Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Приход храма Сошествия Святого Духа за Невской заставой



 

Приход храма Сошествия Святого Духа за Невской заставой

г. Санкт-Петербург

Беседы на воскресные евангельские чтения: неделя 12-я по Пятидесятнице

БЕСЕДА С БОГАТЫМ ЮНОШЕЙ

(Мф.19:16-26; Лк.18:18-27; Мк.10:17-27)

 

Кто может спастись? Этот вопрос который «ужаснувшиеся апостолы» задали Христу, волновал людей во все времена, в том числе волнует он и нас. Что человеку необходимо сделать для спасения? Как обрести в своей жизни уверенность в том, что спасешься?

Этим же вопросом задавался и некий юноша (предположительно начальник синагоги), который подошел ко Христу и спросил Его: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную(Лк.18:18). Будучи человеком закона, духовным лицом, он знал какие заповеди необходимо соблюсти для спасения. Но, тем не менее, он не был в этом уверен – чего-то ему не хватало, раз он пришел с этим вопросом Христу.

Этот вопрос не случаен, им задавались и задаются все верующие люди. Но почему? Казалось бы – соблюдая все заповеди, обряды и традиции, точно наследуешь жизнь вечную. Это является необходимым условием, но не всегда этого достаточно. Царь Соломон в книге Екклезиаст говорит: «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл.7:20). Этими словами он уже указывает такому человеку как этот юноша, что несмотря на соблюдение заповедей, и он тоже в чем-то в своей жизни согрешает, а это означает, что дело спасения зависит не только от него, но прежде всего от Бога, как и сказал об этом Христос своим ученикам на их вопрос - «Так кто же может спастись?», - что «Человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф.19:25-26). То есть спасает Бог, а не человек спасает сам себя. Человек же лишь протягивает Богу руку за которую Он и вытягивает его к жизни, как тонущего в воде апостола Петра взывающего ко Христу: «Господи, спаси меня!» (Мф.14:30). Таким образом – спасение невозможно человеку, но и невозможно без самого человека.

Но что значит протянуть Богу руку? Стремиться к исполнению Евангелия в своей жизни, т.е. сердцем своим быть устремленным к Богу и тогда «будешь иметь сокровище на небесах» (Мф.19:21).

Юноша спросив Христа: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк.18:18-19), как раз получает именно такой ответ: «Соблюдай заповеди, не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою» (Лк.18:19).

Но не за этим ответом пришел этот юноша. Он сказал Христу, что «всё это сохранил я от юности своей» (Мф.19:20). Но чувствовал свое несовершенство, и потому спросил: «Чего ещё недостает мне?» (Мф.19:20).

Возможно он искушал Христа своими вопросами, как знающий Священное Писание человек. А возможно он принял его за простого, очередного учителя закона, мудреца, которые появлялись довольно часто, увлекая за собой последователей. Но то, что он ощущал, что с ним все же что-то не так, и несмотря на то, что он вроде бы делает всё как предписывает закон, делает всё «как положено», бесспорно. Это становится видно, когда Христос сказав ему: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим,… и следуй за мною» (Мф.19:21), он ушел опечалившись, потому что был очень богат (имел большое имение).

Богатство для древнего еврея - это свидетельство праведности. Я богат, потому что праведен! Это, своего рода, еврейское кредо. То есть именно через богатство, в его сознании, утверждается его праведность, а значит и будущее спасение. Я праведен – значит я спасусь! Тогда, следовательно, именно через богатство, через связанный с ним статус и положение, уважение в обществе, достигается спасение! Или, коротко: спасение достигается упованием на богатство! А также соблюдением буквы закона. Я праведен – я богат – я совершенен!

Христос говорит диаметрально противоположные этой еврейской логике слова – ты не совершенен, но можешь стать им, для этого продай все что имеешь и раздай посторонним людям! А затем следуй за мной. То есть отвергнись себя и всех своих упований, и уповай только на меня, и будешь совершенен, и тогда гарантированно спасешься, потому что будешь богат Богом!

Такой взгляд на условия спасения для этого юноши оказался не вместим в его сознание, даже несмотря на внутреннее ощущение своего несовершенства, так как он родился, вырос и жил в религиозном обществе, которое считало именно так.

И тогда Христос, увидев это, сказал: «Как трудно имеющему богатство войти в Царствие Божие! Ученики ужаснулись от слов Его» (Мк.10:23-24). Ужаснулись оттого – не означают ли эти слова, что богатый человек не может спастись? С еврейской точки зрения – он праведен. Но кто вообще тогда может спастись? И затем Христос, видя смущение учеников, поясняет: «Дети! Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мк.10:24-25).

Конечно эти слова Христа не означают, что богатый человек не может спастись. Аврам, царь Давид, царь Соломон, и многие другие праведники были богаты. И даже образ верблюда, не могущего пройти сквозь игольные уши, пугающий своим намёком на невозможность спасения, не более чем метафора – древняя пословица входящие в «Талмуд» (еврейскую книгу толкований закона), обозначающая лишь «всякую трудность». Эти праведники, прежде всего были богаты Богом, уповали только на Него доверяли Ему, всегда помня, кому их богатство на сам деле принадлежит м в ком источник их благоденствия. Себя, свои заслуги и свои достоинства - они никогда не считали за этот источник, а только Божью милость и любовь к ним. Потому и источником спасения для них был только Бог, а не что-то другое – в Нём было их истинное богатство – будущее сокровище в Царстве Небесном. Об этом так говорит святитель Феофан Затворник: «Кто на что уповает, тот тем и богат… Кто на другое что уповает,… кроме Бога,… к тому и сердце свое обращает,… и этим богат, а не Богом. (А где сокровище, там и сердце). Отсюда и выходит: кто не Богом богат (а своим умом, деньгами связями, имуществом и т.п.), тому нет входа в Царствие Божие. Не богатство – беда а пристрастие к нему.… Кто на Бога единого уповает и к нему всем сердцем прилепляется, тот Богом и богат… Богатство тогда не только не мешает, но помогает, ибо даёт способ благотворить. (Оно становится тем самым средством для исполнения Евангелия). Коль скоро имеющий много отсечёт всякое пристрастие к ИМЕНИЮ, погасит в себе всякую на него надежду и перестанет видеть в нём существенную свою опору, тогда он в сердце бывает то же, что ничего не имеющий; такому открыта дорога в Царство Небесное!»

 

 

Константин Семененков



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.