УРОК литературного чтения во 2 КЛАССЕ ТЕМА: «Скороговорки»
УРОК литературного чтения во 2 КЛАССЕ ТЕМА: «Скороговорки»
2020 г.
Учебный предмет: литературное чтение
Класс: 2
Учитель: Давыдова Анна Андреевна
Тема: Скороговорки.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Место урока по теме: первый урок по теме «Скороговорки»
Цель: познакомить учащихся с жанром и жанровыми особенностями скороговорок, научить чтению скороговорок.
Задачи, направленные на формирование:
Предметных знаний, умений и способов деятельности:
− подвести учащихся к самостоятельному открытию нового материла и решению проблемных ситуации;
− познакомить с особенностями жанра скороговорок, совершенствовать беглость, правильность, выразительность чтения;
− создать условия для развития произвольного внимания, памяти, речи, творческих способностей детей;
− создать условия для формирования читательского интереса, желания совершенствовать красоту и правильность своей речи.
Личностных УУД:
− формировать интерес к предметно-исследовательской деятельности;
− формировать положительное отношение к школе, учебной и познавательной деятельности;
− формировать ответственное отношение к своей речи.
Метапредметных УУД:
Регулятивных УУД:
− ставить и решать учебную задачу под руководством учителя;
− осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя;
− оценивать совместно с учителем результаты своих действий.
Познавательных УУД:
− формировать умение читать, сравнивать, анализировать, обобщать полученный материал;
− понимать и принимать учебную задачу, поиск и нахождение способов её решения.
Коммуникативных УУД:
− принимать участие в работе парами;
− договариваться, приходить к общему решению в рамках учебного диалога;
− понимать задаваемые вопросы и строить понятные высказывания, выражая свою точку мнения.
Технологии:
● Исследовательская работа
● Игровые
● Здоровьесберегающие
● Обучение в сотрудничестве
Формы работы: фронтальная, групповая, работа в парах
Материально-техническое обеспечение урока:
Литература:
· Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1/ О.В. Кубасова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2019.
· Литературное чтение: 2 класс: методика обучения / О.В. Кубасова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2019.
· Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1/ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. – Москва: Просвещение, 2019.
· Литературное чтение: 2 класс: методика обучения / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. – Москва: Просвещение, 2019.
· Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М.: Оникс [и др.], 2009.
· Скороговорки и чистоговорки для развития речи / В. Дмитриева. - Москва: Астрель; Санкт-Петербург: Сова, 2008.
Ссылки на использованный материал
https://ok.ru/video/1707632759223 - Видео. Образец прочтения скороговорки Анастасией Дрычак.
http://log1.dou5.caduk.ru/p70aa1.html - Веселые скороговорки с картинками (составлено Мамаевой Н.В. по материалам Интернета).
https://www.liveinternet.ru/users/vsjo_dlja_doshkoljat/post428196151 - Веселые скороговорки в картинках.
https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2017/04/08/33-skorogovorki-v-kartinkah - 33 скороговорки в картинках (Составлено Шупикова М.Г. по материалам Интернета).
Технические средства обучения:
· Компьютер;
· Мультимедийный проектор;
· Раздаточный материал: шаблоны чемоданов, карточки для практической работы
Ход урока
Этапы урока
| Содержание
| Деятельность учащихся
| Деятельность учителя
| I. Организационный момент. Психологический настрой
| - Здравствуйте, дорогие ребята!
Я с волнением ждала нашей встречи, готовилась к ней и очень хочу, чтобы наш урок был наполнен творчеством, озарением, проникновением в глубочайшие тайны литературы.
Так оно и будет, если мы приложим свои старания, веру в себя и в свои возможности.
- Готовы? Тогда начнём!
| Ребята показывают готовность к уроку. Настраиваются на урок.
| 2 слайд
Улыбающееся солнышко
| II. Постановка учебной задачи. Формулирование целей детьми.
| 1. ВЕРЮ, НЕ ВЕРЮ
-Ребята, скажите, пожалуйста, а число 600 это много? Верите ли вы в то, что человек может сказать за 1 минуту 600 слов?
-Поднимите руку, кто считает, что это правда? Кто думает, что это ложь?
- Спасибо за ваши предположения. В конце урока мы вернёмся к этому вопросу, а пока разгадайте, пожалуйста, ребус.
2. РЕБУС
- Кто из вас знает, что это?
- Как вы думаете, о каком жанре литературного чтения сегодня на уроке пойдет речь?
- Верно, вы изучаете жанры фольклора, и сегодня мы остановимся на скороговорках.
- Подумайте, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы в конце урока с уверенность сказать, что познакомились с этим жанром? Что должны узнать о скороговорке?
- Молодцы!
3. ПЛАН УРОКА
1. Нам предстоит поразмышлять над названием жанра и его назначением.
2. Мы будем наблюдать за строением скороговорок, и находить признаки этого жанра.
3. В середине урока мы непременно устроим минутку отдыха.
4. Если мне удастся заинтересовать вас этим жанром, и вы захотите продолжить работу с ним, я предложу вам интересное творческое задание.
Все знания, полученные на уроке, мы будем складывать в этот весёлый чемодан. Я очень надеюсь, что в конце урока каждый из вас будет обладателем багажа новых знаний и умений!
| На дворе трава, на траве дрова.
- Скороговорка.
-Что такое скороговорка? Её цель? Для чего она нужна в жизни, её признаки, отличия от других жанров
СКОРОГОВОРКИ
1.Что это?
2. Для чего сочиняли?
3. Какие признаки?
|
3 слайд
Ребус
Слайд 4
Вопросы урока
Демонстрирую чемодан
| III. Открытие нового знания
| 1. Выяснение значения слова скороговорка. РАБОТА СО СЛОВАРЁМ.
- Что же такое скороговорка? Ваши предположения?
- Спасибо за ваши ответы. А, как и где мы можем узнать научное определение этого жанра?
- Давайте заглянем в Толковый словарь русского языка, где узнают значение слов. Сергей Иванович Ожегова и посмотрим, какое определение даётся там.
- Прочитайте.
1. Шуточный жанр народного творчества – фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов.
- Что вы узнали о скороговорке из этого определения?
- Послушайте скороговорку.
ТРИ СОРОКИ ТАРАТОРКИ ТАРАТОРИЛИ НА ГОРКЕ.
- Действительно фраза шуточная.
- Что значит тараторить?
- Кого называют тараторкой?
- Какие звуки затрудняют быстрое произношение слов?
-Сколько звуков [р], [р,] встретилось в словах?
- СКОРОГОВОРКА, уже в самом названиижанра скрыта его особенность. Какая?
- В словаре есть 2 определение значения слова, узнаем его.
2. Быстрая, торопливая речь.
2.ВИДЕО
- Сейчас мы с вами посмотрим отрывок одной из самых длинных скороговорок, нам её прочитает Анастасия Дрычак. Насте всего 8 лет.
- Ребята, Настя произнесла скороговорку быстро, но всё ли было вам понятно? Почему?
- Хотите понять, о чем шла речь в этом отрывке?
( Произношу скороговорку сама быстро и чётко)
- Какое условие должно соблюдаться при произношении скороговорок? Только ли быстрой должна быть речь?
- Для нашего занятия это уточнение значимо, давайте добавим наше определение к определениям из словаря.
3. Фраза, произносимая быстро и чётко.
БАГАЖ
Первые полученные знания отправляются в наш багаж.
3. ВЫЯСНЕНИЕ ЦЕЛИ ЖАНРА.
- Для чего людям нужно учиться говорить быстро и чётко?
- Где? Кому может пригодиться это умение в жизни? Людям, каких профессий необходимо это умение?
- Какова главная цель скороговорки?
БАГАЖ
4. ЧТЕНИЕ СКОРОГОВОРОК.
- Вернёмся к нашей скороговорке и поучимся её произносить.
ТРИ СОРОКИ ТАРАТОРКИ ТАРАТОРИЛИ НА ГОРКЕ.
- Получится ли с первого раза прочитать её быстро и чётко?
- Предложите варианты, как нужно читать скороговорку первый раз?
- Прочитаем вместе хором, как улитки.
- Отлично получилось. Усложним задачу? Как прочитаем 2 раз.
- Давайте попробуем. Молодцы!
- Как будем читать 3 раз?
- Прочитаем.
- Мы с вами составили алгоритм (план) работы над скороговоркой.
- Сколько раз её нужно читать?
- Прочитайте, как это нужно делать.
БАГАЖ
5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Ехал Грека через реку».
- Как много знаний мы уже положили в наш чемоданчик. Пришло время немного отдохнуть. Выполним физкультминутку, но необычную. Это тоже будет скороговорка. Выполнять мы её будем, согласно нашему плану.
6. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Выявление особенностей скороговорки.
-Сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно в парах.У вас на парте конверты, достаньте содержимое. Ваша задача собрать скороговорку, расположив слова в правильном порядке, в этом вам помогут картинки.
- Проверим, что получилось.
-Из скольких предложений состоит ваша скороговорка?
Скороговорка состоит из 1, 2 предложений.
-Как вы думаете, почему?
- Мы определили первую особенность жанра: Краткость
- Потренируйте чтение вашей скороговорки согласно нашему плану в парах с соседом. Помогут вам в этом иллюстрации художников, которые вдохновились нашими скороговорками. Посмотрите, какие веселые иллюстрации.
Произнесите скороговорку друг другу по очереди. По окончанию работы, я попрошу подать мне знак - взяться за руки и поднять их вверх, это будет означать, что ваша пара справилась с заданием.
-У кого получилось произнести без ошибок?
-Кто готов произнести свою скороговорку вслух?
- Легко ли вам было произносить скороговорки?
- Трудность произношения ещё одна особенность жанра.
-В чём именно заключается трудность? Почему трудно произносить?
-И это третий признак жанра: Сочетание звуков, которые трудно произносить.
- Произношение, каких трудных звуков тренируют ваши скороговорки?
- Выполняя это занимательное задание, вы открыли особенности жанра. Прочитайте их.
БАГАЖ
|
- Спросить у взрослых, посмотреть в словаре, поискать в Интернете.
-Скороговорки составляли для забавы, так, чтобы в них были сложные для произнесения звуки.
- Говорить быстро.
-Тараторками называют тех, кто говорит быстро и много. Звуки [р], [р,].
-Скоро, быстро говорить.
- Невнятно произносила слова, проглатывала окончания
- Говорить чётко, отчётливо произносить каждый звук.
- Чтобы речь была понятной, человека было приятно слушать.
-Артисты, телеведущие, дикторы на радио, авиадиспетчеры.
- Развитие быстрой, четкой, грамотной речи.
-Медленно, проговаривая чётко звуки.
- Быстрее.
- Ещё быстрее.
- 3 раза.
- 1 раз – медленно.
2 раз – с обычной скоростью.
3 раз – как можно быстрее.
- 1.
- Трудно запомнить и произнести.
- Непросто.
-Повторяющиеся близкие по звучанию звуки, похожие слова.
1. Краткость.
2.Трудность произношения.
3. Сочетание звуков, которые трудно произносить.
|
Выслушиваю предположения детей.
5 слайд
Определение из словаря Ожегова
6 слайд
Скороговорка
Произношу скороговорку быстро и чётко.
Кладу в чемодан, определения слова скороговорка.
7 слайд
Профессии людей
Кладу в чемодан, цель скороговорка.
Вывешиваю карточки по ходу составления алгоритма, прочтения скороговорки.
Кладу в чемодан алгоритм.
8 слайд
Физкультминутка
Показываю движения к скороговорке «Ехал Грека через реку».
Оказываю помощь
9 слайд
Скороговорки, расставленные в правильном порядке
Вывешиваю на доску особенности скороговорок по ходу открытия знаний.
10 слайд
Иллюстрации к скороговоркам
Кладу особенности скороговорок в чемодан.
| IV.Самостоятельная работа
| - В начале урока мы с вами поставили вопросы, удалось ли на них ответить?
- Скажите, сможете ли вы отличить скороговорку среди других литературных жанров?
- Давайте проверим.
На листочках среди произведений разных фольклорных жанров спряталась скороговорка, отыщите её, поставьте рядом с ней галочку. Подчеркните звуки, которые затрудняют произношение скороговорки.
| 1.Что это?
2. Для чего сочиняли?
3. Какие признаки?
| 11 слайд
Вопросы урока
| V. Рефлексия
| - Посмотрите, ребята мы собрали целый багаж знаний и умений.
Откройте конвертики и выберите чемоданчик, тем самым оценив свою работу на уроке.
- Если на уроке вы все поняли, можете произнести скороговорку не только сами правильно, но и помочь товарищу, выберете зелёный улыбающийся чемоданчик.
- Если вы чувствуете, что у вас пока еще не все, получается, возьмите желтый серьёзный.
- Если вы сегодня на уроке совсем не поняли новый материал – красный грустный.
- Покажите мне.
Я хочу, чтобы багаж знаний остался не только здесь, но и с каждым из вас. С обратной стороны ваших чемоданчиков памятка, в ней записаны открытия, которые вы можете при желании повторить.
| Выбирают чемодан, который соответствует полученным знаниям.
|
Осуществляю контроль.
| V. Домашнее задание.
| - Судя по вашим зеленым улыбающимся чемоданчикам, вижу, что тема скороговорок вас заинтересовала. Тогда предлагаю дома проявить свои творческие способности. Вы можете изобразить, выбранную скороговорку по картинкам, нарисовать иллюстрацию, возможно у кого – то из вас поэтический талант и вы сможете сочинить свою скороговорку.
| | 12 слайд
Варианты выполнения заданий.
| VI. Итог урока
| - Сегодня на уроке мы работали над жанром скороговорки, который развивает грамотную и быструю речь.
Я повторю вопрос, который звучал в начале занятия, возможно за это время, ваше мнение поменялось.
Верите ли вы, что человек за 1 минуту может произнести 600 слов?
- Ребята, это абсолютная, правда.
Согласно официальной информации Книги рекордов Гиннесса самым быстро говорящим человеком планеты, с результатом 600 слов в минуту или 11 слов в секунду, является жительница Нью-Йорка, уникальная женщина - Фрэн Капо.
Я желаю вам добиваться поставленных целей, не сворачивать с намеченного пути. Верить в себя, в свои возможности и силы.
Спасибо вам за урок!
| |
13 слайд
Фрэн Капо
14 слайд
Спасибо за внимание
|
|