применения каждого из классических методов судебной запечатлевающей фотографии.
Глава I. Теоретическая часть § 1.1. Панорамная фотосъемка Панорамная фотосъемка – это метод запечатлевающей фотографии, направленный на фиксацию большего объема фиксируемой на изображении информации за счет изменения стандартного соотношения между сторонами кадра, как правило, с помощью увеличения в длину или в ширину. В методе панорамной фотосъемки могут быть применены широко распространенные зеркальные фотоаппараты, которые также могут иметь специальный режим «панорама» или же могут быть сделаны несколько кадров, которые будут преобразованы в панораму на дальнейшем этапе постобработки фотографии. Программа AdobeLightroom позволяет обрабатывать RAW снимки для создания единого и целостного изображения. Существуют также разнообразная специальная фотографическая аппаратура, имеющая структуру, позволяющую создавать панораму. Типичными объектами панорамной фотосъемки являются: 1) объекты, имеющие значительную протяженность, которую невозможно зафиксировать в рамках обычного кадра (трубы, краны, ограждения, электрические сети) 2) Продолжительные следы (дорожка следов ног, следы шин автомобиля) 3) Участки местности, которые необходимо зафиксировать при производстве осмотра места происшествия (железная дорога, трасса, места катастроф) 4) Объекты, части которых расположены на значительном расстоянии друг от друга (обломки автомобиля при аварии, расчленённый труп) 5) Отдельные здания и иные сооружения, а также помещения, находящиеся в них (жилые дома, мосты, тоннели, отдельные комнаты) 6) Транспортные средства, имеющие значительную протяженность в длину (поезда, водный транспорт) Применяя фотоаппарат общего назначения, объект фотографируют по частям, а полученные фотоснимки совмещают в один панорамный снимок. Съемку производят способом линейной или круговой панорамы. Круговая панорама предполагает съемку объекта с одного места. Фотоаппарат последовательно поворачивается вокруг вертикальной (горизонтальная панорама) или горизонтальной (вертикальная панорама) оси. Она применяется в ситуациях, когда на снимке необходимо запечатлеть значительное пространство и этому не препятствуют находящиеся на местности сооружения, строения и т. п. объекты. Съемка производится с расстояния не менее 50 м. Линейная панорама предполагает перемещение фотоаппарата параллельно снимаемому объекту и на небольшом расстоянии от него. Если объект съемки имеет преобладающее горизонтальное направление (вытянутое по фасаду здание, шоссейная дорога, дорожка следов ног, железнодорожная платформа и т.д.), панорама именуется горизонтальной. Если же снимаемый объект располагается вертикально (вышка, узкое высокое здание, лестница), панорама называется вертикальной. Объекты с вертикальной ориентацией при возможности должна быть произведена из окон или с балконов многоэтажного дома, с вышек, пожарной лестницы, подъемной площадки аварийной машины. Иногда возникает необходимость сфотографировать объект, части которого расположены в различных направлениях. В таких случаях часто используют комбинированный тип панорамной съемки, состоящий из вертикального и горизонтального рядов фрагментов, образующих прямой угол. В отдельных случаях панорама составляется из фрагментов, образующих несколько вертикальных и горизонтальных рядов. Такая панорама называется многоярусной. Общие правила проведения панорамной фотосъемки: 1. Используется при производстве панорамной фотосъемки штатив или устойчивая жесткая опора; 2. Кадрирование нижней части кадра должно проходить по условно обозначаемой нижней линии съемки, что необходимо для целостности панорамного изображения. 3. При фотографировании панорамы по кадрам, необходимо помнить о том, что в дальнейшем кадры будут монтироваться и часть информации по краям будет пропадать, поэтому необходимо «дублировать» информацию, т.е. так составлять следующий кадр, чтобы 15-20% с левого края повторял изображение 15-20% с правого края предыдущего кадра (при горизонтальной панораме). Этот небольшая повторяющаяся часть кадров называется «зона перекрытия» кадров, позволяющая затем произвести без потерь информации монтаж полного изображения; 4. Должны сохраниться некоторые настройки кадров, чтобы панорама выглядела целостно: масштаб, кратность увеличения, фокусное расстояние, настройки экспозиции (значение выдержки, диафрагмы и ISO). Минимальные различия экспозиции допустимы, так как при фотографировании может изменяться интенсивность естественного освещения. Для панорамной съемки необходимо соблюдать специфичные правила, связанные с сохранением перспективы кадра 5. При линейной панорамной фотосъемки фотографировать необходимо с одинакового расстояния, т.е. не сближаться с объектом съемки и не отдаляться от него. 6. При линейной и круговой панорамной фотосъемки необходимо держать фотоаппарат так, чтобы фокальная плоскость была параллельная плоскости изображаемого объекта, т.е. во время фотографирования кадров не рекомендуется наклонять фотоаппарат или оттягивать на себя. Существует также и ряд рекомендаций, связанных с экспозицией и другими настройками при производстве панорамной фотосъемки на относительно открытой местности. «При фотосъемке панорам более всего подходят широкоугольные объективы с фиксированным фокусом, китовый 14 или 18 мм, 50 мм, дающие большой угол обзора для передачи пространства, построения линейной перспективы. Объективы с большим углом обзора при фотосъемке могут искажать изображения»[1]. Фотографирование в RAW формате позволяет добиться лучшего, т.е. качества без потери при обработке, с сохранением наибольшего числа деталей, а, следовательно, и информации. Панорамная фотосъемка часто используется при осмотре места происшествия в обзорной и ориентирующей фотосъемке. Например, при осмотре места происшествия, связанного с ДТП следует учитывать, что основным объектом обзорной фотографии является именно дорога как участок местности и прилегающие к ней территории, а не сама авария, автомобиль как событие на этой дороге. Поэтому при производстве панорамной фотосъемки следует проработать точки фотосъемки ДТП и при возможности высоту точек съемки. Фотоаппарат располагается от места происшествия на таком расстоянии, чтобы в кадре размещались по высоте все основные элементы обстановки происшествия и часть дороги. Особенностью съемки здесь является тот факт, что точки съемки определяются с четырех противоположных сторон по направлению движения транспортных потоков.[2] Наиболее важными аспектами при проведении панорамной фотосъемки мы выделили следующие положения: 1). Панорамная съемка должна отражать всю полноту информации о пространстве, местности, где проводят следственное действие. Для этого должны быть выбраны наиболее удобные точки съемки, выбрана наиболее оптимальная высота съемки. Следует помнить о целях определенного вида фотосъемки, о том, почему вы используются именно панорамную съемку – для ориентирования. 2). Панорамная съемка должна быть целостной, для этого необходимо минимизировать перспективные искажения, различия в экспозиции, контрастности, тональности кадров и.т.д. Типичные ошибки: отсутствует параллельность фокальной плоскости и плоскости объекта, приближение или отдаление от объекта фотографирования специалиста при производстве линейной панорамы, поворачивание фотоаппарата по вертикальной оси при создании круговой аппараты, неиспользование специальных технических приспособлений – штатива с закреплением высоты фотоаппарата, фотографирование не в ручном режиме, а в автоматическом (камера может к каждому кадру подбирать разные настройки экспозиции), злоупотребление режимом «панорама» в современных фотоаппаратах (данный режим дает определенные искажения). 3). Необходимо составлять панораму из оптимального количества кадров (приблизительно 5-6 кадров). Большое количество кадров затрудняет последующий монтаж панорамы, малое количество кадров может не запечатлеть определенную информацию с места происшествия. 4). Важным вопросом является соблюдение такой плотности кадров, которая позволяет запечатлеть весь объект фотосъемки целиком.
§ 1.2. Измерительная фотосъемка Особое место при производстве криминалистических экспертиз занимает измерительная фотосъемка. Измерительной съемкой называют метод запечатлевающей фотографии, направленный на фиксацию объекта фотосъемки и обеспечение возможности дальнейшего установления его действительных геометрических характеристик, масштаба, абсолютного размера объекта или пространственных характеристик между разными объектами измерительной фотосъемки. Также эксперт способен проиллюстрировать материал своего заключения и доказательственную значимость установленных им фактических данных с помощью сопоставления нескольких измерительных фотоснимков. Фотоснимки в измерительной фотографии становятся непосредственными объектами исследования (измерительные снимки используются для дешифрации, с целью определения размеров объектов и расстояний между ними). При этом «результаты использования фотографических методов выступают в качестве приложения таких методов, как измерение, сравнение и моделирование».[3] Однако наибольшее количество измерительных фотоснимков осуществляются в процессе осмотра места происшествия. В условиях ограниченного времени реализуется основная цель измерительной фотографии – запечатлеть не информацию о пространственных характеристиках объекта, а запечатлеть объект (объекты) так, чтобы была возможность позже исследовать фотоснимок, дешифровать его изображение и получить информацию о пространственных характеристиках, ориентации объекта, расположения, но именно в абсолютных величинах, а не относительно иных объектов, как, например, в панорамной фотографии. Это говорит о новых аналитических задачах судебной фотографии.
Рассмотрим основные методы измерительной фотосъемки. Масштабная линейная съемка – это простейшая разновидность измерительной съемки. С ее помощью определяются линейные размеры сфотографированных предметов посредством сравнения их изображения с изображением масштаба на фотоснимке. При производстве масштабной фотосъемки используют криминалистическую масштабную линейку и располагают ее в непосредственной близости к объекту фотосъемки, что позволяет в дальнейшем по фотографии определить масштаб и размеры объекта. Типичными объектами измерительной фотографии являются следы, орудия преступления, документов, иных предметов и вещественных доказательств, т.е. данный способ применяется в узловом и детальном видах фотографии. Во многом общие правила масштабной фотографии направлены на правильное применение и расположение масштабной линейки. 1). Запрещается располагать масштабную линейку непосредственно на объекте, чтобы не перекрывать индивидуальные признаки, которые должны быть зафиксированы фотокамерой. 2). Обязательное помещение масштабной линейки в одной плоскости с объектом фотографирования; 3). Оптическая ось объектива должна быть перпендикуляра плоскости объекта фотографирования, при том если объект объемный, многогранный, то необходимо ориентироваться на ту плоскость, в которой расположена масштабная линейка. Как правило, это верхняя грань объекта. 4). Рекомендуется использовать дополнительное техническое оснащение, например, штативы и средства освещения. Для каждого типичного объекта фотосъемки разработаны специальные рекомендации по применению линейной масштабной фотосъемки. Например, измерительная линейка при фотографировании ножа должна начинаться с начала лезвия (со стороны рукоятки), это же правило относится и к иным холодным орудиям преступления (топор, пила). При фотографировании следов взлома измерительная линейка располагается параллельно предположительному направлению действий взломщика, она должна измерять непосредственные следы, оставленные на деревянной или металлической поверхности. Следующая разновидность измерительной фотосъемки – это масштабная фотосъемка с глубинным или ленточным масштабом, ее также называют метрической фотосъемкой. Данный способ измерительной фотографии используется при фиксации места происшествия с большим разнообразием предметов, следов и вещественных доказательств, которые расположены в хаотичном порядке, для фотографирования в помещениях, для фотографирования в условиях, когда невозможно по каким-либо причинам приблизиться к объекту фотосъемки. Главной целью использования данного способа является фиксация пространственных характеристик между определенными объектами фотосъемки, формированием общего понятия взаимодействия запечатленных фотоаппаратом материальных элементов преступления. В качестве масштаба при этом используется бумажная лента (до 10 метров) с нанесенными на ней делениями, равными фокусному расстоянию объектива. Деления ленты обычно окрашиваются в чередующиеся черные и белые цвета, на белых клетках ставятся номера (1-3-5-7 и.т.д.). Лента помещается на полу (земле) у точки отвеса, опущенного от передней плоскости объектива. «Измерение по фотоснимку с помощью изображения глубинного масштаба основаны на зависимости негативного уменьшения предмета от числа фокусных расстояний, уменьшающихся между аппаратом и объектом съемки».[4] Реальное расстояние до объекта равен произведению зафиксированного расстояния на фотографии на разность соответствующего значения на ленточном масштабе и единицы. При этом стоит помнить, что увеличение фотографии при печати вводиться соответствующая поправка на масштаб уменьшения. Наиболее сложный метод измерительной фотографии – измерительная фотосъемка с помощью квадратного масштаба, который представляет с собой квадрат из бумаги или картона размером 50 на 50 см. Непосредственно при фотографировании его располагают так, чтобы одна из его сторон совпадал с нижней границей кадра. Обычно его выравнивают по центру. Следует помнить, что при использовании данного метода следует использовать хороший объектив, т.е. с минимальным воздействием геометрических аберраций, в частности, дисторсий. Аберрации наиболее проявляют себя у краев кадра. На готовый фотоснимок накладывают шаблон и размечают по нему перспективу. «Размер объекта, запечатленного на фотографии, определяется посредством установления «масштаба уменьшения», для чего замеряют размер проекции на уровне объекта. Полученный размер делят на величину стороны квадрата и получают масштаб уменьшения изображения в данной точке».[5] Данный коэффициент умножают на размер объекта на изображении. Данные методы являются базовыми для измерительной фотографии, они предоставляют возможность на месте преступления зафиксировать пространственных характеристики и впоследствии путем аналитических, математических расчётов высчитать реальные размеры объекта.
§ 1.3. Макрофотосъемка Макросъемка представляет с собой метод запечатлевающей фотосъемки, осуществляемый фотоаппаратом без применения микроскопа, для запечатления небольших по размеру объектов съемки, а также различных следов в крупном масштабе. Однако ряд авторов относят макросъемку к методам исследовательской фотографии, так как происходит запечатление слабовидимых или невидимых без использования специальных технических средств (фотоаппарата) средств. Мы считаем, что макросъемка относится к методам измерительной фотографии, так как при применении данного метода мы не воздействуем иным образом на объект фотосъемки, не используем методику других наук и не используем специальные технические средства (могут быть и другие мнения, так как макронасадка, например, может быть рассмотрена как специальное техническое средство). Тем не менее, макросъемка не используется в исследовательских целях, а имеет своей целью иллюстративную демонстрацию материала. Макросъемка может проводиться как со съемным объективом (нормальный объектив, телеобъективы не используются), так и со встроенным объективом (макрообъектив). Фотоаппаратом с несъёмным объективом данная съемка возможна с использованием режима «макросъёмка» или с использованием насадочной линзы (макролинзы). «Фотоаппаратом со съёмным объективом также возможно использование макролинзы, а также макрообъектива, макроприставки (мехов) или удлинительных колец».[6] Наиболее простой способ осуществления макросъемки – использование наибольшего значения фокусного расстояния. Фокусное расстояние - это расстояние от задней (или второй) главной точки объектива до его фокальной плоскости при вхождении в объектив пучка света, параллельного его оптической оси. Данный способ не всегда эффективен. Во-первых, затруднительно сфотографировать объект с максимальным фокусным расстоянием и максимально возможной резкостью, вследствие чего приходиться либо жертвовать качеством, либо уменьшать масштаб. Во-вторых, существует риск «смазать», т.е. сделать фотографию нерезкой в результате действия «шевеленки». При наибольшем фокусном расстоянии камера наиболее чувствительная к дрожанию рук и иному воздействию (покачиванию), именно поэтому не используются телеобъективы. Следует использовать специальные технические средства, если необходимо снимать небольшой объект на максимальное фокусное расстояние. При наибольшем фокусном расстоянии более сильное воздействие аберраций, в первую очередь подушкообразной дисторсии. Объект фотосъемки располагают по центру кара, чтобы влияние аберраций было минимальное. Необходимо подобрать такое расстояние от объекта до фотокамеры, чтобы резкость была максимальной (на практике это оценивается субъективно фотографом). При постобработке следует кадрировать снимок так, чтобы большую часть кадра занимал объект съемки, какой-либо след или предмет. Следует отметить, что макросъемка проводиться с целью запечатления следов, которые трудно увидеть невооруженным взглядом (но возможно), а впоследствии будет использоваться как иллюстративный материал, с помощью которого будут наглядно продемонстрированы данные следы. Поэтому исключительно важное значение имеет именно резкость фотоснимка. Могут быть также запечатлены особенности рельефа, различные следы механического, химического или иного воздействия (царапины, следы воздействия пламени, следы воздействия красителя, следы взлома). Макросъемка может быть осуществлена путем использования насадочной линзы (макролинзы) – дополнительного оптического приспособления, прикрепляемого к главной линзе объектива фотоаппарата, изменяющего величину его фокусного расстояния. Действие макролинзы можно сравнить с действием лупы, т.е. это простая оптическая система, состоящая из одной линзы. Следует помнить, что макролинза будет поглощать часть света, т.е. светосила объектива фактически уменьшится за счет дополнительной линзы, что негативно повлияет на глубину резкости изображения. Поэтому хоть макролинза и удобна в использовании, мобильна, но тем не менее, если вы фотографируете на не светосильный объектив или фотографируете в условиях с недостаточным светом (что чаще всего происходит при фотографировании следов методом макросъемки нам есть преступления) рекомендуется отдать предпочтение макрообъективу или удлинительным кольцам. Макрообъектив – это специальный оптический прибор, предназначенный для макросъемки съемки. Их оптические системы конструктивно созданы с тем, чтобы минимизировать аберрации при фотосъемке с близкого расстояния, увеличить максимальное фокусное расстояние при минимальном уменьшении его светосилы. Выделяют макрообъективы длиннофокусные и короткофокусные. Длиннофокусные макрообъективы использует для фотографирования мелкой фауны (насекомых). Для задач судебной фотографии более востребованы короткофокусные макрообъективы. Их достоинством является более точная детализация, они способны наводиться на резкость с фокусного расстояния 40-60 мм. Однако на практике макрообъективы не всегда присутсвуют в арсенале фотографа из-за их дороговизны. Более мобильным и дешевым вариантом являются удлинительные кольца (макрокольца). Это специальные приборы, представляющие с собой дополнительное конструктивное кольцо (без оптики) для объектива, которое прикрепляется между объективом и тушкой фотоаппарата (через байонетное крепление) и выполняет функцию увеличения фокусного расстояния. В отличие от отдельного макрообъектива макрокольца более дешевый, мобильный вариант. Они не уменьшают светочувствительности объектива, так как не имеют оптики. Однако сам объектив будучи неприспособленным к макрофотосъемке при использовании макрокольца значительно уменьшит глубину резкости. Так же будет значительно труднее навести резкость фокуса на необходимом следе. Следует иметь несколько макроколец с различным увеличением фокусного расстояния (например, 12, 12 и 36 мм). До их присоединения следует самостоятельно визуально оценить ту площадь следа (или его части), которую необходимо запечатлеть. Исходя из этого можно использовать, например, макрокольцо на 12 мм для относительно крупных макроследов и даже отдельных мелких объектов (монета сигарета), или макрокольцо на 36 мм, чтобы запечатлеть определенную часть следа взлома, скола. Макрокольца также можно использовать в комплексе друг с другом, но чем больше использовано колец, тем меньше глубина резкости будет на фотографии. Так как при макрофотосъемке глубина резкости незначительная, необходимо фотографировать следы так, чтобы фокальная плоскость фотоаппарата была параллельна плоскости, на которой располагается след. Целью макрофотосъемки является наиболее точное запечатление следов и небольших по размеру объектов, поэтому важно обеспечить отсутствие пространственных искажений, аберраций, а также обеспечить наибольшую резкость фотографии. Добиться резкого изображения всех деталей возможно при использовании режима съемки с приоритетом диафрагмы. Значение диафрагмы необходимо установить в пределах 5.6–11 в зависимости от глубины следа. Выбор данных значений диафрагмы также позволит получить более качественное фотографическое изображение с детальной проработкой мелких деталей следа за счет прохождения светового потока через область линз объектива с более высокой разрешающей способностью.[7] Освещение. Источники света и вид освещения при фотофиксации выбирают в зависимости от контрастирующих свойств следа, поверхности материала объекта, на котором след расположен. Освещение выставляют так, чтобы свет не заполнял кадр полностью. Так как фокусное расстояние достаточно большое, свет будет отражаться от плоскости или объекта фотосъемки и, не успевая рассеиваться, попадать на объектив. Сложность сделать резкий кадр заключает также в действии «шевеленки», если вы не работаете со струбциной или штативом. Освещение в макрофотосъемке представляет относительно узкий световой поток, дающий возможность создания светотеневого эффекта, который необходим, в частности, при фотографировании микрорельефа объекта фотосъемки, глубины механического следа (царапин, следов взлома и.т.д). Направление светового потока должно проходить поперек следа. При этом чем глубже след, тем угол освещения больше. При фотографировании микрорельефа следует ставить угол освещения от 5 до 15 градусов. Рекомендуется использовать центральный или точечный режим замера экспозиции. Точечный режим используют в сложных условиях освещения. «Замер экспозиции производится для области, составляющей от 1 до 3 % общей площади кадра, что позволяет получить фотографическое изображение наиболее важных участков следа с наилучшей проработкой деталей и оптимальной плотностью».[8] След должен располагаться так, чтобы были запечатлены все характерные признаки. След нельзя располагать слишком близко к границам кадра, во-первых, из-за повышенного влияния аберраций, во-вторых, из-за риска не уместить в кадре часть следа, особенно если он динамический (след скольжения).
§ 1.4. Метод репродукционной съемки Репродукционная съемка – метод судебной запечатлевающий фотографии, направленный на получение точных (т.е. без цветовых, пространственных искажений) фотокопий плоских изображений или объектов (таких как чертежи, картины, документы, рисунки, схемы, плакаты и иные плоские объекты). Как мы видим из определения, объектом данной фотосъемки являются именно плоские объекты, т.е. те объекты, которые не имеют рельефа, вся интересующая информация об объекте содержится в плоскости, распространяющейся по двум, а не трем осям в пространстве, это простые объекты, не имеющие отдельных частей, кроме собственной плоскости. Репродукционная фотосъемка решает специфическую задачу: копирования (репродукция) объекта с помощью фотографических средств. В данном методе критериями качественной репродукционной фотографии будут являться точность передачи цветовых характеристик, пространственных характеристик, достаточная резкость изображения. Если соответствовать этим требованиям, то фотограф сможет передать полную информации об объекте. Цветовая характеристика объекта фотосъемки должна максимально, насколько позволяет фотографическое устройство быть передана в репродукции. В данном случае от фотографа требуется создать соответствующие условия освещения. Это особенно важно при репродукционной фотосъемке картин. Освещение оригинала должно быть равномерном, т.е. необходимо создать такие условия освещения, чтобы плоскость объекта была освещена одинаково по всей площади. Неравномерное освещение создаст на фотографии впечатление искажений в светотеневом рисунке, будут искажены оттенки изображения. Используют два осветительных прибора, угол светового потока ставят для них одинаковым, чтобы избежать отражения света от глянцевых материалов и появления бликов на кадре. В отдельных случаях объекты фотосъемки помещаются под стекло, которое также может оставить блики на изображении. Освещение должно проходит равномерно, то есть расположение осветительных приборов не должно формировать темные участки в центре документа и пересвеченные участки по его краям. Пространственные искажения при репродукционной фотосъемке обусловлены ошибками в перспективе и ошибками при выборе фотографических средств (фотоаппарата, объектива), которые не способны в полной мере решить поставленную перед фотографом задачу. Ошибки в перспективе наиболее часто встречаются в репродукционной фотографии, в случае, когда фотограф снимает репродукционную фотографию с рук и при этом не выставляет фотоаппарат так, чтобы фокальная плоскость была параллельная плоскости объекта. Даже минимальное наклонение фотоаппарата вперед или назад на готовой фотографии сильно заметно. Поэтому при репродукционной фотографии небольших плоских объектов, таких как документы, удостоверения, планы, схемы, чертежи могут быть использованы специальные репродукционные установки, преимущество которых заключается в том, что у специалиста будет возможность безошибочно установить фотоаппарат, так чтобы фокальная плоскость была точно параллельна объекту фотосъемки. Важным аспектом в репродукционной фотосъемке являются оптические искажения. Следует учитывать, что при фотографировании документов, изображение которых заполняет практически всю часть кадра, необходимо оставлять свободное пространство по краям кадра. Оптические аберрации наиболее видны по бокам фотографии, поэтому существует большой риск из-за их воздействия исказить изображение фотографируемого документа, изменить визуальные свойства его отдельных реквизитов, шрифтов, а также следов, находящихся по бокам документа. Размещать объект следует строго по центру кадра. Для целей репродукционной фотосъемки следует отдавать выбор нормальным объективам с фокусным расстоянием от 30-40 до 70-80 мм, так как широкоугольные объективы будут сильно искажать объект фотосъемки. В приложении к заключению эксперта включаются цифровые копии снимков на цифровом носителе для возможности просмотра фотоматериалов на экране компьютера в процессе судебного заседания.
§ 1.5. Метод сигналитической фотосъемки Сигналетическая или опознавательная фотосъемка является одним из методов запечатлевающей фотографии, типичными объектами фиксации которой являются живые лица, а также трупы. Целью сигналетической фотографии является наиболее точное, т.е. без пространственных и оптических искажений, передача черт лица, формы лица, отличительных признаков, а также иных характеристик объектов фотосъемки, осуществляемая для дальнейшего использования материалов сигналетической фотосъемки в криминальных учетах, с целью последующей идентификации и розыска. Общие правила сигналетической фотосъемки определяются исходя из задач фотографа: запечатлеть наиболее подробно все внешние характеристики лица, объект фотографирования должен быть резким, так как в последствии по фотографии может проводиться идентификация. Следует выделять следующие основные правила: 1. Обязательное фотографирование по пояс с двух ракурсов – в правый профиль и в анфас. 2. Возможно фотографирование по пояс в левый профиль, если на левой стороне были обнаружены следы или особые приметы, способные помочь в идентификации лица. 3. У фотографируемого не должно быть на фотографии головных уборов 4. Фотографируемый должен снять перед фотосъемкой аксессуары, такие как солнечные очки, ювелирные украшения, повязки на голову, цепочки и.т.д. 5. Положение головы – вертикальное, т.е. не наклоненное налево или направо. По отношению к объективу фотоаппарата воображаемая горизонтальная линия должна проходить через наружные углы глаз и верхнюю треть каждой ушной раковины 6. Обязательно на фотографии у лица должны быть открыты глаза, а волосы не должны закрывать ушную раковину. 7. Освещение происходит с помощью искусственных осветителей. Один из них располагается непосредственно за фотографом. Второй находится под углом 15-30 градусов, как правило, справа от фотографируемого. Не рекомендуется ставить осветитель под углом 90 градусов, так как это приводит к слишком сильному затемнению (т.е. утере части информации) левой половины лица. Оптимально ставить под углом 15-30, а в редких случаях 45 градусов. 8. Снимки печатают на одном листе бумаги (размером 9х12 см), располагая справа изображение в фас, а слева — в правый профиль. 9. При сигналетической съемке, проводимой в целях опознания, рекомендуется делать снимки в фас, оба профиля (правый и левый) и в 3/4 поворота головы вправо (полупрофиль). В случае, когда при опознании должны быть учтены признаки фигуры, делается также снимок в полный рост (если съемка ведется сразу после задержания, то задержанный фотографируется в том виде и в той одежде, в которой был задержан). 10. Опознавательную фотосъемку рекомендуется проводить с расстояния примерно 1,5 м. Опознавательные снимки изготавливаются в масштабе 1:7. Обычно к одежде фотографируемого ниже груди прикрепляется масштабная линейка длиной 7 или 28
|
|||
|