Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Содержание взаимодействия педагога и учащихся



Содержание взаимодействия педагога и учащихся

Этапы урока Содержание деятельности учителя и ученика Оформление доски и презентация
I. Организационный момент. Ну-ка, юный мой дружок! Ты готов начать урок? Всё в порядке на столе? Есть порядок в голове? Чтобы иметь знания, Понадобятся терпение и старание.    
II. Повторение ранее изученного материала.  Определение темы и цели урока. Задачи: - развивать устные вычислительные навыки; - учить определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.   - Урок мы начнем с устного счета. 1) Какое число получится, если 9 увеличить в 8 раз? (72) 2) Чему равно значение частного, если делимое 120, делитель 10? (12) 3) 36 разделить на 4, сколько получится? (9) 4) Какое число получится, если 125 увеличить на 75? (200) 5) Чему равно произведение чисел 11 и 8? (88) 6) Первый множитель 70, второй множитель 30. Найдите значение произведения. (2100) 7) Какое число получится, если 7 сотен уменьшить на 5 сотен? (2 сотни или 200) 8) 48 увеличить на 42, какое число получим? (90) 9) Какое число получится, если из одной тысячи вычесть три сотни? (7 сотен или 700) Самопроверка. - Отлично. А сейчас предлагаю вам разгадать кроссворд. http://vneuroka.ru/novyj-krossvord/16-159042582710624/ Если перейти по ссылке, откроется кроссворд. 1) Этот знак «Х» при записи выражений обозначает… (умножение) 2) Какого слова не хватает? Делимое, делитель,… (частное) 3) Чтобы найти расстояние, на что необходимо умножить время? (на скорость) 4) Чтобы найти площадь прямоугольника, нужно знать значение длины и… (ширины) 5) Часть прямой линии, которая ограничена двумя точками, называется…(отрезком) 6) Может быть простой или составной, в два или три действия (задача) 7) Какого знака сравнения не хватает: равно, меньше и… (больше) - Посмотрите, что за странное слово получилось у нас? (Масштаб) - Как вы думаете, какова же цель нашего урока? (Узнать, что обозначает это слово)   Слайд 2      
III. Изучение нового материала. Задачи: - познакомить с новым математическим понятием «Масштаб»; - учить различать масштаб предметов. - Да ребята, тема нашего сегодняшнего урока – масштаб. Мы узнаем с вами, что же означает это слово и как оно связано с математикой. - Посмотрите на экран. Что перед вами? (карта) - А что изображено на ней? (наша планета) - Посмотрите внимательно, сможете ли вы найти материк, на котором мы живем? (Евразия) - Молодцы. А как вы думаете, каких размеров территория материка? (огромная) - Ребята, а как же этот огромный материк удалось поместить на карту, как вы думаете? (ответы учащихся) - Хорошо, но это еще не всё. Посмотрите на иллюстрации, которые я вам приготовила. Вам знакомы эти животные? (Бегемот, голубь, божья коровка, жираф) - А размеры этих животных одинаковые? Встречали ли вы, божью коровку размером с бегемота? (нет) - Так как вы думаете, размеры каких животных увеличили, а каких уменьшили, чтобы изобразить их на иллюстрациях? (ответы учащихся) - А теперь скажите, на основе тех примеров, что мы рассмотрели, можем сказать, что такое масштаб? (ответы учащихся) - Конечно, масштаб показывает то, во сколько раз уменьшен или увеличен тот или иной объект. На картах, планах местности, масштаб указывают всегда. Если на какой-либо карте указан масштаб 1:1 000 000, то это означает, что в одном сантиметре, вы только вообразите, содержится один миллион квадратных километров. - Масштабы бывают численные, линейные и именованные. Мы с вами будем использовать численный (записываем числами) и именованный (записываем сломами). - В качестве закрепления, предлагаю вам посмотреть на слайд. В тетрадках в один столбик запишите предметы, которые, по вашему мнению, увеличены, а в другой, которые уменьшены. - Молодцы. Слайд 3     Слайд 4     Слайд 5   Слайд 6   Слайд 7     Слайд 8
IV. Работа с учебником. Задачи: - рассказать о правиле порядка действий в выражении. С. 58, № 370-ый. Задание читает ученик. - Ну, чтобы помочь Наташе и Никите разрешить их спор, как вы, думаете, что нам нужно сделать? (найти значения выражений) 102 + 162×3 - Итак, как вы думаете, почему у детей могли получиться разные ответы? (Они неправильно расставили порядок выполнения действий) - Так какое же действие мы будем выполнять первым? (Умножение) - Записываем первое действие: - Какой же прием мы будем использовать: устный или письменный? Можем ли мы выполнить это действие устно? Конечно же, нам это будет сложно. (Ученик выполняет действие на доске, остальные дети – в тетради)   - Две единицы умножаем на 3, получаем 6 единиц, подписываем под единицами. - 6 десятков умножаем на 3, получаем 18 десятков или 1 сотню и 8 десятков. - 8 десятков подписываем под десятками, 1 сотню запоминаем и добавляем к сотням. - 1 сотню умножаем на 3, получаем 3 и прибавляем еще 1 сотню, получаем 4 и подписываем под сотнями. - Получаем 486. - Отлично. Теперь выполним второе действие. Какое оно будет? (102+486) - Записываем второе действие: - Какой прием мы будет использовать: устный или письменный? (Письменный, так как выполнить это действие устно будет сложно) - К 2 единицам прибавляем 6 единиц, получаем 8 единиц и подписываем под единицами. - К 0 прибавляем 8 десятков, получаем 8 десятков и подписываем под десятками. - К 1 сотне прибавляем 4 сотни, получаем 5 сотен и подписываем под сотнями. - Получаем 588. - Посмотрите, ребята. Так кто же решил пример правильно? Никита или Наташа? (Никита) - Сформулируйте правило, по которому мы узнаем, какие же действия в каком порядке необходимо выполнять. (Сначала мы выполняем умножение или деление, если такие действия есть, а затем сложение и вычитание) - А сейчас, я предлагаю вам поразмышлять. Какие изменения мы можем внести, чтобы ответ Наташи стал правильным? (поставить скобки) - Что ж, давайте попробуем. Где именно мы должны поставить их? (102+162) × 3 - Давайте проверим. Тогда какое действие мы будем выполнять первым? (В скобках) - 4 единицы умножаем на 3, получаем 12 единиц или 1 десяток и 2 единицы. - 2 единицы подписываем под единицами, а 1 десяток запоминаем и добавляем к десяткам. - 6 десятков умножаем на 3, получаем 18, да ещё 1 десяток, получаем 19 десятков или 1 сотню и 9 десятков. - 9 десятков подписываем под десятками, а 1 сотню запоминаем и добавляем к сотням. - 2 сотни умножаем на 3, получаем 6, да еще 1 сотня, получаем 7 сотен, подписываем под сотнями. - Получаем 792. - Посмотрите, получили мы такой же ответ, как у Наташи? (Получили) - Видите, как много зависит от скобок. А какое же правило мы можем применить к этому выражению? (Если в выражении присутствуют скобки, то сначала мы выполняем действие в скобках, а затем по тому же правилу)       162×3     ×162 3 486   102+486   +102 486 588   Первое действие: 102+162 = 264 Второе действие: 264×3. Письменный прием: ×264 3 792  
Физкультминутка. Класс наш прыгает опять Класс наш прыгает опять — Раз-два-три-четыре-пять. (Прыжки на месте.) А потом у нас прогулка, Каждый шаг чеканим гулко. (Ходьба на месте.) Мы учиться все готовы И за парты сядем снова. (Дети садятся за парты.)  
V. Решение задачи. Задачи: - развивать умение работать с текстом задачи (отличать составную задачу от простой, выделять условие и вопрос); - закрепить умение представлять число в виде суммы разрядных слагаемых; - учить составлять обратную и составную задачу к данной.   №372 на 59-ой странице. - Прочтите задачу про себя. Теперь прочтем ее вслух (читает ученик) Мотоциклист едет по шоссе со скоростью 45 км/ч. Какое расстояние он проедет за 4 ч? - Скажите, ребята, о ком говорится в этой задаче? (О мотоциклисте) - Что же делал мотоциклист? (Ехал по шоссе) - Давайте найдем и прочитаем только условие задачи. (Мотоциклист едет по шоссе со скоростью 45 км/ч) - А что же является вопросом задачи? (Какое расстояние он проедет за 4 ч?) - Скажите, эта задача простая или составная? (Простая) - Почему простая? (Потому что решается в одно действие) - Составим к задаче краткую запись и решим ее. - Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Да, можем) - Что мы для этого должны сделать? (Мы должны умножить скорость на время, то есть 45 км/ч умножить на 4 ч.) - Хорошо, записываем решение задачи. - Посмотрите, чтобы нам удобнее было вычислить, давайте подумаем, как можно представить число 45? (Число 45 можно представить в виде суммы разрядных слагаемых, то есть 40+5) - И как мы тогда будем выполнять вычисления? (Сначала 4 умножим на 40, затем 4 умножим на 5 и результаты сложим) - Посмотрите, а можем ли мы составить задачу, обратную этой? Попробуем ее сформулировать. 1) Мотоциклист проехал по шоссе 180 км со скоростью 45км/ч. Сколько времени он затратил на этот путь? - Хорошо, а как же мы ее решим? (180 км разделим на 45км/ч и получим 4 часа) - Отлично, молодцы. 2) За 4 часа мотоциклист проехал 180 км по шоссе. С какой скоростью ехал мотоциклист? - Что мы должны сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Мы должны 180 км разделить на 4 часа, получим 45 км/ч) - С этим заданием мы справились. - Молодцы, какие вы сообразительные. А посмотрите внимательно на иллюстрацию в учебнике к этой задаче. Скажите, можем ли мы сказать, что мотоциклист изображен в определенном масштабе? (Да, он уменьшен) - Конечно же. Хорошо, это вы усвоили. - Но нам предлагают еще одно задание. Нужно изменить условие задачи так, чтобы она стала составной. - А что значит составная задача? (Это такая задача, которая решается в два или более действий) «Мотоциклист едет по шоссе со скоростью 45 км/ч. Ему нужно проехать 200 км. Какое расстояние он проедет за 4 ч? Сколько еще километров он должен будет проехать после 4 часов езды?» - Прочитайте только условие задачи. - А теперь только вопрос задачи. Скажите, а в вопросе содержатся ли какие-либо данные? (Да, в первом вопросе нам дано время) - Составим краткую запись к задаче с помощью чертежа. (Один ученик выполняет чертеж на доске, остальные дети – в тетрадях) - Чему равен путь? (200 км) - Отобразим это на чертеже. - А посмотрите, при построении чертежа мы изображаем реальное расстояние в 200 км? (Нет) - Что мы используем? (Масштаб) - Всё ли расстояние было пройдено за 4 часа? (Нет, только определенная часть) - Это мы тоже должны показать на чертеже. - Что нам нужно найти? (Сколько еще километров ему останется проехать) - Укажем это. - И наконец, последнее, что мы должны указать, это то, с какой скоростью двигался мотоциклист (со скоростью 45 км/ч) Решение: - Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (нет) - Почему? (потому что нам неизвестно, сколько километров проехал мотоциклист за 4 часа) - Значит, какое действие мы должны выполнить первым? (узнать, сколько километров проехал мотоциклист за 4 часа) - Как мы это сделаем? (45 км/ч умножим на 4) - Можем ли мы теперь ответить на вопрос задачи? (да, можем) - Что мы для этого сделаем? (из 200 км вычтем 180 км)     Слайд 9   u – 45 км/ч t – 4 ч S - ?   Решение: 45×4 = (40+5) × 4 = 40×4+5×4 = 160+20 = 180 (км) – расстояние, которое проехал мотоциклист за 4 часа. Ответ: 180 км.   Слайд 10   Слайд 11    
4 часа, ? км
?

 

 


                                                   

45 км/ч

 


                        200 км

 

 

45×4 = 180 (км) – столько проехал мотоциклист за 4 часа.

200-180 = 20 (км) – столько осталось проехать мотоциклисту.

Ответ: 20 км.

VI. Итоги урока.   - Молодцы, ребята. Вы сегодня отлично поработали. Давайте вспомним, какова была цель нашего урока? (Узнать, что такое «масштаб») - Мы ее достигли? (да) - Вашим домашним заданием будет задача 374-ая и второй пример с 370-ого номера, который мы с вами выполняли. - Спасибо за урок. Все свободны. Слайд 12

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.