Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Конспект занятия «ЖОСТОВСКИЙ БУКЕТ»



Конспект занятия «ЖОСТОВСКИЙ БУКЕТ»

Цели:

- познакомить детей с искусством жостовского промысла;

- рассматривать изделия, выделяя характерные элементы узора, композицию, колорит, кайму;

- учить детей выполнять элементы росписи на трафаретах;

- продолжать учить рисовать концом кисти;

- воспитывать художественный вкус.
Предварительная работа:рассматривание иллюстраций с жостовским промыслом, открыток с цветами, букетами, на­тюрмортом.

Методы и приемы:

- обследования, наглядности;

- словесный;

- практический;

- эвристический;

- мотивационный;

- метод «жеста руки».

Материалы и оборудование:изделия жостовского промысла и иллюстрации с ними, таблицы с этапами росписи, азбукой кистевых мазков, с формой подносов, с композиционными схемами, трафареты подносов, гуашь, кисти №2, 3, 5, аудиоза­писи музыки, красный и голубой цветы.

Ход занятия

Педагог. Сто крылец, сто колец, сто вестей, сто коней — так начинается наша сказка. Вся земля наша — земля мастеров. Все может человек: превратить дерево в терем расписной, камень — в украшение или в шкатулку, глину — в игрушки забавные или посуду, железо — в под­носы красоты невиданной.

Жил да был на свете мастер. Был он очень трудолюбивый, потому и делал изумительные подносы. Вдруг случилось чудо. Как-то принес ветер к избе мастера два цветка. Один с север­ной стороны, другой с южной. Пригляделся мастер к ним, а цветы и впрямь были необычные.

Под музыку педагог показывает два цветка красный и голубой.

Педагог. Ребята, как вы думаете, какая музыка какому цветку соответствует?

Ответы детей.

Педагог. Да, ребята, вот это цветок — огонь, а другой цветок — снежинка. Посадил их мастер у себя дома, но не знал, что они волшебные. В первый же вечер, как только уснул мастер, месяц вышел из-за тучи и коснулся цветов се­ребряным светом, превратились они в красивых девиц-масте­риц на все руки. Пока старый мастер спал, девицы расписали все подносы, а под утро снова в цветы превратились. Про­снулся мастер и чуду невиданному подивился: кто же так ночью поработал? Но, увидев, что на листьях у цветов краска осталась, догадался, кто ему помог. Попросил мастер цветы, чтобы показали они чудо всем жителям села.

Как взмахнул цветок-огонь своей шапочкой — разлетелись в разные стороны искры, и тут же превратились в цветы и узоры красоты невиданной. Как упали несколько цветов на подносы, так и засияли там букеты.

Второй цветок взмахнул своей шапочкой — разлетелись вокруг серебряные нити, переплелись в сине-голубые цветы.

Оглядитесь вокруг: в нашей студии тоже есть цветы уди­вительной красоты. Все они — на этих красивых подносах.

Педагог подходит к подносам и рассматривает их вместе с детьми.

Педагог. Давайте посмотрим, какие обронил цветок- огонек, а какие — цветок-снежинка?
Дети выбирают цветы из жостовской росписи для цветка - огонька и цветка-снежинки.

Педагог. Цвета сотворили чудо, да и разлетелись в раз­ные стороны — один на север, другой на юг, — но о них осталась память. Смотрят люди на подносы, любуются и сами создают красоту.

Какие цветы вы здесь узнали?

Дети. Розы, георгины, пионы, нарциссы, ирис, тюльпан, василек, анютины глазки, ромашка, мак, лилия, яблоня, ко­локольчик и другие.
Педагог. В деревне Жостово Московской области нахо­дится жостовская фабрика декоративной росписи. Там изго­товляют очень красивые подносы. Жостовские подносы имеют разнообразную форму: они могут быть круглые, оваль­ные, прямоугольные, квадратные, фигурные — фестончатые, гитарные.

Как вы думаете, из какого материала они сделаны? Ответы детей.

Педагог. Правильно! Изготовляются подносы из железа, штампуются и покрываются черным лаком, но могут быть и красного, зеленого, желтого, синего цветов.

Посмотрите и скажите, как украшены подносы? Ответы детей.

Педагог. Подносы украшают многоцветные букетики, венки, гирлянды цветов. А как украшен этот поднос?

Ответы детей.

Педагог. Действительно, ребята, этот поднос украшен не цветами, а натюрмортом с фруктами. Натюрмортом подносы расписывают реже, чем цветами.

У каждого мастера свой стиль. Расписывая поднос, он не рисует с натуры, а уходит в фантастический мир цветов. На подносах нет точных «портретов» цветов. Посмотрите: цветы выглядят как живые.

Немало надо потрудиться мастеру, чтобы так изящно рас­писать поднос. Узор строится в определенной последователь­ности с использованием традиционных приемов росписи. Подносы украшают крупными цветами — розами, георгина­ми, лилиями, маками, цветами яблони, а затем цветами в два-три раза меньше, бутонами. Цветы постепенно зарисовы­ваются, появляются стебельки букетов, листья, травинки.

Посмотрите: букет в центре подноса кажется плотным и ажурным — это просвечивает черный фон. Пустоты между цветами и листьями заполняются более мелкими листочками и стебельками, травинками.

Композиции построения рисунка могут быть разные: букет в центре, букет в раскидку, букет с угла, венок, полувенок. Мастер все время уточняет форму букета. Цветы словно на­ливаются соком, становятся живыми. В конце работы мастер наносит последние мазки, черточки, блики, семена, мелкую травку. Остается только нарисовать кайму — орнамент по краю подноса.

На последнем этапе работы мастер покрывает поднос лаком, поверхность получается, как будто зеркальная.

А теперь познакомимся с азбукой кистевых мазков.

Педагог знакомит детей с плоским мазком, «запятой», «зиг­загом», «в плоскости».

Физминутка «Алые цветы»1

Наши алые цветки (ладони соединены в форме бутона)

Распускают лепестки (медленно разгибают пальцы из кулачков)

Ветерок чуть дышит (производятся плавные покачивания кистями рук)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.