|
|||
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ ПО КУРСУ «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»СПИСОК ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ ПО КУРСУ «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ» (для студентов 3 курса очного и заочного отд. социологии ФФСН) 2017 – 2018 учебный год (семестр 5) Кучко Е.Е.
1 .Опрос как метод сбора социологической информации: преимущества и недостатки, возможности использования.Условия обеспечения надежности и достоверности информации, полученной методом опроса. 2. Виды опросов и их общая характеристика. 3. Анкетный опрос: особенности, условия и возможности применения. Виды анкетных опросов и их характеристика. 4. Почтовый опрос: особенности организации и проведения. 5. Прессовый опрос: особенности организации и проведения. 6. Анкета как вид социологического инструментария. Структура анкеты. Верстка анкеты. Виды верстки. Требования к конструированию вопросов анкеты и рекомендации по размещению различных по типам вопросов в анкете. 7. Классификация вопросов анкеты и их характеристика. 8. Интернет-опрос: специфика использования, особенности организации и проведения. 9.Методика проведения анкетного опроса. Обеспечение достоверности, надежности и репрезентативности социологической информации. Правила поведения анкетера на объекте. 10. Социологическое интервью: особенности, возможности и условия применения. 11. Виды интервью и их характеристика. 12. Телефонное интервью: особенности организации и проведения. 13. Профессиональные требования, предъявляемые к интервьюерам. Формы и методы подготовки интервьюеров. 14. Правила проведения социологического интервью. Регистрация результатов интервью, оценка их надежности и достоверности. 15. Опросный лист как вид социологического инструментария. 16. Экспертный опрос: осбенности, возможности и условия применения. 17. Формирование экспертных групп: правила подбора экспертов и способы оценки их компетентности. 18. Очные способы опроса экспертов: свободное интервью, “мозговая атака” (правила подготовки и особенности проведения. 19.Заочные способы опроса экспертов: сбор мнений, формализованный опрос, дельфийская техника (правила подготовки и особенности проведения). 20. Социометрический опрос: особенности, возможности и условия применения. 21. Социометрический тест как вид социологического инструментария. 22.Социометрический выбор и его виды. Критерии социометрического выбора и их классификация. Особенности конструирования социометрической карточки. 23. Правила организации и проведения социометрического опроса. Способы обеспечения надежности социометрической техники. 24.Социометрические индексы: виды и характеристика. Графические способы интерпретации данных социометрического опроса. 25. Специфика изучения бюджета времени как предмета социологического исследования. Социальная паспортизация как метод интегральной оценки социальных объектов. Социальная аттестация. 26. Фокус группы как вид группового интервью. Выборка при проведения фокус-групп. Подготовка и проведение фокус-нрупп. Задачи модератора в фокус-групповом интервью. 27. Социологический инструментарий: методологические требования к построению и обеспечению его реактивности. 28. Опросная сеть. Структура и функции. Организация работы опросной сети. Инструктаж при подготовке полевых работ. Контроль хода полевых работ. 29. Понятие “ошибка социологического исслеования”. 30. Специфика использования опросных методов в оперативных социологических исследованиях. Опрос-омнибус: требования к проведению и организации. 31. Наблюдение как метод сбора социологической информации: особенности, возможности и условия применения. Элементы социологического наблюдения. 32.Классификация видов наблюдения (общая характеристика). 33. Включенное и не включенное наблюдение: особенности организации и проведения. 34.Формализованное и не формализованное наблюдение: особенности организации и проведения. 35.Обоснование выбора вида наблюдения. Планирование и программирование наблюдения. Этапы проведения наблюдения и их характеристика. 36.Правила организации и проведения наблюдения. Правила поведения наблюдателя на объекте при проведении социологического наблюдения. 37.Способы ограничения влияния наблюдателя на изучаемый процесс. Условия обеспечения надежности и достоверности результатов наблюдения. 38.Особенности фиксации результатов наблюдения и формы их регистрации. 39.Документ как источник социологической информации. Роль документов в социальном познании и управлении. Степень и формы использования документов в социологических исследованиях. 40.Классификация документов и их характеристика. 41.Традиционный анализ документов: особенности организации и проведения. Правила работы с документами при проведении традиционного анализа. Отбор документов для изучения. 42.Формализованный анализ документов: особенности и возможности использования. 43.Система индикаторов применения контент-анализа. 44.Категории анализа. Требования, предъявляемые к выработке категорий анализа. Единицы анализа и правила их определения. Единицы счета. Характеристика единиц счета (время-пространство, проявление признаков, частота появления). 45.Выборка при проведении контент-анализа. 46.Конструирование кодификатора. Правила составления инструкции кодировщику. Таблица контент-анализа. 47.Сочетание качественного и количественного анализа документов. 48.Понятие переменной и основные виды переменных в эксперименте. Экспериментальный фактор. 49.Виды эксперимента и их характеристика. 50.Особенности создания экспериментальной ситуации. 51.Проектирование, программирование и планирование эксперимента. 52.Экспериментальный метод, его место и роль в научном познании. Основные черты эксперимента в социологических исследованиях и его значение для совершенствования общественной практики. 53.Социальный эксперимент и его виды. Границы использования социального эксперимента и требования к ним. 54.Выбор объекта и предмета экспериментального исследования. 55.Регистрация результатов эксперимента. Контроль за ходом эксперимента. 56.Логическая структура эксперимента. Правила доказательства гипотез эксперимента. 57.Условия проведения эксперимента. Требования к проведению эксперимента. 58.Сочетание и комбинирование методов сбора социологической информации. 59.Качественные и количественные методы сбора социологической информации: их особенности и возможности использования. 60.Правила поведения социолога на объекте при организации и проведении эксперимента в социологическом исследовании.
|
|||
|