Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Красное Знамя за Сурские окопы 1941-42 годов нашло достойное место в народном музее



Красное Знамя за Сурские окопы 1941-42 годов нашло достойное место в народном музее

Автор: Шарипова Елена Ивановна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО «Дом детского творчества» Вурнарского района

 

   Впервые я услышала об окопах на реке Суре на уроке истории. Мальчишки, которые побывали в выходные на рыбалке с папами на Суре, с любопытством обратились к нашей учительнице истории Тамаре Александровне: «А что там за землянки и обвалившиеся ходы на реке?». Ответ учителя был краток: «Остались с войны». И только спустя годы, я услышала рассказы очевидцев и записала их воспоминания.

    В 2006 году в рамках  республиканской недели «Музей и дети» Мамалаевская школа  Вурнарского района передала в Вурнарский историко-краеведческий народный музей очень старое Красное знамя.  Ученица Ольга Гончарова, передав экспонат, объяснила, что знамя получила бригада деревни на рытье окопов во время войны на берегу реки Сура.

    Не забуду никогда, как колотилось сердце, рассматривая экспонат 1941 года. Знамя очень обветшало, из красного сатина двух слоев, по краям истрепавшиеся белые кисти, на полотнище можно рассмотреть напечатанные красками белого и зеленоватого цветов герб и буквы СССР. Древко знамени основательное, крепкое, из дерева, покрашенное в бордовый цвет, на одном конце большой гвоздь.  Из рассказов местных жителей деревни я узнала, что оно долго после войны висело на здании сельского совета. Не застав живыми тех людей, кому было вручено это Знамя, даже через столько лет чувствовалось, что оно было дорого для них. Оно ветшало, выгорало на солнце, его трепал ветер, но в определенный момент и он был для этих людей важным, они решили снять его со здания сельсовета.  Видимо, постирали и очень аккуратно с любовью наложили штопку красными нитками в местах, где оно начало рваться, и передали в школьный музей детям. И, наверняка, они и не думали, что это Знамя спустя 80 лет будет продолжать нести воспитательную миссию для подрастающего поколения и станет историческим ценным экспонатом.

       Мои первые только разожгли мое любопытство. Выяснила и нашла сельчан, помнящих военное лихолетье, хотя тогда они были детьми.  

Бригаду женщин деревни Мамалаево колхоза им. Ворошилова Вурнарского района, которая была мобилизована на строительство Сурского оборонительного рубежа, возглавил бригадир Юлмасов Петр Ефремович.

 Учитель Юлмасова Елена Ивановна рассказала, что дед мужа руководил бригадой. Тогда ему было 54 года, молодых мужчин почти в деревне не осталось. Судя по послевоенным фотографиям, Петр Ефремович был небольшого роста. Пользовался авторитетом в деревне, мог организовать и повести за собой народ. В строгости он воспитал и своих четверых сыновей -  Ивана, Тимофея, Потапа и Николая. Вот ему и было доверено руководить бригадой. А строгость в то время была нужна. Немцы стояли под Москвой, не пропустить их к Волге любой ценой – такова была задача.

В газете «Советская Чувашия» за 17 января 2002 года в статье главного специалиста центрального архива Чувашии П. Кролькова указывается, что 26 января бюро обкома постановило выйти с ходатайством в ГКО СССР о представлении к правительственным наградам лучших участников строительства, проявивших образцы подлинного трудового героизма. Перечислено пять фамилий, и среди них бригадир из Вурнарского района Петр Ефремович Юлмасов. Он был награжден медалью «За доблестный труд». И ценна эта награда еще и тем, что вручена она в первый год войны, когда мы отступали, а наградами тогда не баловали. По словам Елены Ивановны Юлмасовой, знамя бригаде  было вручено на строительстве, в деревню они вернулись уже с ним.

  Сейчас известно, что был Приказ № 46 по 12 Армейскому управлению оборонительных работ Главоборонстроя Наркомата обороны СССР «О развертывании социалистического соревнования на строительстве», принятый 18 декабря 1941 года. В приказе товарищ И.В. Сталин призывал: « … строить побольше противотанковых рвов и всякого рода других противотанковых препятствий. В этом теперь наша задача. Мы можем выполнить эту задачу, и мы должны ее выполнить во что бы то ни стало!» Было постановлено: передовому участку по ВПС (военно-полевые сооружения), давшему наивысшие показатели выполнения шестидневного задания по основным строительным работам и перевыполнению норм выработки, вручать Красное знамя и вместе с ним - денежную премию в размере 2000 рублей для премирования передовых бригад, передовиков и бригадиров.

18 марта 1942 года в газете «Красная Чувашия» будет напечатан полный список награждённых благодарностью - эту дату можно считать первым упоминанием в чувашской печати о строительстве оборонительных рубежей. Тогда наградили 234 человека - «особо отличившихся колхозников, инженерно-технических, советских и партийных работников». Среди них по Вурнарскому району всего 6 человек. Двое из деревни Мамалаево колхоза Ворошилова - Гончарова Евдокия Михайловна - землекоп, Иванова Татьяна Ивановна - землекоп. Удалось установить, что в бригаде работали Илларионова Анастасия Ефимовна (1911 г.р.), Журавлева Дарья Васильевна (1921 г.р.) Музякова Клавдия Петровна (1922 г.р.), Игнатьева Екатерина Кирилловна (1926 г.р.), Максимова Анна Яковлевна (1902 г.р.).

  Именно этот год Трудового подвига и доблести позволил до конца открыть страницу военной истории, мы читаем материалы архивов... Невероятные цифры, только из одного Вурнарского района должно было быть по разнарядке мобилизовано на строительство 6,5 тысячи человек за три месяца. На фронт за 4 года ушло из района 9 тысяч человек. За огромными цифрами – в 380 км протяженность рубежей, вынутой земли 4897 тысяч кубометров, тысячи судеб людей.

 И среди тысяч судеб в основном женщины, которые, по словам Максимова Владимира, внука Илларионовой Анастасии, уходили «на окопы» со слезами и с болью в сердце. Дома оставались дети, хорошо, у кого были бабушки и дедушки. Во многих семьях оставались старшие дети 12-14 лет и на их попечении - младшие (оставались даже годовалые).

 Строителям окопов пришлось пережить большие трудности -  нехватку теплой одежды, женщины надевали мужнины штаны и фуфайки. Одежда и обувь быстро изнашивались от тяжелейшей ручной работы киркой, ломом и лопатой. Лопаты блестели от промерзшей земли, и на них в обед разогревались на костре куски хлеба. Тратить силы, отправляясь на обед, просто было невозможно. Они придумывали клинья, которые вбивали, и, отрывая побольше ком мерзлой земли, поднимали ее по настланным доскам на три метра в высоту. Ведь надо было соорудить ров-эскарп высотой в три метра, тем самым преградить танкам дорогу. Строились противотанковые ямы, ДЗОТы, ДОТы, землянки и окопы. Небывалые суровые морозы, голод и, самое главное, ежедневное душевное беспокойство, а как там дети. Покинуть участок не было возможным - тяжелое  военное время и очень суровое наказание. Когда привозили из колхоза продукты, главным вопросом к вознице был: «Как мои?!». И ответ: «Дым из трубы идет, окна затемнены… Значит, живы!»

    История самого ценного экспоната суровой зимы 1941 года мне понятна. Только бы суметь донести до наших детей, почему так берегли и так аккуратно заштопали женщины военное Знамя. Как дорого досталась нам Победа! Не все строители окопов смогли вернуться домой, были и трагические случаи. Но все они знали, что их труд нужен стране; любой ценой, ради воевавших мужей, ради детей и ради Победы, ради нас с вами герои безмолвных рубежей выполняли трудный и ответственный наказ государства.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.