|
|||
Конспект занятия «ЖОСТОВСКИЙ БУКЕТ»Стр 1 из 2Следующая ⇒ Конспект занятия «ЖОСТОВСКИЙ БУКЕТ» Цели: - познакомить детей с искусством жостовского промысла; - рассматривать изделия, выделяя характерные элементы узора, композицию, колорит, кайму; - учить детей выполнять элементы росписи на трафаретах; - продолжать учить рисовать концом кисти; - воспитывать художественный вкус. Методы и приемы: - обследования, наглядности; - словесный; - практический; - эвристический; - мотивационный; - метод «жеста руки». Материалы и оборудование:изделия жостовского промысла и иллюстрации с ними, таблицы с этапами росписи, азбукой кистевых мазков, с формой подносов, с композиционными схемами, трафареты подносов, гуашь, кисти №2, 3, 5, аудиозаписи музыки, красный и голубой цветы. Ход занятия Педагог. Сто крылец, сто колец, сто вестей, сто коней — так начинается наша сказка. Вся земля наша — земля мастеров. Все может человек: превратить дерево в терем расписной, камень — в украшение или в шкатулку, глину — в игрушки забавные или посуду, железо — в подносы красоты невиданной. Жил да был на свете мастер. Был он очень трудолюбивый, потому и делал изумительные подносы. Вдруг случилось чудо. Как-то принес ветер к избе мастера два цветка. Один с северной стороны, другой с южной. Пригляделся мастер к ним, а цветы и впрямь были необычные. Под музыку педагог показывает два цветка — красный и голубой. Педагог. Ребята, как вы думаете, какая музыка какому цветку соответствует? Ответы детей. Педагог. Да, ребята, вот это цветок — огонь, а другой цветок — снежинка. Посадил их мастер у себя дома, но не знал, что они волшебные. В первый же вечер, как только уснул мастер, месяц вышел из-за тучи и коснулся цветов серебряным светом, превратились они в красивых девиц-мастериц на все руки. Пока старый мастер спал, девицы расписали все подносы, а под утро снова в цветы превратились. Проснулся мастер и чуду невиданному подивился: кто же так ночью поработал? Но, увидев, что на листьях у цветов краска осталась, догадался, кто ему помог. Попросил мастер цветы, чтобы показали они чудо всем жителям села. Как взмахнул цветок-огонь своей шапочкой — разлетелись в разные стороны искры, и тут же превратились в цветы и узоры красоты невиданной. Как упали несколько цветов на подносы, так и засияли там букеты. Второй цветок взмахнул своей шапочкой — разлетелись вокруг серебряные нити, переплелись в сине-голубые цветы. Оглядитесь вокруг: в нашей студии тоже есть цветы удивительной красоты. Все они — на этих красивых подносах. Педагог подходит к подносам и рассматривает их вместе с детьми. Педагог. Давайте посмотрим, какие обронил цветок- огонек, а какие — цветок-снежинка? Педагог. Цвета сотворили чудо, да и разлетелись в разные стороны — один на север, другой на юг, — но о них осталась память. Смотрят люди на подносы, любуются и сами создают красоту. Какие цветы вы здесь узнали? Дети. Розы, георгины, пионы, нарциссы, ирис, тюльпан, василек, анютины глазки, ромашка, мак, лилия, яблоня, колокольчик и другие. Как вы думаете, из какого материала они сделаны? Ответы детей. Педагог. Правильно! Изготовляются подносы из железа, штампуются и покрываются черным лаком, но могут быть и красного, зеленого, желтого, синего цветов. Посмотрите и скажите, как украшены подносы? Ответы детей. Педагог. Подносы украшают многоцветные букетики, венки, гирлянды цветов. А как украшен этот поднос? Ответы детей. Педагог. Действительно, ребята, этот поднос украшен не цветами, а натюрмортом с фруктами. Натюрмортом подносы расписывают реже, чем цветами. У каждого мастера свой стиль. Расписывая поднос, он не рисует с натуры, а уходит в фантастический мир цветов. На подносах нет точных «портретов» цветов. Посмотрите: цветы выглядят как живые. Немало надо потрудиться мастеру, чтобы так изящно расписать поднос. Узор строится в определенной последовательности с использованием традиционных приемов росписи. Подносы украшают крупными цветами — розами, георгинами, лилиями, маками, цветами яблони, а затем цветами в два-три раза меньше, бутонами. Цветы постепенно зарисовываются, появляются стебельки букетов, листья, травинки. Посмотрите: букет в центре подноса кажется плотным и ажурным — это просвечивает черный фон. Пустоты между цветами и листьями заполняются более мелкими листочками и стебельками, травинками. Композиции построения рисунка могут быть разные: букет в центре, букет в раскидку, букет с угла, венок, полувенок. Мастер все время уточняет форму букета. Цветы словно наливаются соком, становятся живыми. В конце работы мастер наносит последние мазки, черточки, блики, семена, мелкую травку. Остается только нарисовать кайму — орнамент по краю подноса. На последнем этапе работы мастер покрывает поднос лаком, поверхность получается, как будто зеркальная. А теперь познакомимся с азбукой кистевых мазков. Педагог знакомит детей с плоским мазком, «запятой», «зигзагом», «в плоскости». Физминутка «Алые цветы»1 Наши алые цветки (ладони соединены в форме бутона) Распускают лепестки (медленно разгибают пальцы из кулачков) Ветерок чуть дышит (производятся плавные покачивания кистями рук)
|
|||
|