|
|||
Конспект беседы по слушанию пьесы П. И. ЧайковскогоКонспект беседы по слушанию пьесы П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков» Цель: Учить различать характер музыкального произведения, высказываться об эмоционально-образном содержании музыки. Задачи : 1. Продолжать знакомить с творчеством композитора П. И. Чайковского, познакомить с пьесой из «Детского альбома» «Марш деревянных солдат» 2. Развивать эмоциональную отзывчивость, музыкальный слух 3. Воспитывать любовь и интерес к музыке, формировать музыкальный вкус Предметно-пространственная среда… Предварительная работа.. Словарная работа… Ход занятия: Вводная часть. Педагог. Сегодня мы с вами побеседуем о творчестве великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.
Мы с вами отправимся в мир прекрасной музыки великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Он жил в середине прошлого века. Его музыку знают и любят слушать люди всего мира. Познакомимся с ней и мы. И начнём знакомство с «Детского альбома». Это не альбом для рисования, который нам хорошо знаком. Это нотный сборник. Он состоит из 24 небольших пьес для фортепиано. На титульном листе первого издания написано: «Посвящается Володе Давыдову». Почему так? В 1877 году Пётр Ильич Чайковский приехал отдохнуть к своим родственникам Давыдовым, где его маленький племянник с трудом осваивал премудрости игры на фортепиано. Пётр Ильич слышал, как Володя играет скучные гаммы и упражнения. И чтобы было интересно играть, композитор придумал цикл пьес для детей, который так и назвал «Детский альбом», а каждой пьесе дал название. Всего пьес 24. Эти маленькие музыкальные картинки рассказывают о жизни детей в те далёкие времена. Композитор рассказал о детских играх, забавах, радостях и огорчениях, о родной русской природе, путешествиях и сказках. (педагог показывает и листает нотный сборник, перечисляя доступные детям по содержанию названия) «Зимнее утро» «Мама» «Игра в лошадки» «Марш деревянных солдатиков» «Новая кукла» «Болезнь куклы» «Нянина сказка» «Баба-Яга» «Сладкая грёза» «Песня жаворонка» Сегодня мы с вами послушаем одну из пьес «Детского альбома». Какую? Отгадайте загадку. Они в коробочке лежат, Но, если их достать, Построятся - за рядом ряд Пойдут маршировать! И каждый с новеньким ружьем, Похожи, словно братики! Скажите, как же их зовут (деревянные солдатики) Прослушивание пьесы «Марш деревянных солдатиков» в записи. Педагог: Вы услышали, как четко, ритмично, по-военному шагают игрушечные солдатики, поступь их ровная, двигаются они в темпе марша. А какой характер у этого марша? (Ответы детей) Педагог: Ребята, расскажите, пожалуйста, что вы услышали? Что представили, слушаю музыку? (Ответы детей) Педагог: Маленькие солдатики, ровными рядами шагают своими деревянными ножками, поэтому марш звучит легко, отрывисто, тихо, прозрачно, высоким звуком. Но в то же время марш звучит отчётливо, ритмично, потому что солдатики смелые, решительные и отважные, шагают в ногу, чеканят шаг. Марш звучит тихо, прозрачно, но музыка чёткая. Педагог.А всегда ли музыка марша звучит одинаково? (ответы детей) Педагог.Правильно, ребята. В произведении три части. Первая и третья часть пьесы - игрушечное войско деревянных солдатиков марширует. Ощущение кукольности и деревянности композитор передает четким ритмом, негромким звучанием музыки. В средней части солдатики как будто перестраиваются, выполняя команды своего командира. (исполняется фрагмент на фортепиано). Солдатики как будто играют на барабанах. Динамическая пауза (физминутка) Бьет волшебный барабан - бам, бам, бам (хлопают в ладоши) А волшебный барабум - бум, бум, бум (хлопают по коленкам) А волшебный барабах - бах, бах, бах (топают ногами) А волшебный барабух - бух, бух, бух (хлопают по плечикам) Барабан и барабум поднимают страшный шум Барабух и барабах, громко скажут нам - ба-бах! В заключительной части пьесы звучание марша затихает, словно «игрушечное» войско удаляется. (исполняется фрагмент на фортепиано)
Заключительная часть Педагог. Что интересного вы сегодня услышали и увидели? Какую музыку мы с вами слушали? Вы сегодня хорошо, активно работали. На занятиях мы обязательно послушаем другие произведения из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского.
|
|||
|