|
|||
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детейМуниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества Ворошиловского района города Донецка» Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Дом детского творчества Ворошиловского района города Донецка» Донецк 2021 Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Дом детского творчества Ворошиловского района города Донецка» Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии Законом «Об образовании» ДНР № 55-IHC от 19.06.2015. При составлении методических рекомендаций использовался материал «Особенности организации работы учреждений общего и дополнительного образования детей в период действия режима повышенной готовности», разработанных Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики от 24.03.2020 г. № 923/18.1-27, письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» в целях оказания методической помощи при реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Методические рекомендации описывают примерные модели реализации образовательных программ, особенности проведения учебных занятий в дистанционном формате. Примерная модель реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: · разрабатывает и утверждает локальный акт (приказ, положение) об организации дистанционного обучения, в котором определяет, в том числе порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся (индивидуальных консультаций) и проведения текущего контроля и итогового контроля по учебным дисциплинам (приложение 1, 2, 3; · формирует расписание занятий на каждый учебный день в соответствии с учебным планом по каждой дисциплине, предусматривая дифференциацию по группам и сокращение времени проведения занятий до 30 минут; · информирует обучающихся и их родителей о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее – дистанционное обучение), в том числе знакомит с расписанием занятий, графиком проведения текущего контроля и итогового контроля по учебным дисциплинам, консультаций; · обеспечивает ведение учета результатов образовательного процесса в электронной форме. При реализации дополнительных общеобразовательных программам с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий образовательной организации необходимо обеспечить внесение соответствующих корректировок в рабочие программы и (или) учебные планы в части форм обучения (лекция, онлайн консультация), технических средств обучения. В соответствии с техническими возможностями образовательная организация организовывает проведение учебных занятий, консультаций, вебинаров на портале образовательной организации или иной платформе с использованием различных электронных образовательных ресурсов (в приложении 4 к настоящим Методическим рекомендациям приводится пример организации занятия в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Zoom, Skype, Viber). Педагогическим работникам образовательной организации при реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе в случае сложившейся эпидемиологической ситуации, необходимо: Ø Информировать обучающихся и их родителей (законных представителей) о реализации дополнительных образовательных программ или их частей с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Ø Внести соответствующие корректировки в дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы творческих объединений и календарно-тематическое планирование в части форм обучения (лекция, онлайн консультация), технических средств обучения. Ø Планировать свою педагогическую деятельность с учетом системы дистанционного обучения, создавать простейшие, нужные для обучающихся, ресурсы и задания, соответствующие возрастным особенностям обучающихся. Ø Осуществлять текущий контроль усвоения изученного материала с использованием следующих форм: · тестов, · викторин, · социальных проектов, · исследовательских работ, · презентаций, · фото-, видеоотчетов и др. Выражать свое отношение к работам обучающихся в виде текстовых или аудио-, видеорецензий, устных онлайн консультаций. Использовать при реализации программ с помощью электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий элементы системы дистанционного обучения: цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах; видеоконференции; вебинары; skype-общение; e-mail; Viber; Zoom, облачные сервисы; электронные наглядные пособия, разработанные с учетом требований законодательства об образовании. При отсутствии доступа к электронным образовательным ресурсам (отсутствие Интернета, компьютера или иные причины) обучающийся может получить задание обратившись к педагогу своего творческого объединения в телефонном режиме. Осуществлять учет обучающихся участвующих в освоении программы: обучающихся с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и тех, кто по болезни временно не участвует в образовательном процессе (заболевшие обучающиеся). Предоставлять отчет о реализации программы руководителю структурного подразделения. При реализации программ с помощью электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий образовательный процесс может быть организован как в режиме реального времени (оn-1inе), так и с отложенным ответом (off-1ine) с помощью электронной почты, рассылки, Chat (обмен текстовыми сообщениями через сеть), аудио- и видеоконференций. Возможно использование информационных систем, и образовательных порталов, с указанием ссылки для доступа, а также размещение записей занятий в разных форматах (видео, аудио, презентация), инструкционных карт (Приложение 5) в личном кабинете педагога. При реализации программ с помощью электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий могут быть внедрены следующие дистанционные образовательные формы: · видео- и аудио- занятия, лекции, мастер-классы, семинары и т.д.; · открытые электронные библиотеки с встроенными инструментами навигации; · вебинары (как разовые тематические мероприятия и как циклы); · комплексные программы дистанционного образования, выстроенные как сочетание перемежающихся публикаций материалов и учебно- практических либо рефлексивных заданий (например, на цифровой платформе типа Moodle); · цифровые тренажёры, размещенные в сети Интернет в общем доступе (в том числе, разработанные как увлекательные и привлекательные для детей, подростков и старшеклассников онлайн- игры); · цифровые тесты, позволяющие обучающимся и педагогам осуществлять диагностические процедуры и размещенные в свободном доступе в Интернете на специализированных информационных ресурсах; · адресные дистанционные консультации со стороны наставников, как с опорой на специально разработанные цифровые платформы, так и с использованием ресурсов существующих социальных сетей, прежде всего, «В Контакте», ввиду ее большой популярности и востребованности у обучающихся разных возрастов, а также богатству ресурсов, позволяющему снабжать обучающихся учебными и рефлексивными материалами на различных носителях; · формы дистанционного дополнительного образования обучающихся как компоненты целостных интенсивных очно-заочных образовательных программ, реализуемых как на общерегиональном уровне, так и на уровне отдельных муниципальных образований и их групп. Предложенный перечень предпочтительных дистанционных образовательных форм заведомо не является окончательным и может варьироваться как в зависимости от потребностей педагога, обучающихся, так и в зависимости от конкретных содержательно-методических и технологических возможностей всех участников образовательного процесса, которые могут быть привлечены к реализации программ с применением электронного обучения и дистанционных технологий. Основные компоненты массовых образовательных программ, предполагающие перевод в дистанционный режим: · информативный блок (запись лекций и докладов, либо трансляция их в режиме вебинара, подготовка визуализированных презентаций, размещение необходимых пособий и монографий в электронном виде, и т.д.); · блок трансляции методов, приёмов, реже технологий работы (видеозапись мастер-классов с демонстрацией последовательности действий по достижению необходимого предметно-практического результата; цифровые тренажеры) · диагностический блок (тесты проверки и самопроверки знаний, представлений, способностей, компетентностей, сформировавшихся на разных этапах дистанционной образовательной программы); · блок заданий, выполнение которых, предполагает самостоятельную подготовку обучающимися задания того или иного типа и содержания, получение развивающего отзыва педагога на правильность выполнения задания; · демонстрация обучающимися освоенных способностей и методов, сформированных компетентностей в режиме видеозаписи или фотоотчета собственного продуктивного действия, в котором эти новые качества реализуются; · развивающая экспертиза заданий, выполненных обучающимися и проводимая в режиме многостороннего вебинара, аудио- видеорецензии или текстового отзыва; в отдельных случаях – компетентностно - коммуникативные тренинговые форматы, проводимые в режиме вебинаров. Содержание дополнительной общеобразовательной программы требует анализа и перевода в различные форматы с использованием различных цифровых инструментов. Для организации учебного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных технологий педагоги могут использовать следующие онлайн-сервисы: Образовательный портал LMS Moodle - система управления курсами (электронное обучение), также известная как система управления обучением или виртуальная обучающая среда. Сервисы Googlehttps://vk.cc/8BLbIY Google - автор многих научных, образовательных и культурных проектов. Большинство из них - веб- приложения, требующие от пользователя только наличия браузера, в котором они работают, и интернет-подключения. Это позволяет использовать данные в любой точке планеты и не быть привязанным к одному компьютеру. Главное преимущество служб Google заключается в том, что все они объединены и держатся на одном аккаунте - аккаунте Google. Так, нужно только один раз зарегистрироваться для возможности пользоваться персонализированным веб-поиском, электронной почтой, облачным хранилищем, социальной сетью и многим другим. Гугл-класс- это бесплатный набор инструментов для работы с электронной почтой, документами и хранилищем. Это образовательный инструмент, который помогает педагогам быстро создавать и управлять учебными заданиями, обеспечивать обратную связь и общаться со своими учебными группами. Гугл-формы- онлайн-сервис для создания форм обратной связи, онлайнтестирований и опросов. Вы можете проводить опросы, используя фотографии, видео и собирать полученные данные в графики и таблицы, легко обрабатывать их. Гугл-дискпозволяет работать совместно над проектами. Это сервис хранения, редактирования и синхронизации файлов, разработанный компанией Google. Его функции включают хранение файлов в Интернете, общий доступ к ним и совместное редактирование. YouTube- это видеохостинг, платформа на которую можно загружать, хранить и раздавать доступ к видеофайлам. GoogleHangoutsMeet https://vk.cc/arPN0W — также бесплатно предлагает премиум-функции сервиса для видеосвязи. Теперь можно без оплаты: делать видеоконференции до 250 участников, устраивать стримы с количеством зрителей до 100 000 человек, записывать встречи и сохранять записи на «Google Диск». Сервисы Яндекс (лучше дома) https://yandex.ru/doma#education . Академия Яндекса - это проект для тех, кто интересуется информационными технологиями и хочет развиваться в этой области. Яндекс Практикум- Сервис онлайн-образования, где каждый может получить востребованные знания по IT-технологиям. Другие сервисы Яндекс можно посмотреть по ссылке https://vk.cc/arPNya . Microsoft Teamshttps://vk.cc/arPMTs MicrosoftTeams— это сервис для связи: видеоконференции, чаты, совместный доступ к документам, он работает в пакете сервисов Office 365. В связи с коронавирусом компания Microsoft решила предоставить бесплатную лицензию на Office 365 на полгода всем, кому она нужна. Для индивидуального пользования нужно просто зарегистрироваться. В контакте (организация обучения в группе «В контакте») https://vk.com/@edu-for-distant Можно воспользоваться привычными инструментами ВКонтакте в новом качестве: для коммуникации преподавателей с обучающимися и их родителями, а также для обмена учебными материалами. Сообщества. Объединить всех студентов учебной группы или тематически (по предмету) можно в сообществе. Если сделать его закрытым, материалы увидят только приглашенные пользователи. Видео и прямые трансляции. Видео может быть записано заранее или запущено в прямом эфире — например, для вебинара. Трансляцию можно вести с мобильного телефона, через фронтальную камеру ноутбука или с использованием специального оборудования. Размещение материалов. В сообществах и на личных страницах можно размещать материалы в различных форматах: документы (презентации, файлы, таблицы), картинки, аудио, видео. Документы можно скачивать или просматривать прямо в интернете — для этого не потребуются дополнительные программы. Беседы. Оперативно информировать, держать связь и отвечать на вопросы можно в общей беседе. Вместимость каждой — до 500 человек. Для конструктивной коммуникации не стоит делать их такими большими: одна учебная группа — одна беседа (и скорее всего, она у учащихся уже есть). Внутри бесед есть возможность закреплять сообщения, пересылать файлы и упоминать учащихся, чтобы обратиться к кому-то конкретному. Платформа Zoomhttps://zoom.us/ — эта платформа для конференций дает бесплатно организовывать встречи до 100 участников. Групповые звонки на бесплатном тарифе могут длиться до 40 минут, можно записывать их в видео и аудио. Простая и надежная облачная платформа для видео- и аудиоконференцсвязи, чатов и веб-семинаров с использованием различных мобильных, настольных и конференц-систем. Платформа Cisco Webex https://www.webex.com/ — еще одна платформа для видеосвязи. Это облачные сервисы для проведения конференций и совещаний онлайн с аудио, видеосвязью и инструментами совместной работы над документами. На время пандемии здесь расширен бесплатный тариф — в конференции могут участвовать до 100 человек, и она не ограничена по времени. Онлайн-курсы и самообучение «Фоксфорд» https://holidays.foxford.ru/ — если вам вдруг нужно прокачать знания. Видеоплатформа TED — короткие вдохновляющие видео обо всем на свете. Здесь два интересных ресурса: лекции TED Talks (https://www.ted.com/talks) и образовательное направление TED Ed (https://ed.ted.com/) . В огромном каталоге можно найти то, что нужно — по теме, языку и длительности. Duolingo (https://www.duolingo.com/) — бесплатный геймифицированный сервис для изучения языков. Для русскоговорящих здесь доступно изучение пяти языков: английский, французский, немецкий, испанский и шведский. Онлайн-библиотеки Издательство «Альпина» — читать книги. По промокоду GIFT_STAYHOME можно получить 70 электронных книг на самые разные темы. Книги можно прочитать на сайте, в приложении и даже сохранить к себе на читалку https://ebook.alpina.ru/. Сервис Storytel(https://www.storytel.com/ru/ru) — можно и нужно слушать книги. Здесь дают 30 дней бесплатного доступа ко всей библиотеке. «Сириус.Онлайн» Для поддержки учащихся и педагогов в условиях перехода на дистанционное обучение образовательный фонд «Талант и успех» запускает на платформе «Сириус.Онлайн» бесплатные общедоступные курсы https://edu.sirius.online/#/ . СТС «Развлечёба»- обучающие мультфильмы для самых маленьких от СТС «Развлечёба» можно найтипо адресу: https://vk.com/videos168225881?q=развлечёба§ion=album_11. «Российская электронная школа». Это более 120 тысяч уникальных задач, тематические курсы, видеоуроки, задания для самопроверки, каталог музеев, фильмов и музыкальных концертов. Профориентационный портал «Билет в будущее» с видеоуроками для средней и старшей школы, а также расширенными возможностями тестирования и погружения в различные специальности и направления подготовки. Легкий переход на дистанционный формат обучения обеспечит образовательная платформа «Учи.ру». Обучающимся предлагаются интерактивные курсы по основным предметам и подготовке к проверочным работам, а учителям и родителям – тематические вебинары по дистанционному обучению. Методика платформы помогает отрабатывать ошибки учеников, выстраивает их индивидуальную образовательную траекторию, отображает прогресс учеников в личном кабинете. Также в личных кабинетах пользователей создан внутренний чат, где учителя, ученики и родители могут обсуждать задания, свои успехи и прогресс. Бесплатный доступ к электронным версиям учебно-методических комплексов, входящих в перечень, предоставляет издательство «Просвещение». Доступ будет распространяться как на учебник, так и специальные тренажёры для отработки и закрепления полученных знаний. При этом для работы с учебниками не потребуется подключения к интернету. Для предоставления открытого бесплатного доступа к каталогу интерактивных образовательных материалов, учебной литературе, электронным книгам, обучающим видео и курсам создана система «Маркетплейс образовательныхуслуг». В наполнениересурса вовлечены ведущие российские компании разного профиля, среди которых – «Яндекс», «1С», «Учи.ру», «Скайенг», «Кодвардс», издательство «Просвещение» и другие. Бесплатный доступ к своим ресурсам также открыли «Фоксфорд», InternetUrok.ru, онлайн-школа Skyeng. Занятия на платформах ведут преподаватели МГУ, МФТИ, ВШЭ и других ведущих вузов страны. Платформа для проведения олимпиад и курсов «Олимпиум», где уже представлено более 72 школьных олимпиад. Всероссийский образовательный проект «Урок цифры» позволяет школьникам не выходя из дома знакомиться с основами цифровой экономики, цифровых технологий и программирования. Для формирования занятий, доступных на сайте проекта, используются образовательные программы в области цифровых технологий от таких компаний, как «Яндекс», Mail.ru, «Лаборатория Касперского». Занятия на тематических тренажёрах проекта «Урок цифры» реализованы в виде увлекательных онлайн-игр и адаптированы для трёх возрастных групп – учащихся младшей, средней и старшей школы. Вместе с «Уроком цифры» школьники могут узнать о принципах искусственного интеллекта и машинном обучении, больших данных, правилах безопасного поведения в интернете и др. Это неполный перечень цифровых инструментов и ресурсов, который позволить педагогу дополнительного образования перевести обучение в электронную форму, обеспечит его дистанционными технологиями. Нужно и можно использовать синтетический подход, когда педагог использует все возможные для него цифровые ресурсы и инструменты. Возможности цифровой образовательной среды, реализованные меры наличие широкого набора технологических решений и онлайн - платформ помогут педагогам своевременно отвечать на вопросы учащихся и оценивать их работу в удаленной форме.
|
|||
|