|
||||||||||||||||||
Тема: СТАТИСТИКА СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИСтр 1 из 2Следующая ⇒ Тема: СТАТИСТИКА СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 1. Понятие и состав себестоимости продукции [46] 2. Основные показатели себестоимости и методы их анализа [47]
1. В процессе своей производственной деятельности предприятия осуществляют затраты, которые можно разделить на три группы: - ТЕКУЩИЕ затраты на производство и реализацию продукции; - КАПИТАЛЬНЫЕ затраты – расходы на расширение и обновление основных фондов; - ПРОЧИЕ затраты. Они не являются необходимыми для осуществления процесса производства, например, расходы на культурно-бытовое обслуживание своих работников. Текущие затраты, или издержки производства, связаны с использованием рабочей силы, основных средств, сырья, материалов, топлива и др. Для обеспечения непрерывности процесса производства они должны постоянно возмещаться из выручки от реализации продукции. СЕБЕСТОИМОСТЬ – это денежное выражение суммы всех текущих затрат на производство и реализацию продукции. В себестоимость включаются не только текущие затраты, прямо связанные с производством продукции, но и затраты на подготовку и освоение производства, обеспечение нормальных условий труда, затраты на переподготовку кадров, а также обязательные отчисления в различные социальные фонды (ФСЗН). Не включаются в себестоимость продукции: - затраты связанные с финансовыми вложениями (приобретение акций и других ценных бумаг); - затраты на содержание объектов социально-культурного назначения; - различные выплаты работникам в соответствии с коллективным договором, не связанные прямо с оплатой их труда. Различают ПРОИЗВОДСТВЕННУЮ и ПОЛНУЮ себестоимость продукции. Производственная себестоимость включает все затраты, связанные с изготовлением продукции или оказанием услуг, включая контроль качества и сдачу на склад готовой продукции. Однако кроме этих расходов предприятия несут затраты, связанные с реализацией готовой продукции (на рекламу, хранения, погрузку, транспортировку). Эти затраты называются коммерческими расходами. Производственные затраты и коммерческие расходы образуют ПОЛНУЮ себестоимость продукции. Выделяют следующие ЭЛЕМЕНТЫ ЗАТРАТ: 1) материальные затраты; 2) расходы на оплату труда; 3) отчисления на социальные нужды; 4) амортизация основных средств; 5) прочие затраты.
2. Исходным показателем на всех предприятиях является себестоимость единицы продукции. Данный показатель рассчитывается по формуле: где Z – средние затраты на единицу продукции; zi – себестоимость продукции; gi – количество единиц продукции. В анализе себестоимости единицы продукции применяются показатели: - себестоимость единицы продукции за предыдущий год (z0); - планируемая себестоимость единицы продукции (zпл); - фактическая себестоимость продукции (z1).
Пример: Имеются данные по предприятию добывающей промышленности:
Рассмотрим методику анализа перечисленных показателей. 1) Индекс планового задания по снижению себестоимости: iпл.з. = zпл ÷ z0 = 106 ÷ 108 = 0,981 или 98,1% т.е. себестоимость единицы продукции планируется снизить на 1,9%.
2) Индекс выполнения плана равен: iвып.пл.. = z1 ÷ zпл = 105 ÷ 106 = 0,991 или 99,1% т.е. себестоимость снизилась на 0,9%.
3) Динамика себестоимости единицы продукции составит: i = z1 ÷ z0 = 105 ÷ 108 = 0,972 или 97,2% т.е. произошло снижение себестоимости единицы продукции по сравнению с предыдущим годом на 2,8%.
Экономия от снижения себестоимости по сравнению с прошлым годом определяется по формуле: Э = (z1 - z0) × g1 Э = (105 - 108) × 280 = - 840 млн. руб.
Обобщающими показателями себестоимости являются затраты на единицу объема отгруженной продукции и затраты на рубль выручки от реализации.
|
||||||||||||||||||
|