Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Расул Гамзатов. На этом уроке вы. Основное содержание урока



Расул Гамзатов

План урока:

1.Основные вехи биографии Расула Гамзатова. Личность, судьба, эпоха.

2.Произведения Расула Гамзатова о войне.

3. Дагестан в творчестве Расула Гамзатова.

4. Стихотворения «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

5. Проблематика произведений Расула Гамзатова.

Какому известному русскому поэту, по вашему мнению, посвятил эти строки Расул Гамзатов:

Я слово правды не нарушу,

Когда скажу тебе, поэт:

Как в очи входит солнца свет,

Твой чистый голос входит в душу.

Как мне отрадно, что аварец

Твоим пленяется стихом,

Джигит находит мудрость в нем,

И юность обретает старец.

1. М.Ю. Лермонтову

2. Ф.И. Тютчеву

3. А.А. Ахматовой

4. А.С. Пушкину

Сравните с вариантом правильного ответа:

4. А.С. Пушкину

На этом уроке вы

- узнаете о жизни и творчестве Расула Гамзатова и познакомитесь с его стихотворениями «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

- научитесь определять черты реализма в творчестве Расула Гамзатова;

- сможете самостоятельно провести анализ лирического стихотворения.

Основное содержание урока

Расул Гамзатов – выдающийся советский поэт, лауреат Государственной премии (1952) и Ленинской премии (1963). Сын маленького аварского народа, выходец из семьи народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы, он обрел широкую популярность в стране, и далеко за ее пределами своими содержательными и высокохудожественными поэтическими произведениями. Расул Гамзатович Гамзатов – поэт аварского происхождения, публицист, переводчик, политический деятель, кавалер ордена Святого апостола Андрея Первозванного. Первым учителем Расула был его отец Гамзат Цадаса, который был народным поэтом Дагестана. Он рассказывал сыну истории, сказки, читал свои стихи, поощрял воображение и живой ум сына. Первым изданием, которое поместило на свои страницы сочинения Гамзатова, была газета «Большевик гор». В то время юный поэт был школьником. Он продолжал писать и печататься, будучи студентом. Расул получил педагогическое образование. В начале сороковых годов прошлого века Гамзатов работал учителем в маленькой школе, которая сейчас носит имя его отца. В 1943 году вышел первый сборник стихов Гамзатова. Отработав несколько лет в школе, Расул отправился в Москву поступать в Литературный институт в 1945 году. На тот момент в личном фонде Гамзатова было уже несколько изданных книг. В институт аварца приняли. Гамзатов открыл для себя новый мир русской поэзии, что сильно отразилось на его последующем творчестве. В 1947 году стихи Гамзатова впервые были изданы на русском языке, а через три года поэт окончил Литературный институт. Творчество этого дагестанского публициста давно разошлось на цитаты, но Гамзатов никогда не писал на русском языке. Его стихи и рассказы переводилось разными авторами, о которых поэт очень хорошо отзывался. Великий поэт Р. Гамзатов сказал: «Дагестан не просто пестро-экзотическая страна, не просто красивые холмы и гранитные скалы, не только снежные вершины и белые облака. Дагестан – это родина, у которой есть три сокровища. Первое сокровище – земля, горы, равнины. Бесценна для горцев каменистая земля. Трудна на ней жизнь. Самая крепкая клятва горцев: «Клянусь этой землей».

Второе сокровище – реки, родники, озёра, море. Недаром в Дагестане говорят: «Очаг – это сердце дома, а родник – это сердце аула».

Третье сокровище – люди. И самым крупным алмазом в этом сокровище Расул Гамзатов считает дружбу трудолюбивого, мужественного народа с другими народами.

* * *

Я видел мир. И спросят если,

Меня наивностью дивя,

Скажи: "А родственники есть ли

В иных державах у тебя?" –

 

Я с крыши горского аула,

Сквозь даль, которой нет конца,

Увижу турка из Стамбула,

Похожего на моего отца.

 

Где бедной улицы теснина

Утихла на закате дня,

Он, повстречавшись, как на сына,

Взглянул с надеждой на меня.

 

Умеют маленькие капли

Большое солнце отражать,

Я помню женщину на Капри,

Что на мою похожа мать.

 

Она на берегу стояла

И вслед рукой махала нам,

Когда мы утром от причала

Навстречу двинулись волнам.

 

Мне стал Париж родней и ближе,

Когда осеннего числа

Гвоздики алые в Париже

Мне девушка преподнесла.

 

И я не скрою, я не скрою,

Что, воевавшую в маки,

Могу назвать своей сестрою

Всей родословной вопреки.

 

Не зря к родне своей я рвался,

Одолевал девятый вал.

Я первым обнял африканца,

Что цепи рабства разорвал.

 

За то, что счесть родни не в силе,

Благодарю свою страну.

И если бы меня спросили:

«Ответь, ты не был ли в плену?" –

 

Скажу: "Не чаяли души мы

В народах родственных сторон.

И чехи дружбой нерушимой

Меня сумели взять в полон.

 

Солдата русского могила

Красна от казанлыкских роз, –

Меня Болгария пленила

Любовью искренней до слёз.

 

Земля как будто стала шире.

И тем горжусь, что в наши дни

Всё больше в неспокойном мире

Моей становится родни».

 

Творчество Расула Гамзатова завидно самобытное, подлинно национальное по своему облику и складу. Его корни уходят вглубь духовного бытия горцев. В центре поэтического восприятия Гамзатова – Дагестан. Он – колыбель его поэзии, его вдохновение. Гамзатов вложил в поэзию не только свой жизненный опыт, но и опыт многих поколений своего народа. Поэт убежден, что люди всей земли живут одинаковыми заботами о мире, своей родине, о хлебе и тепле. Эти мысли и заботы объединяют их. Умение связывать национальные проблемы с общечеловеческими, высокая художественность поэзии, конкретность образов и глубина обобщений – вот что присуще творческому мастерству поэта.

* * *

Опять за спиною родная земля,

И снова чужая земля за рекою.

Граница отчизны - не лес, не поля.

Граница отчизны - граница покоя.

 

Но вновь возвращаюсь я издалека,

Друзьям пожимая горячие руки.

Граница отчизны - не мост, не река.

Граница отчизны - граница разлуки.

* * *

Я вновь пришел сюда и сам не верю.

Вот класс, где я учился первый год.

Сейчас решусь, сейчас открою двери.

Захватит дух, и сердце упадет.

И босоногий мальчик, мне знакомый,

Встав со скамьи, стоявшей в том году,

Навстречу побежит ко мне, седому.

И этой встречи я боюсь и жду.

 

Есть у нашего народа песня «Журавли» - она всегда звучит в дни, когда мы вспоминаем наших отцов, дедов, прадедов погибших на полях сражений и подаривших нам жизнь и свободу. В августе 1965 года, спустя 20 лет после завершения войны, советская делегация представителей культуры посетила памятные мероприятия в японском городе Хиросима. В составе делегации был дагестанский поэт Расул Гамзатов. Один из памятников, установленных в центре Хиросимы — девочка с журавлем в руках. Этот памятник установлен в память о японской девочке Садако Сасаки, которая была поражена лучевой болезнью, после бомбардировки Хиросимы. Вернувшись на Родину, Гамзатов написал стихотворение «Журавли» на своём родном аварском языке.

Творчество Расула Гамзатова вобрало в себя талант, мудрость и мироощущение народов Дагестана и всего Кавказа Его произведения, впитавшие все ценное из жизненного опыта и духовного наследия горцев, обогатили российскую мировую литературу. Стихи и проза поэта пронизаны мотивами гражданственности и человечности. Творческая и общественная деятельность Р. Гамзатова пронизана чувством высокого патриотизма, глубокой ответственности за будущее Дагестана и России. В самые ответственные, судьбоносные дни поэт всегда был рядом с дагестанским народом.

 

Основные выводы:

1. Жизнь и творчество Расула Гамзатова — это рассказ о проблемах деревни, о человеке – труженике, о дружбе как высшей человеческой ценности.

2. Эстетические и нравственные проблемы, поднятые в лирике поэта , являются одними из главных в русской классической литературе.

 

Ключевые слова:

Расул Гамзатов, личность, судьба, проблематика произведения, особенности художественной образности дагестанского поэта, своеобразие, стиль, литературные традиции, лирический герой.

Основные понятия:

Мотив -

1) В произведениях устного народного творчества: мельчайший элемент сюжета, простейший значимый компонент повествования.

2) Второстепенная, дополнительная тема произведения (своеобразная микротема), задача которой дополнить или подчеркнуть основную.

Образ лирического героя - создается на основе жизненного опыта поэта, его чувств, ощущений, ожиданий и т. д., закрепленных в произведении в художественно преображенной форме.

Разбор типового тренировочного задания

В чём проявилась авторская позиция в стихотворении Расула Гамзатова «Журавли»?

1) Автор показывает свою сопричастность к теме Памяти

2) Автор отождествляет себя с образом журавлей

3) Поэт поднимает темы, которые не актуальны для сегодняшнего дня.

4) Автор не сумел до конца раскрыть идею произведения.

Стратегия выполнения задания:

1. Внимательно прочитаете задание, оцените его содержательную нагрузку, определите логику и последовательность выполнения задания.

2. Вспомните определение авторской позиции и ее места в тексте и еще раз прочтите стихотворение.

3. Попробуйте определить: что есть что, просмотрите сначала все варианты ответов.

4. Затем выберите верные ответы и проверьте себя.

Ответ: 1, 2

Разбор типового контрольного задания

Какое произведение Расула Гамзатова прозвучало как «реквием человечества по погибшим в Великой Отечественной войне?»

1) «Журавли»

2) «Опять за спиною родная земля…»

3) «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…»

4) «О моей Родине».

Стратегия выполнения задания:

1. Внимательно прочитаете задание, оцените его содержательную нагрузку, определите логику и последовательность выполнения задания.

2. Еще раз прочтите конспект объясняющего модуля и стихотворения Расула Гамзатова.

3. Определите тему и идею указанных стихотворений.

4. Затем выберите верные ответы и проверьте себя.

Ответ: 1) «Журавли»

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.