Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ситуации для анализа



 

Семинарское занятие

Тема: Конфликт: сущность, структура, этапы.

План:

1. Сущность конфликта

2. Структура конфликта.

3. Причины конфликтных ситуаций.

4. Динамические характеристики конфликта.

5. Типы конфликтов.

6.Причины конфликтов.

7.Конструктивный и деструктивный конфликт.

8.Диагностика конфликта (практикум).

1. Сущность конфликта

Конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта.

Социология конфликта исходит из того, что конфликт есть нормальное явление общественной жизни; выявление и развитие конфликта в целом полезное и нужное дело. Не стоит вводить людей в заблуждение с помощью мифа о всеобщей гармонии интересов. Общество достигнет более эффективных результатов в своих действиях, если не будет закрывать глаза на конфликты, а будет следовать определенным правилам, направленным на регулирование конфликтов. Смысл этих правил в современном мире состоит в том, чтобы:

не допускать насилия как способа разрешения конфликтов;

найти средства выхода из тупиковых ситуаций в тех случаях, когда насильственные действия все же совершились и стали средством углубления конфликтов;

добиваться взаимопонимания между сторонами, противостоящими в конфликте.

Поскольку всякая организация есть своего рода объединение людей для совместной деятельности, в развитии их внутренних отношений наблюдаются определенные общие черты или признаки, понимание которых чрезвычайно важно. Одна из таких общих черт состоит в том, что всякая организация проходит в своем развитии через серию внутренних конфликтов, она не может существовать без внутренней напряженности и без столкновений между определенными позициями, представленными в ней, между группировками людей, между так называемыми кликами.

2. Структура конфликта.

Под структурой любого объекта понимается совокупность его частей, элементов и связей, отношений между ними, обеспечивающих его целостность. Основными элементами конфликтного взаимодействия являются:

1) объект конфликта,

2) участники конфликта,

3) социальная среда, условия конфликта,

4) субъективное восприятие конфликта и его личностные элементы.

1. Объект конфликта. Всякий конфликт имеет свою причину, возникает по поводу необходимости удовлетворения какой-либо потребности. Та ценность, которая способна удовлетворить эту потребность и из-за овладения которой возникает конфликт, и является его объектом. В качестве объекта конфликта могут выступать материальные, социальные и духовные ценности.

2. Участниками конфликта могут быть отдельные индивиды, социальные группы, организации, государства, коалиции государств. Главными участниками конфликта являются противодействующие стороны или противники. Они образуют стержень конфликта. При выходе из противоборства хотя бы одной из главных сторон конфликт прекращается. В зависимости от характера этих сторон конфликты могут быть подразделены на четыре типа:

1) внутриличностный, при котором один аспект личности противостоит другому ее аспекту; таков конфликт, переживаемый шекспировским Гамлетом;

2) межличностный, при котором одна личность противостоит другой, как это имеет место в повести Гоголя «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»;

3) конфликт типа личность – группа, яркий образец которого представлен Грибоедовым в его пьесе «Горе от ума»;

4) и наконец, конфликт группа – группа, носителями которого могут быть как малые, так и большие социальные образования, например, нации, классы, государства.

Кроме главных сторон конфликта могут быть и Другие его участники, которые играют в нем второстепенные роли. Эти роли могут быть как существенными, так и малозначимыми, вплоть до ролей так называемых «людей из толпы».

3. Причины конфликтных ситуаций.

Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Все причины конфликтов можно объединить в пять групп в соответствии с обуславливающими их факторами – информацией, структурой, ценностями, отношениями и поведением.

В основе многих конфликтов лежит информация, приемлемая для одной из сторон и неприемлемая для другой. Это могут быть неполные и неточные факты, слухи, что дезинформирует партнеров по общению: подозрения в умышленном сокрытии информации;

Среди огромного множества причин конфликтов можно выделить общие и частные причины. Общие причины проявляются практически во всех возникающих конфликтах. К ним можно отнести следующие причины:

- социально-политические и экономические причины, связанные с социально-политической и экономической ситуацией в стране;

- социально-демографические причины, отражающие различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к этническим группам и др.;

- социально-психологические причины, отражающие социально-психологические явления в социальных группах: взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения и так далее;

- индивидуально-психологические причины, отражающие индивидуальные психологические особенности личности (способности, темперамент, характер, мотивы и тому подобное).

Частные причины непосредственно связаны со спецификой конкретного вида конфликта. Например, неудовлетворенность условиями трудовых отношений, нарушение служебной этики, несоблюдение трудового законодательства, ограниченность ресурсов, различия в целях и средствах их достижения и т.п.

Очень важно уметь правильно классифицировать конфликты и управлять ими, уметь разрешать их и предвидеть последствия.

4. Динамические характеристики конфликта.

К динамическим характеристикам конфликта относят стадии развития конфликта и процессы, возникающие на различных его стадиях. Описание данных характеристик предполагает рассмотрение регуляторов динамики конфликта, определяющих его возникновение и развитие. Безусловно, различение структурных и динамических параметров конфликта иногда бывает недостаточно четким. Например, цели участников конфликта выступают, с одной стороны, в роли регуляторов взаимодействия, с другой же — являются характеристиками сторон конфликта, его структурных элементов.

Динамическим характеристикам конфликта уделяется основное внимание в работах по конфликтологии. Очевидно, это связано с тем, что именно происходящее в конфликте оказывает решающее влияние на его конструктивный или деструктивный исход, на разрешение конфликта и на его последствия. Во всяком случае, вопросы, связанные с

динамикой конфликта, рассматриваются в конфликтологической литературе значительно чаще, чем его структурные характеристики.

Описание динамических характеристик конфликта предполагает внимание к развитию конфликта и требует ответа на два ключевых вопроса: что происходит в конфликте (процессы, возникающие на разных стадиях) и как это происходит (регуляторы этих процессов).

Обычно считается, что конфликт проходит через следующие этапы развития:

1) возникновение объективной конфликтной ситуации (или предконфликтной ситуации);

2) осознание ситуации как конфликтной;

3) конфликтное взаимодействие (или собственно конфликт);

4) разрешение конфликта.

Несмотря на то, что данное представление является едва ли не общепринятым, оно вызывает вопрос: когда же, собственно, возникает конфликт и что считать его началом? В отечественной литературе эта проблема нашла свое отражение в различении понятий конфликта и объективной конфликтной ситуации. В целом, анализируя содержание, вкладываемое разными авторами в понятие конфликтной ситуации, можно сказать, что она в основном интерпретируется как совокупность объективных внешних обстоятельств и условий, способствующих возникновению конфликта. Конфликт, в свою очередь, представляет собой реальное столкновение участников ситуации, их противостояние, началом которого становится осознание ими ситуации как конфликтной и переход к конфликтному взаимодействию.

Таким образом, анализ динамических характеристик конфликта предполагает описание того, как из некоей совокупности внешних условий возникает конфликт, как происходит само конфликтное взаимодействие и как конфликт разрешается (или иным образом заканчивается).

5. Типы конфликтов.

По характеру возникновения выделяют четыре типа конфликтов и четыре типа инцидентов:

ü объективно-целенаправленные,

ü объективно-нецеленаправленные,

ü субъективно-целенаправленные,

ü субъективно-нецеленаправленные.

 

6.Причины конфликтов.

Непосредственные причины конфликтов Классификация причин конфликтов (а.Я.Анцупову)

Объективные;

Субъективные;

Организационно-управленческие;

Социально-психологические;

Личностные.

К числу объективных причин конфликтов можно отнести те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок и т. п. Объективные причины приводят к созданию предконфликтной обстановки.

Объективные причины настолько разнообразны, что пока не поддаются строгой классификации. К числу наиболее часто встречающихся, можно отнести следующие:

естественное столкновение значимых материальных и духовных интересов людей в процессе их жизнедеятельности;

слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия людей;

недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ;

образ жизни многих россиян;

достаточно устойчивые стереотипы межличностных и межгрупповых отношений граждан России.

Субъективные причины конфликтов связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к выбору именно конфликтного, а не какого-либо другого способа разрешения создавшегося объективного противоречия. В любой ситуации есть возможность выбора конфликтного или одного из неконфликтных способов ее разрешения. Причины, в силу действия которых человек выбирает конфликт в контексте сказанного выше, способ реагирования - субъективны.

7.Конструктивный и деструктивный конфликт.

Конфликты делятся на конструктивные(созидательные) и деструктивные(разрушительные) в зависимости от роли, которую они играют, и последствий, которые за собой влекут. Конструктивные конфликты полезны, они положительно влияют на функционирование и развитие социальной системы, ведут к позитивным изменениям.

emm

Деструктивные – вредны

!Управлять конфликтом – значит превратить потенциально деструктивный конфликт в конструктивный, направить силы конфликтующих сторон на поиски его разумного решения.

Признаки конструктивного конфликта:

• главное в конструктивном конфликте – не одержать верх над оппонентом, а решить проблему;

• в процессе разрешения конструктивного конфликта положительно развиваются взаимоотношения между его участниками;

• участники конструктивного конфликта всегда готовы к переговорам;

• в процессе конструктивного конфликта оппоненты соблюдают морально-этические нормы и остаются в рамках деловых отношений.

emm

Признаки деструктивного конфликта:

• нежелание сторон идти на уступки друг другу, жестко фиксированная позиция;

• при деструктивном конфликте вместо обсуждения конкретной проблемы часто происходит «переход на личности»; стороны больше интересует не цель, а сам ход выяснения отношений;

• деструктивный конфликт часто провоцирует поведение, не укладывающееся в рамки морально-этических норм;

• деструктивный конфликт ведет к разобщению людей внутри группы и затрудняет совместную деятельность.

8.Диагностика конфликта (практикум).

Диагностика конфликта включает: а) описание его видимых проявлений (стычки, столкновения, кризисы и т.п.), б) определение уровня развития конфликта; в) выявление причин конфликта и его природы (объективной или субъективной), г) измерение интенсивности, д) определение сферы распространенности. Каждый из отмеченных элементов диагностики предполагает объективное понимание, оценку и учет основных переменных конфликта – содержания противоборства, состояния его участников, целей и тактики их действия, возможных последствий. Конфликт диагностируется в структурном и функциональном планах, в ситуационном и позиционном аспектах, как состояние и процесс.

5. Заполните таблицу: Причины конфликтов.

Вид конфликта Основные причины
Производственно-деловой Возникают по поводу организации производства
Межгрупповой Частой причиной зарождения конфронтаций считается несоответствие статуса, которое предполагает, что коллективы с одинаковым статусом в пределах организации могут воспринимать негативно членов групп с низшим, по их субъективному мнению, статусом
Межличностный В сфере производства могут возникать из-за притязаний на ограниченные ресурсы, капитал, рабочую силу, использование оборудования, вакантную должность, из-за несходства характеров
Внутриличностный Возникают в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями сотрудника, а также в ответ на рабочую недогрузку или перегрузку, на противоречивые требования

В предложенных ниже ситуациях определите, на какой стадии находится данный конфликт, и аргументируйте, по каким признакам вы это опре­делили.

Продолжите эти ситуации и предложите разные варианты их реше­ния. Дайте анализ структуры конфликта: участники конфликта, объект конфликта, конфликтная ситуация и образы конфликтной ситуации сто­рон. При анализе структуры конфликта можно воспользоваться следующей схемой:

Кто конфликтует?   Участники (стороны) конфликта: прямые — инициаторы, жертвы; косвенные — подстрекатели, случайные лица; отдельные индивиды; группы (большие, малые)  
Из-за чего конфликтуют?   Объект (предмет) конфликта: реальный (вещный), мир идеальный (чувства) мир
Как стороны восприни­мают друг друга?   Позиции в конфликте: внешняя, внутренняя. Образ конфликтной ситуации
Что скрыто за участием сторон в конфликте?   Внутренняя позиция (потребности и опа­сения сторон)  
Что влияет на искажение восприятия в конфликте и самого конфликта?   Оценка и самооценка, категоричность оценок Каузальная атрибуция Схематизация, стереотипы Установки Эмоциональное реагирование Уровень интеллектуального развития Временной фактор
Чем все завершилось? Способ разрешения конфликта

Ситуации для анализа

• Девятому классу была поручена уборка школьной территории. Один из учеников отказался остаться с классом и попытался уйти. Его оста­навливает классный руководитель, беседует с мальчиком, но даже после этого он уходит. В результате ученик несколько дней не появляется в школе.

Участники: классный руководитель, ученик

ситуация: уборка школьной территории

образ конфликтной ситуации: ученик отказывается убирать школьную территорию (и правильно делает) для этого есть уборщицы

• Ребята уговорили молодого преподавателя английского языка вмес­те с ними уйти с урока в кино на английский фильм. Директор вызвал к себе весь класс, но они не признались и не выдали учителя.

Участники: преподаватель английского, директор, ученики

Конфликтная ситуация: Прогуливание урока

Образ конфликтной ситуация: ученики обманывают директора

• Классу поручили подготовку и проведение школьной викторины. Классный руководитель поделила всех учеников на группы и каждой груп­пе отдала определенный участок работы. Одна из групп, рьяно взявшись за дело, стала предъявлять претензии другим, высказывать недоволь­ство их медлительностью, нетворческим отношением. Те, в свою оче­редь, приняли эти высказывания как оскорбления. В результате воз­ник конфликт.

Участники: ученики, классный руководитель

Конфликтная ситуация: Неумение работать в коллективе

Образ конфликтной ситуация: Обвинение в личностных особенностях

• Ученица седьмого класса Люда на перемене подметила, что ее одноклассник Сережа похож на древнего человека. Класс стал подтру­нивать над мальчиком, а тот злился и готов был в любой момент насо­лить Люде. Вдруг девочка допустила оплошность, и класс начал сме­яться. Сережа смеялся громче всех. Тогда Люда подошла с учебником к мальчику и показала ему картинку с древним человеком. Тот разозлил­ся и грубо обозвал ее. В ответ на грубость она стукнула его книжкой по голове.

Участники: Люда и Серёжа, ученики

Конфликтная ситуация: Школьные будни

Образ конфликтной ситуация: Люда и Серёжа обзывают друг друга

Решение: Классный руководитель должен вызвать родителей обоих учеников, И при участии школьного психолога придти к единому решению.

Дома родители должны поговорить со своими детьми.

После чего дети между собой должны, при хорошем стечении обстоятельств - извиниться друг перед другом. (виноваты - оба, одна несдержана в осуждении других при своей развитости, другой - неспособен на компромисс).

• Директор школы выстроил учениц десятого класса и, показывая пальцем на Таню, сказал, что у нее самая короткая юбка в классе. По рядам прошел шепот. Таня раскраснелась, заплакала и выбежала из класса.

Участники: Директор, ученицы 10 класса

Конфликтная ситуация: Школьные будни

Образ конфликтной ситуация: Нарушение правил школьного дресс-кода

Решение: Директору нужно поговорить с Таней наедине, объяснить её что в школу ходить в коротких юбках недопустимо.

• На слова старшеклассницы о том, что она к уроку не готова, учи­тельница зло сказала, что ходить на дискотеки и отирать там стены она успевает, а приготовить урок ей некогда.

Участники: Старшеклассница и учительница

Конфликтная ситуация: Урок

Образ конфликтной ситуация: Ученица не готова к уроку

Решение: Нужно выяснить учителю, по какой причине старшеклассница не подготовилась к уроку.

• Учительница химии, заметив, что мальчик и девочка, сидящие на Последней парте, что-то обсуждают, прервала объяснение урока словами: «Лена, самки в природе выбирают яркую окраску для привлечения самцов, а как ты думаешь, для чего это делают девочки нашего класса?» Класс повернулся, и все обратили внимание на новую, яркую кофточку Лены.

Участники: Учитель химии, мальчик и девочка

Конфликтная ситуация: Урок

Образ конфликтной ситуация: Учитель грубым образом сделала замечание Лене

Решение: Учитель должен извиниться за такое поведение и предупредить Лену о том, что за болтовню на уроке можно получить неудовлетворительную оценку за поведение.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение конфликта, которое на Ваш взгляд точнее отражает его сущность.

Конфликт – это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т.д.).

2. Дайте определения основных структурных элементов конфликта.

Под структурой любого объекта понимается совокупность его частей, элементов и связей, отношений между ними, обеспечивающих его целостность. Основными элементами конфликтного взаимодействия является: Стороны конфликта – это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих. Предмет конфликта – это то, из-за чего возникает конфликт. Образ конфликтной ситуации – это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.

3. Какие бывают виды инцидентов?

 

4. Что такое причина конфликта?

Причины конфликта — это явления, события, факты, ситуации, предшествующие конфликту и вызывающие его при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия.

5. Что такое восприятие в конфликте и как оно влияет на протекание конфликта(приведите примеры)?

Восприятие – один из важнейших факторов конфликтного взаимодействия: с известными оговорками можно сказать, что конфликты начинаются в головах людей. Именно то, как люди воспринимают определенную ситуацию, обусловливает возможность её дальнейшего развития. Поэтому сами по себе объективные противоречия еще не приводят к конфликтным действиям. Последние, как правило, инициируются субъективным видением проблемы, различными образами ситуации, осознанием несовместимости интересов участников конфликта. «Молчуны» - спокойны, немногословны и невозмутимы. Трудно понять, чего они хотят и о чем думают в действительности.

 «Всезнайки» - считают себя выше других. Их мнимое превосходство дополняется сознанием собственной важности, на самом деле они только играют роль.

6. Что влияет на искажение образа конфликтной ситуации(приведите примеры)?

Факторы, влияющие на искажение образа конфликтной ситуации, могут быть представлены следующим образом: Наибольшему искажению подвергаются мотивы поведения сторон, их действия, высказывания и поступки, личностные качества оппонентов . Эмоциональное реагирование и такие состояния, как стресс, агрессивность, высокий уровень негативных эмоций, состояние алкогольного или наркотического опьянения и т.д., влияют на возникающие искажения в конфликте.

7. Назовите основные функции социального конфликта?

Конфликт выполняет как положительные, так и отрицательные социальные функции. Существуют объективные и субъективные оценки последствий конфликта. Позитивное или негативное воздействие конфликта во многом обусловлено социальной системой..Позитивные функции конфликта, характерные для открытых социальных структур.1)Конфликт вскрывает и разрешает противоречия и тем самым способствует общественному развитию. 2) В открытом обществе конфликт выполняет функции стабилизации и интеграции внутригрупповых и межгрупповых отношений, снижает социальное напряжение.3)Конфликт многократно увеличивает интенсивность связей и отношений, стимулирует социальные процессы, придает обществу динамичность, поощряет творчество и инновации, способствует общественному прогрессу.4)«В состоянии конфликта люди более четко осознают как свои, так и противостоящие им интересы, полнее выявляют существование объективных проблем и противоречий общественного развития».5)Конфликт способствует получению информации об окружающей социальной среде, соотношении силового потенциала конкурирующих формирований.6)Внешний конфликт способствует внутригрупповой интеграции и идентификации, укрепляет единство группы, 7)Внутренние конфликты (в группе, организации, обществе) выполняют следующие функции: создание и поддержание баланса сил, социальный контроль за соблюдением общепринятых норм, правил, ценностей; создание новых социальных норм и институтов, обновление существующих; адаптация и социализация индивидов и групп; группообразование, установление и поддержание нормативных и физических границ групп;установление и поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений; установление неформальной иерархии в группе и обществе, в том числе выявление неформальных лидеров.8) Конфликт выявляет позиции, интересы и цели участников и тем самым способствует сбалансированному решению возникающих проблем. Конфликт несет в себе негативные функции, когда:ведет к беспорядку и нестабильности;общество не в состоянии обеспечить мир и порядок;борьба ведется насильственными методами;следствием конфликта являются большие материальные и моральные потери;возникает угроза жизни и здоровью людей.К негативным к. относ.эмоциональных конф. и,конф., возникающие из-за социально психологической несовместимости людей. Негативными также конфликты, затрудняющие принятие необходимых решений. Негативные последствия бывают в затянув. позитивный конф-те

8. Чем завершение конфликта отличается от разрешения?

Завершение конфликта — это окончание конфликта независимо от причин, по которым он возник.

Разрешение конфликта — это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта.

Для разрешения конфликта необходимо изменение самих его сторон (или хотя бы одной из них), их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу.

9. Что такое фрустраторы (приведите примеры)?

Фрустратор – это препятствие, которое мешает достичь цели.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.