|
|||
Древние пруссы.Стр 1 из 2Следующая ⇒ Древние пруссы. Религия. Древние пруссы были язычниками. Летописец Тевтонского ордена Пётр из Дусбурга сообщал, что пруссы «всю природу почитали вместо Бога, а именно: солнце, луну и звезды, гром, птиц, также четвероногих, вплоть до жабы. Были у них также священные леса, поля и реки, так что они не смели в них рубить деревья, или пахать, или ловить рыбу». Местами отправления культа являлись священные рощи. У пруссов были хорошо развиты представления о загробной жизни. Загробный мир представлялся пруссам зеркальным отражением живого. Путь в этот мир лежал через погребальный костер. Одновременно с умершим в огне сгорали хозяйственный инвентарь и специально подготовленные жертвы. Отправлением погребального культа ведали специальные жрецы, которые якобы наблюдали невидимую простому смертному картину перехода в загробный мир. Главную роль среди жрецов играл Криве. Он проживал в святилище Ромове. Здесь же находился священный дуб, возле которого постоянно горел костер. Главным среди прусских богов был Окопирмс — бог земли, вседержитель. За ним идут бог света Звайгстикс и бог моря Аутримпс. На следующей ступени размещались еще три бога: Перкунас, Патолс и Потримпс. Перкунас — бог грома, молнии, дождя, суровый мужчина средних лет с вьющейся черной бородой. Патолс — бог подземного мира и смерти, старец с большой бородой, покрытый платком. Бог рек, источников и плодородия Потримпс — напротив, юноша в венке из колосьев. Триада богов (Потримпс, Перкунас и Патолс) в представлении древних пруссов символизировала пространственную модель мира (небо — земля — подземный мир, или преисподняя) в единстве со временем на различных этапах жизненного цикла (юность, зрелость, старость). Вечнозеленый дуб в святилище Ромове был разделен на три части, в каждой из которых было устроено оконце с кумирами Перкунаса, Патолса и Потримпса. Перед кумиром Перкунаса как раз и горел священный костер. Нижний уровень пантеона занимали духи и демоны. Наиболее известным из них является Курке, демон плодородия, изображение которого пруссы изготовляли раз в год при сборе урожая и поклонялись ему.
|
|||
|