|
|||
План (структура) итогового сочинения. Памятка для написания.План (структура) итогового сочинения. Памятка для написания.
Итоговое сочинение состоит из трех частей: I. Вступление(60 – 70 слов). II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) – 200 – 250 слов. 1) Тeзис (20 – 30 слов) 2) Аргумент 1 3) Аргумент 2 III. Заключение(60 – 70 слов)
Но сами слова «вступление», «основная часть», «заключение» не должны быть прописаны в плане.
I. Вступлениераскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем. Оно состоит из трёх элементов: 1. Объяснение ключевых слов темы или цитаты. 2. Общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека. 3. Главный вопрос темы. Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом. Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа: 1. Тема-вопрос – задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что...», «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли... » и т. д. 2. Тема-утверждение (в т.ч. цитата) – требуется обосновать уже имеющееся утверждение. 3. Тема – назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы. II. Основная частьраскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений. Основная часть = Тезис + Аргумент(ы). Тезис – это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения. Помни: • По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe. • Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин. Оптимaльнoe кoличeствo – два. • Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт! Связка–это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации. Аргумент нужно: – привести из литературных источников; – выделить в отдельный абзац; – в конце каждого абзаца написать микровывод; – к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два; – если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент! Аргумент состоит из трёх элементов: 1. Обращение к литературному произведению – называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем – «произведение», чтобы избежать фактических ошибок). 2. Его интерпретацию – здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то»? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ. 3. Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу... » и т. п. III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки. Три способа закончить сочинение: · 1. Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов. 2. Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» Лучше не использовать глаголы 2-го лица: «берегите», «уважайте», «помните». Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д. 3. Заключение – выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное. 4. Цитата, подходящая по смыслу и уместно высказанная. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения. Помни:смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, (например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее общий смысл. Не используйте цитату если в ней встречается ключевое слово.
|
|||
|