Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Выполнение практических заданий



 

Тема лекции:Ощущение и восприятие

Учебные цели лекции:

Образовательные: способствовать формированию представления у студентов о познавательной сфере личности; создать условия для знакомства с ощущением и восприятием как познавательным процессом.

Развивающие: способствовать развитию у студентов положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, творческой инициативы, общих и профессиональных способностей; содействовать формированию умения классифицировать, сопоставлять, обобщать и применять на практике изучаемые явления.

Воспитательные: содействовать воспитанию ответственности, работоспособности, самостоятельности, привития интереса к выбранной профессии и работе в коллективе.

План работы:

1. Знакомство с новым материалом, составление опорного конспекта. Учебник «Психология» стр. 91-122.(или воспользуйтесь презентацией)

Для работы с презентацией перейдите по ссылке https://infourok.ru/prezentaciya-po-psihologii-oschuschenie-i-vospriyatie-3723344.html

2. Выполнение практических заданий

Задание 1.О каком виде ощущений идёт речь в каждом примере? Чем объяснить тот факт, что у О. И. Скороходовой эти виды ощущений развиты лучше, чем у других людей?

А.Мы, слепоглухие, не только замечаем непорядок в своём костюме, но даже непорядок в костюме тех, кто нас окружает. Например, я помню такой случай: я читала с А. И.. Когда я сделала движение свободной рукой, то случайно прикоснулась к юбке А. И. Мне показалось, что юбка одета наизнанку. Я посмотрела лучше, и действительно, юбка А. И. была наизнанку.

- У вас юбка надета наизнанку.

- Нет.

- А вот посмотрите - швы наверху.

А. И. посмотрела.

- Да, правда.

- Как вы её так одели?

- Я встаю рано, в комнате темно, и я ничего не вижу.

- А разве вы не чувствуете на осязание?

- Нет, она одинакова с обеих сторон.

- Нет, не одинакова. Вы посмотрите лучше, разве нижняя сторона похожа на лицевую?

(По О. И. Скороходовой)

Б.Однажды я ходила в парк с А. В. и В. В. Всю дорогу я чувствовала, что со стороны А. В. пахнет свежими яблоками. Я долго не решалась спросить у А. В.: почему от неё пахнет яблоками. Наконец, когда мы уже входили в парк, я не выдержала: «Как хорошо пахнет яблоками!». А. В. Ответила: “Где же ты их слышишь?»- «Их близко нет, это пахнет листьями сухими», - говорит В. В., Но я уверенно ответила: « Я хорошо знаю запах яблок и сухих листьев».

Когда мы сели на скамейку, А. В. вдруг вспомнила, что у неё в сумочке лежат яблоки.

«Я о них и забыла», - сказала она. (Скороходова О. И)

В.Я услышу запах и росы прохладу,

Лёгкий шелест листьев пальцами ловлю…

Задание 2. Какие свойства восприятия (апперцепция, выделение предмета из фона, иллюзии, константность, целостность) проявляется в данных примерах?

А. Незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем тогда, когда она будет находиться в группе женщин.

Б. Слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию. Она остаётся той же самой, если её исполняет симфонический или струнный оркестр или один рояль.

В. Если воспринимаемый на некотором расстоянии предмет удалить от воспринимающего, то отображение предмета на сетчатке уменьшится как в длину, так и в ширину, т. е. уменьшится его площадь, а между тем в восприятии образ сохраняет в определённых пределах приблизительно ту же постоянную, свойственную предмету величину.

Г. Гёте отмечал, что тёмный предмет кажется меньше светлого, если оба имеют одинаковую величину. При одновременном восприятии белого круга на чёрном фоне и чёрного круга того же диаметра на белом фоне последний кажется примерно на 1/5 меньше первого. Они покажутся равными, если чёрный круг сделать соответственно больше.

Д. Рекламные щиты на улицах специально делают большими красочными и яркими.

Задание 3.Укажите, в каких примерах говорится о восприятии. По каким признакам вы это установили?

А.Необходимым условием достижения высоких спортивных результатов является наличие у спортсмена хорошо развитых некоторых особенностей, или «чувств»: чувства мяча у футболистов, чувства воды у пловцов, чувства планки у прыгунов в высоту и т. д.

Б.Князь Андрей … любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображённый, раскинувшись шатром сочной, тёмной зелени, млел, чуть колтыхаясь в лучах вечернего солнца.… Сквозь столетнюю жёсткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвёл их.

В.Французские спелеологи получили данные, свидетельствующие о том, что при длительном пребывании под землёй в полном одиночестве теряется представление о времени. Так, Антуан Сеньи на 122-й день своего пребывания в пещере был удивлён, когда ему сообщили о скором окончании эксперимента: по его подсчётам, было лишь 6 февраля, а не 2 апреля, как ему сообщили.

Г.Во 2 классе учитель, показав детям репы, редьку, и редис, спросил, чем отличаются эти овощи по цвету, форме. Потом учитель кладёт на парты салфетки с кусочками овощей. Дети их пробуют.

Учитель: Валя, тебе понравилась репа?

Ученица: Она вкусная.

Учитель: А редька?

Ученица: Горькая.

Учитель проходит по рядам, даёт ребятам нюхать лук, все нюхают, смеются, морщатся. (По Занкову Л. В.)

Д.…Ванька перевёл глаза на тёмное окно, в котором мелькало отражение его свечи, и живо вообразил себе своего деда Константина Макарыча, служащего ночным сторожем у господ Живарёвых. Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижный старикашка, лет шестидесяти пяти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами.

3. Тест «Ощущение и восприятие»(1 вариант – 1-ая подгруппа, 2 вариант – 2-ая подгруппа)

Вариант 1

1. Ощущение – это:
1) деятельность специальных нервных аппаратов, приводящих к созданию образов предметов и явлений;
2) отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств;
3) информация, которая поступает в мозг и на основе которой, складывается целостный образ.

 

2. Психическое отражение в коре головного мозга отдельных свойств, предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств, называется:

1) восприятием

2) ощущением

3) деятельностью

4) рефлексом

 

3. Величина раздражителя, позволяющая человеку сначала почувствовать воздействие, а затем осознать его, называется:

1) контрастом ощущений

2) адаптацией
3) порогом чувствительности

4) верхним порогом чувствительности

 

4. Минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется порогом:

1) нижним абсолютным

2) верхним абсолютным

3) разностным

4) дифференциальным

 

5. Отнесенность сведений о внешнем мире, получаемых с помощью анализаторов, к объектам внешнего мира — это...

1) категориальность восприятия

2) модальность ощущения

3) константность восприятия

4) предметность восприятия

 

6. К свойствам ощущений не относят:
1) продолжительность;

2) интенсивность;

3) качество;

4) интероцептивность.

 

7. Восприятием называется психический процесс, суть которого в:

1) отражении в сознании человека предметов или явление в совокупности его свойств
2) опосредованном отражении отдельных свойств физических объектов
3) отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира
4) абстрактом отражении предметов и явлений материального мира

 

8. Восприятие человека человеком носит специальное название:

1) аттракция

2) рефлексия

3) эмпатия

4) социальная перцепция

 

9. Сознательно воспринимать предмет – это значит:

1) воспринимать предмет или явление, находясь в сознании, т.е. осознавая факт своего восприятия этого предмета
2) отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове

3) воспринять предмет под углом зрения потребностей
4) просчитать возможные последствия взаимодействия этих предметов

 

10. Что не относится к видам восприятия:
1) восприятие деятельности;

2) восприятие пространства;

3) восприятие движения;
4) восприятие времени;

5) восприятие человека человеком;
6) восприятие предметов и явлений окружающего мира;

7) восприятие мира;

 

Вариант 2

 

1. Ощущением называется психический процесс, состоящий в:

1) целостном отражении объектов окружающего мира
2) обобщенном отражении предметов и явлений материального мира
3) отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира

4) опосредованном отражении отдельных свойств физического мира

 

2. Начальным источником всех наших знаний о внешнем мире и собственном теле является:

1) потребность

2) мышление

+3) ощущение

4) воображение

 

3. Способность к ощущениям имеется:

1) у всех живых существ, обладающих центральной нервной системой
2) у всех живых существ
3) только у человека
4) у всех живых существ, обладающих нервной системой

 

4. Осознаваемые ощущения доступны:

1) всем биологическим формам жизни

2) человеку и высшим животным

3) только человеку

 

5. К экстерорецептивным ощущениям не относят:
1) вкусовые;

2) обонятельные;

3) слуховые;

4) зрительные;

5) двигательные.

 

6. Восприятие – это:
1) целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств;
2) наименьшая величина различий между раздражителями, когда разница между ними улавливается.
3) функциональное состояние органов чувств, зависящее от чувствительности анализаторов соответствующего типа.

 

7. Отнесенность наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира называется:

1) избирательностью

2) предметностью

3) адекватностью

4) осмысленностью

 

8. Для какого познавательного процесса характерны следующие свойства «предметность, апперцепция, константность, осмысленность, избирательность, целостность»:

1) мышление;

2) ощущения;

3) внимание;

4) восприятие.

 

9. Психический процесс, отвечающий за формирование целостного образа объекта при его непосредственном воздействии на анализаторы:

1) Представление

2) восприятие

3) когнитивный диссонанс

4) ощущение

 

10. Целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, называется:

1) ощущением

2) мышлением

3) воображением

4) восприятием


Домашнее задание:1. Вспомните несколько особенно ярких впечатлений из вашей жизни. Какие образы появляются у вас в сознании: зрительные, слуховые или какие-то еще? Опишите все те ощущения, которые у вас возникали в это время.

2. Приведите примеры проявления в различных жизненных и профессиональных ситуациях основных свойств ощущений.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.