Тема урока: Звуки [Г] – [Г]. Буква Гг.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Ульяновский государственный педагогический университет
имени И.Н. Ульянова»
(ФГБОУ ВПО «УлГПУ имени И.Н. Ульяновска)
Факультет педагогики и психологии
Кафедра дошкольного и начального общего образования
Конспект урока бучения грамоте (чтения)
по теме: «Звуки [ Г] –[ Г ]. Буква Гг»
Выполнил(а): студентка 4 курса факультета педагогики и психологии
Группы ДН-17-2
Дементьевой А. Н.
Ульяновск, 2020.
Тема урока: Звуки [Г] – [Г]. Буква Гг.
Оборудование и средства обучения: магнитная доска, картинки с изображениями грибов, слогов, букв, слоговая таблица, магнитофон, таблица “Алфавит”.
Цель урока: - познакомить с согласными звуками [г] – [г] и буквой Г г;
- учить отличать новые звуки и буквы от других звуков и букв;
- закрепить произношение звука в словах, слогах, предложениях;
- формировать навыки сознательного, правильного, беглого чтения, читать плавно по слогам с опорой на ударение;
- развивать речь учащихся, обогащать словарный состав;
- развивать фонематический слух, внимание, умение работать в парах, группах;
- воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение слушать ответы учащихся;
- воспитание сознательного отношения к учёбе и к изучению русского языка.
Задачи:
1. Дать представление о буквах Г, г, звуках [Г], [Г’]
2. Формировать навыки чтения слов с изученной буквой, развивать фонематический слух.
3. Воспитывать внимательность, аккуратность, усидчивость, эстетические чувства, любовь и бережное отношение к окружающему миру.
Форма урока: традиционный урок с использованием мультимедийных средств.
Планируемые результаты:
Предметные:
- познакомить с согласными звуками [г] – [г] и буквой Г г;
- уметь применять полученные знания на практике.
Метопредметные (УУД):
Личностные: - формировать положительное отношение к урокам литературного чтения; - внимательное отношение к красоте окружающего мира, к нравственному содержанию поступков;
- формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные: - формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания;
- умение сравнивать, анализировать, группировать, классифицировать, обобщать.
Коммуникативные: - формировать умение работать коллективно, в парах, группах; - осуществлять взаимный контроль.
Познавательные: - формировать умение различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки;
- умение составлять схемы слов, делить слова на слоги, выделять ударный слог;
- умение пересказывать прочитанное;
- обогащать словарный запас учащихся;
- развивать у детей фонематический слух, внимание, мышление, познавательные интересы.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: деятельностный, наглядно-словесный.
План урока:
Этап урока
| Продолжительность (мин)
| I. Организационный момент.
| 1 - 2 мин.
| II. Актуализация знаний.
| 4 - 5 мин.
| III. Постановка учебной задачи.
| 4 -5 мин.
| IV. Открытие нового знания.
| 10 мин.
| V. Физкультминутка.
| 2 мин.
| VI. Первичное закрепление.
| 13 мин.
| VII. Самостоятельная работа.
| 4 - 5 мин.
| VIII.Включение нового знания в систему знаний и повторение.
| 7-8 мин.
| IX. Рефлексия.
| 2 мин.
|
Ход урока:
Этап урока
| Деятельность педагога
| Деятельность учащихся
| 1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Цель: выработка на личностно- значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
| - Проверь, дружок
Готов ли ты начать урок
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Проверили, садитесь!
- Что ещё нам пригодиться на уроке? Какие качества нужны? (аккуратность, внимание, знания, сообразительность…)
- Молодцы. Все эти качества нам пригодятся на уроке.
- Итак, чтение, друзья.
На вас надеюсь, как всегда.
Мы хороший дружный класс.
Все получится у нас!
- Ребята, а с чем мы знакомимся на каждом уроке чтения? (Со звуками, с буквами)
- Для чего мы изучаем буквы? (Чтобы прочитать интересную книгу, узнать что-то новое …).
- Кому из вас хочется научиться читать, чтобы прочитать много-много интересных книг?
| Учащиеся настраиваются на работу.
Отвечают на вопросы учителя.
| 2. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
| Чтобы книги читать
Надо буквы повторять
Буквы сделала рука
А увидят глазки
Чтоб потом мы без труда
Прочитали сказки.
- Ребята, на какие две группы делятся звуки? (Гласные и согласные)
- А вы любите кататься с горки?
- Вот и наши буквы тоже любят кататься с горки. Помогите им забраться на свою горку.
- Почему звуки называются гласные и согласные?
- Назовите гласные, обозначающие твёрдость согласного звука? (а, о, у, ы)
- Назовите гласные, обозначающие мягкость согласного звука? (и, е, я)
- Что вы можете сказать о согласных звуках? (Они бывают твёрдые-мягкие, звонкие-глухие, парные-непарные).
- Проверка ребят, работающих у доски. (сигнальные карточки)
| Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки
(2 ученика расставляют буквы по горкам, 1горка – буквы гласных звуков, 2 горка – буквы согласных звуков. 1 ученик – ищет подходящее к схеме слово).
| 3. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднения. (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”)
| - Итак, мы попали с вами в лес, к лету. А зачем мы пришли?
Прочитайте предложение:
- Что же растёт в лесу? (грибы)
- Так за чем же мы пришли в лес? (За грибами).
- Произнесите слово грибы. Какой звук мы слышим в начале слова? (Звук [г]).
- Кто догадался, какая тема нашего урока? (Звуки буквы Г, г)
- Какие задачи поставим?
1. Познакомиться ……..
2. Наблюдать …………
3. Научиться …………
| Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока
| 4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)
Цель: обдумывание в коммуникативной форме проект будущих учебных действий.
| По тропинке знаний мы с вами, ребята, идём дальше.
- Мы сегодня отправимся в путешествие в лес, к лету, несмотря на то, что везде лежит снег и очень холодно.
- А отправимся мы к лету не одни. А с кем, вы узнаете, отгадав загадку:
В лесу живёт малюсенький
Затейник и чудак,
Сказок он хранитель,
Добрый друг ребят… (Гном).
Ребята, а в лесу мы находимся не одни. Гномик мне шепнул, что нам нужно узнать, кто же ещё находится в лесу?
- Прочитайте слова:
АРИНА МИХАИЛ
ОКСАНА РОДИОН
ГАЛЯ ГЕНА
- Что называют эти слова? Как сказать одни словом? (Имена).
- Найдите лишнее слово среди имён мальчиков и девочек по количеству слогов. (Галя, Гена).
- Так кто же ещё находится в лесу? (Галя и Гена).
-Давайте послушаем, чем же отличаются первые звуки в этих словах.
- Произнесите слово Галя. Сколько слогов в слове? (два).
- Назовите первый слог (га), второй слог (ля)
- Назовите первый звук в этом слове. ([г])
- Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, твёрдый, звонкий).
- Произнесём слово Гена. Сколько слогов в слове? (Два).
- Назовите первый слог, второй слог. (Ге - на).
- Назовите первый звук в этом слове. [г’].
- Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, мягкий, звонкий).
- Как вы думаете, какой буквой обозначаются звуки [г], [г’]?
- Какой буквой в данных словах мы обозначим эти звуки? Почему? (Заглавной) Почему?
| Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)
| 5. Физминутка
| Утром дети рано встали
За грибами в лес пошли
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли.
На пеньке опята растут.
Наклоняйтесь к ним ребята
Наклоняйтесь, раз, два, три
И в лукошко собери.
|
| 6. Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания, (фронтальная работа, работа в парах
| - Вот и каждый нашел грибок. У каждого есть грибок на парте. Переверните грибки и прочитайте друг другу слоги, записанные на грибках.
- Читаем хором слоги, где гласная обозначает твердость согласного звука.
ГА ГО ГУ ГЫ
- Читаем хором слоги, где гласная обозначает мягкость согласного звука.
ГИ ГЕ ГЯ
- Ребята, Гномик предлагает вам придумать слова со слогом ГА, ГО, ГУ, ГИ.
- Ребята, какие грибы вы знаете? А на какие две группы можно разделить грибы?
- Гномик, предлагает нам прочитать текст и узнать, что делали в лесу Гена и Галя?
- Чтение текста учителем.
- Что же делали в лесу Галя и Гена?
- Какие грибы собрала Галя?
- Какие грибы собрал Гена?
- А какие из них съедобные?
- А можно ли уничтожать ядовитые грибы?
- Почему?
| Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.
Практическая работа в парах, группах.
Обосновывают свой выбор, свои действия.
| 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).
Цель: интерпретация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.
| - Прочитайте текст самостоятельно и подчеркните букву Г.
- Прочитайте в тексте слова, записанные с заглавной буквой.
- Чтение текста учащимися по «цепочке».
- Посчитайте, сколько предложений в тексте?
- Как можно озаглавить текст?
| Самостоятельная работа. Осуществляет самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
| 8. Включение нового знания в систему знаний и повторение - 7-8 минут.
| - Работа по картинке на слайде.
- Что изобразил художник?
- В форме чего построены дома?
- Как можно назвать такой городок?
-А кто там живёт?
- Чем заняты Гномы?
- А как вы считаете Гномы дружный народ?
- А мы с вами дружные?
- Вот мы с Гномиком, Галей и Геной посмотрим, как вы умеете дружно работать в группах.
- Но сначала вспомним правило работы в группах:
Выберите капитана.
Выслушайте мнение каждого по решению данного задания.
Примите совместное решение.
Не ссориться.
Представьте решение классу.
- Для каждой группы пословица о дружбе. Объясните, как вы её понимаете?
1гр. - Друзья познаются в беде.
2 гр. – Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
3 гр. – Дружба в делах помощница.
| Учащиеся выполняют задания, применяя знания
| 8.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
| - Какая тема урока была?
- Что вы узнали о звуках [г] и [г’]? Дайте им характеристику.
-Какую задачу ставили? Чему должны были научиться?
- Как вы думаете, справились с этой задачей?
- Кому было трудно?
- Гном вас благодарит за работу. А Гале и Гене тоже пора домой. Ну что же они пойдут с пустыми корзинками? Давайте им поможем. Подарим им свои грибы?
- Мальчики положите грибы в корзину Гене, а девочки – Гале.
- Вот и наше путешествие подходит к концу. Кому понравилось сегодня в лесу?
- У вас у каждого есть солнышко. Нарисуйте ему настроение и повесьте на доску.
-От ваших солнышек стало ярче и радостнее в нашем классе. Спасибо, ребята, вам за работу на уроке.
| Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
|
|