Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Конспект урока Права человека: история становления



Конспект урока "Права человека: история становления"

 

Были ли права у древнего, первобытного человека? К сожалению историков, машины времени, которая могла бы отправить исследователя в любой из периодов развития человеческого общества и дать возможность собственными глазами увидеть, как и что тогда происходило, не существует. И вряд ли она появится в обозримом будущем. Тем не менее, некоторые, вполне допустимые, предположения мы можем сделать.

Человеческая личность не представляла в те далёкие времена какой-либо ценности сама по себе. В одиночку человек не смог бы выжить.

В суровых условиях первобытности шансы на выживание имел лишь достаточно сплочённый коллектив. И какие-либо права человек имел только как член этой общности. В том числе и основное из прав – право на жизнь. Подобное отношение к значимости отдельной личности сохранялось на протяжении большей части истории человечества. В большинстве древних и средневековых государств социальный статус человека определялся происхождением. Ты имеешь определённые права и обязанности, потому что принадлежишь к той или иной касте, к тому или иному сословию. Тот, кто по каким-либо причинам утрачивал связи со своим окружением, со своей группой, становился никем. Например, в древней и средневековой Индии человек, изгнанный из касты, автоматически изгонялся из своей семьи, отвергался обществом и превращался в парию – отверженного, неприкасаемого. Неприкасаемого, потому что даже невольное прикосновение к подобному человеку считалось для верующего индусаосквернением. В этом случае требовалось совершить ряд достаточно длительных очистительных церемоний: молитв, покаяний. Индийские жрецы не могли дотронуться до таких людей даже палкой.

Тем не менее, идея о всеобщности некоторых прав зародилась уже в древности. Так, персидский царь Кир Второй Великий объявил народам созданной им в шестом веке до нашей эры империи, что он против рабства, и что каждый может свободно поклоняться своим Богам. Об этих милостивых поступках правителя можно прочесть на так называемом «цилиндре Кира», между списком его побед. Мохаммед Реза Пехлеви, последний шах Ирана, который считал свою страну наследницей персидского государства, даже объявил «цилиндр Кира» самой первой декларацией прав человека.

Примерно в это же время, в шестом – пятом веках до нашей эры, некоторые древнегреческие философы утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые права. «Все люди созданы космосом и над всеми равно тяготеет судьба». О равенстве всех людей перед небом говорил и китайский философ Мо-Цзы. Но даже свободолюбивые греки, говоря о равенстве, выделяли более равных и менее равных. Аристотель, выступая за признание государством достоинства и равенства всех граждан, утверждал, что на рабов это не распространяется. Рабы рождаются для подчинения господину и выполнения его указаний. Система защиты прав отдельного человека против произвола государства была разработана в Римской республике. Даже после установления практически неограниченной власти императоров свод законов Юстиниана утверждал идею о том, что все правовые конфликты должны разрешать законы, а не воля правителя.

Но равными признавались лишь граждане Рима, члены гражданской общины. Чужаки, а тем более рабы, защитить свои права с помощью закона не могли. В то же время, идея природного равенства людей была распространена и среди древнеримских юристов. «Что касается цивильного (гражданского) права, рабы считаются никем; не так, однако, в естественном праве, поскольку по естественному праву все люди равны», – так сформулировал её Ульпиан, один из виднейших представителей античной правой мысли.

Следующий, весьма значительный шаг в утверждении идеи о том, что определённые права есть у людей, не зависимо от того, что по этому поводу думают монархи, был сделан в Англии в тринадцатом веке. В 1215-ом году английские бароны, восставшие против короля Иоанна Безземельного, добились от него подписания Великой хартии вольностей. Король чувствовал себя вправе не считаться ни с кем и ни с чем, реализуя собственные планы. Для ведения войны с Францией, король резко увеличил налоги. Историки пишут, что военные сборы во время его правления составляли четвёртую часть всей собственности в Англии, как движимой, так и недвижимой. Его попытки привлечь церковное имущество привели к конфликту с римским папой Иннокентием Третьим. В итоге в 1208-ом году Папа наложил на Англию интердикт, то есть, запретил проведение всех церковных обрядов и служб, а Иоанна отлучил от церкви. Дети оставались некрещёнными, женихи и невесты не могли вступить в брак, умершие не отпевались. Всё это тяжело сказывалось на населении. К тому же в 1214-ом году Иоанн стал Безземельным: он проиграл войну с Францией, практически все английские владения на европейском континенте были утрачены. Вернувшись домой, король заявил о введении новых налогов, с первую очередь для тех баронов, которые не участвовали в походе против Франции. Но сначала отказались платить налоги северные бароны, затем их поддержали все остальные. Король не шёл ни на какие уступки. И тогда бароны отреклись от клятвы верности, которую давали Иоанну и начали восстание. Их поддержали и другие свободные сословия Англии, в том числе и жители Лондона. Никто в стране не платил налоги. Иоанн мог рассчитывать на поддержку лишь части придворных. И Великая хартия вольностей была подписана. Правда, уже через несколько месяцев Иоанн Безземельный её нарушил. Идея о том, что королям не всё позволено, и что у их подданных есть права, которые нельзя нарушать, были чётко сформулированы в документе, имеющем юридическую силу.

О каких же правах шла речь? Мы не будем сейчас говорить об ограничении королевской власти в отношении управления государством. Поговорим о том, как она была ограничена в отношении личности. «Ни один свободный человек не будет арестован или заключён в тюрьму, или лишён владения, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, … иначе, как по законному приговору равных … и по закону страны», – гласит тридцать девятая статья Хартии вольностей. Она предусматривала также возможность вчинения иска государству по поводу незаконно взысканных в казну денег.

Продолжение последовало во время Английской буржуазной революции семнадцатого века. В 1679-ом году парламент принял Хабеас корпус акт. Этот документ давал гражданам право требовать проверки судом законности своего ареста. Теперь обвиняемого можно было посадить за решётку только по специальному судебному приказу. Акт требовал получения хабеас корпуса (этого самого судебного приказа) для содержания задержанного под стражей во всех случаях, кроме обвинения в государственной измене или тяжком уголовном преступлении.

Через десять лет, в 1689 году английский парламент принял ещё один документ – «Билль о правах». Полное его название – «Акт, разъясняющий права и свободы подданного и устанавливающий наследование короны». Право подачи обращений королю, запрещение штрафов и конфискации имущества иначе, чем по решению суда, свобода слова, свобода от жестоких наказаний и казней – вот те права подданных английской короны, которые были провозглашены в этом документе. Но провозглашая права личности, англичане как бы забывали о том, что свободные личности могут жить не только на Британских островах.

Правительство Англии считало само собой разумеющимся, что в их заморских владениях живут граждане с гораздо менее защищёнными правами. Но жители британских колоний считали иначе. Четвёртого июля 1776-го года Континентальный конгресс, на который в Филадельфию приехали представители всех английских колоний в Северной Америке, принял Декларацию независимости. «Мы считаем за очевидные истины, что все люди сотворены равными, что им даны их Творцом некоторые неотъемлемые права, в числе которых находятся – жизнь, свобода и право на счастье. … Если какое-либо правительство препятствует достижению этих целей, то народ имеет право изменить или уничтожить его и учредить новое правительство на таких основаниях и началах, … которые лучше всего должны обеспечить его безопасность и счастье», – принято единогласно тринадцатью соединёнными Штатами Америки. Сущность этих самых неотъемлемых прав была уточнена в американском «Билле о правах» – десяти первых поправках к Конституции США 1787-го года. Поправка номер один – свобода слова, свобода религии, свобода прессы, свобода собраний, право на подачу петиций. Поправка номер четыре – запрет произвольных обысков и арестов. Поправка номер пять – право на надлежащее судебное разбирательство, право не свидетельствовать против себя, гарантия частной собственности. Поправка номер шесть – право на суд присяжных. И очень интересное уточнение в поправке номер девять – перечисление прав в Конституции не должно трактоваться как умаление остальных прав. Это можно считать иным способом формулировки известного принципа: «Разрешено всё, что не запрещено законом». Всё незапрещённое разрешено в равной мере, даже если ни в каком законе это специально не прописывается.

Великая Французская революция положила начало широкому распространению идеи о том, что никто не должен покушаться на неотъемлемые права человека. Свобода личности, свобода слова, свобода взглядов и убеждений, право сопротивляться угнетению – именно эти права были признаны естественными в Декларации прав человека и гражданина. Её приняло Национальное учредительное собрание Франции 26 августа 1789-го года.

Волна восстаний и революций прокатилась по Европе в девятнадцатом веке, чтобы заставить государства,монархов на деле согласиться с тем, что у граждан есть естественные, личные и политические права. Право на жизнь, свободу, собственность и право принимать участие в решении важнейших государственных вопросов. Потому что любое решение, принятое органами государственной власти, отражается на жизни всего общества, всех граждан.

Личные и политические права человека принято относить к первому поколению прав. Поскольку за признание и осуществление именно этих прав личности в первую очередь велась борьба. В девятнадцатом веке, особенно во второй его половине, на повестку дня встала необходимость защиты экономических, социальных и культурных праввторого поколения. Именно в это время в развитых индустриальных странах в социальной структуре стали преобладать наёмные работники.

У них не было собственности на средства производства, собственных ферм, предприятий, магазинов или банков. Условия их труда, уровень их доходов зависел от нанимателей. Без специальных законов, которые бы обуздывали эксплуатацию, трудно было бы добиться достойной жизни для огромной армии пролетариев. Альтернативой государственной защиты их прав могла стать пролетарская революция. Не зря Карл Маркс писал о «призраке, который бродит по Европе», имея в виду коммунистические идеи. «Пролетариям нечего терять, кроме своих цепей».

Когда большинству населения страны нечего терять, это слишком опасно, такая страна не может развиваться стабильно. Под натиском организованной борьбы рабочих с конца девятнадцатого века стали приниматься законы об ограничении рабочего дня, гарантиях справедливой оплаты труда, о социальном обеспечении (пенсиях по старости и инвалидности, пособиях безработным). Владельцы предприятий обязывались создавать безопасные условия труда. Доступными для всех становились образование и медицинская помощь. Наёмные работники получили право создавать профсоюзы и другие организации для защиты своих прав.

К третьему поколению прав относят так называемые права солидарности. Речь идёт о признании гарантируемого минимума прав для всех людей, не зависимо от их гражданства и места проживания. К правам солидарности относят также права народов. На свободное развитие, на суверенитет.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.