Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Конспект беседы по слушанию пьесы П. И. Чайковского



Конспект беседы по слушанию пьесы П. И. Чайковского

«Марш деревянных солдатиков»

Цель: Учить различать характер музыкального произведения, высказываться об эмоционально-образном содержании музыки.

Задачи :

1. Продолжать знакомить с творчеством композитора П. И. Чайковского, познакомить с пьесой из «Детского альбома» «Марш деревянных солдат»

2. Развивать эмоциональную отзывчивость, музыкальный слух

3. Воспитывать любовь и интерес к музыке, формировать музыкальный вкус

Предметно-пространственная среда…

Предварительная работа..

Словарная работа…

Ход занятия:

Вводная часть.

Педагог. Сегодня мы с вами побеседуем о творчестве великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.

 

Мы с вами отправимся в мир прекрасной музыки великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Он жил в середине прошлого века. Его музыку знают и любят слушать люди всего мира. Познакомимся с ней и мы. И начнём знакомство с «Детского альбома». Это не альбом для рисования, который нам хорошо знаком. Это нотный сборник. Он состоит из 24 небольших пьес для фортепиано. На титульном листе первого издания написано: «Посвящается Володе Давыдову». Почему так?

В 1877 году Пётр Ильич Чайковский приехал отдохнуть к своим родственникам Давыдовым, где его маленький племянник с трудом осваивал премудрости игры на фортепиано. Пётр Ильич слышал, как Володя играет скучные гаммы и упражнения. И чтобы было интересно играть, композитор придумал цикл пьес для детей, который так и назвал «Детский альбом», а каждой пьесе дал название. Всего пьес 24. Эти маленькие музыкальные картинки рассказывают о жизни детей в те далёкие времена. Композитор рассказал о детских играх, забавах, радостях и огорчениях, о родной русской природе, путешествиях и сказках. (педагог показывает и листает нотный сборник, перечисляя доступные детям по содержанию названия)

«Зимнее утро»

«Мама»

«Игра в лошадки»

«Марш деревянных солдатиков»

«Новая кукла»

«Болезнь куклы»

«Нянина сказка»

«Баба-Яга»

«Сладкая грёза»

«Песня жаворонка»

Сегодня мы с вами послушаем одну из пьес «Детского альбома». Какую? Отгадайте загадку.

Они в коробочке лежат,

Но, если их достать,

Построятся - за рядом ряд

Пойдут маршировать!

И каждый с новеньким ружьем,

Похожи, словно братики!

Скажите, как же их зовут (деревянные солдатики)

Прослушивание пьесы «Марш деревянных солдатиков» в записи.

Педагог: Вы услышали, как четко, ритмично, по-военному шагают игрушечные солдатики, поступь их ровная, двигаются они в темпе марша. А какой характер у этого марша?

(Ответы детей)

Педагог: Ребята, расскажите, пожалуйста, что вы услышали? Что представили, слушаю музыку?

(Ответы детей)

Педагог: Маленькие солдатики, ровными рядами шагают своими деревянными ножками, поэтому марш звучит легко, отрывисто, тихо, прозрачно, высоким звуком. Но в то же время марш звучит отчётливо, ритмично, потому что солдатики смелые, решительные и отважные, шагают в ногу, чеканят шаг. Марш звучит тихо, прозрачно, но музыка чёткая.

Педагог.А всегда ли музыка марша звучит одинаково?

(ответы детей)

Педагог.Правильно, ребята. В произведении три части.

Первая и третья часть пьесы - игрушечное войско деревянных солдатиков марширует.

Ощущение кукольности и деревянности композитор передает четким ритмом, негромким звучанием музыки.

В средней части солдатики как будто перестраиваются, выполняя команды своего командира. (исполняется фрагмент на фортепиано). Солдатики как будто играют на барабанах.

Динамическая пауза (физминутка)

Бьет волшебный барабан - бам, бам, бам (хлопают в ладоши)

А волшебный барабум - бум, бум, бум (хлопают по коленкам)

А волшебный барабах - бах, бах, бах (топают ногами)

А волшебный барабух - бух, бух, бух (хлопают по плечикам)

Барабан и барабум поднимают страшный шум

Барабух и барабах, громко скажут нам - ба-бах!

В заключительной части пьесы звучание марша затихает, словно «игрушечное» войско удаляется. (исполняется фрагмент на фортепиано)

 

Заключительная часть

Педагог. Что интересного вы сегодня услышали и увидели? Какую музыку мы с вами слушали? Вы сегодня хорошо, активно работали. На занятиях мы обязательно послушаем другие произведения из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.