Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вчерашний день, часу в шестом»



«Тройка»

Что ты жадно глядишь на дорогу В стороне от весёлых подруг? Знать, забило сердечко тревогу — Всё лицо твоё вспыхнуло вдруг. И зачем ты бежишь торопливо За промчавшейся тройкой вослед?.. На тебя, подбоченясь красиво, Загляделся проезжий корнет. На тебя заглядеться не диво, Полюбить тебя всякий не прочь: Вьётся алая лента игриво В волосах твоих, чёрных как ночь; Сквозь румянец щеки твоей смуглой Пробивается лёгкий пушок, Из-под брови твоей полукруглой Смотрит бойко лукавый глазок. Взгляд один чернобровой дикарки, Полный чар, зажигающих кровь, Старика разорит на подарки, В сердце юноши кинет любовь. Поживёшь и попразднуешь вволю, Будет жизнь и полна и легка… Да не то тебе пало на долю: За неряху пойдёшь мужика. Завязавши под мышки передник, Перетянешь уродливо грудь, Будет бить тебя муж-привередник И свекровь в три погибели гнуть. От работы и чёрной и трудной Отцветёшь, не успевши расцвесть, Погрузишься ты в сон непробудный, Будешь няньчить, работать и есть. И в лице твоём, полном движенья, Полном жизни — появится вдруг Выраженье тупого терпенья И бессмысленный, вечный испуг. И схоронят в сырую могилу, Как пройдёшь ты тяжёлый свой путь, Бесполезно угасшую силу И ничем не согретую грудь. Не гляди же с тоской на дорогу И за тройкой вослед не спеши, И тоскливую в сердце тревогу Поскорей навсегда заглуши! Не нагнать тебе бешеной тройки: Кони крепки и сыты и бойки,- И ямщик под хмельком, и к другой Мчится вихрем корнет молодой…

Центральный образ стихотворения – русская тройка, проносящаяся по деревне. Она привлекает внимание простой деревенской девушки, в сердце которой просыпаются надежды на настоящую любовь и изменение своего положения. Беспросветная жизнь становилась источником фантазий для русского крестьянства.

Молодые крестьянки надеялись вырваться из деревни через брак с красавцем-дворянином. Автор изображает состояние такой девушки. Однообразная сельская жизнь озаряется появлением тройки, в которой находится «проезжий корнет». Это порождает в сердце крестьянки неясную тревогу. Она осознает свою красоту и надеется, что это даст ей шанс убежать из рабства.

 

    Автор грубо перечеркивает радужные надежды и мечты девушки, изображая реальное развитие событий. Господам нет никакого дела до деревенских красавиц. Низкое социальное положение – непреодолимая преграда, перешагнуть которую практически невозможно. Девушку ждет заранее предсказуемая судьба: ранний брак, побои мужа, невыносимо тяжелая физическая работа, забота о пропитании многочисленных детей. Все это быстро изгладит следы былой красоты, подорвет здоровье девушки.

 

Показав разницу между мечтой и действительностью, Некрасов делает печальный вывод. Он советует молодой крестьянке отбросить всяческие надежды и покориться неизбежности. Напрасные волнения и тревоги ни к чему не приведут. Чрезмерная мечтательность сделает жизнь еще тяжелее. Лучше смириться и приготовиться к тому, что ждет впереди.

 

«Вчерашний день, часу в шестом»

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя… И Музе я сказал: «Гляди! Сестра твоя родная!»  

Некрасов стал свидетелем избиения кнутом молодой крестьянки. Просто крестьянка в чем-то не угодила хозяину, а значит проявила непокорность. Будучи гуманистом, он понимал, что избиение (даже за настоящее преступление) никогда не сделает человека лучше. Такой метод унижает человеческое достоинство. Он приведет лишь к озлоблению и желанию мести.

 

Во второй части стихотворения заложены размышления Некрасова по этому поводу. Он не случайно упоминает, что женщина молча и терпеливо переносила наказание. Поэт восхищался стойкостью русского крестьянства. Несмотря на тяжелый физический труд, голод и постоянную угрозу физической расправы, крестьяне редко выражали свое недовольство. Они спокойно несли свой крест и не переставали надеяться на лучшее.

В последних строках стихотворения содержится еще одна важная мысль Некрасова. Называя крестьянку родной сестрой своей Музы, поэт обращает внимание читателя на то, что истинное значение поэта заключается в служении народу.

В стихотворении Некрасова «Вчерашний день часу в шестом...» Муза совсем не похожа на своих предшественниц в классической поэзии. Между Музой и «крестьянкой молодой» нет никаких различий, они одинаково дороги и близки поэту. Некрасов в коротком стихотворении сумел сказать и о том, что его Муза — сестра униженной и страдающей крестьянки, что она печалится народной печалью, что она тоже подвергается истязаниям, цензурным и иным гонениям, что он, Некрасов, поэт народа, потому что крестьянка символизирует весь народ.

     

 

«О Муза! Я у двери гроба!»

О Муза! Я у двери гроба! Пускай я много виноват, Пусть увеличит во сто крат Мои вины людская злоба — Не плачь! завиден жребий наш, Не наругаются над нами:   Меж мной и честными сердцами Порваться долго ты не дашь Живому, кровному союзу! Не русский — взглянет без любви   На эту бледную, в крови, Кнутом иссеченную Музу…

  Произведение подводит общий краткий итог размышлениям поэта над своей жизнью и поэтическим призванием. Ранее Некрасов уже достаточно полно изложил свои взгляды в стихотворении «Муза» (1852 г.).

  Умирающий поэт (Некрасов в последние годы жизни сильно болел и предчувствовал свою близкую смерть) в качестве последнего собеседника выбирает свою Музу, которой всегда был верен. Он честно признается ей в том, что был «много виноват». Хотя, как считал сам Некрасов, его вина состоит в том, что он недостаточно заботился о крестьянстве в практическом плане. Главным оружием поэта в борьбе против несправедливости являлись его смелые и обличительные произведения. За это Некрасов на протяжении всей жизни подвергался яростным критическим нападкам, даже со стороны своих собратьев по перу.

 

  Некрасова не пугает такая безрадостная перспектива. Он не сдается и обращается к Музе со словами: «Не плачь!». Непонимание современников — обычное явление, сопутствующее всем передовым идеям. Поэт уверен, что его поэтическое творчество все же нашло отклик в «честных сердцах». Благодаря этому существует «кровный союз» людей, которые любят свою несчастную Родину и мечтают добиться торжества добра и справедливости.

  В финале произведения Некрасов прямо указывает на национальный характер своего творчества. Иностранец («не русский») никогда не сможет понять и прочувствовать собственным сердцем все страдания русского народа. Муза Некрасова — это не прекрасная и нежная девушка, вдохновляющая поэтов воспевать любовь и цветы. Его Муза — это «бледная», «кнутом иссеченная» до крови крестьянская женщина, вся вина которой состоит лишь в том, что она не принадлежит высшему сословию.

 

 

«Я не люблю иронии твоей»

Я не люблю иронии твоей. Оставь ее отжившим и не жившим, А нам с тобой, так горячо любившим, Еще остаток чувства сохранившим,- Нам рано предаваться ей! Пока еще застенчиво и нежно Свидание продлить желаешь ты, Пока еще кипят во мне мятежно Ревнивые тревоги и мечты — Не торопи развязки неизбежной! И без того она не далека: Кипим сильней, последней жаждой полны, Но в сердце тайный холод и тоска… Так осенью бурливее река, Но холодней бушующие волны…  

   Стихотворение «Я не люблю иронии твоей…» входит в т. н. «панаевский цикл» Некрасова, посвященный А. Панаевой. С самого начала романа положение поэта было двусмысленным: он жил вместе с возлюбленной и ее мужем. Отношения между всеми троими были, естественно, натянутыми и часто приводили к ссорам. Они еще больше обострились после ранней смерти первого ребенка Панаевой от Некрасова. Становилось понятно, что в таком виде роман продолжаться больше не может. Любовь Некрасова к Панаевой не ослабевала, поэтому он испытывал постоянные мучения. Свои ощущения и мысли поэт выразил в произведении «Я не люблю иронии твоей…».  

        

   Лирический герой в попытке сохранить любовные отношения обращается к возлюбленной. Он призывает ее оставить иронию, которая все чаще овладевает Панаевой. Некрасов апеллирует к началу романа, когда любовь была еще сильна и в равной степени владела душами влюбленных. От нее остался лишь «остаток чувства», но и благодаря ему еще можно исправить ситуацию.

   По второй строфе видно, что Некрасов сам предчувствует «развязку неизбежную». Отношения длятся около четырех лет, а поэт описывает их в терминах, относящихся к возникновению романа: «свидание», «ревнивые тревоги и мечты». Возможно, этим он хотел подчеркнуть свежесть испытываемых чувств. Но при таком длительном сроке о «свежести» не может быть и речи. Она как раз и свидетельствует о непрочности и легкости отношений.

 

   В художественном отношении наиболее сильна заключительная строфа. Некрасов уже сам твердо заявляет, что развязка «не далека». Описывая состояние отношений, он применяет очень красивое сравнение. Умирающее чувство поэт сравнивает с осенней рекой, которая перед зимней спячкой очень бурная и шумная, но ее воды холодны. Также Некрасов уподобляет остаток страсти «последней жажде», которая невероятно сильна, но уже скоро бесследно исчезнет.

 

 

«Мы с тобой бестолковые люди»

Мы с тобой бестолковые люди: Что минута, то вспышка готова! Облегченье взволнованной груди, Неразумное, резкое слово. Говори же, когда ты сердита, Все, что душу волнует и мучит! Будем, друг мой, сердиться открыто: Легче мир — и скорее наскучит. Если проза в любви неизбежна, Так возьмем и с нее долю счастья: После ссоры так полно, так нежно Возвращенье любви и участья…

 

  Лирический герой и его возлюбленная – вот все действующие лица лирического произведения. Оба они любят друг друга, но их вспыльчивость дает о себе знать в вспышках ссор. Автор называет себя и избранницу бестолковыми людьми, придавая этому прилагательному совершенно безобидный смысл. Его умиляет способность каждого из любовников моментально воспламениться гневом и тут же угаснуть. Также стоит отметить, что в любовной лирике не может не быть мотива любви, романтического чувства между мужчиной и женщиной. Мотив ссоры – костяк стихотворения, то, что и послужило поводом к написанию произведения.

 

   Главная тема стихотворения – пылкие отношения влюбленных. Писатель мастерски передает напряжение между ними – «душу волнует и мучит». Некрасов описывает явление ссоры не очень трагично, он уверен в том, что это неизбежность, поэтому относиться к ссоре нужно философски — как к проверке отношений на прочность.

 

   В стихотворении присутствует и иная тема – тема примирения влюбленных. Поэт не рисует картину счастливого дня для пары, читатель лишь может догадываться, насколько сильно будет хорошо им вдвоем, ведь вопрос о том, что вдруг может случиться так, что влюбленные не помирятся, даже не стоит.

 

«Проза в любви»— популярная метафора литераторов, которая описывает серость и будничность, а иногда и отрицательные аспекты любви.

 

«Элегия»

Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая «страдания народа» И что поэзия забыть ее должна. Не верьте, юноши! не стареет она. О, если бы ее могли состарить годы! Процвел бы божий мир!… Увы! пока народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам, Как тощие стада по скошенным лугам, Оплакивать их рок, служить им будет муза, И в мире нет прочней, прекраснее союза!… Толпе напоминать, что бедствует народ, В то время, как она ликует и поет, К народу возбуждать вниманье сильных мира Чему достойнее служить могла бы лира?… Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил — и сердцем я спокоен… Пускай наносит вред врагу не каждый воин, Но каждый в бой иди! А бой решит судьба… Я видел красный день: в России нет раба! И слезы сладкие я пролил в умиленье… «Довольно ликовать в наивном увлеченье,- Шепнула Муза мне.- Пора идти вперед: Народ освобожден, но счастлив ли народ?.. Бежит ли по лугу, играя и свистя, С отцовским завтраком довольное дитя, Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы   Ответа я ищу на тайные вопросы, Кипящие в уме: «В последние года Сносней ли стала ты, крестьянская страда? И рабству долгому пришедшая на смену Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою, Старик ли медленный шагает за сохою, Свобода наконец внесла ли перемену В народные судьбы? в напевы сельских дев? Иль так же горестен нестройный их напев?..» Уж вечер настает. Волнуемый мечтами, По нивам, по лугам, уставленным стогами, Задумчиво брожу в прохладной полутьме, И песнь сама собой слагается в уме, Недавних, тайных дум живое воплощенье: На сельские труды зову благословенье, Народному врагу проклятия сулю, А другу у небес могущества молю, И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы, И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы, И лес откликнулся… Природа внемлет мне, Но тот, о ком пою в вечерней тишине, Кому посвящены мечтания поэта, Увы! не внемлет он — и не даёт ответа…

Свою «Элегию» Н. А. Некрасов прямо начинает с утверждения актуальности темы «страдания народа» (полемически направленного против претензий, предъявлявшихся к его поэзии современ­ным историком литературы О. Ф. Миллером, который считал, что «непосредственное описание страданий народа и вообще бедняков» уже Н. А. Некрасовым «исчерпано» и что «поэт наш стал как-то повторяться, когда принимается за эту тему»): «Пускай нам говорит изменчивая мода, / Что тема старая «страдания народа» / И что поэзия забыть ее должна, / Не верьте, юноши! не стареет она».

 

Новый вопрос, поставленный Н. А. Некрасовым в «Элегии» в связи с положением народа, стал одним из основных вопросов главного полотна поэта — эпической крестьянской поэмы-симфонии «Кому на Руси жить хорошо?»: «Пора идти вперед: / Народ освобожден, но счастлив ли народ?».

 

Вопрос о положении народа сливается в «Элегии» с вопросом о роли поэта в обществе: «Я лиру посвятил народу своему». Развивая собственную программу гражданственности искусства, Н. А. Некрасов опирался в этом стихотворении на тенденции вольнолюбивой лирики А. С. Пушкина («Деревня»). Звучит у Н. А. Некрасова и своеобразная вариация пушкинской темы «поэта и толпы»: Н. А. Некрасова мучает вопрос о том, дойдет ли его песня до народной души, принесет ли пользу.

Завершая свою «Элегию», автор отмечает, что он не знает ответа на вопрос, лучше ли теперь живется крестьянам. И даже герои его многочисленных произведений не в состоянии объективно сказать, действительно ли они стали счастливыми. На одной чаще весов – свобода, на другой – голод и нищета, ведь теперь они сами несут ответственность за собственную жизнь и очень часто даже не представляют, как ею распорядиться.

 

«Железная дорога»

Ваня (в кучерском армячке).
Папаша! кто строил эту дорогу?
Папаша (в пальто на красной подкладке),
Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!
Разговор в вагоне

1 Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит; Лед неокрепший на речке студеной Словно как тающий сахар лежит; Около леса, как в мягкой постели, Выспаться можно — покой и простор! Листья поблекнуть еще не успели, Желты и свежи лежат, как ковер. Славная осень! Морозные ночи, Ясные, тихие дни… Нет безобразья в природе! И кочи, И моховые болота, и пни — Всё хорошо под сиянием лунным, Всюду родимую Русь узнаю… Быстро лечу я по рельсам чугунным, Думаю думу свою… 2 Добрый папаша! К чему в обаянии Умного Ваню держать? Вы мне позвольте при лунном сиянии Правду ему показать. Труд этот, Ваня, был страшно громаден Не по плечу одному! В мире есть царь: этот царь беспощаден, Голод названье ему. Водит он армии; в море судами Правит; в артели сгоняет людей, Ходит за плугом, стоит за плечами Каменотесцев, ткачей. Он-то согнал сюда массы народные. Многие — в страшной борьбе, К жизни воззвав эти дебри бесплодные, Гроб обрели здесь себе. Прямо дороженька: насыпи узкие, Столбики, рельсы, мосты. А по бокам-то всё косточки русские… Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты? Чу! восклицанья послышались грозные! Топот и скрежет зубов; Тень набежала на стекла морозные… Что там? Толпа мертвецов! То обгоняют дорогу чугунную, То сторонами бегут. Слышишь ты пение?.. «В ночь эту лунную Любо нам видеть свой труд! Мы надрывались под зноем, под холодом, С вечно согнутой спиной, Жили в землянках, боролися с голодом, Мерзли и мокли, болели цингой. Грабили нас грамотеи-десятники, Секло начальство, давила нужда… Всё претерпели мы, божии ратники, Мирные дети труда!   Братья! Вы наши плоды пожинаете! Нам же в земле истлевать суждено… Всё ли нас, бедных, добром поминаете Или забыли давно?..» Не ужасайся их пения дикого! С Волхова, с матушки Волги, с Оки, С разных концов государства великого — Это всё братья твои — мужики! Стыдно робеть, закрываться перчаткою, Ты уж не маленький!.. Волосом рус, Видишь, стоит, изможден лихорадкою, Высокорослый больной белорус:   Губы бескровные, веки упавшие, Язвы на тощих руках, Вечно в воде по колено стоявшие Ноги опухли; колтун в волосах; Ямою грудь, что на заступ старательно Изо дня в день налегала весь век… Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно: Трудно свой хлеб добывал человек! Не разогнул свою спину горбатую Он и теперь еще: тупо молчит И механически ржавой лопатою Мерзлую землю долбит! Эту привычку к труду благородную Нам бы не худо с тобой перенять… Благослови же работу народную И научись мужика уважать. Да не робей за отчизну любезную… Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную — Вынесет всё, что господь ни пошлет! Вынесет всё — и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе. Жаль только — жить в эту пору прекрасную Уж не придется — ни мне, ни тебе. 3 В эту минуту свисток оглушительный Взвизгнул — исчезла толпа мертвецов! «Видел, папаша, я сон удивительный,- Ваня сказал,- тысяч пять мужиков, Русских племен и пород представители Вдруг появились — и он мне сказал: «Вот они — нашей дороги строители!..» Захохотал генерал! «Был я недавно в стенах Ватикана, По Колизею две ночи бродил, Видел я в Вене святого Стефана, Что же… всё это народ сотворил? Вы извините мне смех этот дерзкий, Логика ваша немножко дика. Или для вас Аполлон Бельведерский Хуже печного горшка? Вот ваш народ — эти термы и бани, Чудо искусства — он всё растаскал!»- «Я говорю не для вас, а для Вани…» Но генерал возражать не давал: «Ваш славянин, англо-сакс и германец Не создавать — разрушать мастера, Варвары! дикое скопище пьяниц!.. Впрочем, Ванюшей заняться пора; Знаете, зрелищем смерти, печали Детское сердце грешно возмущать. Вы бы ребенку теперь показали Светлую сторону…» 4 Рад показать! Слушай, мой милый: труды роковые Кончены — немец уж рельсы кладет. Мертвые в землю зарыты; больные Скрыты в землянках; рабочий народ Тесной гурьбой у конторы собрался… Крепко затылки чесали они: Каждый подрядчику должен остался, Стали в копейку прогульные дни! Всё заносили десятники в книжку — Брал ли на баню, лежал ли больной: «Может, и есть тут теперича лишку, Да вот, поди ты!..» Махнули рукой… В синем кафтане — почтенный лабазник, Толстый, присадистый, красный, как медь, Едет подрядчик по линии в праздник, Едет работы свои посмотреть. Праздный народ расступается чинно… Пот отирает купчина с лица И говорит, подбоченясь картинно: «Ладно… нешто… молодца!.. молодца!.. С богом, теперь по домам,- проздравляю! (Шапки долой — коли я говорю!) Бочку рабочим вина выставляю И — недоимку дарю!..» Кто-то «ура» закричал. Подхватили Громче, дружнее, протяжнее… Глядь: С песней десятники бочку катили… Тут и ленивый не мог устоять! Выпряг народ лошадей — и купчину С криком «ура!» по дороге помчал… Кажется, трудно отрадней картину Нарисовать, генерал?.. .

Стихотворение “Железная дорога” было написано в 1864 году. История создания этого произведения связана со строительством в Российской Империи железных дорог. Крестьяне, трудившиеся на путях, находились в тяжелых условиях, голодали, болели. Об их жизнях не думали и не заботились, единственной целью было скорое завершение работы. Поэту, переживавшему за простых людей, стремящемуся отразить действительность такой, какая она есть, было больно и обидно видеть это. Его переживания воплотились в изучаемом стихотворении.

 

Главная мысль, которую во многих своих произведениях Некрасов пытался донести до широкой публики, это тяжелое положение простого народа в России. Тема жизни крестьян и рабочих, невыносимые условия их труда и жизни при строительстве путей сообщения ярко отразилась в стихотворении “Железная дорога”. Также здесь красной нитью проходит осуждение поэтом тех людей, которые стояли во главе этих работ. Они не заботились о том, чтобы облегчить труд людей и сохранить их жизни, а использовали их лишь в качестве средства достижения своих задач.

                                  

Стихотворение состоит из четырех выделенных частей. Все они взаимосвязаны и представляют собой соединение нескольких образов людей, сидящих в вагоне поезда: лирического героя, генерала и его сына Вани.

Описание полностью построено на антитезе: в первой части мы видим осенние пейзажи, тонкий лед на речке, лес, желтые листья, лунный свет. Автор говорит, что “нет безобразья в природе”. Далее нам представляются совсем другие картины: это и голод, и смерть, и жуткие условия труда людей. Там “стоит, изможден лихорадкою… больной белорус: губы бескровные, веки упавшие, язвы на тощих руках…”. Тут же мы видим и руководителей работы: “в синем кафтане… толстый, присадистый… подрядчик”.

 

По просьбе генерала рассказчик сообщает Ване и о «светлой стороне» строительства: после строительства дороги наградой рабочим была бочка вина и прощение недоимки, которую насчитали каждому хитрые подрядчики.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.