Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Кемеровский государственный университет»

Институт образования

Кафедра акмеологии и психологии развития

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По общей психологии

Тема: Мышление как познавательный психический процесс

 

Выполнила:

студентка 2 курса, ППО-191

Аллянова И.С.

 

Научный руководитель:

Кандидат психологических наук, доцент

Белогай К.Н.

 

Кемерово 2021

 

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретическое изучение мышления как познавательного процесса…3

1.1. Познавательные психические процессы……………………………………………………..5

1.2. Понятие мышления, природа и основные виды мышления……………………11

1.3. Основные формы мышления и основные виды умственных операций....17

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мышления мужчин и женщин в юношеском возрасте…………………………………………………………………………………....22

2.1. Организация и метод исследования…………………………………………………………22

2.2.Обсуждение результатов исследования…………………………………………………….23

Заключение……………………………………………………………………………………………………….27

Список литературы………………………………………………………………………………..………….29

 


Введение

 

 

Психические процессы являются базовой основой человеческой психики. Все психические процессы делятся на три группы: познавательные ( ощущение, воображение, восприятие, мышление, речь, память, внимание и представление), эмоциональные (эмоции, чувства и др.) и волевые ( побуждения, цели, мотивы). Они в своей совокупности образуют психическую деятельность человека.

Данная тема актуальна на сегодняшний день, так как интерес педагогов и психологов усиливается с каждым годом из-за возможностей развития познавательной сферы детей в целом, в частности- возможностям развития мышления.

Л.Н. Выготским было выявлено, что мышление  складывается еще до того, как оно становится речевым.

Усвоение в образовательном процессе представляет собой одну из форм усвоения, которая предполагает организацию специфических способов формирования учебной деятельности с помощью решения учебных задач. При решении задач у обучающихся формируется познавательная деятельность, которая, собственно, и необходима для формирования одной из форм мышления- понятий, которые относятся к какой-либо области знаний. Работа обучающихся, которая направлена на усвоение знаний, состоит в выделении и мысленном воспроизведении объектов изучаемых понятий. Следовательно, мы можем сказать о том, что процесс мышления, который включен в процесс усвоения знаний, составляет его центральный компонент.

«Мышление-это способность на основе известных знаний и воображения добывать новую информацию». Понятие по Л.С. Выготскому.

Цель: изучить мышление как познавательный процесс.

Объект: познавательные процессы.

Предмет: мышление как познавательный процесс.

Задачи:

1. Изучить психологическую литературу;

2. Дать характеристику познавательным психическим процессам;

3. Дать определение понятию мышления;

4. Дать характеристику видам и формам мышления и умственным операциям;

5. Исследовать особенности типов  мышления у испытуемых юношеского возраста (от 18 до 20 лет), выявить выраженность типов мышления у мужчин и у женщин.

 

 

1. Теоретическое изучение мышления как познавательного процесса

1.1.Познавательные психические процессы

В психологии существуют следующие познавательные психические процессы: ощущение, восприятие, преставление, воображение, мышление, речь, память и внимание. Все они выступают как важнейшие компоненты человеческой деятельности. Для удовлетворения своих потребностей, для общения с другими людьми, для работы, учебы и так далее, человеку нужно каким-то образом воспринимать этот мир, при этом нужно обращать свое внимание на различные компоненты деятельности, представлять, что ему нужно делать, высказывать, запоминать и обдумывать. Таким образом, без активного участия психических процессов деятельность человека невозможна. Психические процессы не только участвуют, но и развиваются в деятельности, также они представляют собой особые виды деятельности.

Функция психических процессов в том, что они являются регуляторами, которые приводят действие в соответствие с изменяющимися условиями.

Психические явления- это ответные реакции мозга на внешние, то есть на окружающую действительность, и внутренние, то есть на состояние организма как физиологической системы, воздействия. Другими словами, психические явления представляют собой постоянные регуляторы окружающей реальности., которая возникает ответной реакцией на раздражения, действующие в данный момент (ощущение и восприятие) и были когда-то в прошлом (память), которые обобщают эти воздействия или предвидящие результаты, к которым они ведут (мышление и воображение).

Психические процессы- это такие процессы, которые происходят в голове человека, и которые отражаются в динамически изменяющихся явлениях психики.

Познавательная психическая деятельность начинается именно с ощущений.

В теории отражения говорится о том, что, ощущение - это первый и неприметный источник всех наших знаний об окружающей действительности, ведь только с помощью ощущений человек познает цвет, форму, величину, запах и звук. У всех живых существ с наличием нервной системы есть способность к ощущениям. Но способность к ощущениям, которые осознаются, есть только у тех существ, у которых имеются головной мозг и кора головного мозга.

Ощущения являются самыми простыми из всех психических явлений. Также ощущение-это чувственное отображение объективной реальности. Суть ощущений в отражении отдельных свойств предмета.

Ощущение – это, во-первых, начальный момент сенсомоторной реакции; во-вторых, результат сознательной деятельности, дифференциации, выделения отдельных чувственных качеств внутри восприятия. С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии (изд. 2-е, 1946 г.) Питер, 2002 г. – 175с. Они представляют собой осознаваемый и субъективно представлений или неосознаваемый, но действующий на поведение человека продукт переработки ЦНС значимых раздражителей, которые возникают либо во внутренней, либо во внешней среде. Ощущение возникает при помощи анализатора, который является физиологическим аппаратом. Чтобы человеку иметь нормальные ощущения, ему нужно здоровое состояние проводящего рецептора, корковой части и нервного путя.

Существует три типа ощущений: внешние, внутренние и двигательные.

С помощью внешних человек познает свойства предметов, находящихся вне его. Внутренние дают информацию от рецепторов органов чувств, находящихся внутри организма. И последние обеспечивают управление движениями по инерции, то есть на уровне подсознания.

Наши ощущения тесно взаимодействуют друг с другом. Именно на этом взаимодействии возникает следующий психический процесс- восприятие. Этот процесс сложнее ощущений, он появился при развитии психики в животном мире многим позже.

Восприятие – это отражение предметов и явлений окружающего мира в совокупности их различных свойств и частей при прямом их воздействии на органы чувств. То есть, восприятие- это процесс приема и переработки различной информации, которая поступает в мозг человека через наши органы чувств.

Ощущения отражают только некоторые свойства и качества предметов, а восприятие всегда целостно- это главное различие ощущений от восприятия. Результат восприятия- это образ, по этой причине восприятие всегда предметно. Оно объединяет ощущения, которые идут от анализаторов. Восприятие связано с преобразованием информации, которая поступает извне. На этом этапе происходит формирование образов, с которыми далее оперируют другие психические процессы.

Основными характеристиками восприятия следует считать: константность, предметность, целостность и категориальность.

1. Константность-это постоянство образа объекта. То есть, условия восприятия могут изменяться, но человек все равно воспринимает и видит объекты относительно постоянными, например, по величине, по форме, по цвету.

2. Предметность- все объекты всегда воспринимаются человеком не как бессвязный набор ощущений, а как конкретные предметы.

3. Целостность- это мысленная достройка элементов в единое целое.

4. Категориальность- объект воспринимается человеком как представитель некоторого класса объектов. В данной характеристики происходит связь восприятия с мышлением.

Все характеристики восприятия являются приобретенными и развиваются в течение онтогенеза человека.

 У человека нет необходимости воспринимать всё вокруг, и по физиологическим причинам он не сможет этого сделать. Восприятие человека организуется с помощью такого процесса, как внимание.

Внимание является избирательной направленностью на какой-либо объект, сосредоточенность на этом объекте и углубленность, которая направлена на объект познавательной деятельности.

Характеристиками внимания являются устойчивость, концентрация, распределение, переключаемость и предметность.

1. Устойчивость - это способность на достаточно длительное время сохранить свое внимание на объекте, то есть не отвлекаться и не ослаблять его.

2. Концентрация - это умение отвлечься от внешнего мира и сосредоточиться на каком-либо объекте или выполнении действии.

3. Распределение - это умение выполнять два или более вида деятельности одновременно.

4. Переключаемость – это способность переводить свое внимание с одного объекта на другой, или же с одного вида деятельности на другой.

5. Предметность- способность выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с центральными установками.

Вышеперечисленные характеристики относятся не только к человеку, но и к животным, но, так как животные не обладают произвольным вниманием, следовательно, произвольность считается только свойством человека.

В психологии принято выделять три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

1. Непроизвольное внимание – это самый простейший вид внимания, возникновение которого не зависит от сознания и воли человека.

2. Произвольное внимание отличается большей продолжительностью, чем предыдущее. Этот вид внимания возникает при участии воли человека, то есть у человека есть цель- быть внимательным.

3. Послепроизвольное внимание характеризуется тем, что человек первоначально должен приложить волевые усилия, но затем он как бы «входит» в работу. Этот вид внимания является самым продолжительным.

При восприятии какой-либо информации у человека создаются субъективные образы объективных предметов, которые воздействуют на его органы ощущений, и некоторые образы остаются в памяти у человека даже после того, как ощущения прекращаются. Эти образы называются представлениями.

Представление – это познавательный психический процесс воссоздания конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, ранее воздействовавшие на наши органы чувств. https://studopedia.ru/

Сущность представления в том, что они отражают не только образ предмета, но и содержание информации о нем.

У представления есть три функции: сигнальная, регулирующая и настроечная.

1. Сигнальная говорит нам о том, что любые представления сигнализируют о каких-либо явлениях действительности.

2. Регулирующая отбирает нужную информацию о предмете

3. Настроечная ориентирует деятельность человека на определенные параметры отражения воздействий действительности.

Представления долго сохраняются у человека и вызываются образами памяти.

Память-это способность к хранению и воспроизведению опыта. Иными словами, можно сказать, что память является отражением того, что раннее было воспринято, совершено и осмыслено.

Память можно охарактеризовать следующими процессами:

1. Запоминание;

2. Сохранение;

3. Воспроизведение;

4. Забывание;

5. Заучивание;

6. Узнавание;

7. Припоминание.

Память делает человека личностью. Любые ее нарушения влекут за собой нарушение личности. Хорошая сохранная память связана с психологическим здоровьем.

 

Такие психические процессы, как: ощущение, восприятие и представление отражают те явления или свойства этих явлений, которые воздействуют на анализаторы. Эти процессы, непроизвольное внимание и наглядно-образная память в совокупности представляют собой чувственные основы познания окружающего мира. Но эти основы не исчерпывают все возможности отражения, поэтому с помощью мышления человек может отражать то, что недоступно чувственному познанию.

Мышление- это отражение действительности в ходе анализа и синтеза, которые возникают на основе практической деятельности из чувственного познания. Мышление неразрывно связано с речью.

В психологии речь рассматривается как средство общения и с связи с мышлением. Протекание мышления и речи происходит с помощью общих элементов- слов.

Язык-это система знаков, которые служат для целей сигнификации, коммуникации и формулирования мыслей, а также передачи и усвоения опыта. Речь является частным случаем использования языка, то есть речь-это конкретный продукт использования языковой системы.

У речи есть следующие особенности:

1. Она может замещаться тактильным контактом;

2. Речь может быть как простой, так и обильной и плохо регулируемой.

3. В психологии речь рассматривается как средство общения и в связи с мышлением.

Существует активная и пассивная речь, а также устная и письменная.

Человек может строить какие-либо планы, предполагать, как будут происходить какие-либо события. Когда человек приступает к какому-либо делу, он визуализирует его результат. Люди могут визуализировать и то, чего в принципе не существует. Такая визуализация возможна благодаря воображению.

Воображение - это психический процесс, с помощью которого создаются новые образы на основе прошлых восприятий. Этот процесс возник в процессе трудовой деятельности.

Воображение основано на преобразовании и творческом комбинировании представлений, впечатлений и знаний.

Существуют непроизвольное и произвольное воображение.

Непроизвольное воображение-это воображение, при котором образы возникают спонтанно, нецеленаправленно. Сновидение является примером такого воображения.

Произвольное воображение-это воображение, которое происходит по собственному желанию, с помощью воли.

 

1.2. Понятие мышления, природа и основные виды мышления

Существует множество определений мышления, рассмотрим некоторые из них:

Мышление — высший познавательный процесс, суть которого заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования действительности.

Мышление-это познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. Н.С. Ефимова. Основы общей психологии, 2013г.

Мышление- это манипулирование внутренними представлениями или их трансформация. https://vocabulary.ru/slovari/psihologija-kriticheskogo-myshlenija-terminy-po-knige.html

Мышление-процесс обдумывания чего-либо, создание образа или возникновение идей. https://vocabulary.ru/slovari/oksfordskii-tolkovyi-slovar-obschei-mediciny.html

Мышление-это психический процесс моделирования неслучайных отношений окружающего мира на основе аксиоматических положений. Словарь по истории психологии, 2007 г.

Мышление- одно из высших психических проявлений; процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Мышление как процесс неразрывно связано с мышлением как деятельностью личности. М. Кордуэлл. Психология от А до Я: Словарь справочник, 2000г.

 Каждый автор трактовал мышление по-своему. Что же такое есть мышление и где оно берет своё начало?

 Мышление невозможно без знаний, добытых в ходе человеческой истории.

Начнем с того, что ощущение и восприятие дают нам знания отдельных предметов и явлений объективного мира. Человеку не достаточно такой информации, поэтому ему необходимо предвидеть возможные последствия каких-либо явлений или действий. С помощью единичного мы никак не сможем предвидеть. Для этой операции нам нужно уметь обобщать единичное, и уже исходя из этих обобщений делать выводы о предметах и фактах. Например, что же случится, если мы со всей силы ударим по зеркалу? Оно разобьется. Мы знаем это благодаря личному опыту и, исходя из этой информации, сделали логический вывод. Однако, для того, чтобы сделать данный вывод, нам нужно было вспомнить , что зеркало хрупкое, и только после этого мы понимаем, что оно разобьется при ударе. Таким образом, для того, чтобы предвидеть какую-либо ситуацию, нам нужно обобщать единичные предметы и уже из этих обобщений делать вывод.

Обратим внимание на особенности мышления:

Во-первых, это его опосредованный характер. Человек не может познать что-либо прямо, он познает косвенно, то есть опосредованно, так сказать, неизвестное-через известное. Опосредованный характер познания дает человеку огромные преимущества в том, что позволяет ему получать достоверные знания о том, что не может быть им воспринято. Например, для того, чтобы узнать какие-либо новости можно поговорить с кем-либо. Но чаще всего люди самостоятельно могут зайти в интернет и прочитать там то, что их интересует. Опосредованное мышление никак не искажает окружающий мир, оно только помогает познать ее глубже и наиболее полно. Обобщение выявляет закономерные связи и явления. Таким образом, с помощью мышления человек может предсказать все, что угодно. Мы можем познать наше прошлое и предвидеть наше будущее именно с помощью данного психического процесса. Следовательно, с помощью мышления мы можем познать то, что недоступно восприятию и представлению.

Во-вторых, это его обобщенность. Именно через обобщение человек познает внутреннюю сущность явлений и взаимоотношений между ними. Обобщенное познание окружающего мира с помощью мышления дает возможность использовать установленные на основе предшествующей практики развития человеческие знания общих закономерностей и связей предметов и явлений действительности. Мышление дает нам возможность предвидеть некий ход событий и результаты собственных действий. К примеру, если у одной ручки потекли чернила, то мы можем предположить то, что если мы возьмем другую ручку, то может произойти точно такая же ситуация.

Третья особенность мышления связана с решением какой-либо задачи, которая возникла в процессе познания или эмпирической деятельности человека. Мышление берет свое начало с вопроса, ответ на этот вопрос-это цель мышления. Ответ на вопрос находится с помощью умственных операций.

И самая важная особенность мышления- это то, что мышление всегда связано с речью. Это происходит потому, что мысли облекаются в речевую форму, даже тогда, когда человек не в силах на физиологическом уровне разговаривать. Человек не может мыслить без слов. С помощью специализированных приборов, которые могут регистрировать мышечные сокращения, было замечено то, что во время мыслительного процесса у человека происходят незаметные движения голосового аппарата. Речь- это орудие мышления. Люди лучше решают какие-либо задачи, если проговаривают их вслух.  Если же человек, зажав язык между зубами, начнет размышлять о чем-либо, к примеру, решать какую-то задачу, то результат будет намного хуже, чем , если бы он не фиксировал язык. Данное явление объяснимо тем, что при фиксации движение речевого аппарата затрудняется, следовательно, и мысли облекаются в речевую форму с трудом. Но стоит осознавать тот факт, что мыслить- это совершенно не одно и тоже с говорением вслух или про себя. Доказательством является то, что одну и ту же мысль мы можем высказывать разными словами и то, что мы не всегда можем подобрать нужное слово , чтобы высказать мысль.

 У мышления есть два подразделения: это теоретическое мышление и практическое мышление. Теоретическое подразделяется на понятийное и образное мышление, а практическое на наглядно-образное и наглядно-действенное.

 Понятийное мышление — это такой вид мышления, где используются понятия и логические конструкции.

 Термин «понятийное мышление» в психологии появился относительно недавно. Его ввел Лев Семенович Выготский, который  с 1924 по 1934 год занимался изучением влияния сознания на образ мыслей человека.

Люди, обладающие этой формой мышления, могут разобраться в любой ситуации.

Понятийное мышление появляется в дошкольном возрасте, примерно в 6-7 лет, следовательно, способность понятийно мыслить- не врожденная. Именно в дошкольном возрасте ребенок может не только получать знания, но и давать оценку этим знаниям. Понятийное мышление появилось в одно время со словом, которое дает право представления того, что мы не сможем «потрогать». К примеру, слова:  радость, горечь, добро, зло- каждый человек воспринимает индивидуально, то есть по-разному. На данное восприятие влияют такие факторы, как начитанность, уровень образования и личный опыт индивида.

Есть множество методик для определения понятийного мышления, например, методика «Логика связей».

Достоинство понятийного мышления в том, что человек полностью понимает суть слов, которые были произнесены, а недостаток в том, что при стрессе человек с таким мышлением не может экстренно реагировать и рефлексировать.

Следующий вид мышления- это образное мышление.

Образное мышление-это такое мышление, которое воспроизводит в памяти конкретную информацию или ситуацию. Каждый человек способен мыслить образно, так как любые произнесенные или услышанные слова сразу же извлекают из сознания определенные образы. Образы могут извлекаться из памяти или воссоздаваться воображением.

У образного мышления есть несколько особенностей:

1) Осмысление всей ситуации всегда происходит в целом, то есть не распадается на отдельные детали.

2) Между объектами и свойствами этих объектов могут устанавливаться непривычные соответствия. Это означает то, что чаще всего наша мысленная картина возникает в виде инсайта, ни один человек не в силах управлять своим бессознательным, поэтому в мозгу могут появляться не совсем понятные образы, именно они формируют и развивают данный вид мышления.

3) Иногда личность может не успевать облекать свои мысли в слова, именно поэтому образному мышлению характеры ассоциативность, динамичность и подвижность.

Следует понимать, что и образное и понятийное мышление являются одной частью целого, то есть всегда дополняют друг друга.

Перейдем к следующему виду мышления- наглядно-образному.

Наглядно-образное мышление- это вид мышления, которому характерна опора на представления и образы. https://studopedia.ru/ Например, когда мы собираемся делать дома перестановку мебели, то в голове уже представляем конечный результат. Благодаря именно этому мышление мы можем представить себе, как выглядит наша планета изнутри.

Наглядно-образное мышление напрямую связано с реальными действиями и предметами. Именно это является его отличием от воображения. Этот тип мыслительного процесса подчинен восприятию и представлению. Он является доминантным у детей от двухлетнего до пятилетнего возраста. Дети в этом возрастном диапазоне мыслят образами и совершенно не владеют понятийным мышлением. Например, если мы покажем ребенку два одинаковых предмета, сделанных из одного материала, и подождем пока он изучит их визуально, затем оценит объем. Далее один предмет мы деформируем, например, из круга сделаем лепешку, и спросим у ребенка, какой предмет, по его мнению, стал больше, то он покажет на тот, который мы деформировали, так как лепешке, в отличии от круга, нужно больше места на столе, следовательно, визуально круглый предмет меньше. Эта мыслительная деятельность у детей подчинена восприятию, поэтому у ребенка могут возникать сложности при абстрагировании от того, что сразу бросается в глаза.

И последний вид мышления- это наглядно-действенное.

Наглядно-действенное мышление-это вид мышления, заключающийся в практической преобразовательной деятельности, которая осуществляется с реальными предметами. Этот вид мышления можно встретить у людей, которые занимаются трудом на производстве, результатом которого является создание какого-то материального продукта.

Основная особенность наглядно-действенного мышления в том, что оно характеризуется решением каких-либо простых задач с помощью манипулирования объектами. Это мышление свойственно детям в первые годы жизни, то есть в раннем детстве. Этот опыт основан на познании окружающей действительности при помощи конкретных действий, с помощью которых и происходит узнавание окружающей действительности. Ребенок изучает все через свои органы чувств. Он трогает, пробует предметы на вкус, на ощупь.

Стоит подчеркнуть, что все виды мышления могут рассматриваться как уровни его развития. Теоретическое мышление- это более совершенный уровень, в отличие от практического, в то время как понятийное мышление- это более высокий уровень развития, в отличие от образного.

 

 

1.3 Основные формы мышления и основные виды мыслительных операций

В психологии существуют следующие формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие – это одна из форм мышления, отображающая единичное и особенное, которое является одновременно и всеобщим. Понятие может выступать в качестве и формы мышления и в качестве особого мыслительного действия. Понятия бывают общими и единичными; конкретными и абстрактными; эмпирическими и теоретическими.

Общими понятиями являются те, которые содержат в себе целый класс однородных предметов или явлений, они также носят одно и тоже название. Например, «животное», «бутылка», «книга», «страна» и др. Общие понятия-это отражение признаков, которые могут быть отнесены ко всем предметам, объединенные соответствующим понятием.

Единичными понятиями являются те, которые присуще какому-то одному предмету. Например, «Екатеринбург», «Байкал», «Марс» и др. Единичные понятия-это совокупность всех знаний об одном предмете, отражающие свойства, которые, возможно, охвачены другим общим понятием. Например, такое понятие как «Байкал» говорит нам о том, что это озеро тектонического происхождения в южной части Восточной Сибири.

Нужно знать то, что единичные предметы и явления составляют основу для любых общих понятий. Создание понятия происходит с помощью уяснения общих свойств какой-либо группы предметов. Путь создания понятий всегда происходит от частного к общему.

Конкретные понятия- это понятия, обозначающие целостные предметы или их классы. Они могут отражать как предметы и процессы, так и явления. Например, явления природы «дождь», «гроза», вещи «табурет», «пальто» и др.

Абстрактные понятия-это понятия, обозначающие отвлеченные от объектов свойства или отношения, воспринимаемые как самостоятельные. Свойства или отношения между предметами не могут существовать самостоятельно. Например, «белизна», «смелость», «ответственность».

В зависимости от типа абстракции и обобщений, которые лежат в основе, существуют эмпирические и теоретические понятия. Эмпирические понятия-это те понятия, которые фиксируют схожие предметы в каждом отдельном классе предметов с помощью сравнения. Специфика содержания теоретического понятия в том, что там присутствует объективная связь между всеобщим и единичным. Человек усваивает эту систему в процессе онтогенеза.

 Содержание понятий раскрывается в суждениях. Они всегда выражены в словесной форме (устной или письменной, вслух или про себя)

Суждение-это общезначимая словесная форма (высказывание), благодаря которой чувственному опыту придается абстрактная всеобщность. psychological.slovaronline.com большой психологический словарь

Суждение –это основная форма мышления, утверждающая или отрицающая связи между предметами или явлениями действительности. Суждения отражают связи между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Например, суждение: "Сидящие передо мной люди-студенты" - выражает связь между присутствующими в учебной комнате и людьми и их принадлежностью к группе.

 Формирование суждений происходит двумя способами: опосредованно( с помощью умозаключений или рассуждений) и непосредственно ( когда в них выражают то, что воспринимается).Примером опосредованного суждения является: « Орёл-это птица». Пример непосредственного суждения может быть: « Девочка сидит за столом»

 Суждения бывают : истинными; ложными; общими; частными; единичными. Истинные суждения - это те суждения, которые объективно верны. Например, «Земля круглая». Ложные суждения - это те суждения, которые не соответствуют объективной реальности. Например, « На яблоне растут груши». Общие суждения- это те, в которых что-то утверждается (или отрицается) относительно всех предметов определенной группы или определенного класса, например: "У наземных позвоночных легочное дыхание". Частные суждения- это те суждения, в которых утверждение или отрицание относится не ко всем, а лишь к определенным предметам. Например: "Некоторые растения- хвойные ".  Единичные суждения относятся только к одному, например: "Б-вторая буква алфавита".

Связь между суждениями, в результате которой из нескольких суждений получается новое суждение- это умозаключение.

Умозаключение-это форма мышления, позволяющая сделать новый вывод из ряда суждений. Иными словами, на основании анализа и сопоставления имеющихся суждений высказывается новое суждение. https://studopedia.ru/. Посылками умозаключения называют исходные суждения, из которых извлекается другое суждение. Наиболее простой формой такого извлечения является силлогизм. Пример можно привести такой: «Все животные смертны. Все динозавры-животные. Следовательно, все динозавры смертны».

Умозаключение-это форма мышления, позволяющая сделать новый вывод из ряда суждений. Иными словами, на основании анализа и сопоставления имеющихся суждений высказывается новое суждение.

Умозаключения классифицируют следующим образом: индуктивное, дедуктивное и по аналогии.

Индуктивное умозаключение-это то, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу. Например, «Книга по обществознанию дает знания, книга по биологии тоже дает определенные знания. Следовательно, все книги дают нам знания». Дедуктивное умозаключение- это то, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, то есть от общих фактов к единичному выводу. Например, « Все спортсмены регулярно тренируются, Андрей- спортсмен. Следовательно, Андрей регулярно тренируется». Аналогия-это такое умозаключение, в котором вывод происходит на основании частичного сходства между явлениями, без исследования всех условий. Например, « Наши коровы едят траву и дают молоко. В Австралии есть поля, коровы едят эту траву. Следовательно, австралийские коровы тоже дают молоко».

К основным видам умственных операций относятся: сравнение, анализ и синтез, конкретизация и абстракция, индукция и дедукция.

Сравнение-это операция, которая устанавливает сходства и различия между предметами и явлениями действительности. Когда мы смотрим на несколько предметов, мы замечаем разницу и схожесть между ними. Данная операция может осуществляться как непосредственно, так и опосредованно. Когда мы воспринимаем предметы одновременно и сравниваем их, это непосредственное сравнение. Если же мы используем косвенные признаки, то это опосредованное сравнение. Примером может служить девушка, которая следит за параметрами своей фигуры. Для определения, например, объема талии ей потребуется метр.

Анализ-операция, при которой нужно мысленно расчленить что-либо на части или выделить какие-либо свойства, например, вес предмета или длительность явления и так далее. Следует отметить, что анализ возможен не только при восприятии, но и при помощи памяти.

Противоположностью анализа можно назвать синтез, так как синтез это, наоборот, мысленное соединение каких-либо частей в единое целое. Например, когда нам описывают какой-либо предмет, мы мысленно можем воссоздать образ этого предмета в целом.

Анализ и синтез возникают еще в раннем детстве(1-3 года), в период предметно-манипулятивной деятельности ребенка. В течении жизнедеятельности человека эти операции не прекращают развиваться. Для того, чтобы взрослому человеку разобраться в чем-либо, он процессе обучения разбирает и собирает какой-либо механизм. Следовательно, человек использует две эти операции постоянно в течение всей своей жизни. Эти операции могут быть как умственными, так и практическими. Они полностью противоположны, но тесно связаны друг с другом. Также они принимают участие в каждом мыслительном процессе.

Абстракция- это мысленное отвлечение от каких-либо частей или свойств предмета для выделения его существенных признаков. Суть абстракции как мыслительной операции в том, что при восприятии какого-либо предмета и выделения в нем конкретной части, мы должны рассматривать выделенную часть или свойство совершенно независимо от других частей и свойств конкретного предмета. https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/makl/12.php.

С помощью данной операции может происходить выделение части предмета или его свойства из всей воспринимаемой нами информации, то есть мы можем абстрагироваться от каких-либо других признаков получаемой нами информации.

Абстракция может использоваться при образовании каких-либо новых понятий. Например, когда мы говорим « кровать» в нашем сознании уже появляются несколько образов. Для того, чтобы сформировать данное понятие, нам нужно абстрагироваться от каких-либо частных свойств и признаков.

Противоположностью абстракции является конкретизация. Конкретизация — это представление чего-либо единичного, соответствующего какому-либо понятию или общему положению. В конкретных представлениях отсутствует стремление отвлечься от различных признаков или свойств предметов и явлений действительности, но присутствует стремление представить эти предметы во всем множестве свойств и признаков, в тесном сочетании одних признаков с другими. В общем, конкретизация является примером чего-либо наиболее общего. https://spravochnick.ru/psihologiya/myshlenie_i_ego_priroda/osnovnye_vidy_umstvennyh_operaciy/ .

Помимо вышеперечисленного к умственным операциям принято относить два вида умозаключения: индукцию и дедукцию. дедукция и индукция неразрывно связаны между собой, они входят моментами в единство одного процесса. С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии,1946г

 Индукция — это переход от частных случаев к общему положению, охватывающие собой частные случаи. Г. Эббингауз, изучая процессы забывания информации у отдельных людей, обнаружил общую закономерность и сформулировал один из законов памяти, описывающий процесс забывания полученной человеком информации. Маклаков А.Г. Учебник для вузов. Общая психология СПб.: Питер, 2008.  — (Серия «Учебник для вузов»).- 138с. В данном процессе люди могут допускать ошибки, следовательно, умозаключение может быть неправильным.

Дедукция противоположна индукции. Дедукция-это умозаключение, которое сделано в отношении частного случая на основе общего положения. А.Г. Маклаков. Учебник для вузов. Общая психология.

Подведем итоги первой главы.

Мы рассмотрели познавательные психические процессы и можем сказать, что именно они формируют информационную базу, ориентировочную основу психики, а также обеспечивают получение чело



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.