Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Отрок Иоанн». Под знаменами Юрия»



«Отрок Иоанн»

Автор выдвигает предположение: «Это музыкально звучащее прозвище князя Ивана, в котором отразилось характерное московское «аканье», пристало к нему, должно быть, очень рано. Оно дано было Ивану за доброту и сострадание к несчастным – достоинства, которые обычно проявляются вместе с первыми ростками характера.

Даниил отправил в Новгород своего сына Ивана, по предположению автора, князь готовил своего сына для «трудной роли новгородского князя. То ощущение собственной богоизбранности, которое воодушевляло князя Ивана на протяжении всей его жизни, обычно зарождается в детстве»

«В московской княжеской семье очень сильна была преемственность, почитание предков. Сыновья Калиты скрепляли свои договоры целованием креста «у отня гроба» – у могилы отца» – пишет автор.

Церковное имя Ивана Калиты – Ананий, поэтому предполагаемая дата рождения  1 октября 1288 (или около того) года.

Детство Ивана Калиты проходило в московских княжеских хоромах на Боровицком холме, с 7 лет обучался грамоте, любил читать Великое Писание, также любил разговаривать со своими сыновьями на темы, описанные в книге, и эти разговоры западали ему в душу.  Иван родился во времена, когда татарские набеги вселяли «слепой ужас», он стал свидетелем Дюденевской рати. Во время нашествий земли становились бедными и скудными как в буквальном смысле, так и в нравственном.

 

«Под знаменами Юрия»

В жизни Ивана Калиты огромную роль сыграл его старший брат Юрий. Судьбу переяславского княжества после смерти Даниила надлежало решить на съезде князей в Переяславле-Залесском осенью 1303 года. Присутствие всех братьев должно было придать большую представительность московской делегации. Съезд в Переяславле-Залесском в 1303году стал первым наиболее значимым появлением Ивана Калиты на политической сцене.

На съезде было решено:

Ø Юрий сохраняет за собой переяславское княжество.

Ø в случае кончины великого князя Андрея Александровича его преемник во Владимире должен был вместе с другими территориями получить и переяславскую землю.

Сыновьям Даниила удалось расширить своё княжество по верховьям реки Москвы м её притоками, что открывало пути для торговли с соседними княжествами, такими как нижегородское и муромо-рязанское.

Автор рассказывает о том, как появилась Тверь. Тверь – это город, появившийся в середине XII века из нескольких поселений, в 1246 году Тверь выделилась из состава великого княжения в самостоятельный удел. Во второй половине XIII века Тверь быстро росла за счет многих тысяч беженцев из центральных районов Владимиро-Суздальской Руси. Первый тверской владыка Симеон озаботился постройкой собора, его строительство шло медленно и трудно. 8 ноября 1290 года главный храм Твери был торжественно освящен. Через два года после завершения Спасского собора живописцы покрыли его стены и своды прекрасными росписями. В Тверь шёл поток переселенцев, так как в 1280-ых годах переяславская земля подверглась разгрому татар. Это позволило Твери получить толчок для развития.

Постройка Спасо-Преображенского собора способствовала подъему тверской культуры. Здесь, при дворе владыки, началось местное летописание, которое позднее переросло в великокняжеское и общерусское.

Постройка храмов на тверской земле привлекла внимание митрополита Максима к тверским князьям. Это положительно повлияло на дальнейшее развитие Твери. В Твери в конце XIII – начале XIV века возрождалось не только каменное зодчество, но и чувство национального достоинства.

Иван Данилович впервые смог себя проявить в московско-тверском споре. Иван засел в Переяславле, он заставил не только переяславцев, но и своих собственных бояр поцеловать крест на верность московскому делу. послал гонца в Москву за подкреплением. Когда тверичи подошли к городу, Иван вывел свое войско им навстречу. В битве с боярином Иакинфом, Иван почувствовал отвращение к войне.

Иван Даниилович понял, что на Руси большую силу имеет глава церкви. После смерти митрополита Максима в 1305 году на его место встал митрополит Пётр, он с огромной ответственностью относился к своему пастырскому служению, усилил дисциплинарные требования к пастве, ввел более строгие брачные нормы для мирян и духовенства, осуждал пьянство. митрополит Петр почувствовал глухую враждебность со стороны великого князя Михаила Тверского. Князь считал виновным митрополита во всех его неудачах и направил к патриарху послов с жалобами на митрополита. Главным обвинением была «симония» – поставление в сан за деньги. Энергичную поддержку Петру оказала московская делегация во главе с молодым князем Иваном.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.