Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Роли ребенка в семье



Роли ребенка в семье

Одним из главных вопросов при рассмотрении отношений между детьми и родителями в семье является понятие «роли». От характера, места и функционального наполнения роли во многом зависит формирование характера ребенка. Роль ребенка в системе семейных отношений может быть различной. Положительные роли, по которым строится модель поведения ребенка в семье и не только, довольно многообразны. Среди них наиболее распространенными являются: «кумир семьи», «вундеркинд», «мамино сокровище», «паинька», «талисман семьи», «болезненный ребенок», «герой семьи» и др.

В связи с этим, можно выделить следующие роли.

«Кумир» ('«мамино сокровище», «папино сокровище»). Родители не испытывают друг к другу чувств и эмоциональный вакуум заполняется преувеличенной заботой о ребенке (демонстративная любовь). Формируются такие черты характера, как эгоцентризм, инфантилизм, зависимость, комплекс превосходства. В будущем у такого ребенка может проявляться агрессивное поведение в результате того, что он не понимают, почему мир не принимает его таким, каким его видит собственная семья.

Несколько иначе складываются взаимоотношения в семье, когда ребенку навязывают роль «паиньки». Во многих случаях воспитанный и послушный ребенок является предметом родительской гордости, старается во всем следовать советам взрослых, выполняя все их просьбы и поручения.

«Делегат». Через такого ребенка семья взаимодействует с внешним миром, предъявляя себя обществу как успешную социальную группу. От такого ребенка родители ожидают воплощения своих несбывшихся надежд. Аналогична по своей сути и отводимая ребенку в семье роль «вундеркинда» («надежды семьи»). Поэтому ему внушается мысль о том, что ему позволено делать все, что хочется, ибо он умнее, лучше, достойнее всех.

Особый случай представляет собой роль «любимца семьи» («талисмана семьи»). Часто это младший ребенок в семье, которого не принимают всерьез из-за малолетнего возраста. Поняв выгодность своего положения, он использует гиперактивные действия, баловство, таким образом хочет обратить на себя внимание и показать, что проблема, которая может тревожить взрослых, не такая уж и серьезная. С этой же целью он играет роль «клоуна», «шута».

Если у ребенка серьезное заболевание или родители, только переживая, что он заболеет, дрожат над ним, выполняют все желания, то он начинает играть роль «болезненного ребенка». Очень скоро он понимает, что болезнь дает ему особые права, и начинает манипулировать создавшимся положением. Чтобы добиться своего, он иногда начинает притворяться, хитрить.

Самый неправильный стиль общения – авторитарный. Это означает, что все решения родители принимают сами, а роль ребенка в семье - быть ребенком, с мнением которого родители не считаются.

«Ребенок – собственность». Эта роль навязывается детям, в семьях которых установился авторитарный, то есть подавляющий стиль общения между взрослыми и детьми. При таком укладе не придается никакого значения индивидуальности ребенка, наоборот, она отрицается.

Золушка. Ребенка периодически обижают, унижают, такие дети не знают заботы, любви, их зачастую противопоставляют другим детям. Ребенок старается делать все, чтобы соответствовать идеалу и понравиться родителям, но никогда не получает поощрения. И тогда ребенок начинает чувствовать себя обузой. В этом случае дети выполняют роли, которые подчеркивают их незначительную ценность для родителей.

Примиритель, «герой семьи» (роль «ответственного ребенка»). Ребенок налаживает, как может, конфликты между родителями. Часто такие дети играют роль взрослого в семье. Подобную роль принимают на себя старшие дети в основном неблагополучных, малообеспеченных семей. Очень рано они вынуждены становиться взрослыми, чтобы поддержать в помощи младших братьев и сестер, а иногда и своих «конфликтных» родителей, берут на себя не легкую их возрасту заботу о семье.

Существуют негативные (отрицательные) роли, с помощью которых фиксируется низкая ценность ребенка в семье. Прежде всего, можно выделить роль "ужасного ребенка". Ребенок, который вынужден играть эту роль, воспринимается в семье как человек, создающий вокруг себя лишь одни проблемы. Он непослушен, капризен. Многие его поступки можно рассматривать как действия «назло взрослым». Все в семье призывают его к порядку частыми выговорами и наказаниями. Так у него появляется роль «мучителя».

Какая роль ребенка в семье при либеральном стиле? Это полное несовпадение с авторитарным стилем, без деспотизма. Контроль над ребенком отсутствует полностью. А вседозволенность приводит к низкой самооценке ребенка.

Некоторые дети, испытывая психологический дискомфорт в семье, удаляются в мир фантазий и держатся особнячком от всех, принимая на себя роль «потерянного ребенка» (вечного ребенка, кроткого ребенка). Такой ребенок проводит время в одиночестве за тихими занятиями, не мешая никому в доме. Если родители очень близки друг другу, они изредка обращают свою любовь на ребенка, но, как правило, он остается третьим лишним.

Самый правильный стиль общения – демократичный. Ребенок под контролем, но без фанатизма. У детей с таким стилем общения прививается ответственность за свои поступки. У них вырабатывается самостоятельность, и в жизни им легче будет адаптироваться. К мнению ребенка в такой семье прислушиваются.

Таким образом, роль ребенка в семье полностью возлагается на родителей. Как они к нему будут относиться, какие будут использовать методы воспитания, такой ребенок и вырастет. А если его бросить на произвол судьбы и не заниматься, то такой человек ни семье, ни обществу ничего хорошего не принесет. Для того чтобы воспитать хорошего и успешного ребенка, нужно, чтобы в семье был здоровый эмоциональный микроклимат.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.