Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





УРОК литературного чтения во 2 КЛАССЕ ТЕМА: «Скороговорки»



 

 

УРОК литературного чтения во 2 КЛАССЕ ТЕМА: «Скороговорки»

 

2020 г.

Учебный предмет: литературное чтение

Класс: 2

Учитель: Давыдова Анна Андреевна

Тема: Скороговорки.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Место урока по теме: первый урок по теме «Скороговорки»

 

Цель: познакомить учащихся с жанром и жанровыми особенностями скороговорок, научить чтению скороговорок.

Задачи, направленные на формирование:

Предметных знаний, умений и способов деятельности:

− подвести учащихся к самостоятельному открытию нового материла и решению проблемных ситуации;

− познакомить с особенностями жанра скороговорок, совершенствовать беглость, правильность, выразительность чтения;

− создать условия для развития произвольного внимания, памяти, речи, творческих способностей детей;

− создать условия для формирования читательского интереса, желания совершенствовать красоту и правильность своей речи.

Личностных УУД:

− формировать интерес к предметно-исследовательской деятельности;

− формировать положительное отношение к школе, учебной и познавательной деятельности;

− формировать ответственное отношение к своей речи.

Метапредметных УУД:

Регулятивных УУД:

− ставить и решать учебную задачу под руководством учителя;

− осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя;

− оценивать совместно с учителем результаты своих действий.

Познавательных УУД:

− формировать умение читать, сравнивать, анализировать, обобщать полученный материал;

− понимать и принимать учебную задачу, поиск и нахождение способов её решения.

Коммуникативных УУД:

− принимать участие в работе парами;

− договариваться, приходить к общему решению в рамках учебного диалога;

− понимать задаваемые вопросы и строить понятные высказывания, выражая свою точку мнения.

Технологии:

● Исследовательская работа

● Игровые

● Здоровьесберегающие

● Обучение в сотрудничестве

Формы работы: фронтальная, групповая, работа в парах

 

Материально-техническое обеспечение урока:

Литература:

· Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1/ О.В. Кубасова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2019.

· Литературное чтение: 2 класс: методика обучения / О.В. Кубасова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2019.

· Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1/ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. – Москва: Просвещение, 2019.

· Литературное чтение: 2 класс: методика обучения / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. – Москва: Просвещение, 2019.

· Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М.: Оникс [и др.], 2009.

· Скороговорки и чистоговорки для развития речи / В. Дмитриева. - Москва: Астрель; Санкт-Петербург: Сова, 2008.

Ссылки на использованный материал

https://ok.ru/video/1707632759223 - Видео. Образец прочтения скороговорки Анастасией Дрычак.

http://log1.dou5.caduk.ru/p70aa1.html - Веселые скороговорки с картинками (составлено Мамаевой Н.В. по материалам Интернета).

https://www.liveinternet.ru/users/vsjo_dlja_doshkoljat/post428196151 - Веселые скороговорки в картинках.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2017/04/08/33-skorogovorki-v-kartinkah - 33 скороговорки в картинках (Составлено Шупикова М.Г. по материалам Интернета).

Технические средства обучения:

· Компьютер;

· Мультимедийный проектор;

· Раздаточный материал: шаблоны чемоданов, карточки для практической работы

 

 

Ход урока

 

Этапы урока Содержание Деятельность учащихся Деятельность учителя
I. Организационный момент. Психологический настрой - Здравствуйте, дорогие ребята! Я с волнением ждала нашей встречи, готовилась к ней и очень хочу, чтобы наш урок был наполнен творчеством, озарением, проникновением в глубочайшие тайны литературы. Так оно и будет, если мы приложим свои старания, веру в себя и в свои возможности. - Готовы? Тогда начнём! Ребята показывают готовность к уроку. Настраиваются на урок. 2 слайд Улыбающееся солнышко
II. Постановка учебной задачи. Формулирование целей детьми. 1. ВЕРЮ, НЕ ВЕРЮ -Ребята, скажите, пожалуйста, а число 600 это много?  Верите ли вы в то, что человек может сказать за 1 минуту 600 слов? -Поднимите руку, кто считает, что это правда? Кто думает, что это ложь?  - Спасибо за ваши предположения. В конце урока мы вернёмся к этому вопросу, а пока разгадайте, пожалуйста, ребус. 2. РЕБУС     - Кто из вас знает, что это? - Как вы думаете, о каком жанре литературного чтения сегодня на уроке  пойдет речь? - Верно, вы изучаете жанры фольклора, и сегодня мы остановимся на скороговорках. - Подумайте, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы в конце урока с уверенность сказать, что познакомились с этим жанром? Что должны узнать о скороговорке? - Молодцы! 3. ПЛАН УРОКА 1. Нам предстоит поразмышлять над названием жанра и его назначением. 2. Мы будем наблюдать за строением скороговорок, и находить признаки этого жанра. 3. В середине урока мы непременно устроим минутку отдыха. 4. Если мне удастся заинтересовать вас этим жанром, и вы захотите продолжить работу с ним, я предложу вам интересное творческое задание. Все знания, полученные на уроке, мы будем складывать в этот весёлый чемодан. Я очень  надеюсь, что в конце урока каждый из вас будет обладателем багажа новых знаний и умений! На дворе трава, на траве дрова.     - Скороговорка. -Что такое скороговорка? Её цель? Для чего она нужна в жизни, её признаки, отличия от других жанров СКОРОГОВОРКИ 1.Что это? 2. Для чего сочиняли? 3. Какие признаки?   3 слайд Ребус   Слайд 4 Вопросы урока     Демонстрирую чемодан
III. Открытие нового знания 1. Выяснение значения слова скороговорка. РАБОТА СО СЛОВАРЁМ. - Что же такое скороговорка? Ваши предположения? - Спасибо за ваши ответы. А, как и где мы можем узнать научное определение этого жанра? - Давайте заглянем в Толковый словарь русского языка, где узнают значение слов. Сергей Иванович Ожегова и посмотрим, какое определение даётся там. - Прочитайте. 1. Шуточный жанр народного творчества – фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов. - Что вы узнали о скороговорке из этого определения?   - Послушайте скороговорку. ТРИ СОРОКИ ТАРАТОРКИ ТАРАТОРИЛИ НА ГОРКЕ. - Действительно фраза шуточная. - Что значит тараторить? - Кого называют тараторкой? - Какие звуки затрудняют быстрое произношение  слов? -Сколько звуков  [р], [р,] встретилось в словах? - СКОРОГОВОРКА, уже в самом названиижанра скрыта его особенность. Какая? - В словаре есть 2 определение значения слова, узнаем его. 2. Быстрая, торопливая речь. 2.ВИДЕО - Сейчас мы с вами посмотрим отрывок одной из самых длинных скороговорок, нам её прочитает Анастасия Дрычак. Насте всего 8 лет. - Ребята, Настя произнесла скороговорку быстро, но всё ли было вам понятно? Почему? - Хотите понять, о чем шла речь в этом отрывке? ( Произношу скороговорку сама быстро и чётко) - Какое условие должно соблюдаться при произношении скороговорок? Только ли быстрой должна быть речь? - Для нашего занятия это уточнение значимо, давайте добавим наше определение к определениям из словаря. 3. Фраза, произносимая быстро и чётко. БАГАЖ Первые полученные знания отправляются в наш багаж. 3. ВЫЯСНЕНИЕ ЦЕЛИ ЖАНРА. - Для чего людям нужно учиться говорить быстро и чётко? - Где? Кому может пригодиться это умение в жизни? Людям, каких профессий необходимо это умение? - Какова главная цель скороговорки? БАГАЖ   4. ЧТЕНИЕ СКОРОГОВОРОК. - Вернёмся к нашей скороговорке и поучимся её произносить. ТРИ СОРОКИ ТАРАТОРКИ ТАРАТОРИЛИ НА ГОРКЕ. - Получится ли с первого раза прочитать её быстро и чётко? - Предложите варианты, как нужно читать скороговорку первый раз? - Прочитаем вместе хором, как улитки.   - Отлично получилось. Усложним задачу? Как прочитаем 2 раз. - Давайте попробуем. Молодцы! - Как будем читать 3 раз? - Прочитаем. - Мы с вами составили алгоритм (план) работы над  скороговоркой. - Сколько раз её нужно читать? - Прочитайте, как это нужно делать. БАГАЖ   5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Ехал Грека через реку». - Как много знаний мы уже положили в наш чемоданчик. Пришло время немного отдохнуть. Выполним физкультминутку, но необычную. Это тоже будет скороговорка. Выполнять мы её будем, согласно нашему плану.  6. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Выявление особенностей скороговорки.  -Сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно в парах.У вас на парте конверты, достаньте содержимое. Ваша задача собрать скороговорку, расположив слова в правильном порядке, в этом вам помогут картинки.      - Проверим, что получилось. -Из скольких предложений состоит ваша скороговорка? Скороговорка состоит из 1, 2 предложений. -Как вы думаете, почему? - Мы определили первую особенность жанра: Краткость  - Потренируйте чтение вашей скороговорки согласно нашему плану в парах с соседом. Помогут вам в этом иллюстрации художников, которые вдохновились нашими скороговорками. Посмотрите, какие веселые иллюстрации. Произнесите скороговорку друг другу по очереди. По окончанию работы, я попрошу подать мне знак - взяться за руки и поднять их вверх, это будет означать, что ваша пара справилась с заданием. -У кого получилось произнести без ошибок? -Кто готов произнести свою скороговорку вслух? - Легко ли вам было произносить скороговорки? - Трудность произношения ещё одна особенность жанра. -В чём именно заключается трудность? Почему трудно произносить? -И это третий признак жанра: Сочетание звуков, которые трудно произносить. - Произношение, каких трудных звуков тренируют ваши скороговорки? - Выполняя это занимательное задание, вы открыли особенности жанра. Прочитайте их. БАГАЖ - Спросить у взрослых, посмотреть в словаре, поискать в Интернете. -Скороговорки составляли для забавы, так, чтобы в них были сложные для произнесения звуки. - Говорить быстро. -Тараторками называют тех, кто говорит быстро и много. Звуки [р], [р,].   -Скоро, быстро говорить.     - Невнятно произносила слова, проглатывала окончания   - Говорить чётко, отчётливо произносить каждый звук.   - Чтобы речь была понятной, человека было приятно слушать. -Артисты, телеведущие, дикторы на радио, авиадиспетчеры. - Развитие быстрой, четкой, грамотной речи.     -Медленно, проговаривая чётко звуки. - Быстрее. - Ещё быстрее.     - 3 раза. - 1 раз – медленно. 2 раз – с обычной скоростью. 3 раз – как можно быстрее.    - 1.   - Трудно запомнить и произнести.     - Непросто. -Повторяющиеся близкие по звучанию звуки, похожие слова.     1. Краткость. 2.Трудность произношения. 3. Сочетание звуков, которые трудно произносить.     Выслушиваю предположения детей.     5 слайд Определение из словаря Ожегова   6 слайд Скороговорка   Произношу скороговорку быстро и чётко.   Кладу в чемодан, определения слова скороговорка.     7 слайд Профессии людей   Кладу в чемодан, цель скороговорка.     Вывешиваю карточки по ходу составления алгоритма, прочтения скороговорки.   Кладу в чемодан алгоритм.     8 слайд Физкультминутка Показываю движения к скороговорке «Ехал Грека через реку».   Оказываю помощь     9 слайд Скороговорки, расставленные в правильном порядке     Вывешиваю на доску особенности скороговорок по ходу открытия знаний.   10 слайд Иллюстрации к скороговоркам     Кладу особенности скороговорок в чемодан.
IV.Самостоятельная работа - В начале урока мы с вами поставили вопросы, удалось ли на них ответить? - Скажите, сможете ли вы отличить скороговорку среди других литературных жанров? - Давайте проверим.  На листочках среди произведений разных фольклорных жанров спряталась скороговорка, отыщите её, поставьте рядом с ней галочку. Подчеркните звуки, которые затрудняют произношение скороговорки. 1.Что это? 2. Для чего сочиняли? 3. Какие признаки?   11 слайд Вопросы урока
V. Рефлексия - Посмотрите, ребята мы собрали целый багаж знаний и умений.  Откройте конвертики и выберите чемоданчик, тем самым оценив свою работу на уроке. - Если на уроке вы все поняли, можете произнести скороговорку не только сами правильно, но и помочь товарищу, выберете зелёный улыбающийся чемоданчик. - Если вы чувствуете, что у вас пока еще не все, получается, возьмите желтый серьёзный. - Если вы сегодня на уроке совсем не поняли новый материал – красный грустный. - Покажите мне. Я хочу, чтобы багаж знаний остался не только здесь, но и с каждым из вас. С обратной стороны ваших чемоданчиков памятка, в ней записаны открытия, которые вы можете при желании повторить. Выбирают чемодан, который соответствует полученным знаниям.       Осуществляю контроль.  
V. Домашнее задание. - Судя по вашим зеленым улыбающимся чемоданчикам, вижу, что тема скороговорок вас заинтересовала. Тогда предлагаю дома проявить свои творческие способности. Вы можете изобразить, выбранную скороговорку по картинкам, нарисовать иллюстрацию, возможно у кого – то из вас поэтический талант и вы сможете сочинить свою скороговорку.   12 слайд Варианты выполнения заданий.    
VI. Итог урока - Сегодня на уроке мы работали над жанром скороговорки, который развивает грамотную и быструю речь.  Я повторю вопрос, который звучал в начале занятия, возможно за это время, ваше мнение поменялось. Верите ли вы, что человек за 1 минуту может произнести 600 слов?   - Ребята, это абсолютная, правда. Согласно официальной информации Книги рекордов Гиннесса самым быстро говорящим человеком планеты, с результатом 600 слов в минуту или 11 слов в секунду, является жительница Нью-Йорка, уникальная женщина - Фрэн Капо.   Я желаю вам добиваться поставленных целей, не сворачивать с намеченного пути. Верить в себя, в свои возможности и силы. Спасибо вам за урок!       13 слайд Фрэн Капо     14 слайд Спасибо за внимание

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.