Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Минский протокол. Позиция Украины



2) Минский протокол. Позиция Украины

5 сентября 2014 г. по итогам консультаций Трехсторонней Контактной группы был подписан Минский протокол, предусматривавший, в частности, прекращение огня на территории Донецкой и Луганской областей. Полное название – «Протокол по итогам консультаций Трёхсторонней контактной группы относительно совместных шагов, направленных на имплементацию Мирного плана Президента Украины Петра Порошенко и инициатив Президента России Владимира Путина». Со стороны России Протокол подписал Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации на Украине Михаил Зурабов, со стороны Украины – бывший президент Леонид Кучма, который имел мандат от руководства страны, со стороны ОБСЕ – швейцарский дипломат Хайди Тальявини, со стороны Луганской Народной Республики и Донецкой Народной Республики – их главы – Игорь Плотницкий и Александр Захарченко.

19 сентября 2014 г. был подписан Меморандум об исполнении положений Протокола.

Историческая справка

Во исполнение п. 1 Протокола по итогам консультаций Трехсторонней контактной группы относительно совместных шагов, направленных на имплементацию Мирного плана Президента Украины П. Порошенко и инициатив Президента России В. Путина (г. Минск, Республика Беларусь, 5 сентября 2014 г.), участники Трехсторонней контактной группы в составе представителей Украины, Российской Федерации и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и представители отдельных районов Донецкой и Луганской областей достигли понимания относительно следующих мер, призванных закрепить договоренности о двухстороннем прекращении применения оружия.

1. Прекращение применения оружия считается общим. 2. Остановка подразделений и воинских формирований сторон на линии их соприкосновения по состоянию на 19 сентября 2014 года.

3. Запрет на применение всех видов оружия и ведение наступательных действий.

4. В течение суток с момента принятия данного Меморандума – отвод средств поражения калибром свыше 100 мм от линии соприкосновения на расстояние не менее 15 км с каждой стороны (за исключением обозначенных ниже), в том числе из населенных пунктов, что даст возможность создать зону прекращения применения оружия шириной не менее 30 км (зону безопасности).

При этом отвести от линии соприкосновения сторон артиллерийские системы калибром свыше 100 мм на удаление их максимальной дальности стрельбы, в частности:

100 мм пушка МТ-12 – 9 км; 120 мм миномёты – 8 км; 122 мм гаубица Д-30 (2С1 «Гвоздика») – 16 км; 152 мм 2С5 «Гиацинт-С» (2С3 «Акация», 2С19 «Мста-С», 2А65 «Мста-Б») – 33 км, РСЗО 9К51 «Град» – 21 км, 9К57 «Ураган» – 36 км, 9К58 «Смерч» – 70 км, РСЗО «Торнадо-Г» – 40 км, РСЗО «Торнадо-У» – 70 км, РСЗО «Торнадо-С» – 120 км; тактические ракетные комплексы – 120 км.

5. Запрет на размещение тяжелого вооружения и военной техники в районе, ограниченном населенными пунктами Комсомольское, Кумачево, Новоазовск, Саханка, при мониторинге ОБСЕ.

6. Запрет на установку новых минно-взрывных инженерных заграждений в границах зоны безопасности.

Обязательство на снятие ранее установленных минно-взрывных заграждений в зоне безопасности.

7. Запрет с момента принятия данного Меморандума полётов боевой авиации и иностранных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), за исключением БПЛА, используемых мониторинговой (наблюдательной) миссией ОБСЕ, вдоль всей линии соприкосновения сторон в зоне прекращения применения оружия на ширину не менее 30 км.

8. Развертывание в зоне прекращения применения оружия мониторинговой (наблюдательной) миссии ОБСЕ в составе групп наблюдателей Организации в течение суток с момента принятия данного Меморандума. Вышеуказанную зону целесообразно разделить на сектора, количество и границы которых согласовать в ходе подготовки к работе мониторинговой (наблюдательной) миссии ОБСЕ.

9. Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также боевиков и наемников с территории Украины при мониторинге ОБСЕ.

Участники Трехсторонней контактной группы:

Посол Хайди Тальявини

Второй Президент Украины Л. Д. Кучма

Посол РФ в Украине М. Ю. Зурабов

А. В. Захарченко

И. В. Плотницкий

г. Минск, «19» сентября 2014 года

 

Несмотря на подписание документа, боевые действия на востоке Украины продолжались. В середине января 2015 года стороны конфликта фактически перестали выполнять пункты Протокола.

11 февраля 2015 г. в Минске встретились главы государств и правительств «нормандской четверки».Лидеры подписали Комплекс мер по выполнению Минских соглашений (Второе минское соглашение), который был одобрен специальной резолюцией Совета Безопасности ООН. Данный документ содержал 13 пунктов. На многочисленных переговорах и встречах контактной группы в 2015-2016 гг. Киев пытался изменить порядок очередности выполнения Минских соглашений: заменить вопрос об особом статусе Донбасса вопросом о выборах; не решил вопрос о ликвидации украинских националистических вооруженных формирований; не завершил процесс внесения в Конституцию Украины поправок, которые могли бы стать основой для децентрализации власти, что является ключевым пунктом Минских соглашений. Российская Федерация, напротив, заняла принципиальную позицию, которая выражалась в том, что Украина, ДНР и ЛНР должны строго следовать тексту и очередности в выполнении мер, записанных в тексте Соглашения.

ОБСЕ с начала вооруженного конфликта, фиксируя разрушения и жертвы, постоянно присутствовала в Донбассе, но не оглашала преступлений, совершенных украинской стороной, поэтому не пользовалась доверием у населения и руководства республик. Между тем, только по состоянию на декабрь 2016 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) зарегистрировал 840 заявлений от мирных жителей, пострадавших в результате военной агрессии со стороны ВСУ.

Подписанное соглашение вызвало одобрение у глав государств и правительств Белоруссии, Великобритании, Италии, КНР, Польши, международных организаций, в том числе ООН. В Киеве последствия для Украины реализации второго Минского соглашениябыли расценены как капитуляция.

Согласно пункту 11 Соглашения от 12 февраля 2015 года, украинские власти должны были провести конституционную реформу, ключевым элементом которой должна была стать децентрализация власти и расширение полномочий органов местного самоуправления. Предполагалось введение особого статуса для так называемых «отдельных районов Донецкой и Луганской областей» (ОРДЛО), находящихся под контролем ДНР и ЛНР. 17 марта 2015 года Верховная Рада Украины приняла постановление, в котором территории, контролируемые ДНР и ЛНР, назывались «временно оккупированной территорией». В ДНР и ЛНР это постановление назвали очередным нарушением Минских соглашений.

С середины 2017 года руководство Украины, учитывая то, что процесс урегулирования кризиса в «нормандском формате» на основе Минских соглашений зашёл в тупик, сделало ставку на укрепление контактов с новой американской администрацией и достижение урегулирования на Донбассе на основе задействования миротворческого контингента ООН и усиления санкционного давления на Россию. 18 января 2018 года Верховная Рада Украины приняла закон «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях», регламентирующий отношения с ДНР и ЛНР и механизм их возвращения в состав Украины (закон о реинтеграции Донбасса). Закон в его окончательном виде, по ряду оценок, фактически зафиксировал отказ украинских властей от минских договорённостей. Россия в документе названа «агрессором», а неподконтрольные украинскому правительству территории – «оккупированными». 20 февраля президент Украины Пётр Порошенко подписал закон, а 24 февраля 2018 года он вступил в силу. После того как так называемая антитеррористическая операция (АТО) в Донбассе указом Порошенко была переформатирована в операцию объединённых сил (ООС), ситуация заметно обострилась вдоль всей линии соприкосновения. Переход общего командования силовой операцией в Донбассе от правоохранительных органов к Вооружённым силам фактически дал сигнал к реализации Украиной военного сценария. Резко увеличилось количество нарушений режима прекращения огня, обстрелов населённых пунктов, жертв среди мирного населения и разрушения объектов гражданской инфраструктуры. Используя тактику «ползучего наступления», ВСУ продвигаются в «серых» зонах. Данная эскалация напряжённости грозит привести к возобновлению крупномасштабных боевых действий.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.