Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



 

 

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА – ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА»

 

 

                                   

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

На тему

Расчет электропривода рулевого устройства

проекта № Фин. 1000/100

26.02.03 КР-20 15.00.00.ПЗ

 

Курсант            ________________________ / Сергеев С. Ю./ группа 41ЭМ

                                                     подпись

Руководитель  ________________________ / Посконин М.В./

                                           подпись

Нормоконтроль ________________________ / Ванагас Т.В. /

                                           подпись

 

 

                                                                                                                                                                                           

Красноярск 2021

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание                                                                                                     2

Введение                                                                                                      3

Задание на курсовую работу                                                                      4                                                                                     

1 Расчет мощности и выбор исполнительного электродвигателя          5

2 Расчет и выбор генератора постоянного

тока и его возбудителя                                                                               11

3 Расчет и выбор приводного электродвигателя                                    13

4 Схема следящей системы рулевого электропривода                          14

5 Подбираем электроаппаратуру                                                             16

Список использованных источников                                                       17

Лист замечаний                                                                                          18

 

 


ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ


 

1.РАСЧЕТ МОЩНОСТИ И ПОДБОР ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

Таблица 1 – Данные теплохода проекта № Фин. 1000/100
Данные теплохода проекта № Фин. 1000/100

 

Ширина теплохода (В), м 11,3
Длина теплохода (L) 79,8
Осадка теплохода при максимальной загрузке (Т), м 2,4
Скорость теплохода (v), км/ч (м/с) 18,5(5,14)
Максимальный угол перекладки руля на борт (ɑmax) o , (рад) 40(0,7)
Передаточное число привода (i)
Время перекладки руля (Tп), сек
КПД рулевой машины (ƞм) 0,35
Число перекладок за час (N)
Средний угол перекладки при удержании судна на курсе (ɑср) о , рад 5(0,085)
Коэффициент, зависящий от назначения и типа движетелей судна (β)

 

 Расчет площади пера руля:

                                                       (1)

где  S–площадь пера руля, м2;

 L–длинна теплохода, м;

 T – осадка теплохода при максимальной загрузке, м;

 β – коэффициент, зависящий от назначения и типа движителей судна.

S= =6,3 (м2)

Расчет площади одного пера руля:


                                                (2)

 

Где  S1–площадь одного пера руля, м2;

   S–площадь пера руля, м2.

2)

 Принимаем hруля = 2 м и определяем ширину пера руля:

                                                   (3)

Где b – ширина руля, м;

  S1–площадь одного пера руля, м2;

 hруля – высота пера руля, м.

м)

 Принимаем C= 200 и определяем давление на перо руля:

                                    (4)

Где Fα – давление на перо руля при угле α, Н;

 C – коэффициент для двух винтовых судов;

  S1 –площадь одного пера руля, м2;

  v–скорость теплохода, м/с;

 α- угол перекладки пера руля, рад.

F5=  (Н)

F10= = 800* *0,174 = 11580 (Н)

F15= *0,259 = 725* *0,259 = 15620 (Н)

F20= 0,342 = 660* *0,342 = 18770 (Н)

F25= 0,433 = 620* *0,433 = 22330 (Н)

F30= *0,5 = 570* *0,5 = 23700 (Н) 

F35= 0,573 = 540* * 0,573 = 25740 (Н)

F40= 0,643 = 510* *0,643 = 27280 (Н)

 На основе полученных данных вычислений, составляем таблицу:

Таблица 2 – Давление на перо руля


0,2+0,3* S1*v2 Fa
0,087 0,226

83,2

0,174 0,252
0,259 0,276
0,342 0,305
0,433 0,325
0,5 0,35
0,573 0,37
0,643 0,393

 

 Определяем ширину балансирной части:

                                   (5)

Где  - ширина балансирной части, м;

   b–ширина пера руля, м.

Определяем радиус от центра приложения силы Fα  до оси баллера:

                              (6)

Где R – радиус от центра приложения силы Fα до оси баллера, м;

  α – угол перекладки руля, рад;

  b–ширина пера руля, м;

 - ширина балансирной части, м.

 =  0,03 (м)

 =  = 0,07 (м)

 = (м)

 =  = 0,15 (м)

 = 0,19 (м)

 =  = 0,22 (м)

 =  = 0,25 (м)

 =  = 0,28 (м)

 На основе полученных данных вычислений составляем таблицу:

Таблица 3 - Радиус от центра приложения силы  до оси баллера

 


R, м 0,03 0,07 0,11 0,15 0,19 0,22 0,25 0,28

 

 Определяем момент на баллере руля:

M₁                                                        (7)

Где  M₁ - момент на баллере руля при угле α, Н м;

    Fα - давление на перо руля при угле α, Н;

    R – радиус от центра приложения силы Fαдо оси баллера, м.

М1 (5)  =

М1 (10) =

М1 (15) =

М1 (20) = 0,15 = 2815

М1 (25) =

М1 (30) =

М1 (35) =

М1 (40) = *0,28 = 7638

 На основе полученных данных вычислений составляем таблицу и график:

 

ɑ0
М1, Н*м
М=2М1, Н*м

Таблица 4 – Момент на баллере руля

                                 Мс= 0,2Мmax= 0,2  15276 = 3055 (H м)         

 

                      

Рисунок 1-Зависимость момента сопротивления на баллере балансирного пластинчатого руля от угла перекладки пера руля

 

По диаграмме ɑ1=8˚ или 0,14 радиана.

Определяем максимальный момент на валу электродвигателя:

           Мдв.max                                                                   (9)

Где Мдв.max– максимальный момент на валу электродвигателя, Н  м;

   Мбал.max–максимальный момент на двух баллерах, Н ;

    i -передаточное число привода;

   ŋм– КПД рулевой машины, %.

Мдв.max =15276/(1300∙0,35)= 33,5 (H∙м)

Определяем момент на валу электродвигателя на холостом ходе электропривода:

М0=  Мдв.max                          (10)

Где М0– момент на валу при х.х. электропривода, Н ;

   Мдв.max–максимальный момент на валу электродвигателя, Н .

М0= 0,14 ∙ 33,5 = 4,7  (Н ∙ м)

Определяем момент при стоянке электродвигателя под током:

.= 1,7Мдв.max                                                                       (11)

Где  – момент вовремя стоянки под током, Н ;

   – максимальный момент на валу эле6ктродвигателя, Н ∙м.

=1,7 33,5 = 57 (H м)

 Определяем номинальный момент на валу электродвигателя:

=                         (12)

Где Мном – номинальный момент на валу электродвигателя, H∙м ;

   Мк.з. – момент вовремя стоянки под током, H∙м.

 

 

Определяем угловую скорость вращения электродвигателя при холостом ходе:

Где  – угловая скорость вращения при холостом ходе, рад/сек;

   i–передаточное число;

   – момент во время стоянки под током, H∙м;

   – время перекладки руля, сек;

   – максимальный угол перекладки руля, град.;

   – момент на валу при х.х. электропривода, H∙м;

   – максимальный момент на валу, H∙м.

Определяем номинальную угловую скорость вращения электродвигателя:

(14)

Где  – угловая скорость вращения при холостом ходе, рад/сек;

    – номинальная угловая скорость, рад/сек.

Определяем номинальную мощность электродвигателя:

                                         (15)

Где – номинальная мощность электродвигателя, кВт;

– номинальный момент на валу электродвигателя, H∙м;

   – номинальная угловая скорость, рад/сек.

В каталоге подбираем электродвигатель П32М со смешанным возбуждением. Его характеристики:

Таблица 5- Характеристики электродвигателя П32М


Номинальное напряжение (U), B

Ток номинальный (U), А

11,3

Номинальная мощность (P), кВт

1,73

Номинальные обороты (n), об/мин (рад/сек)

750(78)

КПД (ŋ), %

 

                                

 

 

 

2 РАСЧЕТ И ВЫБОР ГЕНЕРАТОРА ПОСТОЯННОГО ТОКА И ЕГО ВОЗБУДИТЕЛЬ

 Определяем номинальный момент электродвигателя:

          (16)

Где  – номинальный момент электродвигателя, H∙м;

    – номинальная мощность электродвигателя, кВт;

    – номинальная угловая скорость, рад/сек.

Определяем мощность питающего генератора:

                                                      (17)

Где  – мощность питающего генератора, кВт;

   – номинальная мощность электродвигателя, кВт;

   – КПД электродвигателя, %.

Для питания исполнительного двигателя системы Г-Д, выбираем генератор постоянного тока типа 2ПН132МУХЛ4. Его характеристики:

Таблица 6- Характеристики генератора 2ПН132МУХЛ4


Номинальная мощность (Р), кВт

2,2

Номинальные обороты (n), об/мин

Напряжение (U), В

КПД(ŋ), %

 

Рассчитываем мощность возбудителя генератора:

                                       (18)

Где  – мощность возбудителя генератора,кВт;

   – мощность генератора, кВт.

Подбираем в качестве возбудителя, генератор 2ПН100МУХЛ4. Его характеристики:

Таблица 7-Характеристики генератор 2ПН100LУХЛ4


Номинальная мощность (Р), кВт

0,55

Номинальные обороты (n), об/мин

КПД (ŋ), %

61,5

Номинальное напряжение (U), В

 


3 РАСЧЕТ И ВЫБОР ПРИВОДНОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

Рассчитываем мощность приводного двигателя:

                                                   (22)

Где  – мощность приводного электродвигателя, кВт;

   – мощность генератора, кВт;

   – КПД генератора, %;

   – мощность возбудителя генератора, кВт;

   – КПД возбудителя генератора, %.

Подбираем в качестве приводного электродвигателя АМ51-4, переменного тока. Его характеристики:

Таблица 8- Характеристики приводного электродвигателя АМ51-4


Номинальное напряжение (U), B

Ток (I), А

10,7

Номинальная мощность (Р), кВт

4,5

Номинальные обороты (n), об/мин

КПД (ŋ), %

Кратность пускового тока ( )

 5

 


 

4 СХЕМА СЛЕДЯЩЕЙ СИСТЕМЫ РУЛЕВОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА

Составляем схему следящей системы рулевого электропривода с потенциометрическим управлением.

Рисунок 2- схему следящей системы рулевого электропривода с потенциометрическим управлением.

 

 


 

Таблица 9- Состав следящей системы рулевого электропривода с потенциометрическим управлением

Поз.

Наименование

Кол-во

Примечание

QS

Автоматический воздушный выключатель А3144

FU

Предохранитель ПР2

SB

Кнопка КУ120

KM

Контактор КНТ-213М

KK

Тепловое реле ТРТ-136

M1

Приводной двигатель АМ 51-2

G1

Возбудитель П21М

LG

Обмотка возбуждения генератора

G2

Генератор П40М

RS

Шунт 75 ШСМ

LM

Обмотка возбуждения двигателя

M2

Исполнительный двигатель П62М

RP

Реостат РП2511

ПУ

Пост управления

 


 

5 ПОДБОР ЭЛЕКТРОАППАРАТУРЫ

Подбираем АВВ.

                                             (23)

Где  – номинальный ток, А;

 – паспортный ток электродвигателя.

                                       (24)

Где  – ток расцепителя, А;

   – ток номинальный, А.

Из каталога выбираем АВВ серии А3340, модель А3343, трех-полюсной с электромагнитным расцепителем, на = 100 (А) и = 500 (А).

Выбираем кнопки.

В качестве кнопок и выбираем кнопки управления КУ120, I = 4 (A),U = 380 (B).

Выбираем контакторы.     

В качестве контактора выбираем КНТ-315М,

Выбираем тепловое реле.

В качестве теплового реле выбираем реле серии ТРТ-138,

Выбираем регулировочные реостаты.

В качестве регулировочных реостатов выбираем РП2511 (величина 1),

Выбираем шунт.

В качестве шунта выбираем 75ШСМ50А;

Выбираем предохранители.

В качестве предохранителя выбрали ПР-2,  плавкой вставки.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Самодолов Т.Т. : Электрооборудование и радиосвязь речных судов. -М. : «Транспорт» 1981 г.

2.Лейкин В.С. : Судовые электрические станции и сети. -М. : «Транспорт» 1982 г.

3.Чаплыгин И.В. : Электрооборудование и электродвижение. -М. :

« Транспорт» 1979 г.

4.К. Берков и др. : Справочник электромеханика по судовым электрическим машинам машинам. Одесса, «Маяк» 1979г.

5.Российский Речной Регистр: Правила классификации и постройки судов ВВП.

6.Роджеро Н.И. : Справочник судового электромеханика и электрика.-М. : «Транспорт» 1976.

7.Л.И. Алиев и др. : Электрические аппараты. Справочник. Москва РадиоСофт 2004.

8.Л.А. Лемин и др. : Эксплуатация судовых систем электроснабжения. Санкт-Петербург.

9.Соловьев Н.Н. : Судовые энергетические системы. -М. : «Транспорт» 1987.

10.Китаенко Г.И. : Справочник судового электромеханика. Т.2.

«Судовое электрооборудование».

 

ЛИСТ ЗАМЕЧАНИЙ

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.