Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ. базовый уровень)



ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ

(базовый уровень)

 

Билет № 1

1. Жизнь и хозяйственная деятельность первобытных людей на территории Беларуси.

2. События Октябрьской революции 1917 г. и установление советской власти в Беларуси.

3. Отражение событий истории Беларуси в произведениях белорусской литературы.

 

Какие события истории Беларуси отражены в романе Василя Быкава «Знак бяды»?

 

 

Билет № 2

1. Расселение восточнославянских племен на территории Беларуси и жизнь населения в VIII – IX вв.

2. Становление белорусской национальной государственности в декабре 1917 – июле 1920 г.

3. Анализ содержания исторического документа.

 

Прочитайте документ:

 

Постановление ЦИК и СНК СССР, 7 августа 1932 г. «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности»

Пар. 2 и 3

 

II.

1. Приравнять по своему значению имущество колхозов и кооперативов (урожай на полях, общественные запасы, скот, кооперативные склады и магазины и т.п.) к имуществу государственному и всемерно усилить охрану этого имущества от расхищения.

2. Применять в качестве меры судебной репрессии за хищение (воровство) колхозного и кооперативного имущества высшую меру социальной защиты – расстрел с конфискацией всего имущества и с заменой при смягчающих обстоятельствах лишением свободы на срок не ниже 10 лет с конфискацией всего имущества.

3. Не применять амнистии к преступникам, осужденным по делам о хищении колхозного и кооперативного имущества.

III.

1. Повести решительную борьбу с теми противообщественными кулацко-капиталистическими элементами, которые применяют насилия и угрозы или проповедуют применение насилия и угроз к колхозникам с целью заставить последних выйти из колхоза, с целью насильственного разрушения колхоза. Приравнять их преступления к государственным преступлениям.

2. Применять в качестве меры судебной репрессии по делам об охране колхозов и колхозников от насилий и угроз со стороны кулацких и других противообщественных элементов лишение свободы от 5 до 10 лет с заключением в концентрационный лагерь.

3. Не применять амнистии к преступникам, осужденным по этим делам.

 

Источник: История Беларуси и документах и материалах / Авт-сост. И,Н. Кузнецов, В.Г. Мазец. – Мнг.: Алмалфея, 2000. – 672 с. – С. 470.

 

Вопросы:

Под каким названием вошёл в историю этот указ?

На каком этапе колхозного строительства был принят это указ?

С какими целями он был принят?

 

 

Билет № 3

1. Полоцкое княжество в X – XI вв. Княжеско-вечевой строй.

2. Беларусь в условиях польско-советской войны 1919 – 1921 гг. Итоги Рижского мира.

3. Соотнесение событий истории Беларуси и всемирной истории.

 

«Рельсовая война» проводилась в три этапа:

август 1943;

сентябрь – ноябрь 1943 (операция «Концерт»);

с 20 июня 1944 г.

 

Вопрос: каким крупным войсковым операциям периода Великой Отечественной войны соответствовали эти этапы «рельсовой войны»?

 

 

Билет № 4

1. Города на территории Беларуси в IX – середине XIII в.: происхождение названий и хозяйственная жизнь горожан.

2. БССР в годы новой экономической политики. Участие в образовании СССР. Укрупнение территории.

3. Характеристика социально-экономического (внешнеполитического) положения Беларуси с опорой на историческую карту.

 

Задание: Характеристика геополитического положения Беларуси, сложившегося в результате событий осени 1939 г.

Материал: Карта Беларуси на 1939 год

Вопросы:

· О каких событиях идёт речь?

· Какие территории были включены в состав БССР-СССР?

· Какие области были образованы на присоединённых территориях?

· Насколько увеличилось население БССР и его территория?

· По условиям какого мирного договора Западная Беларусь была включена в состав Речи Посполитой?

· В соответствии с какими соглашениями Красная Армия вошла на территорию Западной Беларуси?

 

 

Билет № 5

1. Развитие культуры на белорусских землях в IX – середине XIII в. Религиозно-просветительские деятели.

2. Политика индустриализации и коллективизации сельского хозяйства в БССР во второй половине 1920-х – 1930-е гг.

3. Сравнительная характеристика событий истории Беларуси по предложенным признакам.

 

Заполните сравнительную таблицу «Основные черты общественно-политической жизни и экономической БССР и РБ» и сделайте вывод о её особенностях.

 

Признаки для сравнения Конец 1920-х – 1953 гг 1985 – 1991 гг. 1991 – 2015 гг.
Политическая система        
Партийная система        
Экономическая система        

 

 

Билет № 6

1. Причины и процесс образования Великого Княжества Литовского. Происхождение названия княжества.

2. Общественно-политическая жизнь в БССР  в конце 1920-х – 1930-е гг.

3. Соотнесение события в истории Беларуси с общественно-историческим процессом.

 

О каких изменениях в общественно-политической системе СССР свидетельствовало проведение в 1990 году выборов народных депутатов БССР на альтернативной основе?

 

 

Билет № 7

1. Укрепление великокняжеской власти и государственный строй Великого Княжества Литовского в конце XIII – XIV в.

2. Положение Западной Беларуси в составе Польши (1921 – 1939 гг.).

3. Раскрытие содержания исторических терминов.

 

Раскройте содержание исторического термина «развитой социализм».

На смену какой какому политическому лозунгу пришёл тезис о «завершении строительства развитого социализма в СССР»?

 

 

Билет № 8

1. Кревская уния и ее влияние на положение белорусских земель. Грюнвальдская битва.

2. Политика белорусизации и ее результаты. Развитие науки и образования, литературы и искусства в 1920 – 1930-е гг.

3. Объяснение причинно-следственных связей между историческими фактами.

 

Каким образом СНГ, Союзное государство Беларуси и России, ОДКБ, ЕАЭС, Таможенный союз связаны с распадом СССР?

И что означают все эти аббревиатуры?

 

 

Билет № 9

1. Борьба за великое княжение и изменения в государственном строе Великого Княжества Литовского в XV – первой половине XVI в.

2. Воссоединение Западной Беларуси с БССР в условиях начала Второй мировой войны.

3. Характеристика деятельности исторической личности.

 

Дайте характеристику деятельности П.М. Машерова

 

 

Билет № 10

1. Социально-экономическое развитие белорусских земель в XIV – середине XVI в.

2. Начало Великой Отечественной войны. Оборонительные бои на территории Беларуси.

3. Сравнительная характеристика событий истории Беларуси по предложенным признакам.

 

Сравните социально-экономическое развитие Советской Беларуси и Западной Беларуси в составе польского государства в 1921 – 1939 гг.

 

 

Билет № 11

1. Культура Беларуси в XIV – первой половине XVI в. Образование белорусской народности. Происхождение названия «Белая Русь».

2. Германский оккупационный режим на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны. Политика геноцида.

3. Отражение событий истории Беларуси в произведениях белорусской литературы.

 

Охарактеризуйте историческую тематику в произведениях Владимира Семёновича Короткевича: «Хрыстос прыземлiўся в Гароднi», «Каласы пад сярпом тваiм», «Дзiкая ахота караля Стаха»

 

 

Билет № 12

1. Объединение Великого Княжества Литовского и Польши в составе Речи Посполитой: причины, условия, итоги Люблинской унии. Статут ВКЛ 1588 г.

2. Массовая борьба белорусского народа против немецко-фашистских оккупантов в годы Великой Отечественной войны.

3. Анализ содержания исторического документа.

 

Союзный рабоче-крестьянский договор между РСФСР и Социалистической Советской Республикой Белоруссии, 16 января 1921 г.

 

(…)

Статья 3.

Для лучшего осуществления указанной в п.1 цели (военный и хозяйственный союз республик – ред.) оба правительства объявляют объединёнными следующие комиссариаты:

· военных и морских дел,

· высшего Совета Народного Хозяйства,

· внешней торговли,

· финансов,

· труда,

· путей сообщения;

· почт и телеграфов.

 

Статья 4.

Объединённые народные комиссариаты обеих республик входят в состав Совета Народных Комиссаров РСФСР и имеют в Совете Народных Комиссаров ССРБ своих уполномоченных, утверждаемых и контролируемых Белорусским ЦИК и съездом Советов.

 

(Источник: История Беларуси и документах и материалах / Авт-сост. И,Н. Кузнецов, В.Г. Мазец. – Мнг.: Алмалфея, 2000. – 672 с. – С. 396.)

 

Ответьте на следующие вопросы:

· Какие события предшествовали подписанию этого договора?

· Это и есть Договор о создании СССР?

· Как вы думаете, данный договор расширяет или ограничивает суверенитет ССРБ? Почему?

 

 

Билет № 13

1. Становление фольварочно-барщинной системы хозяйствования в Великом Княжестве Литовском. Городская жизнь на территории Беларуси во второй половине XVI – XVIII в.

2. Освобождение БССР от немецко-фашистских захватчиков. Вклад белорусского народа в Победу над нацистской Германией.

3. Характеристика вклада деятеля науки (культуры) в ее развитие.

 

В чём значение Николая Радзивилла Чёрного и Николая Радзивилла Сиротки для белорусской культуры?

 

 

Билет № 14

1. Реформация и Контрреформация. Берестейская церковная уния 1596 г. и распространение униатства на территории Беларуси.

2. БССР в 1945 – 1953 гг.: послевоенное восстановление. Участие БССР в основании ООН.

3. Раскрытие содержания исторических терминов.

 

«Санация», «пацификация», «дефензива»

 

Что означают эти понятия?

К какому историческому периоду относятся?

 

 

Билет № 15

1. Культура Беларуси во второй половине XVI – первой половине XVII в.

2. БССР во второй половине 1950-х – первой половине 1960-х гг. Изменения в общественно-политической жизни, формирование промышленного и сельскохозяйственного комплексов.

3. Соотнесение событий истории Беларуси и всемирной истории.

 

Каким образом победа Ольгерда над татарами на реке Синие воды и разгром Тевтонского ордена польско-литовскими войсками под Грюнвальдом изменили геополитическую ситуацию в Восточной Европе?

 

 

Билет № 16

1. Культура Беларуси во второй половине XVII – XVIII в.

2. БССР во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг.: характерные черты общественно-политического и социально-экономического положения.

3. Характеристика социально-экономического (внешнеполитического) положения Беларуси с опорой на историческую карту.

 

С использованием карты дайте оценку социально-экономическим последствиям аварии на Чернобыльской АЭС

 

 

Билет № 17

1. Разделы Речи Посполитой и их влияние на положение белорусских земель. Восстание 1794 г. и его события в Беларуси.

2. БССР во второй половине 1980-х гг. Результаты осуществления политики перестройки. Попытки ускорения социально-экономического развития.

3. Отражение событий истории Беларуси в произведениях белорусского искусства.

 

Дайте характеристику лучшим экранизациям произведений исторического жанра студии Беларусьфильм

 

 

Билет № 18

1. Политика царского правительства в Беларуси в конце XVIII – начале XIX в. Беларусь во время Отечественной войны 1812 г. Полоцкий церковный собор 1839 г.

2. Развитие науки и образования, литературы и искусства в БССР во второй половине 1950-х – 1980-е гг.

3. Соотнесение события в истории Беларуси с общественно-историческим процессом.

 

Какой процесс иллюстрируют такие факты как:

· Проведение 1-ого Всебелорусского съезда в декабре 1917;

· Создание БНР;

· Создание ССРБ, ССРЛиБ, БССР.

 

 

Билет № 19

1. Беларусь в первой половине XIX в.: общественно-политическое положение и социально-экономическое развитие.

2. Становление государственного суверенитета Республики Беларусь в первой половине 1990-х гг.

3. Характеристика вклада деятеля науки (культуры) в ее развитие.

 

В чём значение деятельности Евфросиньи Полоцкой для белорусской культуры

 

 

Билет № 20

1. Культура Беларуси в первой половине XIX в. Возникновение белорусоведения.

2. Общественно-политическая жизнь в Республике Беларусь во второй половине 90-х гг. XX — начале XXI в.

3. Анализ исторических фактов на основе статистических данных.

 

 

Дайте оценку демографическим процессам в 1960-2000-е годы на основании данных статистики

 

  1950 г. 1966 г. 1985 г. 2019 г.
Количество городских жителей 1,62 млн 3,3 млн 6,2 млн 7,3 млн
% от общей численности 21% 39% 62% 77,5%

 

Вопрос: Какой процесс иллюстрируют эти показатели?

 

 

Билет № 21

1. Восстание 1863—1864 гг. и общественно-политическое положение в Беларуси.

2. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь.

3. Отражение событий истории Беларуси в произведениях белорусского искусства.

 

Ответьте на вопросы:

 

· Частью какого мемориального комплекса является данная скульптура?

· Когда был открыт этот комплекс?

· Кто главный архитектор мемориального проекта?

· Кто автор скульптуры?

· Какие чувства выражает автор скульптуры?

 

 

Билет № 22

1. События революций 1905—1907 гг. и Февральской 1917 г. в Беларуси.

2. Международное положение и внешняя политика Республики Беларусь.

3. Сравнение точек зрения на один и тот же исторический факт.

 

Религиозные воззрения русского, украинского и белорусского народов, происшедших от одного корня древнерусской народности, долгие годы отличались двоеверием: сочетанием христианских верований и обрядов с языческими. Почитание рода и рожаницы, тайные моления в овинах, жертвы для богов, моления и гадания у языческих волхвов становятся темой церковных обличений. Двоеверие особенно упорно держится среди крестьян, в кругах же феодалов устанавливаются христианские мировоззрение и обряды, впрочем, чаще всего соблюдаемые только формально.

(Тихомиров М.Н. The Origins of Christianiti in Russia» — «History», 1959, v. 44, № 152, p. 199—211: http://www.a-nevsky.ru/library/tihomirov-drevnaya-rus28.html)

 

Христианство в корне изменило не только весь государственный уклад. Оно перестроило древнерусскую языческую семью на началах христианской нравственности, наложило свою яркую гуманизирующую печать на древнерусские гражданские законы, смягчив языческие нравы, обогатило славянские народы новыми научными и философскими понятиями, которые до тех пор не были им известны. От введения Христианства выигрывали все сословия, кроме жреческого, которое становилось ненадобным.

Митрополит Филарет (Вахромеев). О детстве, войне, жизни и тревогах Церкви. Из интервью митрополита Филарета разных лет // Сайт Правмир, 12.01.2021: https://www.pravmir.ru/mitropolit-filaret-vaxromeev-o-detstve-vojne-zhizni-i-trevogax-cerkvi/)

 

Вопрос: Так фактическое многовековое двоеверие, или кардинальная перестройка государственной, социально-общественной и семейно-бытовой сферы под влиянием христианства? Чью точку зрения вы поддерживаете?

 

 

Билет № 23

1. Социально-экономическое развитие Беларуси во второй половине XIX — начале XX в.

2. Развитие науки и образования, литературы и искусства в Республике Беларусь.

3. Характеристика деятельности исторической личности.

 

Охарактеризуйте политическую и культурную деятельность Михаила Клеофаса Огинского

 

 

Билет № 24

1. Культура Беларуси в 60-е гг. XIX — начале XX в. Условия и особенности формирования белорусской нации.

2. Олимпийские достижения спортсменов Республики Беларусь.

3. Объяснение причинно-следственных связей между историческими фактами.

 

Каким образом взаимосвязаны появление в ВКЛ ордена иезуитов и успешная Контрреформация

 

 

Билет № 25

1. События Первой мировой войны на белорусских землях.

2. Увековечивание памяти об исторических личностях и деятелях культуры Беларуси в Республике Беларусь.

3. Анализ исторических фактов на основе статистических данных.

 

Ознакомьтесь с таблицей:

 

Статья Сталина «Год великого перелома»
1930, февраль Решение руководства БССР о превращении Беларуси в республику сплошной коллективизации. Плановые цифры: объединить в колхозы 75-80% хозяйств. Реально: достигнут рост с 21 до 58%
1930, 2 марта Статья Сталина «Головокружение от успехов»
1930 , июнь Массовый выход крестьян из колхозов: в колхозах остались 11% крестьянских хозяйств

 

Ответьте на вопросы:

· О чём были упомянутые в таблице статьи?

· Каким образом цифры статистики связаны с их содержанием?

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.