|
|||
Из опыта работы. Содержание работы по звуковой культуре речи в режимных моментах в условиях реализации ФГОС ДО».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 7 «Василёк»
Из опыта работы «Содержание работы по звуковой культуре речи в режимных моментах в условиях реализации ФГОС ДО». Подготовила: воспитатель МБДОУ Детский сад №7 Татьяна Николаевна Зубкова
Осинниковский городской округ 2021 г. Развитие речи идет в детском саду практически непрерывно, исключая разве что детский сон. Известно, что для полноценного развития речи наших воспитанников, мы должны постоянно с ними говорить. Одним из приемов являются речевые игры в режимных моментах. Когда всё, что происходит вокруг, воспитатель, а затем, постепенно запоминая, и дети, проговаривают вслух. Давно доказано, что поэтический язык детским мозгом воспринимается эффективнее, чем прозаический. Сегодня мы представляем опыт работы по развитию речи не в организованных занятиях, а в повседневной жизни, т. е . в режимных моментах. Это:
Ø Утренний прием детей; Ø Проведение утренней гимнастики; Ø Организация культурно- гигиенических навыков; Ø Подготовка к приёму пищи; Ø Приём пищи (завтрак, обед, полдник); Ø Подготовка к НОД; Ø Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки; Ø Подготовка ко сну, сон Ø Игровая, трудовая деятельности, индивидуальная работа с детьми.
Цели использования речевых игр в режимных моментах: q Формирование и закрепление навыков; q Формирование и закрепление навыков; q Поддержание интереса, создания хорошего настроения и положительного отношения ко всему происходящему. Во время утреннего приёма, мы встретив ребят и собрав вокруг себя, можем сказать: «Пришли дети в детский сад, здесь игрушки ждут ребят, Ждет здесь Катю верблюжонок, Сашу ждет большой слоненок, Даша с мишкою играет, Коля Даше помогает, Нянчит Настенька мартышку, а Кирюша смотрит книжку. Детям весело в саду! С ними я сюда приду». Также можно с детьми поговорить об их настроении, закрепляем знания о их семье, домашнем адресе, тем самым тренируемся в произношении предложений, ласковых форм слов. После проведения утренней гимнастики всегда произносим речевку, у детей формируется быстрая реакция на слово. Я детям задаю вопрос: «Здоровье в порядке?». Дети отвечают: «Здоровье в порядке-спасибо зарядке». В образовательной деятельности речевые игры, которые мы называем физкультминутками, также имеют большое значение. Как известно, внимание у детей короткое, они устают если долго сидят, поэтому им нужно расслабляться. Дети вместе со мной проговаривают и сопровождают эти движения. Например: «Дети сели на качели, а качели верх взлетели. Опустились плавно вниз. Ну-ка с нами прокатись».
Вовремя дежурства детей можно сопровождать процесс речевыми прибаутками, которые легко ложатся на слух и быстро запоминаются. Мы дежурные сегодня, Станем быстро помогать, Аккуратно и красиво Все столы сервировать.
Мы тарелки всем поставим, Вилки, ложки и ножи. Не спеши – ка класть, подумай, А потом уж разложи.
Дети знают, что перед едой надо мыть руки, но интереснее будет , если этот процесс сопровождается потешкой, запоминают их потом и произносит сами в любое время при умывании: « Мыли, мыли руки с мылом, мыли теплою водой», «Мыли, мыли, мыли, мыли- бело - набело отмыли.». Вытираясь после умывания, ребенок отвечает на мои вопросы, о том, какое полотенце(мягкое, теплое, розовое и т.д).Таким образом , у детей в процессе режимных моментов формируются навыки связной речи. Они подбирают нужные слова по смыслу слова.
Игры с пальчиками создают эмоциональный фон. Способствуют развитию и умению слушать и понимать содержание слов. Мы капусту рубим, рубим. Мы морковку трем, трем. Посолили, помешали, И в кадушечку кладем!
Зайка серенький сидит И ушами шевелит: Вот так, вот так Он ушами шевелит.
Во время выполнения режимных моментов (подготовка к прогулке, возращение с прогулки) спрашиваю и разговариваю с детьми о том, что они одевают и что снимают, какого цвета , из чего сшиты, какой материал и т. д. , тем самым закрепляю у детей лексику связанную с сезоном, предметные и обобщающие понятия об одежде и обуви.
На прогулке с детьми отмечаем погоду, проводим наблюдения, играем в игры со словами, выбираем в игре ведущего, используя считалки. Все это способствует расширению у детей словарного запаса слов, упражняет их в использовании знакомых слов и знакомятся с новыми словами.
Во время выполнения трудовых поручений деятельность можно сопровождать деятельность детей потешками. Осень в сад к нам пришла, Красный факел зажгла. Здесь дрозды, скворцы снуют, И, галдя, ее клюют. Так же во время дневной и вечерней прогулки организуем различные подвижные и сюжетно – ролевые игры, которые сопровождаются озвучиванием потешек и способствуют развитию диалогической речи.
В машине, в машине Шофер сидит. Машина, машина Идет, гудит. Би – би – би! Би – би – би! Если свет зажегся красный – Значит, двигаться опасно! Красный вспыхнул – Подожди! А зеленый свет – Иди! Загудел паровоз И вагончики повез Чох – чох, чу – чу! Я далеко укачу! Во время приема пищи некоторые дети часто отказываются от еды, соответственно нервничают. Мы помогаем им успокоится шутливыми потешками , например: «Я обед съедаю сам, открываю рот и ам! Чтобы силы были, супчик нам сварили.», «Мой хороший аппетит в животе один сидит. Шепчет тихо аппетит : «Сыт. сыт. Сыт». Дети запоминают потешки и пользуются ими в повседневной жизни, в играх. Также проговариваем, какие блюда приготовили повара.
Каждому ребенку поднимает настроение, если мы после сна выполняем побудку на кровати со словами: «Светит полная луна – за волной бежит волна, ветер веет на просторе. И всю ночь волнует море…Волн спокойных мерный шум усыпляет праздный ум… Но так долго вредно спать – нам давно пора вставать». Хоровые проговаривания способствуют улавливанию речи, слова являются прекрасным материалом для обучения разговорной речи. В течении дня организуем индивидуальные и обще групповые беседы, которые способствую развитию диалогической и монологической речи. Обсуждение погоды, сезонных изменений погоды.
Очень любим мы, матрешки, Разноцветные одежки. Сами ткем и прядем, Сами в гости к вам придем! Благодатным для развития речи оказываются все режимные моменты, но особое место среди них занимает вечернее время. Сюжетно – ролевые игры в группе «Не волнуйся и не плачь Ведь тебе поможет врач».
Нас Вика в гости позвала Пирог с вареньем испекла. И пригласила всех друзей Отметить кукле юбилей.
В вечернее время хорошо продуманная свободная деятельность детей, также способствует развитию разговорной речи между собой. Хороводные игры Настольный театр
Пальчиковый и кукольный театр
Бизиборд
Нанизывание фигурок на шнурок
Развиваем мелкую моторику рук
Сухой бассейн
Упражнения для развития воздушной струи и речевого дыхания
Вся работа по развитию речи должна подчиняться главной задаче – подготовке и успешному обучению детей в школе.
Литература: 1. Зебзеева, В. А. Организация режимных процессов в ДОУ. - М. :ТЦ Сфера, 2007. - 80с. - (Библиотека руководителя ДОУ). 2. Богина Т. П. , Терехова Н. Т. Режим дня в детском саду. М. , 1987. с. 74 - 77. 3. Змоеновский, Ю. Ф. Режим - важнейший фактор укрепления здоровья ребенка // Дошкольное воспитание. 1978. №7. с. 56 - 63. 4. Селиверстова В.И. «Речевые игры с детьми» В.И. М.: ВЛАДОС, 1994 г. - 344 с.
|
|||
|