Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Древние пруссы.



Древние пруссы.

 

Жилища пруссов. Жилища древних пруссов возво­дились в основном из дерева, иногда с использованием камня (в качестве фундамента). Естественно, сами эти постройки не сохранились. Однако в процессе архео­логических раскопок обнаруживаются остатки фунда­ментов и даже части стен, которые позволяют рекон­струировать все сооружения.

Так, на рубеже I и II тысячелетий на территории между Вислой и Неманом были распространены кар­касные деревянные постройки, прямоугольные в плане, размерами от 3,5x3 м до 5,6x4,4 м. Каркас ста­вился на кладки из камней, которые образовывали своеоб­разный фундамент. В дере­вянный каркас вплетался хво­рост или тонкие жерди, кото­рые затем промазывались глиной. Потолок жилища был горизонтальный и также об­мазывался глиной. Внутри жилища находился округлый в плане очаг, представлявший собой кольцо или овал из бу­лыжников диаметром до 1 м. Пол в помещении был земляной. Для сна оборудовались деревянные нары, покрытые шкурами животных. В помещении устраивались ямы для хранения пищи и предметов обихода. Вблизи дома оборудовались вспо­могательные помещения для хранения зерна, чаще всего это также были ямы с перекрытиями из веток деревьев. Скот содержали в загонах или простейших конюшнях.

Быт и нравы пруссов. Предания донесли до нас, что древние пруссы были «высокого роста, с голубыми глазами и с ярким румянцем на щеках».

Мужчины не стригли волос, носили бороды, одева­лись в кафтаны белого цвета, доходившие до колен, но не закрывавшие ни шеи, ни груди. Пояса украшались металлическими бляшками, кружками из янтаря и медными подвесками, застегивались металлическими пряжками.

Богатые пруссы носили ожерелья и другие украше­ния из золота и серебра. Обувь изготавливалась из ко­жи или древесной коры. Костюм довершала меховая или суконная островерхая шапка.

Женщины носили длинные льняные платья разных цветов, плечи накрывали накидкой типа мантии. Ши­роко использовались металлические ожерелья, раз­личные браслеты, бусы из янтаря, а также всевозмож­ные цепочки, кольца и т. д.

Алфавита пруссы не знали. Не имели понятия о летосчислении, не владели письменностью. Время праздников определяли по зарубкам на дереве и по другим условным, но понятным для них самих зна­кам.

Прусское общество было патриархальным. Мужчи­на-прусс пользовался в семье неограниченной властью. Он распоряжался жизнью членов своей семьи, мог убить сына или дочь, если считал, что они оказываются в семье лишними. Наследование имущества шло толь­ко по мужской линии. Женщина была совершенно бес­правной. Ее покупали, она не могла делить трапезу с мужчиной за одним столом. Пруссу разрешалось иметь трех жен. Выкуп за невесту был большим. Поэтому пруссы предпочитали брать в жены женщин, захвачен­ных в воинских набегах.

  Первые сообщения об укладе жизни древних пруссов пришли из Англии. Король Альфред Великий в конце IX века, переводя хронику Орозия, включил отрывки по географии современной ему Европы, включая о побережье Балтийского моря. Сведения королю сообщили мореплаватели Вульфстан и Отер. О лежащей к востоку от Вислы земле эстиев Вульфстан говорит, что:


   «Она очень велика и там много городов и в каждом городе есть король, и там также очень много меду и рыбной ловли. Король и богатые люди пьют кобылье молоко, а бедные и рабы пьют мёд. И много войн бывает у них; и не употребляется пиво среди эстиев, но меду там достаточно.
И есть у эстиев обычай, что если там умрет человек, он остается лежать внутри [дома] несожжённым у своих родственников и друзей в течение месяца, а, иногда, и двух; а короли и другие знатные люди — тем дольше, чем больше богатства, они имеют; и иногда они остаются несожженными в течение полугода и лежат поверх земли в своих домах. И все время, пока тело находится внутри, там происходят пир и игра до того дня, пока они его не сожгут.


  Затем в тот самый день, когда они его решают вынести к костру, они делят его имущество, которое остается после пира и игр, на пять или шесть [частей], иногда больше, в зависимости от размера имущества. Из него наибольшую часть они кладут примерно на расстоянии одной мили от города, затем другую, потом третью, пока не будет положено всё в пределах мили; и наименьшая часть должна находиться ближе всего к городу, в котором лежит мертвый человек. Затем собираются все мужчины, имеющие наиболее быстрых лошадей в стране, примерно на расстоянии пяти или шести миль от того имущества.


Затем мчатся они все к имуществу; и тот человек, который имеет быстрейшую лошадь, приходит к первой и крупнейшей части, и так один за другим, пока всё не будет взято; и наименьшую долю берет тот, кто достигает ближайшей к селению части имущества. И затем каждый едет своей дорогой с имуществом, и принадлежит оно им полностью; и потому там быстрые лошади чрезвычайно дороги. И когда его сокровища таким образом полностью розданы, тогда его выносят наружу и сжигают вместе с его оружием и одеждой...»
Средневековые хронисты не отмечают больших войн или походов, которые бы вели пруссы против соседей, но сами они чаще становились объектом набегов викингов, о чём повествует Саксон Грамматик и сообщил арабский писатель 2-й половины X века Ибрагим ибн Якуб: «Брусы [пруссы] живут у Мирового Океана и имеют особый язык. Они не понимают языки соседних народов [славян]. Они известны своей смелостью... Названные русы нападают на них на кораблях с запада.»

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.