Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ХАРАКТЕРИСТИКИ



ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

1) В ходе данного события был смертельно ранен П. И. Багратион.

2) Современником данного события была Екатерина II.

3) После данного события река Урал получила свое современное наименование.

4) Одной из противостоящих сторон данного события была французская армия.

5) Данное событие произошло в эпоху дворцовых переворотов.

6) Данное событие произошло в ходе Северной войны.

 

Фрагмент А

Фрагмент Б

       
       

7.Какие три из перечисленных понятий характеризуют систему управления Новгородской республики? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) совет всея земли

2) посадник

3) вече

4) земский собор

5) тысяцкий

6) дворецкий

8.Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

 

А) В __________ 1941 г. советские войска перешли в контрнаступление в битве под Москвой.

Б) В ________________ битве советским войскам удалось окружить и пленить крупную группировку противника под командованием генерал-фельдмаршала Паулюса.

В) В период Великой Отечественной войны советские лётчики воевали на самолётах-штурмовиках __________, получивших у современников название «летающие танки».

 

Пропущенные элементы:

1) Ту-16

2) Курской

3) октябре

4) Сталинградской

5) Ил-2

6) декабре

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В
     

9.Установите соответствие между историческими личностями и их современниками.

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ   СОВРЕМЕННИКИ
А) Иван III Б) император Петр I В) Иван IV Г) Петр III   1) Екатерина Вторая 2) царевна Софья 3) Марфа Борецкая 4) Елена Глинская 5) боярыня Морозова

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г
       

10.Прочтите отрывок из письма и укажите имя и порядковый номер императора.

 

«Милая мама, сколько я перемучился до этого, ты себе представить не можешь! …Представлялось избрать один из двух путей: назначить энергичного человека и всеми силами постараться раздавить крамолу, затем была бы передышка, и снова пришлось бы через несколько месяцев действовать силой; но это бы стоило потоков крови и в конце концов привело бы к теперешнему положению, т. е. авторитет власти был бы показан, но результат оставался бы тот же самый и реформы вперёд не могли осуществляться бы. Другой путь – предоставление гражданских прав населению – свободы слова, печати, собраний и союзов и неприкосновенности личности; кроме того, обязательство проводить всякий законопроект через Государственную думу – это в сущности и есть конституция… Немного нас было, которые боролись против неё. Но поддержки в этой борьбе ниоткуда не пришло, всякий день от нас отворачивалось всё большее количество людей, и в конце концов случилось неизбежное. Тем не менее по совести я предпочитаю давать всё сразу, нежели быть вынужденным в ближайшем будущем уступать по мелочам и всё-таки прийти к тому же».

11.Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

 

Век Событие истории России Событие истории зарубежных стран
__________________(А) __________________(Б) «Бархатные революции» в Восточной Европе
XVIII в. Публикация А. Н. Радищевым «Путешествия из Петербурга в Москву» __________________(В)
__________________(Г) __________________(Д) Объединение Италии, провозглашение Итальянского королевства
XVI в. Присоединение Пскова к Московскому государству __________________(Е)

 

Пропущенные элементы:

1) XVII в.

2) «Бостонское чаепитие»

3) XX в.

4) начало освободительной войны против испанцев в Нидерландах

5) XIX в.

6) принятие Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа

7) разгром общества петрашевцев

8) реставрация династии Стюартов в Англии

9) издание Манифеста о вольности дворянства

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е
           

12.Прочтите прошение к правителю: «Всемилостивейший государь».

 

«Понеже труды Вашего Величества в произведении нашего отечества и подданного Вашего всероссийского народа всему свету известны, того ради, хотя мы ведаем, что Вашему Величеству яко самодержцу вся принадлежит, однако ж в показание и знак нашего истинного признания, что весь подданной Ваш народ ничем иным, кроме единых Ваших неусыпных попечений и трудов об оном, и со ущербом дражайшего здравия Вашего положенных, на такую степень благополучия и славы в свете произведён есть, помыслили мы, по примеру древних, особливо ж римского и греческого народов, дерзновение восприять, в день торжества и объявления заключённого Вашего Величества трудами всей России столь славного и благополучного мира, принесть своё прошение к Вам публично, дабы изволили принять от нас яко от верных своих подданных во благодарение титул Отца Отечества, Императора Всероссийского...

Святейший Синод в том с нами согласен.

И тако ожидаем от Вашего Величества милостивого нам невозбранения. Александр Меншиков. Канцлер граф Головкин. Князь Григорий Долгорукой. Князь Дмитрий Кантемир. Барон Пётр Шафиров. Адмирал граф Апраксин. Князь Дмитрий Голицын. Пётр Толстой. Андрей Матвеев».

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) Следствием подписания упоминаемого в тексте мирного договора стало получение Россией Балтийского побережья от Риги до Выборга.

2) Прошение подписано членами созданного Петром I Сената.

3) Мирный договор, упоминаемый в тексте, завершил Семилетнюю войну.

4) Прошение адресовано Петру I.

5) Упоминаемый в тексте Святейший Синод был создан в конце XVII в.

6) Прошение было написано в 1725 г.

13.Заполните пропуск в предложении: «Город, обозначенный на схеме цифрой "7", был освобождён от фашистов в тысяча девятьсот ___________г.». Ответ запишите словом (словосочетанием).

 

14.Укажите месяц, когда от фашистов был освобождён город, обозначенный на схеме цифрой «2».

 

15.Укажите название операции по уничтожению окружённой немецкой группировки, обозначенной на схеме цифрой «1».

 

16.Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

 

1) Операция советских войск в районе, обозначенном на схеме цифрой «4», началась в осенний период.

2) В период событий, обозначенных на схеме стрелками, полностью была снята блокада с города, обозначенного на схеме цифрой «5».

3) Город, обозначенный на схеме цифрой «3», в ходе событий, предшествующих обозначенным на схеме стрелками, был захвачен фашистами.

4) Строительство канала, обозначенного на схеме цифрой «6», началось в 1930-е гг.

5) Более двух городов, обозначенных на схеме, в настоящее время имеют другие названия.

6) На данной схеме обозначена территория Польши.

17.Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ   ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) «Родина-мать» Б) памятник Минину и Пожарскому В) «Царь-пушка» Г) Софийский собор в Киеве   1) Данный памятник находится в знаменитой Брестской крепости. 2) Памятник построен в честь победы над печенегами. 3) Автором данного шедевра является Андрей Чохов. 4) Памятник посвящен освобождению Москвы от поляков в годы Смуты. 5) Автором памятника является известный советский скульптор Е. Вучетич 6) Памятник установлен в Новгороде Великом.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г
       

18.Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) Данная монета была выпущена в период перестройки.

2) Событие, которому посвящена монета, произошло в 1945 г.

3) Событие, которому посвящена монета, произошло в том же году, что и Курская битва.

4) Одним из участников события, которому посвящена монета, был Н. Ф. Ватутин.

5) В год выпуска данной юбилейной монеты была принята Декларация о государственном суверенитете России.

19.Какие из изображённых ниже юбилейных марок, медалей и монет были выпущены в том же десятилетии, что и данная монета?

В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.

 

20.Назовите руководителя партии, выступившего с данным докладом. Под каким названием в историю вошёл период его руководства? В каком году была проведена Всесоюзная партийная конференция, на которой был представлен данный доклад?

 

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из доклада руководителя партии на Всесоюзной партийной конференции

«Лучшему разграничению полномочий между представительными и исполнительными органами должно послужить установление правила, согласно которому члены исполкома и руководители его отделов и управлений не могут входить в состав депутатов соответствующего Совета. Они сейчас, являясь депутатами Советов, заседают и сами себе дают поручения. Ясно, что они заинтересованы, чтобы поменьше и послабее были эти поручения…

Непременное условие подъёма деятельности Советов — реальный политический вес народного депутата, а это напрямую связано со всем процессом формирования представительных органов власти. Отсюда — необходимость решительного обновления нашей избирательной системы.

На этот путь мы уже вступили, выполняя решения XXVII съезда партии.

В общем, товарищи, отныне депутатский корпус у нас должен формироваться не по разнарядке, а прежде всего на основе живого, свободного волеизъявления избирателей…

ЦК КПСС вносит на рассмотрение конференции следующие предложения… Существующее сейчас территориальное представительство всего населения в Совете Союза и представительство наций и народностей в Совете Национальностей дополнить непосредственным представительством от общественных организаций, входящих в нашу политическую систему. Таким образом, 1500 депутатов избирались бы, как и сейчас, от территориальных и на- циональных округов, а примерно ещё 750 депутатов избирались бы на съездах или пленумах центральных органов партийных, профсоюзных, кооперативных, молодёжных, женских, ветеранских, научных, творческих и других организаций...

Взятые вместе, все депутаты, избираемые сроком на пять лет, составили бы новый представительный верховный орган государственной власти — Съезд народных депутатов СССР. Он собирался бы на свои заседания раз в год, решая самые важные конституционные, политические и социально- экономические вопросы жизни страны».

21.Приведите не менее трёх предложений изменения политической системы СССР, которые указал автор доклада. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

 

22.Привлекая исторические знания, укажите не менее трёх преобразований в сфере экономики, осуществлённых в тот же период, к которому относится доклад.

 

23.Когда началась Первая мировая война российское общество отнеслось положительно к решению императора Николая II защитить православных сербских братьев и принять участие в вооружённой борьбе с германским милитаризмом.

Какие причины обусловили кардинальные изменения в общественно-политическом климате страны в 1916 – начале 1917гг., сопровождавшиеся ростом оппозиционных настроений в обществе и антивоенных настроений в среде простого народа? Приведите не менее 3-х объяснений.

24.В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

 

«Главной причиной Смуты было нарастание социальных конфликтов в русском обществе».

 

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

 

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

25.Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из исторических деятелей:

1) Дмитрий Донской;

2) М. М. Сперанский;

3) Н. С. Хрущёв.

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный Вами исторический деятель;

– назвать ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность; охарактеризовать роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах);

В н и м а н и е!

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных Вами событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной Вами);

– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние любого из указанных Вами событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия.

 

Ответы

№ п/п Ответ
56|65
Уложенная|уложеннаякомиссия
НиколайВторой
сорокчетвёртом|сорокчетвертом
август
Кольцо

 

Задание 20

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) руководитель партии – М. С. Горбачёв;

2) название периода – перестройка;

3) год – 1988 г.

 

Задание 21

Могут быть приведены следующие предлагаемые изменения в политической системе:

1) запрет представителям исполнительной власти входить в состав Советов;

2) формирование депутатского корпуса не по разнарядке, а на основе живого, свободного волеизъявления избирателей;

3) установление представительства от общественных организаций;

4) создание Съезда народных депутатов СССР.

Изменения могут быть сформулированы иначе.

Ответ может быть представлен как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.

 

Задание 22

Могут быть указаны следующие экономические преобразования:

1) принятие Закона об индивидуальной трудовой деятельности;

2) расширение самостоятельности предприятий, внедрение хозрасчёта (по Закону о государственном предприятии);

3) введение системы госприёмки;

4) развитие кооперативного движения (принятие Закона о кооперации в СССР);

5) создание фермерских хозяйств (признание пяти основных форм хозяйствования на селе);

6) создание коммерческих банков.

 

Могут быть названы другие преобразования. Преобразования могут быть сформулированы иначе.

 

Задание 23

Могут быть приведены следующие объяснения:

- Истощение людских ресурсов России в связи с многомиллионными потерями России в войне.

- Утомлённость многолетней бесперспективной войной основной солдатской массы.

- Обострение проблемы снабжения фронта и тыла, серьёзные проблемы с транспортом.

- Значительное ухудшение положения основного трудового населения в городах в связи с ростом военной инфляции.

- Дестабилизация положения в высших эшелонах власти страны в связи с ухудшением положения на фронте и ограниченными возможностями тыла обеспечить действующую армию всем необходимым.

- Активизация деятельности либерально-патриотической оппозиции в России. Выдвижение оппозицией требования формирования «правительства общественного доверия» как легальной формы борьбы за дальнейшие политические преобразования в стране.

- Негативное влияние личности Г. Е. Распутина на усиление оппозиционных настроений в либеральной и монархической среде.

 

Задание 24

Аргументы:

1) в подтверждение, например:

– Смуте предшествовал опричный террор, в котором многие историки видели конфликт между боярством и дворянами, этот конфликт из-за участия во власти и из-за земельных владений продолжался и в Смуту (движение против «боярского царя» Шуйского, в котором большую роль играли провинциальные дворяне);

– в Смуте активно участвовали крестьяне, недовольные процессом закрепощения (восстание Ивана Болотникова);

– в период Смуты против центральной власти выступили горожане и крестьяне, недовольные ростом повинностей;

 

2) в опровержение, например:

– Смута была результатом династического кризиса, пресечения династии Рюриковичей на московском престоле;

– Смута началась в результате действий внешних сил – Польши и папы римского, без поддержки которых самозванец не смог бы добиться успеха.

 

Задание 25

Дмитрий Иванович Донской участвовал в следующих исторических событиях и процессах.

Во-первых, московско-тверская война. Причинами данной войны были борьба за старшинство на Северо-Восточной Руси между Тверским и Московским княжествами, попытка тверского князя вернуть ярлык на Великое Владимирское княжение. Ключевую роль в данном событии сыграл тверской князь Михаил Александрович. Михаил Александрович выгнал из Твери своего дядю, лояльного к Москве, и объявил себя тверским князем, после чего заключил союз с литовским князем Ольгердом против Москвы. В союзе с литовцами он попытался взять Москву, но потерпел неудачу. Позже он обратился к ордынскому хану и смог добиться от него ярлыка на Великое Владимирское княжение. Однако Михаил Тверской так и не смог овладеть Великим княжеством фактически, потерпел поражение от московского князя и был вынужден признать его старшинство.

Во-вторых, Куликовская битва. Причиной данного события была данническая зависимость Московского княжества от Орды, которую можно было прекратить только военным путем, что и сделал московский князь, объединив большую часть северовосточных русских княжеств в борьбе против Орды. Ключевую роль в данном событии сыграл сам московский князь Дмитрий Иванович. Он послал призыв во все северо-восточные русские княжества прислать войска для борьбы с Мамаем. Дмитрий Иванович распорядился собраться объединенному войску под Коломной, откуда направился в степи для решающей битвы с Мамаем. Дмитрий Иванович совершил стремительный марш и приказал войску перейти Дон, уничтожив за собой мосты, обезопасив себя таким образом от удара в тыл союзников Мамая – литовцев. Дмитрий Иванович приказал поставить засадный полк, который смог в решающий момент битвы нанести удар по войску Мамая, что определило победу русского войска. В результате Мамай был разбит и бежал с остатками войска.

Правление Дмитрия Донского окончательно закрепило первенство Москвы среди северо-восточных русских княжеств, были определены две важнейшие задачи – борьба с Ордой за выход из зависимости от неё и борьба с Великим княжеством литовским за контроль над центральными и южными русскими княжествами. Первая задача была окончательно решена правнуком Дмитрия Донского Иваном Третьим. Вторая задача была решена только в семнадцатом и восемнадцатом веках.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.