Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



 

 

МАДОУ « Детский сад комбинированного вида №14»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Автор проекта: Косенкова Надежда Михайловна

Учитель – логопед МАДОУ «Детский сад Комбинированного вида №14»

Место реализации проекта: МАДОУ «Детский сад Комбинированного вида №14»

Тема проекта: «Мой веселый язычок».  (По развитию и совершенствованию моторики органов артикуляционного аппарата у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи).  

Участники проекта: дети компенсирующей группы с  тяжелыми нарушениями речи.

Номинация фестиваля: Долгосрочный  педагогический проект.

 

      В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте, вступившем в силу с 1 января 2014 года, заложено пять основных направлений. Одно из них – речевое развитие детей. В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.

      С учетом данного положения и разработан этот проект.

      Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей.

       Существует несколько сторон речи, одна из них - звукопроизношение, которое лежит в основе. В норме звукопроизношение у ребенка формируется к пяти годам. Но у многих детей этот процесс задерживается, к этой категории относятся и дети с тяжелыми нарушениями речи.

      Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.

       Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, нёбо. Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, который нужно формировать и развивать.

       Исследования учёных показывают, что 20% детей, поступающих в школу, имеют дефекты звукопроизношения. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Между чистотой детской речью и орфографической грамотностью установлена тесная связь.            Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят.

       Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения и др, одним из них является артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения, это совокупность специальных упражнений направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, отработку определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

             Артикуляционная гимнастика интересна своей яркой, доступной для детей формой.

Дети с интересом пытаются подражать педагогу, повторить его действие. Выполняя вместе с логопедом артикуляционные упражнения, у дошкольников развивается воображение, эмоции, упражняются органы артикуляции.

Исходя из следующего, была выделена педагогическая проблема: сегодня учитель-логопед в условиях, когда дошкольное образование стало первой образовательной ступенью, в процессе коррекционной работы решает максимальное количество задач при одновременно усложняющемся уровне нарушений речи. Педагогу необходимо найти оптимальные формы работы с детьми и родителями, направленные на профилактику и коррекцию речевых и личностных нарушений.

Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, мной, как специалистом, работающей с детьми с ограниченными возможностями здоровья был разработан проект «Мой веселый язычок».

Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:

*ростом количества детей с ограниченными возможностями здоровья,

*аномалиями и нарушениями в строении артикуляционного аппарата,

* необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе * отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.

Цель проекта: создание условий для коррекции нарушений звукопроизношения у детей с тяжелыми нарушениями речи, посредством применения системы  упражнений артикуляционной гимнастики и повышение педагогической компетенции родителей дошкольников.

Реализация данной цели предполагает решение таких задач, как:

· Формирование представлений детей об органах артикуляционного аппарата.

· Развитие мышц органов артикуляционного аппарата.

· Формирование артикуляционных умений, необходимых для постановки звуков.

· Создание благоприятных условий для положительного эмоционального настроя у детей и желания заниматься.

· Повышение интереса родителей к коррекционному процессу.

 

Задачи учителя - логопеда:

- провести диагностику состояния артикуляционной моторики у детей;

- подготовить методический материал для просвещения родителей и педагогов о методике проведения артикуляционной гимнастики;

- продемонстрировать способы и приемы проведения упражнений артикуляционной гимнастики.

- показать родителям особенности состояния артикуляционного аппарата детей с ОВЗ и обучать способам эффективного взаимодействия с детьми имеющими речевые проблемы и методам закрепления навыков у детей.

Задачи педагогов:

- совместно с учителем – логопедом, подготовить план работы, картотеку артикуляционных игр и упражнений;

- формировать подвижность органов артикуляционного аппарата и точность выполнения движений и удержания артикуляционной позы максимальное время;

- воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, побуждать к активности, самостоятельности, инициативности;

- способствовать активному привлечению родителей к совместной деятельности с ребенком для развития его артикуляционной моторики.

- познакомить родителей с приемами работы по формированию подвижности органов речи: челюстей, губ, языка;

Задачи родителей:

- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;

- создавать в семье благоприятные условия для проведения артикуляционной гимнастики.

- знать значение артикуляционной гимнастики в развитии моторики артикуляционного аппарата и для чего нужно проводить артикуляционную гимнастику;

- отработать навыки развития мышц артикуляционного аппарата в игровой форме в домашних условиях и правила проведения артикуляционной гимнастики;

Гипотеза: качественное и регулярное использование упражнений артикуляционной гимнастики педагогами в процессе ООД и родителями в домашних условиях с детьми способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата, развитию силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе; позволяет подготовить артикуляционный аппарат детей к овладению нормами звукопроизношения родного языка.

Ожидаемый результат:

1. Развитие артикуляционной моторики до уровня максимальной достаточности для постановки звуков у детей;

2. Повышение интереса родителей к проблеме развития речи своих детей;

3. Активное участие родителей в образовательном процессе детей.

Средства достижения поставленных задач:

- использование упражнений артикуляционной гимнастики в процессе ООД, на прогулке, в повседневной жизни ребенка;

- информационные листы для родителей;

- разработка системы игровых приемов для развития артикуляционной моторики;

- анализ методической литературы по данной теме

1этап - подготовительный (диагностический, информационно-аналитический)

Задачи: провести мониторинг состояния артикуляционной моторики у детей с ТНР, выяснить образовательные потребности педагогов и родителей, уровень их компетентности в вопросах развития мышц артикуляционного аппарата и выполнения упражнений артикуляционной моторики, установить с ними контакт и согласовать воспитательное воздействие на детей;

- изучить методическую литературу по данной теме;

- определить тему, цель, задачи и содержание проекта;

- прогноз результата деятельности

2 этап – основной (практический)

Задачи: разработать и апробировать систему методических мероприятий для педагогов и родителей по вопросам развития артикуляционного аппарата детей через участие родителей в практической деятельности.

*родительское собрание: знакомство с проектом «Мой веселый язычок!», мастер – класс «Подружимся с язычком» - повышение педагогической компетенции родителей;

*подготовка наглядного материала, письменных консультаций; информационных стендов:

- Мастер-класс «Зачем язычку делать зарядку» - показать значение артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики в развитии моторики артикуляционного аппарата,

- Памятки для родителей «Правила проведения артикуляционной гимнастики», «Артикуляционная гимнастика вместе с мамой», «Игры и упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики»

- «Самомассаж языка» - познакомить с приемами самомассажа.

*подготовка современных, многофункциональных игр для развития артикуляционного аппарата детей: «Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок», *составление перспективного плана проведения артикуляционных игр для педагогов и родителей с детьми;

* включение воспитателем артикуляционных игр в конспекты ООД;

*консультации учителя – логопеда для родителей на тему: «Для чего нужна артикуляционная гимнастика?» и др.

Вся эта работа позволяет создать положительный эмоциональный настрой родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей, так как родители могут увидеть наглядно проблемы собственных детей и методы их решения.

3 этап – заключительный (контрольно-диагностический)

Задачи: проанализировать эффективность профилактической работы учителя-логопеда с педагогами и родителями по вопросу усвоения приемов и правил проведения артикуляционной гимнастики и формированию подвижности органов речи: челюстей, губ, языка.

Систему коррекционно-профилактического процесса можно изобразить в виде круга специалистов: учитель-логопед, воспитатели и родители.

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учетом следующих принципов:

*принцип опережающего подхода, диктующий необходимость выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия — с другой;

*принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития», заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;

*принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;

*принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса;

*принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;

*принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

    В рамках проекта в работе с педагогами и родителями важно сформировать многостороннее взаимодействие всех участников коррекционно-образовательного процесса. Чтобы добиться этого педагоги и родители должны четко представлять цель своей деятельности, которая заключается в полноценном развитии ребенка и в слаженном взаимодействии между собой. Родители должны быть вооружены необходимым инструментарием для работы (специальные знания, необходимые для понимания важности и механизма влияния артикуляционного аппарата на развитие речи ребенка, практические умения по оказанию ребенку помощи в развитии мышц артикуляционного аппарата, коррекции и профилактики развития речи).

В процессе работы использовались следующие методы:

*словесный (индивидуальные беседы, консультации);

*практический (проведение семинаров-практикумов, мастер-классов);

*наглядный (подборка материала, показ презентаций, демонстрация дидактического материала, памятки для родителей,);

*игровой (игры, физкультминутки, артикуляционные, дыхательные и пальчиковые гимнастики).

Оценка качества деятельности

Эффективность проекта можно проследить в следующем:

*Повышение эффективности и качества предоставляемых коррекционно-образовательных услуг.

*Модернизация коррекционно-образовательного процесса путем внедрения компьютерных технологий, технологии совместной деятельности.

Показатели эффективности проекта. Увеличение количества детей с положительной динамикой речевого развития и уменьшение показателя с низким уровнем развития речи детей.

 

 

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.