|
|||
Драматургия и краткий обзор оперы
Урок №2. Судьба человеческая,судьба народная. История о подвиге Ивана Сусанина до начала XIX века передавалась его потомками из уст в уста. Широкая публика узнала о ней только в 1812 году, благодаря выходу рассказа в журнале «Русский вестник». Позднее именно на этой публикации основывались пьеса «Иван Сусанин» и знаменитая опера Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя». Глинка рассказал историю про Ивана Сусанина так. «Куда ты ведешь нас?.. не видно ни зги!— Пусть мы заблудились, пусть вьюга бушует, ……………. Склонившись угрюмо до самой земли, Убейте! замучьте!— моя здесь могила! «Злодей!— закричали враги, закипев,— «Умри же!— сарматы герою вскричали, Кондратий Рылеев
https://vk.com/video294798435_456239158
Драматургия и краткий обзор оперы Опера состоит из: · увертюры; · 4-х действий (актов); · эпилога. Главная идея – патриотическая: самопожертвование во имя Руси и ее царя. Жанр сам Глинка определил как «отечественную героико-трагическую оперу». Драматургия основана на конфликте двух сторон – русской и польской. Каждое действие и эпилог – это определённый этап в развитии конфликта. 1-е действие – русское; это показ (экспозиция) образа русского народа и главных героев. 2-е действие – польское; это показ (экспозиция) польского лагеря. 3-е действие - завязка конфликта, первое прямое столкновение противостоящих сторон. 4-е действие – кульминация и развязка; сцена Сусанина с поляками в лесу, гибель главного героя. Эпилог- общая кульминация оперы, хор «Славься». Задокументированные примеры подобных подвигов в отечественной истории. Самым знаменитым является подвиг крестьянина Матвея Кузьмина зимой 1942 года. В районе его деревни в Псковской области батальон немецкой 1-й горнострелковой дивизии хотел совершить обход позиций советских войск. В качестве проводника немцы выбрали 83-летнего Матвея Кузьмина. Однако тот, вызвавшись вести отряд, незаметно отправил 11-летнего внука Сергея в расположение советских войск и передал через него время и место засады. В условленное время Матвей Кузьмин вывел немцев на позиции советских пулеметчиков. Матвею Кузьмину посмертно было присвоено звание героя Советского Союза. При этом, сам Матвей Кузьмин об Иване Сусанине знал едва ли…
Задание: Представьте себя композитором. На любую известную вам сказку ( рассказ) составьте либретто, обозначьте главных героев и назначьте им тембр голоса( сопрано, контральто, бас, тенор, баритон..). Напишите основы драматургии вашей оперы( на эту сказку). В каком жанре и стиле будет написана ваша опера? Например: Сказка Репка.)))) Главные герои и исполнители: Бабка-контральто Дед-бас Внучка-сопрано Собачка- баритон Репка- бас Кошка-меццо-сопрано Мышка-сопрано Опера в стиле джаз. Действие происходит в селе « Репкино» в старинные времена. 1 действие. Осень. Сбор урожая. Дед поет арию -воспоминание о молодости. Он вспоминает, какие шикарные овощи он выращивал много лет назад. Приходит бабка. Звучит дуэт Бабки и Деда « Ах, какая репка». Внучка выходит в огород и играет с собачкой и кошкой. Звучит трио «Друзья». Действие 2. Дед решает выкопать репку.Но, силы уже не те. Он страдает . На его грустное ариозо приходит Бабка. Они пытаются вытащить репку,но та не поддаётся. Звучит ария Репки « Хитрый овощ». В отчаянии старики зовут собачку. Собачка исполняет арию «Я лучший друг». Но ее силы тоже покидают и собачка зовёт кошку. Пританцовывая, появляется Кошка и звучит дуэт «Кошка с собакой». Кошка и Собака передрались и только помешали сбору урожая. Действие 3. На крики и шум прибегает Мышка. Ее тонкий голос так противен Репке, что она лишается земных сил, ее корни ослабевают. С помощью Мышки, друзья быстро побеждают вредный овощ. Эпилог. Звучит хор поселян « Ай,да мышка»
Драматургия оперы строится на сопоставлении двух качеств: дружбы и вражды.
|
|||
|