Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Урок-практикум в 8 классе по теме «Повторение синтаксиса и орфографии»



Урок-практикум в 8 классе по теме «Повторение синтаксиса и орфографии»

Денисенко К.Н.

учитель русского языка и литературы

 

Цель - повторить и обобщить изученное по теме «Второстепенные члены предложения»:

умение находить и определять второстепенные члены в предложении,

задавать к ним вопросы,

графически обозначать,

отработать постановку знаков препинания при обособленном обстоятельстве, выраженном деепричастным оборотом, и при сравнительном обороте,

формировать речевые навыки учащихся,

развивать чувство прекрасного, любви к родной природе,

повторение орфографии.

Оборудование:

- плакат «Как определить вид второстепенного члена предложения»,

- плакат «Второстепенные члены предложения на рисунке»,

- схема «Однородные и неоднородные определения»,

- схема «Правописание приложений»,

- схема «Пунктуация при обособленном обстоятельстве, выраженном деепричастным оборотом, и при сравнительном обороте»,

- плакат «Предложение для самопроверки»,

- картины и иллюстрации на тему «Осень» (И. Левитан «Золотая осень».

I. Работа по теме урока

1. Вступительное слово учителя:

Курс русского языка в 8 классе предполагает изучение синтаксиса. Мы уже изучили словосочетания, главные члены предложения, второстепенные члены предложения. Всегда интересно познавать неведомое, открывать для себя законы языка, поэтому тема нашего сегодняшнего урока «Синтаксис... Это интересно!».

Наша цель - повторить и обобщить всё то, что мы изучили по теме «Второстепенные члены предложения»: умение находить и определять их, ставить к ним вопросы, графически обозначать, правильно писать и ставить знаки препинания.

Тематическая направленность нашего урока - осенняя природа, т. е. весь наш дидактический материал объединяет эта тема. Вспомним у А.С. Пушкина:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно…

 

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса… («Осень»)

 

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора,

Стоял ноябрь у двора. («Евгений Онегин»)

 

Не всегда нас радует осенняя погода, но как сказал наш современник:

У природы нет плохой погоды,

Каждая погода - благодать,

Дождь ли, снег - любое время года

Надо благодарно принимать. (стихи режиссера, драматурга и сценариста Эльдара Рязанова для кинофильма «Служебный роман»)

Для создания настроения, настроя урока я бы хотела услышать несколько строчек от вас.

(Чтение стихотворений А. Майкова «Кроет уж лист золотой…», С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы ...» и др.)

Письменная работа.

А теперь словарный диктант. Я читаю стихотворение, вы выписываете все возможные словосочетания, обозначаете главное слово и изученные орфограммы.

 

Мелькает желтый лист на зелени дерев,

И покраснел уже вдали ковёр лугов.

Работы кончил серп на нивах золотых,

И зрелые плоды висят в садах тенистых. (Н.П. Греков).

(Учащиеся записывают словосочетания: желтый лист, на зелени дерев, работы кончил, на нивах золотых, покраснел вдали, покраснел уже, ковер лугов, зрелые плоды, висят в садах тенистых)

Учитель:

У доски три человека произведут фонетический, морфемный и синтаксический разборы:

Учитель:

Ребята скажите, зачем, для чего в предложении нужны второстепенные члены?

Учащиеся: Они распространяют предложение: поясняют главные и второстепенные члены, дают больше информации. Например: нераспространенное предложение «Мелькает лист» состоит только из главных членов предложения, а в предложении «Мелькает желтый лист на зелени дерев» есть второстепенные члены, которые распространяют предложение, поясняя другие члены предложения.

Учитель: Давайте вспомним, как определить вид второстепенного члена предложения.

Учащийся у плаката «Как определить вид второстепенных членов» отвечает.

Чтобы определить вид второстепенного члена предложения, нужно

найти слово, от которого он зависит;

выяснить, что он обозначает;

на какой вопрос отвечает;

какой частью речи выражается.

Учитель: А теперь консультанты наших рабочих групп помогут нам вспомнить о каждом из

второстепенных членов предложения. Итак,

- Что мы знаем о дополнении?

Учащийся у плаката с цветками рассказывает о дополнении: что такое дополнение, на какие вопросы отвечает, какими частями речи выражается, какие бывают дополнения (прямые и косвенные).

- Что мы знаем об определении?

У этого же плаката + схема учащийся рассказывает об определении: что такое определение, на какие вопросы отвечает, какими частями речи выражается, какие бывают определения (согласованные и несогласованные).

- Особым видом определения является приложение.

Учащийся у доски рассказывает о приложении.

- Вспомним об обстоятельствах.

Учащийся у плаката + схема постановки знаков препинания рассказывает об обстоятельствах: что такое обстоятельство, на какие вопросы отвечает, какими частями речи выражается, какие знаки препинания ставятся, если обстоятельство выражено одиночным деепричастием, деепричастным оборотом и с предлогом «несмотря на» (см. схему).

, _ . _ . _ , , | Д . о . _ | , , н . е . с . м . о . т . р . я н . а ,

 

Учитель: А теперь послушаем, что нам говорит занимательная грамматика о второстепенных членах:

Дополнение:

Вопросы косвенных падежей

Ты безошибочно знаешь уже.

Если знаешь их, без промедления

Тут же отыщутся дополнения.

 

Определение:

Признак предмета или явления

Обозначает определение.

Чей? и Какой? - ответы просты

Лишь не хватает волнистой черты.

 

Обстоятельство:

На вопросы «Где? Когда?

Как? Откуда? И куда?»

Обстоятельство ответ

Даст тебе всегда.

 

Учитель: Как сказал немецкий поэт Гёте, «суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет», и сейчас мы от теории опять перейдем к практическому занятию. А задание будет таким: произвести полный синтаксический разбор предложения.

Учащийся работает у доски:

Учитель: Следующее задание. Замените согласованные определения несогласованными, и наоборот, несогласованные - согласованными:

Безмолвие леса (лесное безмолвие), листья берёзы (берёзовые листья), горные вершины (вершины гор), дубовые заросли (заросли дуба), осеннее золото (золото осени). Объясните, что изменилось в словосочетании? (при такой замене синтаксическая связь согласование меняется на управление и наоборот).

Учитель: Ребята, на столах у каждой группы лежат стихотворные тексты. Задание: графически обозначить второстепенные члены предложения. Прочитайте, пожалуйста, тексты.

1 группа:

Над плотным стареющим тыном

Всю ночь – от зари до зари

Багряные гроздья рябины

Качаются, как снегири. (Б. Костров)

2 группа:

Октябрь шагал,

Дожди частили,

и мне представилось с земли,

Что, улетая из России,

Роняют слезы журавли. (А. Богданович)

3 группа:

Суровой осени печален поздний вид,

Но посреди ночного небосвода

Она горит, твоя звезда, природа.

И вместе с ней душа моя горит. (Н. Заболоцкий)

- Скажите, какой темой объединены эти стихи?

- Какова их главная мысль?

(Тема осени, главная мысль - великолепие, красочность осени и грусть, сопровождающая её.)

Учитель: Я думаю, что интересно каждому из нас побыть конструктором, смоделировать что-то новое и получить результат своих поисков. Итак, конструируем предложения.

Запишите 1-е предложение:

1. Осенью птицы улетают на юг.

Из этого предложения возьмите наречие, являющееся в предложении обстоятельством времени, употребив его как существительное в именительном падеже единственного числа («Осень»).

2. Осенний морозец разрумянил щеки.

Возьмите сказуемое, употребив его без приставки в настоящем времени («румянит»).

3. Кисти винограда свисают до земли.

Возьмите слово, обозначающее подлежащее, употребите его в качестве дополнения («кисти»).

4. Рябины украшают наши леса.

Возьмите существительное в роли подлежащего, сделайте его дополнением, употребив его в родительном падеже («рябины»).

 

- Какое предложение у нас получилось? (Осень румянит кисти рябины.)

Подчеркните второстепенные члены предложения.

Учитель: Я думаю, что вам также интересно будет узнать, каким членом предложения может быть неопределённая форма глагола. Выясним это.

Учитель: А сейчас у нас дифференцированная самостоятельная работа с текстом по группам (тексты на столах).

Тема.

Тема. Синтаксис и орфография.

 

Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы, расставьте знаки препинания. Из первого предложения выпишите все словосочетания, указав в них главные слова. Разберите словосочетание со способом связи «примыкание».

 

В ра..крытое окно бе..звучно вл..тел и опустился на мои бумаги кленовый лист? Он был похож.., на л..донъ с широко ра..ставле..ыми пальцами. Словно чья(то) рука пот..нуласъ к столу и закрыла написа..ые строчки. ...Я закрыл свою тетрадь заложив на недописа..ой странице первый осенний лист и вышел в сад. В саду было (по)осенн...му тихо и пусто как в заколоче..ом доме.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.