Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Экзаменационные вопросы по дисциплине «Микроэкономика»



Экзаменационные вопросы по дисциплине «Микроэкономика»

для студентов 1 курса факультета МЭО

2020-2021 учебный год

 

1. Предмет экономической теории. Микро- и макроэкономика. Позитивная и нормативная экономическая теория. Метод экономической теории.

2. Особенности экономического поведения. Модели человека в экономической теории. Рациональное экономическое поведение. Виды рациональности.

3. Основные экономические проблемы общества. Ресурсы, блага и потребности: понятие и классификация. Две фундаментальные экономические аксиомы. Концепция субъективной ценности К. Менгера.

4. Технологические возможности экономики. Закон редкости и необходимость технологического выбора. Понятие альтернативной стоимости. Кривая трансформации.

5. Понятие хозяйственной системы. Типы хозяйственных систем. Трансакционные издержки. Собственность - как единство экономики и права. Собственность как пучок правомочий на использование ресурса. Проблемы спецификации прав собственности. Формы собственности.

6. Понятие рынка и условия его возникновения. Структура рынка, субъекты и объекты рыночных экономических отношений. Простая модель кругооборота  потоков в закрытой экономике.

7. Возникновение и эволюция денег. Деньги и экономия трансакционных издержек.

8. Спрос и предложение. Аналитическая и графическая форма выражения спроса и предложения. Законы спроса и предложения. Ценовые и неценовые факторы спроса и предложения.

9. Модель частичного рыночного равновесия. Понятия равновесной цены и равновесного объёма.  Ситуация дефицита и перепроизводства товара. Эффективность рыночного равновесия: излишки потребителя и производителя.

10.  Понятие эластичности. Ценовая и перекрестная эластичность спроса по цене. Факторы, влияющие на степень эластичности спроса. Эластичность спроса по доходу.

11.  Эластичность предложения по цене. Коэффициент эластичности предложения по цене. Факторы, влияющие на степень эластичности предложения.

12. Понятие полезности блага в экономической теории.  Кардиналистская концепция полезности. Законы Госсена. Равновесие потребителя в данной концепции.

13. Ординалистская концепция полезности. Кривые безразличия потребителя: их свойства и конфигурации. Предельная норма замещения. Бюджетное ограничение и равновесие потребителя в ординалистской концепции полезности (графический анализ).

14. Эффект дохода и эффект замещения при повышении и понижении цен товаров по Слуцкому и по Хиксу (графический анализ).

15. Теория фирмы: технологический и институциональный подход при объяснении природы фирмы. Современная неоинституциональная теория фирмы. Основные виды активов (ресурсов) и типы контрактов. Проблема «принципал-агент».

16. Экономические  и бухгалтерские издержки. Невозвратные издержки. Бухгалтерская и экономическая прибыль. Понятие нормальной прибыли.

17. Структура издержек производства фирмы в краткосрочном периоде (графическая и аналитическая интерпретация). Средние и предельные издержки производства в краткосрочном периоде и их графическая интерпретация.

18. Основные признаки рынка совершенной конкуренции. Рыночный (отраслевой) спрос и спрос на продукцию фирмы в условиях совершенной конкуренции. Валовой, средний и предельный доходы фирмы – совершенного конкурента и их графический анализ.

19. Условие равновесия фирмы - совершенного конкурента в краткосрочном и долгосрочном периодах: ситуация минимизации убытков и ситуация максимизации прибыли (графический анализ). Излишек производителя и излишек потребителя в условиях совершенной конкуренции.

20. Общая характеристика рыночных структур несовершенной конкуренции: чистая монополия, монопсония, олигополия, монополистическая конкуренция.

21. Сущность монополии и её виды. Барьеры при вступлении в отрасль. Индекс Лернера как показатель монополистической власти.

22. Валовый, средний и предельный доход чистого монополиста. Условия максимизации прибыли для монополиста. Кривая спроса на продукцию чистого монополиста и её эластичность.

23. Равновесие чистой монополии в краткосрочном периоде (графический анализ). Условия максимизации прибыли  чистой монополии. Излишек потребителя и излишек производителя в условиях несовершенной конкуренции. «Мертвый убыток».

24. Понятие ценовой дискриминации, условия её осуществления и цели. Степени ценовой дискриминации: сущность и графический анализ.

25. Основные черты олигополистического рынка. Концентрация рынка и способы её измерения. Индекс Герфиндаля-Хиршмана. «Дилемма заключенного» при анализе ценовой стратегии олигополий. Модели олигополистического ценообразования: тайное соглашение, лидерство в ценах, принцип «издержки +».

26. Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта.  Условие равновесия монополистического конкурента в краткосрочном и долгосрочном периодах (графический анализ).

27.  Производственная функция и закон убывающей предельной производительности факторов производства. Эффект масштаба производства и отдача от фактора. Общий, средний и предельный продукт переменного фактора производства.

28.  Взаимозаменяемость и взаимодополняемость факторов производства. Изокванты и их свойства. Предельная норма технологического замещения.

Изокоста. Условие минимизации издержек. Траектория роста фирмы (графический анализ).

29.  Особенности спроса на факторы производства. Правило максимизации прибыли фирмы, предъявляющей спрос на переменный фактор. Правило минимизации издержек и условия максимизации прибыли фирмы на рынках факторов производства.

30.  Спрос и предложение на рынке услуг труда. Индивидуальное предложение труда. Факторы смещения кривых спроса и предложения. Равновесие на рынке услуг труда. Номинальная и реальная заработная плата.

31.  Дифференциация ставок заработной платы и её причины. Удерживающая заработная плата и экономическая рента на рынке труда (понятие и графический анализ).

32.  Физический капитал как фактор производства. Основной и оборотный капитал. Износ основного капитала. Амортизация и её виды. Чистая производительность капитала и способы её измерения.

33.  Структура рынка капитала. Особенности спроса и предложения на рынке услуг капитала. Равновесие на рынке услуг физического капитала.

34.  Спрос и предложение на рынке заёмных средств (инвестиционных ресурсов) и факторы их смещения. Межвременной выбор и временное предпочтение. Норма временного предпочтения. Равновесие на рынке заёмных средств.

35.  Реальные и денежные теории процента. Номинальная и реальная ставка процента. Уравнение Фишера. Фактор риска в процентных ставках.

36.  Понятие дисконтирования. Текущая дисконтированная стоимость, чистая дисконтированная стоимость и внутренняя норма дохода.

37.  Земля как фактор производства. Землевладение и землепользование. Спрос, предложение и равновесие на рынке земельных ресурсов. Цена земли как дисконтированная ценность. Дифференциальная земельная рента и её виды.

38.  Специфика предпринимательства как фактора производства. Экономическая прибыль как доход от фактора предпринимательства.

39.  Рынок как саморегулирующийся механизм. Модели частичного и общего равновесия. Статическое равновесие: подход Вальраса и Маршалла.

40.  Единственность и стабильность равновесия. Динамическое равновесие: паутинообразная модель рынка.

41.  Неопределенность как характерная черта рыночной экономики. Неопределенность и риск.  Причины возникновения рисков. асимметричности информации. Асимметрия информации (рынок «лимонов»). Механизмы уменьшения асимметрии информации.

42.  Проблема провалов (фиаско) рынка. Понятие внешних эффектов (экстерналий). Интернализация внешних эффектов. Теорема Коуза.

43.  Экономическая природа общественных благ и принципы их классификации. Производство общественных благ. Особенности формирования спроса на общественные блага.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.