Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Список использованной литературы



 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«НИЖЕГОРОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕНААЯ АКАДЕМИЯ»

 

Доклад

На тему: Социальный интеллект и коммуникативная компетенция педагога

 

 

Выполнил(а): Дерюгина С.С.

студентка 4 курса 81 группы

Проверил(а): Кирюшина М. В.

 

 

Нижний Новгород

 2021 г.

На сегодняшний день в психологической науке наблюдается возрастающий интерес ученых к проблеме социального интеллекта и проблеме коммуникативной компетентности специалиста в области социономических профессий. На наш взгляд, эта тенденция не случайна, она обусловлена особенностью современного российского общества – его динамичностью, выходом на более высокий уровень профессионального взаимодействия. В работах зарубежных и отечественных авторов накоплен определенный теоретический и практический материал по данным проблемам.

Так, при различиях концептуальных решений, предлагаемых специалистами по проблеме социального интеллекта, можно констатировать, что социальный интеллект рассматривается большинством из них как способность адекватно понимать и оценивать свое поведение и поведение других людей. Эта способность является чрезвычайно важной и необходимой современному специалисту для эффективного межличностного взаимодействия.

Содержание понятия социальной компетентности, как показывает анализ литературы, может рассматриваться в аспекте комнетентностного и социологического подходов. В толковых словарях русского языка и иностранных слов понятие «компетентный» (от лат. competens —соответствующий, способный) трактуется как знающий, осведомленный, авторитетный в какой- либо области человек, обладающий компетенцией, т.е. правами и полномочиями [1]. Термин «социальный» понимается как общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе. Таким образом, лингвистически понятие «социальная компетентность» определяется как знания и способности в области общественных отношений.

Впервые это понятие еще в 1920 г. употребил Эдвард Торндайк, обозначив им дальновидность людей в межличностных отношениях и приравняв его к способности мудро поступать в человеческих отношениях [2]. По Э. Торндайку, существует три вида интеллекта:

  • абстрактный интеллект как способность понимать абстрактные вербальные и математические символы и производить с ними какие-либо действия;
  • конкретный интеллект как способность понимать вещи и предметы материального мира и производить с ними какие-либо действия;
  • социальный интеллект как способность понимать людей и взаимодействовать с ними.

В дальнейшем Гордоном Оллпортом были продолжены исследования социального интеллекта, в которых он рассматривал его как специфическую способность верно судить о людях, как умение прогнозировать их возможное поведение и обеспечивать адекватное приспособление в межличностных взаимодействиях. Говоря о взаимопонимании, Г. Оллпорт выделяет специальные характеристики, позволяющие лучше понимать других людей, кроме того, в их структуру он включает социальный интеллект как отдельную уникальную личностную способность [3].

Анализ в 1960-е гг. Майклом Аргайлом и другими учеными социальных умений и коммуникативной компетентности позволил им обозначить проблему разработки методического аппарата изучения социального интеллекта. С этой целью был разработан специальный тест «СИГ» — «социальный интеллект», в котором уже в 1960-е гг. он рассматривался как система интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации о человеке [4].

Как отмечают В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова и В. М. Погольша, новые исследования по этой проблеме появились уже в 1980-е гг. Для измерения социального интеллекта были разработаны новые тесты, показывающие, что он представляет собой группу ментальных способностей, связанных с обработкой социальной информации, группу способностей, которые фундаментально отличаются от способностей, лежащих в основе более «формального» мышления, проверяемого тестами «академического» интеллекта [5]. М. Форд и М. Тисак (1983) в основу измерения социального интеллекта положили успешное решение социально-психологических и коммуникативных проблемных ситуаций. В вышедшей в 1987 г. книге «Личность и социальный интеллект» социальный интеллект приравнивается уже к когнитивной компетентности, позволяющей людям воспринимать события социальной жизни с минимумом неожиданностей и максимальной личной пользой (приобретение и использование коммуникативного опыта и его интерпретация применительно к проблемам социальной жизни).

В конце прошлого столетия Ю. Н. Емельянов и другие отечественные исследователи определяли термин «социальный интеллект» как способность к пониманию поведения других людей, однако нельзя не отметить, что на самом деле в 1990-е гг. развитие такого интеллекта считалось важным лишь для психологов, а не для руководителей. Такая позиция, к сожалению, сохраняется у многих практиков и сегодня. Однако, как было отмечено выше, в современном мире новой тенденцией как раз является то, что социальный интеллект стал рассматриваться как важная составляющая профессиональной пригодности руководителя организации к управлению человеческими ресурсами, поэтому она должна включать в себя, наряду с развитым коммуникативно-личностным потенциалом, самосознание, социальное мышление и энергетические характеристики, а именно, психическую и физическую выносливость, активность и энергичность.

Интересно определение социальной компетентности, представляющей систему знаний о социальной действительности и о себе, является сложной системой социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих адаптироваться, принимать решения со знанием дела, извлекать максимум пользы из сложившихся обстоятельств. Кроме того, представляется важным, что социальная компетентность предполагает наличие у специалиста способности действовать, в том числе в непредвиденных профессиональных и социальных ситуациях, которые ранее не встречались в организации.

В исследовании В. Н. Кунициной [8] впервые выделены четыре основных аспекта социального интеллекта:

1. Коммуникативно-личностный потенциал: комплекс свойств, облегчающих или затрудняющих общение, на основе которого формируются такие интегральные коммуникативные свойства, как психологическая контактность и коммуникативная совместимость; это основной стержень социального интеллекта.

2. Характеристики самосознания - чувство самоуважения, свобода от комплексов, предрассудков, подавленных импульсов, открытость новым идеям.

3. Социальная перцепция, социальное мышление, социальное воображение: способность к пониманию и моделированию социальных явлений, пониманию людей и мотивов их поведения.

4. Энергетические характеристики: психическая и физическая выносливость, активность и истощаемость.

В исследованиях Ю. Н. Емельянова, А. Л. Южаниновой наиболее полно раскрыты функции социального интеллекта:

• коммуникативно-ценностная функция, связанная с потребностью понимать окружающих и быть понятым ими;

• познавательно-оценочная функция, позволяющая установить отношение человека к

окружающей его действительности и определение позиций к происходящему к окружающей среде;

• рефлексивно-коррекционная функция, которая находит свое отражение в самопознании и осознании достоинств и недостатков своей деятельности.

Среди основных содержательных составляющих социального интеллекта, способствующих грамотному управлению персоналом, ученые выделяют:

1) способность к решению практических задач, когда человек слушает, рассуждает, принимает решения на основе анализа информации;

2) вербальная способность, когда он говорит коротко, доступно, понятным языком, демонстрируя разнообразный лексикон, эффективно общается;

3) социальная компетентность, когда он принимает других такими, какие они есть, при этом проявляет искреннюю чуткость и любознательность.

По мнению многих исследователей, социальная компетентность представляет собой совокупность конкретных способностей, качеств личности, социальных знаний и умений, субъективной готовности к самоопределению, обеспечивающих интеграцию людей в обществе посредством продуктивного выполнения ими различных социальных ролей [6]. Из сказанного очевидно, что социальная компетентность — это интегральная характеристика, включающая в себя, как и все другие виды компетентности, определенные знания, умения, навыки, профессиональные и социально-психологические качества, сформированные в процессе обучения и социализации, а также поведение, способствующее эффективному взаимодействию в организации.

Кроме уже перечисленных, ученые выделяют следующие компоненты, присущие социальной компетентности именно руководителя организации:

• готовность к межличностному и деловому общению с другим человеком, социальной группой или обществом; владение опытом продуктивного взаимодействия в рамках достижения профессиональных целей;

• социальная сенситивность (от позднелат. sensitivus — чувствительный), проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим событиям, правда, иногда она сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций;

• навыки одобрения и вознаграждения, которые существенны для всех социальных ситуаций, т.е. умение давать своевременную положительную обратную связь сотрудникам, членам команды, партнерам;

• равновесие, спокойствие как антитеза (от греч. ocvuGeau; — противоположение) социальной тревожности, беспокойства;

• ассертивность — умение уверенно и с достоинством отстаивать свою позицию в конфликтных ситуациях и свои нрава, не переходя ни к агрессии, ни к пассивно-зависимому поведению, не попирая при этом прав других людей;

• способность к эмоционально-волевой саморегуляции в ситуации социального взаимодействия и общения;

• самоконтроль, самоуправление и эмпатический потенциал.

Свидетельством новых требований, предъявляемых к современному руководителю, является то, что одной из социальных компетентностей руководителя, выделяемой многими авторами, является способность к эмпатии (от греч. срлабыа — сопереживание), т.е. постижение, чувствование и понимание эмоциональных состояний других людей, способность адекватно воспринимать и понимать себя и других людей, и затем, используя эти знания, эффективно управлять ими.

Если когнитивная эмпатия, как известно, базируется в большей степени на интеллектуальных процессах (например, сравнение, аналогия), то предиктивная эмпатия, как считают специалисты, предполагает способность руководителя своевременно предсказывать аффективные реакции других людей в конкретных ситуациях взаимодействия, что считается особенно важным для современной системы управления персоналом. Активное вмешательство руководителя в сложившуюся ситуацию помогает своевременно устранить фрустрации других членов коллектива (от лат. frustration — разочарование, расстройство, проявляющееся в тревожности, гневе, порой доходящего до агрессии) и профессиональное выгорание работников. К тому же сегодня из анализа практики известно, что именно от такого отношения руководителей к подчиненным зависят их трудоспособность, психологический настрой, мотивация, выбор стратегий и тактик взаимодействия в межличностных и деловых отношениях, а порой и организационная приверженность персонала, его стабильность и закрепляемость в организации.

Очевиден тот факт, что социальный интеллект руководителя организации позитивно влияет не только на уровень и эффективность взаимодействия с отдельными людьми, с персоналом в целом, от него зависят климат в организации, что позволяет оказывать сопротивление эмоциональным напряжениям и стрессогенным факторам, психологическому дискомфорту работающих сотрудников, противостоять чрезвычайным ситуациям и кризисам, профессиональному выгоранию. Социальный интеллект руководителя в целом помогает прогнозировать развитие межличностных проблем, конфликтных ситуаций, обостряет интуицию, предусмотрительность и обеспечивает толерантность и психологическую выносливость.

Руководитель организации не должен ограничивать взаимодействие с персоналом лишь информационным обменом. Чтобы стать социальным архитектором, т.е. мастером профессиональных вертикальных и горизонтальных коммуникаций, многогранного общения в организации, ему необходимо осуществлять интеграцию участников делового взаимодействия, проектируя и воплощая конструктивные отношения и эффективный стиль не только при коммуникации, но и при интерактивной организации совместной (зачастую командной) деятельности сотрудников; моделировать такую организационную среду, условия которой будут создавать максимальный физический и психологический комфорт для достижения целей и решения задач с минимизацией потерь и рисков, эмоциональных потрясений и перегрузок [6].

Отсюда роль социального архитектора осуществляется руководителем в основном с помощью коммуникативной компетентности, т.е. интегрированных специальных (интерактивных, перцептивных, презентационных) умений и навыков, позволяющих в совокупности оказывать не только существенное влияние на людей, но и убеждать их, содействовать воплощению в жизнь корпоративной концепции и достижению желательных для корпоративной культуры целей [7]. В связи со сказанным в современных условиях социальная роль руководителя актуализируется, что требует развития эмоциональной грамотности в целях конструктивного взаимодействия и создания благоприятной, творческой атмосферы на работе, эффективной корпоративной культуры и лояльного организационного поведения сотрудников. Все это необходимо для поддержки и сохранения человеческого (знания, умения и способности) и социального (запасы и перемещение знаний, возникающих благодаря сети взаимоотношений внутри и вне организации) интеллектуального человеческого капитала, от которого и зависит в конечном счете процветание организации.

Социальный интеллект и социальная компетентность на высоких уровнях своего развития проявляются в таких существенных для зрелой личности свойствах, как адекватность, автономность, аутентичность.

Социальный интеллект выступает как средство познания социальной действительности, социальная компетентность – как продукт этого познания.

Социальный интеллект и социальную компетентность объединяет то, что:

а) они предоставляют возможность адекватно адаптироваться в условиях социальных перемен;

б) они обеспечивают правильную оценку ситуации, принятие и исполнение безошибочных решений;

в) они имеют количественные характеристики, уровни, могут быть измерены.

Различие состоит в функциях, механизмах, содержательных характеристиках и способах совершенствования; последнее выражается в том, что совершенствование социальной компетентности проходит через научение, расширение знаний и опыта, тренировку и тренинг, частично через психотерапию. Социальный интеллект развивается благодаря формированию социально-желательных личностных и коммуникативных свойств, совершенствованию механизмов психического регулирования, психофизиологической стороны адаптационных механизмов, самоконтроля и саморегуляции, повышающих стрессоустойчивость; многие барьеры и трудности снимаются благодаря аутотренингу.

Что касается содержательных характеристик и функций, наблюдается даже некоторый антагонизм между социальным интеллектом и социальной компетентностью. Чем меньше оценочных стереотипов имеет в своем сознании человек, тем выше и гармоничнее его социальный интеллект, точнее и дифференцированнее восприятие и понимание, адекватнее восприятие себя и других людей. В то же время, чем больше стереотипов использует и хранит в своем сознании человек, тем легче он вписывается в разнообразные типичные социальные ситуации.

Резюмируя сказанное, можно отметить, что основные характеристики социальной компетентности, перечисленные выше, взаимосвязаны с функциями социального и эмоционального интеллекта руководителя как социального архитектора, которые состоят в следующем:

• обеспечение адекватности, адаптивности персонала в меняющихся условиях;

• формирование программы и планов успешного взаимодействия в тактическом и стратегическом направлениях, решения текущих задач;

• планирование межличностных и деловых событий и прогнозирование их развития;

• внешняя и внутренняя мотивация персонала;

• расширение социальной компетентности всего персонала;

• саморазвитие, самопознание и самообучение всех членов коллектива.

 

Рассматривая коммуникативную компетентность как процесс обеспечения многофункциональности общения, в ее содержании выделяют три ведущих компонента: когнитивный, аффективный и поведенческий.

Когнитивный компонент – владение системой знаний по обмену информацией и познанием людьми друг друга в процессе общения.

Аффективный компонент – умения по формированию межперсональных взаимоотношений.

Регулятивный компонент – умения управления и корректирования собственного поведения и поведения других людей, организация совместной деятельности (А. А. Бодалев, Б. Ф. Ломов).

Вероятно, в отношении коммуникативной компетентности именно социальный интеллект, являющийся когнитивной составляющей коммуникативных способностей и определяемый как способность адекватно оценивать и понимать свое поведение и поведение других людей, определяет уровень выраженности компетентных позиций в общении и успешность реализации субъектом своего коммуникативного потенциала. Однако в отечественной и зарубежной литературе взаимосвязь социального интеллекта и компонентов коммуникативной компетентности специально не изучалась, и не рассматривался вопрос о совершенствовании коммуникативной компетентности у студентов социальных педагогов с различным уровнем развития социального интеллекта. Поэтому экспериментальная разработка этих аспектов будет являться новым направлением в исследовании роли социального интеллекта в формировании коммуникативной компетентности. Изучение литературных данных и анализ результатов исследований в этой области позволили сформулировать следующие предположения. Социальный интеллект определяет уровень развития коммуникативной компетентности студентов – будущих социальных педагогов, если:

• существует связь социального интеллекта и основных компонентов коммуникативной компетентности: чем более выражена способность адекватно понимать и оценивать свое поведение и поведение других людей, тем более выраженыкомпетентные позиции в общении;

• социальный интеллект взаимосвязан с личностными характеристиками, определяющими успешность в субъект-субъектном взаимодействии. Проверка этих предположений и стала основными задачами нашего исследования.

Уровень развития социального интеллекта определяет преимущественно выраженность шести компонентов коммуникативной компетентности. Следовательно, чем более выражена способность адекватно понимать и оценивать свое поведение и поведение других людей, тем более выражены следующие компоненты коммуникативной компетентности:

направленность – мобилизация усилий на достижение целей, стремление к повышению кругозора;

деловитость – уверенность и ответственность за принимаемые решения, организация собственной деятельности;

уверенность в себе – убежденность в собственных силах, самоуважение, стремление к созданию хорошего мнения о себе у окружающих;

требовательность – сила воли, решительность, настойчивость в достижении целей;

психологический такт – тактичность во взаимоотношениях с людьми, легкость в установлении контактов и меры воздействия на других, находчивость при первом знакомстве, контактах, умение оценить обстановку и естественность в общении;

отзывчивость – отзывчивость на чужие нужды, готовность помочь, умение сопереживать, чувствительность к поведению других, опека над слабыми и беззащитными, что подтверждает исходную гипотезу, согласно которой социальный интеллект определяет уровень развития коммуникативной компетентности студентов – социальных педагогов.

Фактор познания результатов поведения и фактор познание классов поведения взаимосвязаны с деловитостью, уверенностью, требовательностью, психологическим тактом и отзывчивостью. Фактор познания преобразований поведения взаимосвязан с направленностью, деловитостью, доминированием, уверенностью, требовательностью, психологическим тактом и отзывчивостью; а фактор познания систем поведения не имеет статистически значимых связей с компонентами коммуникативной компетентности

Таким образом, в современных условиях успех руководителя как социального архитектора зависит от прочности и качества взаимоотношений и сотрудничества с персоналом. Поскольку для улучшения взаимодействия и достижения партнерства нужен именно социальный и эмоциональный интеллект, а понятие сотрудничества, как отмечают специалисты в сфере коммуникации, не знает ни функциональных, ни иерархических, ни организационных границ, постольку для развития социального и эмоционального интеллекта всего коллектива и самого руководителя ему необходимо предпринять следующие шаги:

• оценить требования работы в отношении эмоциональных способностей и с помощью обратной связи и наблюдений оценить сотрудников, чтобы определить уровень их социального и эмоционального интеллекта;

• сосредоточиться на ясных, осуществимых целях, показать людям, каким образом они могут извлечь урок из неизбежных рецидивов, мотивировать сотрудников и убедить их в том, что опыт будет им полезен;

• ориентировать персонал на изменения, давать обратную связь по реализации шагов обучения и развития социального и эмоционального интеллекта;

• поощрять упражнения, тренинг, анализ практических ситуаций, помня, что социальную и эмоциональную компетентность невозможно повысить мгновенно и лишь традиционными технологиями;

• поддерживать и подкреплять желаемое поведение — создавать атмосферу, в которой совершенствование, развитие и креатив вознаграждаются;

• определить логичные критерии оценки результата развития всего коллектива и затем оцепить по ним, насколько успешно выполняются эти шаги.

Таким образом, высокий уровень социальной компетентности сотрудников означает, что они: относят себя к членам общества (организационной структуры, культуры); владеют морально-этическими нормами, свойственными данному обществу; осознают необходимость ориентации своей деятельности на благо общества; сотрудничают с другими членами общества; способны в случае необходимости к гибкой смене социальной роли; готовы к возможным изменениям и переменам в межличностных и деловых отношениях и способны воздействовать на процесс изменений; ориентированы на достижение соответствия своего профессионального и общественного статуса индивидуально-личностным качествам.

 

 

Список использованной литературы

1. Словарь иностранных слов. 11-е изд. М.: Русский язык, 1984. С. 241.

2. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 8-е изд. СНГ). :Питер, 2007. С. 463.

3. Allport G. The open system in personality theory // Journal of Abnormal and SocialPsychology. 1960. Nov. Vol. 61. P. 301-310.

4. Argyle М. The Social Psychology of Work. Harmondsworth : Penguin, 1989.

5. Беденко II. II. Социальная компетентность личности в современной урбанистическойкультуре : дис.... канд. филос. наук. Тверь, 2004.

6. Панфилова Л. П. Развитие эмоционального интеллекта руководителя как социальногоархитектора. СПб.: Академический вестник ИОВ РАУ, 2009. С. 8—12.

7. Панфилова Л. П. Психология общения : учебник. 3-е изд. М.: Академия, 2014.

8. Куницина В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 1995. С. 24-36.

 

 

Контрольные вопросы

1. Назовите по Э. Торндайку три вида интеллекта?

2. Назовите четыре основных аспекта социального интеллекта по В. Н. Куницыной?

3. В каком году впервые использовался термин «социальный»?

4. Кем впервые использовался термин «социальный»?

5. Способность понимать абстрактные вербальные и математические символы и производить с ними какие-либо действия, какой это интеллект?

6.  Специальный тест «СИГ» — «социальный интеллект» рассматривался как?

7. Назовите компоненты, присущие социальной компетентности именно руководителя организации?

8. Что означает направленность?

9. Что означает отзывчивость?

10.  Назовите функции социального и эмоционального интеллекта руководителя как социального архитектора?

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.