Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей



Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Дом детского творчества Ворошиловского района города Донецка»


Методические рекомендации

по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Дом детского творчества Ворошиловского района города Донецка»

Донецк 2021


Методические рекомендации

по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

«Дом детского творчества Ворошиловского района города Донецка»

Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии Законом «Об образовании» ДНР № 55-IHC от 19.06.2015. При составлении методических рекомендаций использовался материал

«Особенности организации работы учреждений общего и дополнительного образования детей в период действия режима повышенной готовности», разработанных Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики от 24.03.2020 г. № 923/18.1-27, письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» в целях оказания методической помощи при реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Методические рекомендации описывают примерные модели реализации                         образовательных программ, особенности проведения учебных занятий в дистанционном формате.

Примерная модель реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:

· разрабатывает и утверждает локальный акт (приказ, положение) об организации дистанционного обучения, в котором определяет, в том числе порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся (индивидуальных консультаций) и проведения текущего контроля и


итогового контроля по учебным дисциплинам (приложение 1, 2, 3;

· формирует расписание занятий на каждый учебный день в соответствии с учебным планом по каждой дисциплине, предусматривая дифференциацию по группам и сокращение времени проведения занятий до 30 минут;

· информирует обучающихся и их родителей о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее – дистанционное обучение), в том числе знакомит с расписанием занятий, графиком проведения текущего контроля и итогового контроля по учебным дисциплинам, консультаций;

· обеспечивает ведение учета результатов образовательного процесса в электронной форме.

При реализации дополнительных общеобразовательных программам с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий образовательной организации необходимо обеспечить внесение соответствующих корректировок в рабочие программы и (или) учебные планы в части форм обучения (лекция, онлайн консультация), технических средств обучения.

В соответствии с техническими возможностями образовательная организация организовывает проведение учебных занятий, консультаций, вебинаров на портале образовательной организации или иной платформе с использованием различных электронных образовательных ресурсов (в приложении 4 к настоящим Методическим рекомендациям приводится пример организации занятия в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Zoom, Skype, Viber).

Педагогическим работникам образовательной организации при реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе в случае сложившейся эпидемиологической ситуации, необходимо:


Ø Информировать обучающихся и их родителей (законных представителей) о реализации дополнительных образовательных программ или их частей с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Ø Внести соответствующие корректировки в дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы творческих объединений и календарно-тематическое планирование в части форм обучения (лекция, онлайн консультация), технических средств обучения.

Ø Планировать свою педагогическую деятельность с учетом системы дистанционного обучения, создавать простейшие, нужные для обучающихся, ресурсы и задания, соответствующие возрастным особенностям обучающихся.

Ø Осуществлять текущий контроль усвоения изученного материала с использованием следующих форм:

· тестов,

· викторин,

· социальных проектов,

· исследовательских работ,

· презентаций,

· фото-, видеоотчетов и др.

Выражать свое отношение к работам обучающихся в виде текстовых или аудио-, видеорецензий, устных онлайн консультаций.

Использовать при реализации программ с помощью электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий элементы системы дистанционного обучения: цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах; видеоконференции; вебинары; skype-общение; e-mail; Viber; Zoom, облачные сервисы; электронные наглядные пособия, разработанные с учетом требований законодательства об образовании.

При отсутствии доступа к электронным образовательным ресурсам (отсутствие Интернета, компьютера или иные причины) обучающийся


может получить задание обратившись к педагогу своего творческого объединения в телефонном режиме.

Осуществлять учет обучающихся участвующих в освоении программы: обучающихся с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и тех, кто по болезни временно не участвует в образовательном процессе (заболевшие обучающиеся).

Предоставлять отчет о реализации программы руководителю структурного подразделения.

При реализации программ с помощью электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий образовательный процесс может быть организован как в режиме реального времени (оn-1inе), так и с отложенным ответом (off-1ine) с помощью электронной почты, рассылки, Chat (обмен текстовыми сообщениями через сеть), аудио- и видеоконференций. Возможно использование информационных систем, и образовательных порталов, с указанием ссылки для доступа, а также размещение записей занятий в разных форматах (видео, аудио, презентация), инструкционных карт

(Приложение 5) в личном  кабинете педагога.

При реализации программ с помощью электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий могут быть внедрены следующие дистанционные образовательные формы:

· видео- и аудио- занятия, лекции, мастер-классы, семинары и т.д.;

· открытые электронные библиотеки с встроенными инструментами навигации;

· вебинары (как разовые тематические мероприятия и как циклы);

· комплексные программы дистанционного образования, выстроенные как сочетание перемежающихся публикаций материалов и учебно- практических либо рефлексивных заданий (например, на цифровой платформе типа Moodle);

· цифровые тренажёры, размещенные в сети Интернет в общем доступе (в том числе, разработанные как увлекательные и


привлекательные для детей, подростков и старшеклассников онлайн- игры);

· цифровые тесты, позволяющие обучающимся и педагогам осуществлять диагностические процедуры и размещенные в свободном доступе в Интернете на специализированных информационных ресурсах;

· адресные дистанционные консультации со стороны наставников, как с опорой на специально разработанные цифровые платформы, так и с использованием ресурсов существующих социальных сетей, прежде всего, «В Контакте», ввиду ее большой популярности и востребованности у обучающихся разных возрастов, а также богатству ресурсов, позволяющему снабжать обучающихся учебными и рефлексивными материалами на различных носителях;

· формы дистанционного дополнительного образования обучающихся как компоненты целостных интенсивных очно-заочных образовательных программ, реализуемых как на общерегиональном уровне, так и на уровне отдельных муниципальных образований и их групп.

Предложенный перечень предпочтительных дистанционных образовательных форм заведомо не является окончательным и может варьироваться как в зависимости от потребностей педагога, обучающихся, так и в зависимости от конкретных содержательно-методических и технологических возможностей всех участников образовательного процесса, которые могут быть привлечены к реализации программ с применением электронного обучения и дистанционных технологий. Основные компоненты массовых образовательных программ, предполагающие перевод в дистанционный режим:

· информативный блок (запись лекций и докладов, либо трансляция их в режиме вебинара, подготовка визуализированных презентаций, размещение необходимых пособий и монографий в электронном виде, и т.д.);

· блок трансляции  методов,  приёмов,  реже  технологий  работы


(видеозапись мастер-классов с демонстрацией последовательности действий по достижению необходимого предметно-практического результата; цифровые тренажеры)

· диагностический блок (тесты проверки и самопроверки знаний, представлений, способностей, компетентностей, сформировавшихся на разных этапах дистанционной образовательной программы);

· блок заданий, выполнение которых, предполагает самостоятельную подготовку обучающимися задания того или иного типа и содержания, получение развивающего отзыва педагога на правильность выполнения задания;

· демонстрация обучающимися освоенных способностей и методов, сформированных компетентностей в режиме видеозаписи или фотоотчета собственного продуктивного действия, в котором эти новые качества реализуются;

· развивающая экспертиза заданий, выполненных обучающимися и проводимая в режиме многостороннего вебинара, аудио- видеорецензии или текстового отзыва;

в отдельных случаях – компетентностно - коммуникативные тренинговые форматы, проводимые в режиме вебинаров. Содержание дополнительной общеобразовательной программы требует анализа и перевода в различные форматы с использованием различных цифровых инструментов.

Для организации учебного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных технологий педагоги могут использовать следующие онлайн-сервисы:

Образовательный портал LMS Moodle - система управления курсами (электронное обучение), также известная как система управления обучением или виртуальная обучающая среда.

Сервисы Googlehttps://vk.cc/8BLbIY Google - автор многих научных, образовательных и культурных проектов. Большинство из них - веб- приложения, требующие от пользователя только наличия браузера, в котором они работают, и интернет-подключения. Это позволяет использовать данные в любой точке планеты и не быть привязанным к


одному компьютеру.

Главное преимущество служб Google заключается в том, что все они объединены и держатся на одном аккаунте - аккаунте Google. Так, нужно только один раз зарегистрироваться для возможности пользоваться персонализированным веб-поиском, электронной почтой, облачным хранилищем, социальной сетью и многим другим.

Гугл-класс- это бесплатный набор инструментов для работы с электронной почтой, документами и хранилищем. Это образовательный инструмент, который помогает педагогам быстро создавать и управлять учебными заданиями, обеспечивать обратную связь и общаться со своими учебными группами.

Гугл-формы- онлайн-сервис для создания форм обратной связи, онлайнтестирований и опросов. Вы можете проводить опросы, используя фотографии, видео и собирать полученные данные в графики и таблицы, легко обрабатывать их.

Гугл-дискпозволяет работать совместно над проектами. Это сервис хранения, редактирования и синхронизации файлов, разработанный компанией Google. Его функции включают хранение файлов в Интернете, общий доступ к ним и совместное редактирование.

YouTube- это видеохостинг, платформа на которую можно загружать, хранить и раздавать доступ к видеофайлам.

GoogleHangoutsMeet https://vk.cc/arPN0W — также бесплатно предлагает премиум-функции сервиса для видеосвязи. Теперь можно без оплаты: делать        видеоконференции до 250              участников, устраивать стримы        с количеством зрителей до 100 000 человек, записывать встречи и сохранять записи             на «Google       Диск». Сервисы Яндекс        (лучше             дома) https://yandex.ru/doma#education .

Академия Яндекса - это проект для тех, кто интересуется информационными технологиями и хочет развиваться в этой области.

Яндекс Практикум- Сервис онлайн-образования, где каждый может получить востребованные знания по IT-технологиям. Другие сервисы Яндекс можно посмотреть по ссылке https://vk.cc/arPNya .


Microsoft Teamshttps://vk.cc/arPMTs

MicrosoftTeams— это сервис для связи: видеоконференции, чаты, совместный доступ к документам, он работает в пакете сервисов Office

365. В связи с коронавирусом компания Microsoft решила предоставить бесплатную лицензию на Office 365 на полгода всем, кому она нужна. Для индивидуального пользования нужно просто зарегистрироваться.

В контакте (организация обучения в группе «В контакте») https://vk.com/@edu-for-distant

Можно воспользоваться привычными инструментами ВКонтакте в новом качестве: для коммуникации преподавателей с обучающимися и их родителями, а также для обмена учебными материалами. Сообщества. Объединить всех студентов учебной группы или тематически (по предмету) можно в сообществе. Если сделать его закрытым, материалы увидят только приглашенные пользователи. Видео и прямые трансляции. Видео может быть записано заранее или запущено в прямом эфире — например, для вебинара. Трансляцию можно вести с мобильного телефона, через фронтальную камеру ноутбука или с использованием специального оборудования. Размещение материалов. В сообществах и на личных страницах можно размещать материалы в различных форматах: документы (презентации, файлы, таблицы), картинки, аудио, видео. Документы можно скачивать или просматривать прямо в интернете — для этого не потребуются дополнительные программы. Беседы. Оперативно информировать, держать связь и отвечать на вопросы можно в общей беседе. Вместимость каждой — до 500 человек. Для конструктивной коммуникации не стоит делать их такими большими: одна учебная группа

— одна беседа (и скорее всего, она у учащихся уже есть). Внутри бесед есть возможность закреплять сообщения, пересылать файлы и упоминать учащихся, чтобы обратиться к кому-то конкретному.

Платформа Zoomhttps://zoom.us/ — эта платформа для конференций дает бесплатно организовывать встречи до 100 участников. Групповые звонки на бесплатном тарифе могут длиться до 40 минут, можно записывать их в видео и аудио. Простая и надежная облачная платформа


для видео- и аудиоконференцсвязи, чатов и веб-семинаров с использованием различных мобильных, настольных и конференц-систем.

Платформа Cisco Webex  https://www.webex.com/ — еще одна платформа для видеосвязи. Это облачные сервисы для проведения конференций и совещаний онлайн с аудио, видеосвязью и инструментами совместной работы над документами. На время пандемии здесь расширен бесплатный тариф — в конференции могут участвовать до 100 человек, и она не ограничена по времени.

Онлайн-курсы и самообучение «Фоксфорд» https://holidays.foxford.ru/

— если вам вдруг нужно прокачать знания.

Видеоплатформа TED — короткие вдохновляющие видео обо всем на свете. Здесь два интересных ресурса: лекции TED Talks (https://www.ted.com/talks) и образовательное направление TED Ed (https://ed.ted.com/) . В огромном каталоге можно найти то, что нужно — по теме, языку и длительности.

Duolingo (https://www.duolingo.com/) — бесплатный геймифицированный сервис для изучения языков. Для русскоговорящих здесь доступно    изучение       пяти      языков: английский,  французский, немецкий, испанский и шведский.

Онлайн-библиотеки Издательство «Альпина» — читать книги. По промокоду GIFT_STAYHOME можно получить 70 электронных книг на самые разные темы. Книги можно прочитать на сайте, в приложении и даже сохранить к себе на читалку https://ebook.alpina.ru/.

Сервис Storytel(https://www.storytel.com/ru/ru) — можно и нужно слушать книги. Здесь дают 30 дней бесплатного доступа ко всей библиотеке.

«Сириус.Онлайн» Для поддержки учащихся и педагогов в условиях перехода на дистанционное обучение образовательный фонд «Талант и успех» запускает на платформе «Сириус.Онлайн» бесплатные общедоступные курсы https://edu.sirius.online/#/ .

СТС «Развлечёба»- обучающие мультфильмы для самых маленьких от СТС «Развлечёба»          можно   найтипо адресу: https://vk.com/videos168225881?q=развлечёба§ion=album_11.


«Российская электронная школа».

Это более 120 тысяч уникальных задач, тематические курсы, видеоуроки, задания для самопроверки, каталог музеев, фильмов и музыкальных концертов.

Профориентационный портал «Билет в будущее» с видеоуроками для средней и старшей школы, а также расширенными возможностями тестирования и погружения в различные специальности и направления подготовки.

Легкий переход на дистанционный формат обучения обеспечит образовательная платформа «Учи.ру». Обучающимся предлагаются интерактивные курсы по основным предметам и подготовке к проверочным работам, а учителям и родителям – тематические вебинары по дистанционному обучению. Методика платформы помогает отрабатывать ошибки учеников, выстраивает их индивидуальную образовательную траекторию, отображает прогресс учеников в личном кабинете. Также в личных кабинетах пользователей создан внутренний чат, где учителя, ученики и родители могут обсуждать задания, свои успехи и прогресс.

Бесплатный доступ к электронным версиям учебно-методических комплексов, входящих в перечень, предоставляет издательство

«Просвещение».

Доступ будет распространяться как на учебник, так и специальные тренажёры для отработки и закрепления полученных знаний. При этом для работы с учебниками не потребуется подключения к интернету. Для предоставления              открытого бесплатного доступа к            каталогу интерактивных                       образовательных    материалов,             учебной литературе, электронным книгам,                    обучающим   видео и курсам создана система «Маркетплейс                       образовательныхуслуг».

В           наполнениересурса вовлечены ведущие российские компании разного профиля, среди которых – «Яндекс»,                      «1С»,

«Учи.ру», «Скайенг», «Кодвардс», издательство «Просвещение» и другие.


Бесплатный доступ к своим ресурсам также открыли «Фоксфорд», InternetUrok.ru, онлайн-школа Skyeng. Занятия на платформах ведут преподаватели МГУ, МФТИ, ВШЭ и других ведущих вузов страны.

Платформа для проведения олимпиад и курсов «Олимпиум», где уже представлено более 72 школьных олимпиад.

Всероссийский образовательный проект «Урок цифры» позволяет школьникам не выходя из дома знакомиться с основами цифровой экономики, цифровых технологий и программирования. Для формирования занятий, доступных на сайте проекта, используются образовательные программы в области цифровых технологий от таких компаний, как «Яндекс», Mail.ru, «Лаборатория Касперского».

Занятия на тематических тренажёрах проекта «Урок цифры» реализованы в виде увлекательных онлайн-игр и адаптированы для трёх возрастных групп – учащихся младшей, средней и старшей школы. Вместе с «Уроком цифры» школьники могут узнать о принципах искусственного интеллекта и машинном обучении, больших данных, правилах безопасного поведения в интернете и др.

Это неполный перечень цифровых инструментов и ресурсов, который позволить педагогу дополнительного образования перевести обучение в электронную форму, обеспечит его дистанционными технологиями. Нужно и можно использовать синтетический подход, когда педагог использует все возможные для него цифровые ресурсы и инструменты.

Возможности цифровой образовательной среды, реализованные меры наличие широкого набора технологических решений и онлайн - платформ помогут педагогам своевременно отвечать на вопросы учащихся и оценивать их работу в удаленной форме.


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.