Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Из опыта работы. Содержание работы по звуковой культуре речи в режимных моментах в условиях реализации ФГОС ДО».



 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 Детский сад № 7 «Василёк»

 

Из опыта работы

«Содержание работы по звуковой культуре речи в режимных моментах в условиях реализации ФГОС ДО».

Подготовила:

 воспитатель МБДОУ Детский сад №7

Татьяна Николаевна Зубкова

 

Осинниковский городской округ

2021 г.

Развитие речи идет в детском саду практически непрерывно, исключая разве что детский сон.

Известно, что для полноценного развития речи наших воспитанников, мы должны постоянно с ними говорить. Одним из приемов являются речевые игры в режимных моментах. Когда всё, что происходит вокруг, воспитатель, а затем, постепенно запоминая, и дети, проговаривают вслух.

Давно доказано, что поэтический язык детским мозгом воспринимается эффективнее, чем прозаический. Сегодня мы  представляем опыт  работы по развитию речи не в организованных занятиях, а в повседневной жизни, т. е . в режимных моментах. Это:

 

Ø Утренний прием детей;

Ø Проведение утренней гимнастики;

Ø Организация культурно- гигиенических навыков;

Ø Подготовка к приёму пищи;

Ø Приём пищи (завтрак, обед, полдник);

Ø Подготовка к НОД;

Ø Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки;

Ø Подготовка ко сну, сон

Ø Игровая, трудовая деятельности, индивидуальная работа с детьми.

 

 

Цели использования речевых игр в режимных моментах:

q Формирование и закрепление навыков;

q Формирование и закрепление навыков;

q Поддержание интереса, создания хорошего настроения и положительного отношения ко всему происходящему.

Во время утреннего приёма, мы встретив ребят и собрав вокруг себя, можем  сказать:

«Пришли дети в детский сад, здесь игрушки ждут ребят,

Ждет здесь Катю верблюжонок,  Сашу ждет большой слоненок, 

Даша с мишкою играет, Коля Даше помогает, Нянчит Настенька мартышку, а Кирюша смотрит книжку. Детям весело в саду! С ними я сюда приду».

Также можно с детьми поговорить об их настроении, закрепляем знания о их семье, домашнем адресе, тем самым тренируемся в произношении предложений, ласковых форм слов.

После проведения утренней гимнастики всегда произносим речевку, у детей формируется быстрая реакция на слово. Я детям задаю вопрос: «Здоровье в порядке?». Дети отвечают: «Здоровье в порядке-спасибо зарядке».

В образовательной деятельности речевые игры, которые мы называем физкультминутками, также имеют большое значение. Как известно, внимание у детей короткое, они устают если долго сидят, поэтому им нужно расслабляться. Дети вместе со мной проговаривают и

сопровождают эти движения. Например: «Дети сели на качели, а качели верх взлетели. Опустились плавно вниз. Ну-ка с нами прокатись».

 

Вовремя дежурства детей можно сопровождать процесс речевыми прибаутками, которые легко ложатся на слух и быстро запоминаются.

Мы дежурные сегодня,

Станем быстро помогать,

Аккуратно и красиво

Все столы сервировать.

 

Мы тарелки всем поставим,

Вилки, ложки и ножи.

Не спеши – ка класть, подумай,

А потом уж разложи.


 

 

Дети знают, что перед едой надо мыть руки, но интереснее будет , если этот процесс сопровождается потешкой, запоминают их потом и произносит сами в любое время при умывании: « Мыли, мыли руки с мылом, мыли теплою водой», «Мыли, мыли, мыли, мыли- бело - набело отмыли.». Вытираясь после умывания, ребенок отвечает на мои вопросы, о том, какое полотенце(мягкое, теплое, розовое и т.д).Таким образом , у детей в процессе режимных моментов формируются навыки связной речи. Они подбирают нужные слова по смыслу слова.

 

 

Игры с пальчиками создают эмоциональный фон. Способствуют развитию и умению слушать и понимать содержание слов.

Мы капусту рубим, рубим.

Мы морковку трем, трем.

Посолили, помешали,

И в кадушечку кладем!

 

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит:

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

 

 

Во время выполнения режимных моментов (подготовка к прогулке, возращение с прогулки) спрашиваю и разговариваю с детьми о том, что они одевают и что снимают, какого цвета , из чего сшиты, какой материал и т. д. , тем самым закрепляю у детей лексику связанную с сезоном, предметные и обобщающие понятия об одежде и обуви.

На прогулке с детьми отмечаем погоду, проводим наблюдения, играем в игры со словами, выбираем в игре ведущего, используя считалки. Все это способствует расширению у детей словарного запаса слов, упражняет их в использовании знакомых слов и знакомятся с новыми словами.

 

 

Во время выполнения трудовых поручений деятельность  можно сопровождать деятельность детей потешками.

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют,

И, галдя, ее клюют.

Так же во время дневной и вечерней прогулки организуем различные подвижные и сюжетно – ролевые игры, которые сопровождаются озвучиванием потешек и способствуют развитию диалогической речи.

 

В машине, в машине

Шофер сидит.

Машина, машина

Идет, гудит.

Би – би – би!

Би – би – би!

Если свет зажегся красный –

Значит, двигаться опасно!

Красный вспыхнул –

Подожди!

А зеленый свет –

Иди!

Загудел паровоз

И вагончики повез

Чох – чох, чу – чу!

Я далеко укачу!

Во время приема пищи некоторые дети часто отказываются от еды, соответственно нервничают. Мы помогаем им успокоится шутливыми потешками , например: «Я обед съедаю сам, открываю рот и ам! Чтобы силы были, супчик нам сварили.», «Мой хороший аппетит в животе один сидит. Шепчет тихо аппетит : «Сыт. сыт. Сыт».

Дети запоминают потешки и пользуются ими в повседневной жизни, в играх. Также проговариваем, какие блюда приготовили повара.

 

Каждому ребенку поднимает настроение, если мы после сна выполняем побудку на кровати со словами: «Светит полная луна – за волной бежит волна, ветер веет на просторе. И всю ночь волнует море…Волн спокойных мерный шум усыпляет праздный ум… Но так долго вредно спать – нам давно пора вставать».

Хоровые проговаривания способствуют улавливанию речи, слова являются прекрасным материалом для обучения разговорной речи.

В течении дня организуем индивидуальные и обще групповые беседы, которые способствую развитию диалогической и монологической речи.

Обсуждение погоды, сезонных изменений погоды.

Очень любим мы, матрешки,

Разноцветные одежки.

Сами ткем и прядем,

Сами в гости к вам придем!

Благодатным для развития речи оказываются все режимные моменты, но особое место среди них занимает вечернее время.

Сюжетно – ролевые игры в группе

«Не волнуйся и не плачь

Ведь тебе поможет врач».

 

Нас Вика в гости позвала

Пирог с вареньем испекла.

И пригласила всех друзей

Отметить кукле юбилей.

 

 

В вечернее время хорошо продуманная свободная деятельность детей, также способствует развитию разговорной речи между собой.

Хороводные игры


Настольный театр

 

Пальчиковый и кукольный театр

Бизиборд

Нанизывание фигурок на шнурок

Развиваем мелкую моторику рук

Сухой бассейн

Упражнения для развития воздушной струи и речевого дыхания

 Вся работа по развитию речи должна подчиняться главной задаче – подготовке и успешному обучению детей в школе.

 

 

Литература:

1. Зебзеева, В. А. Организация режимных процессов в ДОУ. - М. :ТЦ Сфера, 2007. - 80с. - (Библиотека руководителя ДОУ).

2. Богина Т. П. , Терехова Н. Т. Режим дня в детском саду. М. , 1987. с. 74 - 77.

3. Змоеновский, Ю. Ф. Режим - важнейший фактор укрепления здоровья ребенка // Дошкольное воспитание. 1978. №7. с. 56 - 63.

4. Селиверстова В.И. «Речевые игры с детьми» В.И. М.: ВЛАДОС, 1994 г. - 344 с.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.