Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Медицинская академия имени С.И.Георгиевского



 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. В.И.ВЕРНАДСКОГО»

Медицинская академия имени С.И.Георгиевского

 

Р Е Ф Е Р А Т

ТЕМА: Изменившееся отношение к роли отца в беременности и родах

СТУДЕНТА Карабаш Лемары Мустафаевны                                                                                             

факультет 1-ый медицинский       курс 4        группа Л1-с-о-176(2)

ПРОГРАММА ПРАКТИКИ: Производственная клиническая, помощник врача стационара акушерско-гинекологического профиля.

СРОК ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ: с 26.06.2021 по 02.07.2021 г.

2021 год

 

СОДЕРЖНИЕ

 

1. Введение

 

2. Основная часть

 

3. Заключение

 

4. Список использованной литературы

 

Введение


В настоящее время существует большое количество исследований роли матери, влияния материнства на развитие личности женщины и ребенка. Эти исследования имеют самый широкий спектр направленности: от исследования беременности до исследования влияния принятия матерью ребенка и ее эмоционального отношения на развитие ребенка. Вопрос о роли отца в развитии ребенка, его воспитании и социализации, различные аспекты роли отца мало изучены, хотя являются актуальными и практически значимыми при составлении программ психологического сопровождения семьи.

 

 

Основная часть

Важным фактором нормального перинатального развития ребенка является благоприятная обстановка в семье, эмоциональный комфорт беременной женщины, эмоциональная поддержка отца, благодаря которой матери удается с наименьшими психологическими потерями преодолевать трудности этого периода. Желание ребенка появиться на свет формируется желаниями матери и отца, ожидающими его рождения.

Оказывая всестороннюю поддержку будущей матери, обеспечивая её всем необходимым, заботясь о ней материально и эмоционально, отец формирует благоприятные условия для протекания беременности.

Отсутствие такой поддержки провоцирует возникновения у женщины угрозы выкидыша, формирование депрессивно-тревожных расстройств. Ситуация рождения ребенка при отсутствии поддержки со стороны мужа может служить триггером, запускающим механизм развития послеродовой депрессии, которая отрицательно влияет на психическое развитие ребенка.

Таким образом, еще до рождения ребенка, с момента зачатия и до рождения ребенка, в перина­таль­ный период, отец уже оказывает влияние на нормальное развитие плода. Любовь и забота отца к матери своего ребенка, к самому ребенку, его мысли, чувства, ожидания и мечты формируют эмоциональную атмосферу, благоприятно отражающуюся на развитие плода.

Известно, что во время беременности матерям рекомендуют отказываться (или сводить на минимум) от вредных привычек, таких как табак и алкоголь; не принимать никаких лекарств без консультирования с врачом; в обиход входят фразы «не нервничайте, вам нельзя». И многие будущие мамы придерживаются данных и других рекомендаций, но зачастую мирятся с окружением, включая собственных супругов. Будущие отцы же вредоносные факторы редко переносят на себя и не видят своего влияния на развитие плода.

В нашей работе мы хотим привести примеры различных исследований о роли отца в зачатии и развитии плода в пренатальный период. Проведя исследования в научной литературе современного мира, мы обнаружили, что подготовка к рождению должна начинаться не с первых дней беременности, а минимум за год до зачатия.

Исследования учёных, докторов-педиатров и психоаналитиков (Отто Ранг, Шандор Ференци, Ганс Густав Грабер, Уильям Лайли, Г.И. Брехман, Лазарев и др.) показали, что ещё до появления малыша на свет, а именно в пренатальный период, уже начинает закладываться определённая информация в малыша в определённый месяц, неделю и даже день. Большинство родителей уделяют немало внимания своим детям ещё в утробе. Однако есть и такие случаи, когда при конфликтной ситуации мать приходит в состояние покоя, но не задумывается о том, что её плод, будучи на ранней стадии своего внутриутробного развития, продолжает принимать стресс на самого себя, что в последствии будет отражаться на его отношениях с родителями и людьми в целом, на его характере в первые и последующие годы жизни.

Давно известный факт в наследственности, что ребёнок получает гены как от матери, так и от отца в равных количествах. Следовательно, «половину генетической информации ребёнок получает от отца». Поэтому вредные привычки матери и отца одинаково влияют на развитие плода.

В статье «Родителями становятся до зачатия» Маркиной Надежды описан «отцовский вклад в условиях оплодотворения». Маркина отмечает, что учёные доказали на основе экспериментов, что состав семенной жидкости оказывает влияние на развитие плода. Семенная жидкость содержит множество веществ, такие как, например, факторы роста, стимулирующие деление клеток. [3] Маркина приводит сведения о недостатке «фолиевой кислоты в рационе будущих отцов», который ведёт за собой последствия врождённых дефектов у детей из-за «нарушения метилирования», который есть важнейший инструмент, регулирующий активность генов, при котором от большого количества метильных групп, снижается экспрессия генов.

Розенцвет в своей работе пишет: «диета отца влияет на его потомство не меньше рациона матери» . В доказательство она приводит исследование учёных и эксперименты, поставленные на грызунах (мыши), которые показали, что «недостаток фолиевой кислоты действительно влияет на гены, регулирующие развитие плода», и вызывают хронические заболевания, диабет, рак, аутизм, шизофрению. Эти исследования показывают важность витамина B9 в рационе отца для нормального развития будущего ребёнка так же, как и важность правильного питания матери.

Дэвид Хэйг (гарвардский биолог) опубликовал исследование, в котором доказал, что отцовские гены и материнские в эмбрионе оказывают разную функцию. Гены отца создают условия для как можно большей передачи материнских сил будущему ребёнку, «даже если сама женщина при этом пострадает» . Гены матери могут ограничивать плод для сохранения материнского организма.

В статье Созончук А. М. приводит исследования Флоридского университета, которое доказало, что во время беременности постоянное присутствие отца оказывает благоприятное воздействие на будущего ребенка. «Если отца рядом не было, то дети гораздо чаще рождались недоношенными», пишет он, «вероятность их смерти во время первых месяцев жизни также значительно увеличивалась». [6] А также присутствие и забота будущего отца положительным образом сказывалась на здоровье будущей мамы.

Что делает мужчину хорошим отцом? Слишком привычная точка зрения, какая существует по отношению к отцу семейства в наши дни, что отца необходимо учить складывать пелёнки, менять подгузник, баюкать и прочее. Пытаясь преодолеть уклонение отцов от участи в воспитании детей, мужчин побуждают стать матерями. Хотя и нет никакой необходимости, которая мешала бы мужчине иной раз заменить детям мать, даже если ему такое занятие нравится, систематическое выполнение материнских обязанностей не сделает его ещё более «идеальным отцом». У отца имеется своя, специфическая роль. И состоит она в том, чтобы быть мужчиной, мужем, родителем мужского пола, а это значит, что он несёт ответственность за формирование у сыновей понятия о том, как относиться к жизни по-мужски, то есть думать, чувствовать и поступать так, как это делает он. Главное качество хорошего отца заключается в том, чтобы подавать собой прекрасный образец настоящего мужчины. Вообще подобное качество он приобретает, как правило, задолго до того, как стать отцом, и это единственная гарантия, что время, которое мужчина уделяет своим детям, действительно необходимо им.

Оберегая и заботясь о ребёнке, его родители одновременно вкладывают в него и определённое представление о жизни, чтобы тот смог адаптироваться в обществе и со временем, когда станет уже самостоятельным, совершеннолетним, и стать примером для уже своих детей.

Уход за ребёнком и забота о нём – самые лёгкие из родительских обязанностей. Научить с малолетства умению жить среди людей – задача куда более трудная и тонкая. Для этой задачи никогда не бывает достаточно мудрости и знаний. Но сам факт, что у ребёнка имеются оба родителя, отец и мать, исключительно важен для него и его адаптации в мире. И это понятно: наш мир состоит из женщин и мужчин; нужно знать и учитывать, как воспринимают различные вещи и представители более слабого пола и сильного. Это не означает, конечно, что у мужчин и женщин обязательно разные точки зрения, но между ними могут быть различия, понять которые сразу не всегда удаётся, поэтому они познаются только с опытом.

Только в общении с отцом мальчик учится быть мужчиной, приобретает типично мужские черты характера, это не составляет трудности, поскольку для этого необходимо просто смотреть на своего отца и подражать ему. Если же в семье нет мужчины, сын оказывается лишён многого, т. к. подражать матери может только дочь. Однако, и девочка, когда в ней пробуждается женственность, способна многое взять от отца. У неё формируется точное представление о том, что собой представляет мужчина в домашней жизни, она осознаёт, как мужчина относятся к женщине, т. к. видит подобные взаимоотношения между отцом и матерью. Она понимает природу мужчины, когда наблюдает множество тонких нюансов в поведении родителей.

Все уроки повседневной жизни являются одинаково важными и для мальчиков, и для девочек. Они вносят свой вклад на дальнейшее взаимоотношение с противоположным полом, имеют огромное значение для их будущей семейной и половой жизни. Никакие учебные пособия или развивающие игры не составят их представление так верно, как наглядный пример их собственных родителей. Поэтому хороший отец должен быть, прежде всего, образцом настоящего мужчины и уже потом – идеального мужа.

Быть отцом так же означает хотеть и уметь обращаться с ребёнком. Обычно характер взаимоотношений отца с сыном отражает основные черты личности родителя. Ни для кого не секрет, что все люди разные, дело так же обстоит и с отцами – бывают разные отцы – грозные, подобно Саваофу из Ветхого Завета, готовые лишь греметь и бушевать; простые и обходительные; суровые и властные; общительные и весёлые; вечно во всём сомневающиеся скептики либо энтузиасты, живущие только своей работой; болезненные, озабоченные и робкие; всегда готовые посмеяться либо вообще никогда не улыбающиеся. Эти характерные черты личности отца определяют и его характер отношений с ребёнком в гораздо большей мере, нежели время, которое он ему уделяет.

Так что же делает человека хорошим отцом? Ответ крайне прост. «Если мужчина, являясь яркой личностью, готов поделиться с детьми своими знаниями и опытом, несомненно, это хороший отец. Если же он идёт на жертву, соглашаясь отправиться с детьми в цирк, а там оказывается беспомощным в шумной толпе, проку от него мало.»  Иногда отец пытается уделить своим детям много внимания, чтобы они, набравшись его знаний и опыта, смогли бы достичь большего, нежели он. Но в большинстве случаев это означает, что он проявляет свою досаду на неудачно сложившуюся жизнь и уязвлённое тщеславие, нежели любовь к детям и окружающим. Идти же на жертвы ради будущего своих детей, особенно осуществляя это демонстративно, – означает «обнаруживать беспомощность и комплекс вины, а не надёжно утверждать собственное достоинство, чему могли бы подражать дети». Другими словами, нет важности в том, сколько мы даём нашим детям, но важно то, что мы для них делаем сами; это особенно включает в себя проведение личного времени с ними. Ведь самое бесценное, что есть у человека – его собственное время.

Мужчина, который готов вступить в брак, готовый к отцовству, не считает, что дети могут обременить его больше, чем он ожидает. Он понимает, что многие годы они будут неумелыми, глупыми, шумными, требовательными и невоспитанными. Понимает, что они непременно будут создавать перед ним множество проблем. При всём при этом он видит в них только самое прелестное, ему импонирует процесс их роста и развития, радостно за их успехами. Отец, который принимает участие в жизни и развитии своих детей, очень скоро становится другом для них, и «чувство отцовской ответственности дополняется гордостью тем, что он живёт в полном согласии со своими детьми».

Существует два подхода к изучению родительства, в зависимости от того, кто считается отправной точкой изучения - ребенок или родитель: первый, наиболее распространенный, рассматривает родительство применительно к развитию ребенка.
Феномен отцовства тесно связан с такими понятиями, как эмоциональная, мотивационная и ценностно-смысловая сферы, самооценка, самосознание, Я-концепция, удовлетворенность жизнью и стиль жизни, а также социальная роль отца, различающаяся в зависимости от общественной системы, социальной, экономической и политической сфер общества, статуса мужчины в данном социуме, социальных стереотипов, предписывающих определенные правила выполнения этой роли, в том числе и гендерных стереотипов. Таким образом, определять отцовство через понятие «роль» или «инстинкт», «чувство» по аналогии с материнским инстинктом неправомерно. Так как, во-первых, достаточно четкого определения материнского инстинкта и его структуры до сих пор не существует, а, во-вторых, данные понятия не исчерпывают всей многогранности и сложности понятия «отцовство», включающего в себя и социально-культурные аспекты, такие как, например: исторически сложившиеся стереотипы поведения, требования общества и социально-личностные характеристики, описываемые понятиями «роль», «статус». Таким образом, отцовство можно определить как интегральную совокупность социальных и индивидуальных характеристик личности, включающую в себя все уровни жизнедеятельности человека, одной из важнейших характеристик которой является комплексность, а также социальная детерминированность.

Исследования Э. Фтенакиса подтверждают, что существуют очевидные генетически запрограммированные предпосылки отцовства, однако биология не объясняет всю специфику родительского поведения, его мотивации и институциализации у человека. Одной из важнейших характеристик отцовства является его социальная детерминированность: социум не только предъявляет определенные требования к возрастному, экономическому, профессиональному социальному статусу отца, но и регламентирует поведение человека, обладающего определенным статусом, через систему социальных ролей, из которых роль отца - одна из самых мало и противоречиво регламентированных. Но, тем не менее, большинство авторов считают, что участие отца в воспитании ребенка невозможно переоценить, оно необходимо для формирования полноценной гармоничной личности, при условии четкого различения родительских ролей, оказывает положительное влияние на развитие детей, однако отец должен выполнять свою функцию, а не выступать в роли заместителя матери. Результаты исследований показывают, что в обществе существует тенденция изменений в этом направлении. Таким образом, становится необходимым системное изучение феномена отцовства, его специфики, функций и структуры.

С точки зрения Э. Фромма, отцовская любовь по сравнению с материнской - любовь «требовательная», условная, которую ребенок должен заслужить. Отцовская любовь не является врожденной, а формируется на протяжении первых лет жизни ребенка. Для того чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенным социальным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений, успешности. Любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение. В ребенке для отца воплощена возможность продолжения рода, поскольку в соответствии с традиционными нормами мужчина должен воспитать наследника как продолжателя рода, хранителя традиций и родовой памяти. Таким образом, отец выполняет функцию социального контроля и является носителем требований, дисциплины и санкций.
Согласно представлениям А. Адлера, роль отца в воспитании заключается в поощрении активности, направленной на развитие социальной компетентности. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет ему путь к человеческому обществу. Отец является для детей источником познаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально полезных целей и идеалов, профессиональной ориентации.
Анализ литературы показал, что, несмотря на то, что проблема широко исследуется, единого мнения относительно структуры феномена отцовства, как и четкого определения не существует. В процессе теоретического анализа работ Ш. Барта, Э. Фтенакиса, Г. Г. Филип-повой нами была разработана структурная модель феномена отцовства. По нашему предположению, в структуру отцовства входят следующие компоненты - потребностно-эмоциональный, включающий биологические, социальные аспекты мотивации, потребность в контакте, эмоциональные реакции, переживания; операциональный, как осведомленность и умения, операции по уходу за ребенком и общение с ним; и ценностно-смысловой, как отношение отца к ребенку, включая экзистенциальные переживания. Кроме того, в данную структуру включается интегральный сквозной компонент - оценочный, в который входят:
1) самооценка как элемент Я-концепции, принятие или непринятие роли отца и рациональная и эмоциональная оценка себя как отца и своего ребенка;
2) социальная оценка окружающих, базирующаяся на принятых в данном конкретном обществе социальных стереотипах и предписаниях по выполнению роли, требованиях, которые необходимо соблюдать для соответствия статусу. Социальная оценка является базой для формирования собственной оценки, так как через социальные стереотипы формирует образы Я-идеального. Оценочный компонент является интегральным, так как пронизывает и влияет на все остальные компоненты структуры.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.