Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Роман «Право на беседу». Синопсис подробный



Роман «Право на беседу»

Автор: Елена Евдокимова

e-mailevdolen@yandex.ru

Жанр: ненаучна фантастика

Объем: 22,2 а.л.

 

Синопсис подробный

 

Далекое будущее. За главенство над Галактикой, где, кроме землян, живут и другие разумные расы, спорят две цивилизации долгожителей: нэды и оврины. Внешне и те и другие похожи на людей, но если культура нэдов имеет долгую историю, то оврины появились всего четыре столетия назад – как каприз ныне исчезнувшей расы. Оврины верят, что их Долг – оберегать и защищать доставшиеся в наследство миры. На опасность у овринов чутье, а благодаря особому слоистому сознанию они могут управлять техникой усилием воли.

Вот только между овринами разлад. Планет у них две: богатая Пламастра и гордая Бежа. Однажды, Хранитель Бежи встречается на Пламастре со своей матерью – первой из овринов. Он просит помощи, но слышит в ответ: «Помощь нужна не вам, помощь нужна от вас». Встреча сына и матери кончается ссорой. После этого первая из овринов исчезает. Пламастра винит Хранителя в гибели первой из овринов, но тот вину не признает. Войны между планетами удается избежать, но недоверие остается. Известное немногим пророчество гласит: «Да вернется мир на круги своя, когда слабый поможет сильному».

Проходит полвека. Учительница Рилда живет на Беже в бедном поселке на морском побережье. Она любит своего мужа и часто присматривает за пятилетним братом-непоседой Иргушем. Как-то вечером, в дом Рилды врываются инспекторы Слоснадзора и арестовывают ее мужа. Рилда отказывается верить в вину мужа, все происходящее кажется ей кошмарным сном.

Тревога (или чутье на опасность?) гонят Рилду из дома. Когда на следующий день поселок смывает цунами, Рилда оказывается далеко дома. Разрушения на Беже значительные, и Пламастра решает оказать ей помощь. В одном из организованных мобильных госпиталей Рилда находит своего брата. Так же, как и сестру, Иргуша с берега прогнало присущее овринам чутье на опасность. Врач с Пламастры замечает незаурядные способности Иргуша и хочет увести мальчика с Бежи. Приход Рилды заставляет врача поменять планы: на Пламастру тайно вывозят и брата, и сестру.

Аласт – инспектор Слоснадзора. Его задача – следить, чтобы оврины, используя свои способности, не забывали о правовых и этических нормах. На запястье Аласт носит зеленый браслет в форме змеи. По функциям, это всего лишь устройство связи, но Аласт им дорожит. Для оврина, зеленая змейка служит подтверждением статуса мастера и свидетельствует, что ее носитель в совершенстве владеет слоистым сознанием. Мастерских змеек три вида: зеленая змейка – «верю в себя»; витая двухцветная (зеленая основа, обвитая золотой лентой) – «верю в себя и отвечаю за других» и мифическая, известная только по легендам и сказкам золотая змейка – отвечая за других, ее обладатель способен им доверять.

Аласт мечтает получить витую змейку, но на Беже такой браслет есть только у одного оврина – Хранителя Бежи. Когда-то, когда оврины еще были едины, он надорвался и ныне не может учить своих. Аласт обращается с просьбой о стажировке на Пламастре, но те граждан Бежи в обучение не берут. Получив очередной отказ, Аласт решает найти способ сделать Пламастру сговорчивее. Однажды, обезвредив в прибрежном поселке ничем не примечательного нарушителя-шантажиста, инспектор решается и отправляет свое предложение Хранителю. Время оказывается выбранным неудачно – грянувшая следом природная катастрофа отодвигает реализацию плана Аласта. Но инспектор упрям. Ради сына, он терпит причуды взбалмошной жены и ждет своего часа.

 На Пламастре выясняется, что способности Рилды позволяют ей стать Оператором – спасателем галактического масштаба, как их еще называют. Если кто и исполняет Долг овринов напрямую, так это они – Операторы. Организованная Пламастрой Служба внешнего контроля (сокращенно СВК) через восемь Узлов контролируют наследство исчезнувшей расы. Дежурят в узлах Операторы, которым помогает кордон из пяти овринов. Операторы слывут всеведущими и всемогущими, но прохождение испытания на мастера им строжайше запрещено. Почему? Так записано в контракте. И точка!

После обучения, Рилда начинает дежурить в Узле: пятнадцать дней вахты, пятнадцать дней дома. Брату Рилды уже десять лет. Наслушавшись сказок, Иргуш мечтает стать золотым мастером. «Только попробуй! – говорит ему Рилда и поясняет: – Предчувствие оврина – слыхал о таком? Так вот, оно не работает против тех, кому доверяешь. Золотой мастер доверяет тем, за кого отвечает. Стало быть, он самый уязвимый из овринов». Брат не доверяет сестре и с мечтой расставаться не хочет. Сменный график мешает Рилде приглядывать за братом, и тот много времени проводит в интернате при элитном лицее. Наставником Иргуша является врач, которая нашла его на Беже.

Аласт дождался – его планом интересуется сам Хранитель. Бежичи намерены прорваться к Узлу и выкрасть Оператора. Напасть решают на Рилду, так как она «своя» (родилась на Беже, но сбежала на Пламастру). Аласт назначен советником при группе захвата. Инспектор горд – назначение он воспринимает, как свидетельство признания его заслуг.

Прорыв удается, но во время атаки Узел взрывается. Командир группы захвата обвиняет в случившемся Аласта: якобы, советник решил померяться силами с Оператором (слоистое сознание овринов позволяет это сделать без физического контакта), что и привело к взрыву Узла. Аласту льстит высокая оценка его способностей и он не спешит разуверять командира группы. Бежичи обследуют развалины Узла. Они находят и захватывают членов кордона. Оператора отыскать не удается и его считают погибшим. Бежичи решают удовлетвориться добычей. Они готовы отправиться домой, но попытка взлететь заканчивается неудачей – контроль над их кораблями перехватывает неизвестный. Способность управлять техникой усилием воли присуща всем овринам. Но масштаб воздействия слишком велик. Аласт и командир группы не сомневаются – против них работает Оператор. Значит, он жив. Воздействие оказывается кратковременным – на долгою работу Оператору не хватает сил. Вскоре к Узлу прибывают силовики с Пламастры. Они вывозят потерявшего сознание Опетатора и арестовывают бежичей. «Не впутываете нас в историю со взрывом Узла, – на прощание говорит Аласту командир группы захвата. Просьба смахивает на угрозу. «Так кто я? – задается вопросом Аласт. – Инспектор? Советник? Или чужак на расправу?»

Глава Службы внешнего контроля (СВК) когда-то пообещал Рилде приглядывать за ее братом. Узнав об атаке на Узел и помня о чутье овринов на опасность, глава СВК приказывает наставнице Иргуша присмотреть за братом Рилды. Возмущенная таким обращением, наставница Иргуша отправляется вместе со своим подопечным к Источнику. Это священное для овринов место: там они проходят испытание на уровень владения слоистым сознанием, там получают браслеты в форме змеи. Возить к Источнику несовершеннолетних не рекомендуется, но наставница слишком возмущена. К тому же она считает, что везет Иргуша на экскурсию. Брат Рилды полагает иначе – он заявляет служителям Источника, что хочет пройти испытание. Сила традиции на стороне мальчика, и его наставнице приходится уступить. Из зала испытаний брат Рилды выходит сконфуженным: Источник выдал ему золотую змейку, и теперь Иргуш боится, что ему влетит от сестры.

Его наставница тоже напугана: мальчик теперь – ценный приз. Обычно, Источник не отвечает на вопросы овринов. Но есть два исключения: вит-мастер (обладатель витой змейки) имеет право на вопрос, золотой мастер имеет право на беседу. «Не отдам, – решает наставница. – все брошу, но не отдам». Ей не стоит труда уговорить Иргуша держать их путешествие в тайне, а золотую змейку спрятать. 

 Взрыв Узла подрывает доверие к Операторам и (СВК). Совет Пламастры (он состоит из вит-мастеров) назначает одного из своих членов проинспектировать СВК. Этот вит-мастер и член совета – единственный свидетель давней ссоры между первой из овринов и Хранителем Бежи. Зовут его Тлиман. Конца ссоры он не помнит (потерял сознание), но сделанными тогда выводами руководствуется до сих пор. Не доверять никому, кроме собственной змейки – вот его принцип. Незаметно для других членов Совета, Тлиман готовит себе команду единомышленников, привечая и помогая молодым даровитым овринам. Это его опасается наставница Иргуша. На главу СВК и Операторов Тлиман подозревает в стремлении захватить власть на Пламастре (способностей Операторов на это хватит). Теперь Тлиман решает воспользоваться ситуацией и покончить с Операторами и СВК.

Рилда выжила, но слоистое сознание ей больше не подчиняется. От знакомых она узнает об официальной версии атаки на Узел: взрыв – результат схватки между Оператором и одним из бежичей (так Рилда впервые слышит об Аласте). По той же версии, бегство бежичей пресекли прибывшие с Пламастры силовики. Рилда знает, что и то, и то – ложь, но кому-то очень нужно скрыть правду. «Кому и зачем?» – задается вопросом бывшая Оператор. Она обращается к коллегам по кордону, но те либо оказываются недоступны, либо отказываются с ней говорить. «Чутье на опасность не работает против своих, – вспоминает Рилда. – Против тех, кого оврин считает своими. Так что же, за взрывом Узла стоит глава СВК? Желая исключить силовой захват Операторов, он позаботился о минировании Узлов. Операторы ему доверяют и потому не чувствуют нависшей над ними угрозы». Рилда уверена, что ее догадка верна, но доказательств у бывшего Оператора нет.

Тлиману официальная версия атаки на Узел выгодна – она подрывает доверие к СВК и его главе. Имея доступ к Аласту и остальным арестованным бежичам, он исподволь предлагает им поддержать официальную версию. Бежичи соглашаются. Аласта версия устраивает, так как он не желает раскрывать истинные причины атаки на Узел. Командир группы захвата и его люди рады свалить вину на чужого для них «советника». Вот только они точно знают, что врут. Тлиман в победе Аласта над Оператором не сомневается. Так же он уверен в верности своей змейки – единственного создания, которому не дано предавать.

Рилда ищет способ восстановить контроль над слоистым сознанием. По совету знакомых, она начинает посещать Клуб подмастерьев – место, где тренируют свои способности те, кому не дано стать мастером. Заинтересован в возвращении Рилды в строй и глава СВК. Он по-прежнему считает, что действовал правильно. Более того! Он знает проверенный способ восстановления слоистого сознания. Цена небольшая – Рилде придется забыть все события последнего дежурства в Узле. Условий успеха два: первое – бывшая Оператор должна набраться сил (а для этого требуется время), второе условие – слоистое сознание оврина должно остаться сравнительно неизменным (и тут время – скорее враг, чем друг).

Узнав, что Рилда посещает Клуб подмастерьев, глава СВК решает, что ждать дольше нельзя. Он обращается к самому молодому из Операторов (он из той же смены, что и Рилда) и убеждает его явиться в Клуб подмастерьев, выдав себя за поисковика из центра обучения мастеров. Авантюрист по натуре, молодой Оператор соглашается. «Инфа по твоему Узлу слита в базу Совета, – сообщает он Рилде. – Шеф сказал, ты захочешь туда заглянуть. После восстановления, конечно».

Наживка главы СВК срабатывает, но не так, как планировал глава СВК. Пригрозив молодому Оператору разоблачением, Рилда заставляет его выступить в роли проводника в базу данный Совета Пламастры. Оставаясь физически в Клубе подмастерьев, бывший и действующий Операторы дотягиваются слоистым сознанием до нужной Рилде информации. Молодой Оператор симулирует усталость после дежурства и «сбегает». Рилда сперва паникует, но после осознает – она может справиться с задачей одна. Слоистое сознание ей снова подчиняется и, просматривая отчеты о взрыве Узла, Рилда сама того не заметив, начинает заново прокручивать в памяти ставший для нее роковым день. События, вытесненные тогда борьбой за жизнь на периферию сознания, ныне встают перед Рилдой с прежней четкостью: нелегальное обращение в архив уже не Пламастры, а Бежи; очередная – именно очередная! – попытка найти информацию о судьбе мужа, пропавшего пять лет назад и ошарашивающий итог: муж Рилды не был доставлен в управление Слоснадзора – его местом заточения стал специализированный комплекс на том же побережье; в день, когда на родной поселок Рилды обрушилось цунами, муж Рилды утонул, брошенный один в заперти.

Сомнений не остается: именно шок от утраты любимого человека обезвредил Оператора и позволил бежичам прорваться к Узлу; наживка была именной… Просматривая данные по арестованным бежичам, Рилда узнает в советнике того инспектора, что когда-то арестовал ее мужа, а, значит, фактически стал его палачом. Рилда решает встретится с Аластом и поквитаться с ним за мужа.

Бежа в лице Хранителя приносит извинения Пламастре и обязуется возместить ущерб. Пламастра соглашается, но ставит условие: она готова вернуть всех, но виновник взрыва Узла вернется домой при условии, что расскажет, как он одолел Оператора. Озвучен и срок – до дня возврата остальных задержанных. «Думайте, решайте, – говорит Тлиман Аласту. – Но помните: без признания нет прощения. И пусть вас не вводит в заблуждение отсутствие на Пламастре смертной казни». Аласт понимает, что угодил в западню.

Схитрив, Рилда добивается встречи с Аластом. Схватка Оператора и «советника» – та, в которой Аласта обвиняют и свои, и чужие, – все-таки происходит, но не подле Узла, а в тюрьме на Пламастре. Теперь Рилде по силам скрыть схватку от охраны тюрьмы. Результат оказывается неожиданным: Рилда узнает, что ее муж был хакером и шантажистом, а Аласт – по своим способностям, он мог бы стать Оператором и не его вина, что Пламастра отказывается учить чужих. Рилде есть о чем поразмыслить. Она уже не желает гибели Аласту.

Силы Рилды восстановлены. Она может вернуться к работе Оператора, но помня о минированный Узлах, решает, что имеет право обмануть главу СВК. Вопреки запрету, Рилда отправляется к Источнику и, к своему удивлению, возвращается оттуда с золотой змейкой. «Так что же, все Операторы – потенциальные золотые мастера?» – гадает Рилда. Как золотой мастер, она имеет право на беседу с Источником.

«Почему никому из бежичей не удается получить витую змейку?» – спрашивает у Источника Рилда. «Для жителей Бежи тест на данный уровень квалификации заблокирован», – раздается в ответ. «Но почему?!» – «Информация отсутствует». – «Как долго будет действовать запрет?» – «Информация отсутствует». «Хорошая у нас выходит беседа», – усмехается Рилда, но тут же спохватилась: Источник дал ответ. И какой! «Кто имеет право на снятие запрета?» – «Информация закрыта». Возвращаясь домой, Рилда задается вопросом: «Если золотой мастер допущен только к беседе, кто распоряжается Источником?»

«Ой, и ты тоже?» – заметив золотую змейку, опрометчиво интересуется Иргуш и сестра догадывается: ее брат – золотой мастер. Возмущенная, что ее держали в неведении, Рилда везет Иргуша к его наставнице. Свидетелем возникающей перепалки становится Тлиман. «Золотой мастер – самый уязвимый из овринов», – повторяет про себя член Совета Пламастры, но решает пока сохранить свое знание в тайне.

Молодой Оператор – тот, кто так своеобразно помог Рилде восстановить силы, – снова чудит. Презрев одно из главных принципов СВК: не вмешиваться во внутренние дела цивилизаций – он оказывает помощь давним противникам овринов – нэдам. Когда на оказавшийся в зоне ответственности овринов нэдийский форпост нападают неизвестные, молодой Оператор сбивает навигаторы «вражеских» кораблей, а сам форпост перемещает в район за пределами зоны ответственности овринов.

Нэды пока претензий не предъявляют, но Совет Пламастры возмущен происходящем в СВК. Воспользовавшись ситуацией, Тлиман узнает у главы СВК точную дату, когда Рилда (Оператор и золотой мастер) первый раз заступит на дежурство. Полученные сведения Тлиман передает представителю Беже, предлагая напасть на Оператора, как на «самого уязвимого из овринов». Тлиман рассчитывает, что вторая катастрофа в Узле, сделает невозможным дальнейшее существование  СВК.

Подходит день, когда плененным бежичам позволяют вернуться домой. На передаче присутствуют родственники пленных, в том числе жена Аласта. С подачи Тлимана, там появляется Рилда. Когда передача пленных завершается, обнаруживается: Беже передали всех, кроме Аласта. С его женой начинается истерика. Рилда осознает: если она не вступиться за Аласта, крик его жены будет преследовать Оператора и золотого мастера до конца жизни. Рилда обращается к главе СВК. «Поздно, – отвечает тот. – Аласта уже поместили в капсулу забвения. Ее полет в космосе может длиться годами, а ее путь не отслеживает никто... Но если на пути капсулы окажется корабль, заключенного примут на борт. Это традиция». Рилда намек понимает. С помощью других Операторов ей удается обнаружить капсулу забвения и вывести на нее транспортный корабль. Аласт спасен, но не свободен.

Совет Пламастры взбешен новой выходкой Операторов. Главе СВК угрожают отставкой. Особо усердствует Тлиман. С помощью одного из членов Совета Рилда и молодой Оператор попадают на заседание и пытаются заступиться за главу СВК. В ответ Тлиман сообщает коллегам, что Рилда – золотой мастер, а значит, для СВК она бесполезна. Операторы смиряются с поражением и готовы уйти. Но тут в Совет Пламастры является Хранитель Бежи. Он рассказывает о провокационном предложении Тлимана и предоставляет доказательства своей правоты. Совет верит Хранителю.

Осознав, что проиграл, Тлиман пробует рассчитаться хотя бы с главой СВК: как оврин с овриным, одно слоистое сознание против другого. Глава СВК сильнее и опытнее, но он измотан последними событиями и начинает проигрывать. Рилда и хотела бы помочь своему шефу, но вмешиваться в противостояние сознаний нельзя – так можно покалечить обоих участников. Выход один: надо заставить Тлимана прекратить атаку. Браслет в форме змеи – всего лишь устройство связи. Но Тлиман относится к нему почти, как к живому существу, и достаточно неосторожен, чтобы о его странности поползли слухи. Знакома с ними и Рилда. Она берет под контроль змейку Тлимана – единственное создание, которое якобы не умеет предавать. Подчиняясь приказу Рилды, змейка сбегает с руки своего хозяина. Тлиману не до схватки – он бросается ловить змейку. Та не дается. Тлиман не выдерживает и сходит с ума. «Предатели, – бормочет он. – И ты, и я… Все мы предатели!».

 «А почему на Пламастре решили, что золотой мастер – самый уязвимый из овринов?» – обращается к Совету Хранитель Бежи. «Осмелюсь напомнить, – встревает в разговор молодой Оператор. – Мы остаемся Операторами, пока доверяем друг другу и тем, кого защищаем, Риск? А где его нет? И поверьте, мне нравится. Нам всем нравится! Когда знаешь, что в силах помочь и в силах спасти».

Глава СВК сохраняет свой пост. Минирование Узлов остается в прошлом. Операторам – а они действительно потенциальные золотые мастера – разрешают проходить испытание на получение браслета.

Вступившись за СВК, Хранитель помогает Операторам, а Бежа – Пламастре. Пророчество «да вернется мир на круги своя…» исполнено, и на Пламастру возвращается первая из овринов. Как хозяйка Источника, она в беседе с Хранителем Бежи сообщает: запрет для жителей Бежи на получение витых и золотых браслетов отныне снят.

Приходит сообщение от нэдов: вместо претензий, они предлагают молодому Оператору работу – в свободное от дежурства время, перемещать в космосе крупные гражданские объекты. Совет поражен, молодой Оператор польщен. 

Решается и судьба Аласта – ему не только позволяют вернуться домой, но и предлагают пройти обучение и стать Оператором. Аласт соглашается.

Хранитель Бежи приглашает Рилду посетить вместе с ним побережье, где когда-то стоял ее родной поселок. На берегу Рилда видит памятник погибшим. «Имя вашего мужа – третья строка на второй плите», – говорит Хранитель. Рилда воспринимает его слова, как извинение.

 «Забота о тех, кто тебе доверяет? Да будет так!» – решает золотой мастер и Оператор.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.