|
|||
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
МАДОУ « Детский сад комбинированного вида №14»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Автор проекта: Косенкова Надежда Михайловна Учитель – логопед МАДОУ «Детский сад Комбинированного вида №14» Место реализации проекта: МАДОУ «Детский сад Комбинированного вида №14» Тема проекта: «Мой веселый язычок». (По развитию и совершенствованию моторики органов артикуляционного аппарата у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи). Участники проекта: дети компенсирующей группы с тяжелыми нарушениями речи. Номинация фестиваля: Долгосрочный педагогический проект.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте, вступившем в силу с 1 января 2014 года, заложено пять основных направлений. Одно из них – речевое развитие детей. В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений. С учетом данного положения и разработан этот проект. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Существует несколько сторон речи, одна из них - звукопроизношение, которое лежит в основе. В норме звукопроизношение у ребенка формируется к пяти годам. Но у многих детей этот процесс задерживается, к этой категории относятся и дети с тяжелыми нарушениями речи. Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, нёбо. Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, который нужно формировать и развивать. Исследования учёных показывают, что 20% детей, поступающих в школу, имеют дефекты звукопроизношения. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Между чистотой детской речью и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения и др, одним из них является артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения, это совокупность специальных упражнений направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, отработку определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Артикуляционная гимнастика интересна своей яркой, доступной для детей формой. Дети с интересом пытаются подражать педагогу, повторить его действие. Выполняя вместе с логопедом артикуляционные упражнения, у дошкольников развивается воображение, эмоции, упражняются органы артикуляции. Исходя из следующего, была выделена педагогическая проблема: сегодня учитель-логопед в условиях, когда дошкольное образование стало первой образовательной ступенью, в процессе коррекционной работы решает максимальное количество задач при одновременно усложняющемся уровне нарушений речи. Педагогу необходимо найти оптимальные формы работы с детьми и родителями, направленные на профилактику и коррекцию речевых и личностных нарушений. Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, мной, как специалистом, работающей с детьми с ограниченными возможностями здоровья был разработан проект «Мой веселый язычок». Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между: *ростом количества детей с ограниченными возможностями здоровья, *аномалиями и нарушениями в строении артикуляционного аппарата, * необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе * отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению. Цель проекта: создание условий для коррекции нарушений звукопроизношения у детей с тяжелыми нарушениями речи, посредством применения системы упражнений артикуляционной гимнастики и повышение педагогической компетенции родителей дошкольников. Реализация данной цели предполагает решение таких задач, как: · Формирование представлений детей об органах артикуляционного аппарата. · Развитие мышц органов артикуляционного аппарата. · Формирование артикуляционных умений, необходимых для постановки звуков. · Создание благоприятных условий для положительного эмоционального настроя у детей и желания заниматься. · Повышение интереса родителей к коррекционному процессу.
Задачи учителя - логопеда: - провести диагностику состояния артикуляционной моторики у детей; - подготовить методический материал для просвещения родителей и педагогов о методике проведения артикуляционной гимнастики; - продемонстрировать способы и приемы проведения упражнений артикуляционной гимнастики. - показать родителям особенности состояния артикуляционного аппарата детей с ОВЗ и обучать способам эффективного взаимодействия с детьми имеющими речевые проблемы и методам закрепления навыков у детей. Задачи педагогов: - совместно с учителем – логопедом, подготовить план работы, картотеку артикуляционных игр и упражнений; - формировать подвижность органов артикуляционного аппарата и точность выполнения движений и удержания артикуляционной позы максимальное время; - воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, побуждать к активности, самостоятельности, инициативности; - способствовать активному привлечению родителей к совместной деятельности с ребенком для развития его артикуляционной моторики. - познакомить родителей с приемами работы по формированию подвижности органов речи: челюстей, губ, языка; Задачи родителей: - учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду; - создавать в семье благоприятные условия для проведения артикуляционной гимнастики. - знать значение артикуляционной гимнастики в развитии моторики артикуляционного аппарата и для чего нужно проводить артикуляционную гимнастику; - отработать навыки развития мышц артикуляционного аппарата в игровой форме в домашних условиях и правила проведения артикуляционной гимнастики; Гипотеза: качественное и регулярное использование упражнений артикуляционной гимнастики педагогами в процессе ООД и родителями в домашних условиях с детьми способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата, развитию силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе; позволяет подготовить артикуляционный аппарат детей к овладению нормами звукопроизношения родного языка. Ожидаемый результат: 1. Развитие артикуляционной моторики до уровня максимальной достаточности для постановки звуков у детей; 2. Повышение интереса родителей к проблеме развития речи своих детей; 3. Активное участие родителей в образовательном процессе детей. Средства достижения поставленных задач: - использование упражнений артикуляционной гимнастики в процессе ООД, на прогулке, в повседневной жизни ребенка; - информационные листы для родителей; - разработка системы игровых приемов для развития артикуляционной моторики; - анализ методической литературы по данной теме 1этап - подготовительный (диагностический, информационно-аналитический) Задачи: провести мониторинг состояния артикуляционной моторики у детей с ТНР, выяснить образовательные потребности педагогов и родителей, уровень их компетентности в вопросах развития мышц артикуляционного аппарата и выполнения упражнений артикуляционной моторики, установить с ними контакт и согласовать воспитательное воздействие на детей; - изучить методическую литературу по данной теме; - определить тему, цель, задачи и содержание проекта; - прогноз результата деятельности 2 этап – основной (практический) Задачи: разработать и апробировать систему методических мероприятий для педагогов и родителей по вопросам развития артикуляционного аппарата детей через участие родителей в практической деятельности. *родительское собрание: знакомство с проектом «Мой веселый язычок!», мастер – класс «Подружимся с язычком» - повышение педагогической компетенции родителей; *подготовка наглядного материала, письменных консультаций; информационных стендов: - Мастер-класс «Зачем язычку делать зарядку» - показать значение артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики в развитии моторики артикуляционного аппарата, - Памятки для родителей «Правила проведения артикуляционной гимнастики», «Артикуляционная гимнастика вместе с мамой», «Игры и упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики» - «Самомассаж языка» - познакомить с приемами самомассажа. *подготовка современных, многофункциональных игр для развития артикуляционного аппарата детей: «Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок», *составление перспективного плана проведения артикуляционных игр для педагогов и родителей с детьми; * включение воспитателем артикуляционных игр в конспекты ООД; *консультации учителя – логопеда для родителей на тему: «Для чего нужна артикуляционная гимнастика?» и др. Вся эта работа позволяет создать положительный эмоциональный настрой родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей, так как родители могут увидеть наглядно проблемы собственных детей и методы их решения. 3 этап – заключительный (контрольно-диагностический) Задачи: проанализировать эффективность профилактической работы учителя-логопеда с педагогами и родителями по вопросу усвоения приемов и правил проведения артикуляционной гимнастики и формированию подвижности органов речи: челюстей, губ, языка. Систему коррекционно-профилактического процесса можно изобразить в виде круга специалистов: учитель-логопед, воспитатели и родители. Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учетом следующих принципов: *принцип опережающего подхода, диктующий необходимость выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия — с другой; *принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития», заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка; *принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем; *принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса; *принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков; *принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей. В рамках проекта в работе с педагогами и родителями важно сформировать многостороннее взаимодействие всех участников коррекционно-образовательного процесса. Чтобы добиться этого педагоги и родители должны четко представлять цель своей деятельности, которая заключается в полноценном развитии ребенка и в слаженном взаимодействии между собой. Родители должны быть вооружены необходимым инструментарием для работы (специальные знания, необходимые для понимания важности и механизма влияния артикуляционного аппарата на развитие речи ребенка, практические умения по оказанию ребенку помощи в развитии мышц артикуляционного аппарата, коррекции и профилактики развития речи). В процессе работы использовались следующие методы: *словесный (индивидуальные беседы, консультации); *практический (проведение семинаров-практикумов, мастер-классов); *наглядный (подборка материала, показ презентаций, демонстрация дидактического материала, памятки для родителей,); *игровой (игры, физкультминутки, артикуляционные, дыхательные и пальчиковые гимнастики). Оценка качества деятельности Эффективность проекта можно проследить в следующем: *Повышение эффективности и качества предоставляемых коррекционно-образовательных услуг. *Модернизация коррекционно-образовательного процесса путем внедрения компьютерных технологий, технологии совместной деятельности. Показатели эффективности проекта. Увеличение количества детей с положительной динамикой речевого развития и уменьшение показателя с низким уровнем развития речи детей.
|
|||
|