|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ. КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ. СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ЛОМОНОСОВСКИЙ МОРСКОЙ КОЛЛЕДЖ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА». МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Методика организации самостоятельной подготовки на оФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛОМОНОСОВСКИЙ МОРСКОЙ КОЛЛЕДЖ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА» МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Методика организации самостоятельной подготовки на общегуманитарном и социально-экономическом цикле дисциплин
г. Ломоносов 2015г.
Составлены преподавателем (начальником цикла) Г и СЭД Бундалевским В.А. Обсуждены и одобрены на заседании ПМК общих гуманитарных и социально- экономических дисциплин. Протокол №______ от «___» ________ 2015г
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение________________________________________________ 3 Берегите время!___________________________________________ 4 Советы по организации умственного труда____________________ 5 Современные методы изучения обществоведческой литературы__ 9 Рекомендуемая литература_________________________________13
ВВЕДЕНИЕ Подготовка специалистов судов обеспечения носит всесторонний характер. Успех последующей деятельности выпускников колледжа зависит не только от высокой профессиональной подготовки, но и от их нравственного потенциала, гражданской зрелости, социальной активности. Работа во Вспомогательном флоте предполагает наличие навыков организаторской, управленческой деятельности. Все это не дается само собой, а требует определенной внутренней работы, формулирующей нужные личностные качества. Поэтому особое значение в общей теоретической и практической подготовке имеет обществоведческая, социально-экономическая подготовка специалиста. Такая подготовка осуществляется в колледже посредством различных форм и методов: лекций, консультаций, семинаров, теоретических конференций и т.д. все они важны, ибо дают возможность получить и усвоить большую сумму необходимых знаний на основе, прежде всего, непосредственного контакта с преподавателем. В то же время накопленный опыт изучения общественных наук свидетельствует, что основным, наиболее эффективным методом учебы была и остается самостоятельная работа. Можно присутствовать на лекции, но не воспринять содержание обсуждаемых вопросов или усвоить их не полностью, фрагментарно, бессистемно, так как любая форма учебы не возможна без самостоятельной интенсивной деятельности человека. Этого намерения зачастую не хватает курсанту. Приходится видеть, когда даже хорошо записанная лекция не осмыслена, не понята, а в дальнейшем самостоятельная работа сведена к бессмысленному заучиванию законспектированных, но не усвоенных положений. Поэтому главное в освоении обществоведческих курсов - самостоятельное, творческое осмысление изложенного в лекции и учебнике материала. Как бы квалифицированно не велось преподавание, курсант не достигнет высоких результатов, не работая над собой самостоятельно. Преподаватель организует познавательную деятельность курсантов. Но самопознание осуществляет курсант. Эту работу за него не может выполнить никто. Немало курсантов к семинарным занятиям готовятся не систематически, рекомендованную литературу не изучают. Чаще всего такие курсанты ссылаются на перегруженность и недостаток времени. Но, как правило, дело не в излишней занятости и перегруженности, а в неорганизованности, внутренней несобранности и порой нежелании затратить труд и время на самостоятельную работу. БЕРЕГИТЕ ВРЕМЯ! Времени, как и денег, никогда не бывает в избытке. Для всех нас в сутках содержится 24 часа. Надо только суметь распорядиться этими часами наилучшим образом. И еще важно понять, что каждый полностью обладает всем временем, которое у него есть. Время- главная ценность в нашей жизни. Но в отличие от других ценностей, его нельзя накопить, преумножить, передать по наследству… Никто еще не придумал Сберегательных банков Времени. Поскольку оно неумолимо течет, его нельзя не тратить. Как же тратить его с пользой? Вечный вопрос. Есть много советов на эту тему. Вот один из советов рационального отношения ко времени. Замечали ли вы, что приятные события пролетают как одно мгновение? Зато, скажем, визит к стоматологу, ожидание приема, «пытки» в стоматологическом кресле кажутся нам вечностью? Психологи сформулировали на этот счет закон: при положительных эмоциях время субъективно течет быстрее, при отрицательных - медленнее. Необходимо использовать эту закономерность в процессе учебы: овладевать знаниями с радостью. Успех в обучении зависит от положительного настроя. Внушите себе - подготовка к семинару- не тяжкая необходимость, а в определенной степени удовольствие. «Человек по природе своей стремится к знаниям»,- говорил Аристотель. Старайтесь получить душевное удовлетворение, находясь на самом семинаре. Подумайте, кто больше выигрывает, получает дополнительный положительный эмоциональный допинг для здоровья - тот курсант, который активно выступает, дискутирует или тот, кто тщательно планирует ситуацию так, чтобы до него не дошла очередь отчитаться по теме семинара? Видимо, во втором случае время течет медленно и мучительно, а сознание постоянно находится в стрессовом состоянии. В каком настроении вы работаете, такой и будет продолжительность вашей работы. И еще помните справедливое высказывание немецкого мыслителя Лихтенберга: «Люди, которым всегда некогда, обычно ничего не делают». Наш современник, замечательный актер и режиссер Ролан Быков однажды точно сказал: «Человек, которому некогда - обычно неинтеллигентен». Возьмите за правило: Никогда не говорите «некогда». А.П.Чехов внес в наши рассуждения о времени парадоксальное, но точное наблюдение: «Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, то ничего не делай». СОВЕТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УМСТВЕННОГО ТРУДА Внимательно проанализируйте, как сдает экзамен ваша группа. Одни курсанты спокойны и уверенны, отвечают с достоинством и получают хорошие оценки. Другие переживают, волнуются, во время подготовки проявляют нервозность, любой дополнительный вопрос вызывает у них состояние растерянности. Знания этих курсантов нередко оцениваются низко. Что это? Случайность? Везение? Лучшие способности? Отвечая на эти вопросы, действительно нельзя не учитывать способности и особенности нервной системы и протекания психических процессов - восприятия, внимания, памяти и т.д. И все же главное не в этом. Проанализируйте деятельность тех, кто добился высоких результатов в течение следующего семестра, и вы увидите, что это люди, которые сумели сориентироваться в непривычно сложных условиях, выработать систему в занятиях, навыки самостоятельной работы. Именно поэтому у них меньше трудностей на экзаменах. Опыт многих людей и данные науки свидетельствуют о том, что начинать работу по выработке у себя навыков умственного труда нужно с общей его организации. В нее входят: организация режима дня, рабочего места, навыки планирования работы и учета сделанного, ведения различных записей и оформления результатов труда. Со временем эти навыки внешней стороны культуры умственного труда переходят в привычки и приводят к упорядочиванию внутренней мыслительной деятельности, к внутренней собранности и организованности. Начинать самостоятельные занятия следует с первых дней семестра: пропущенные для работы дни будут потеряны безвозвратно, компенсировать их позднее усиленными занятиями без снижения качества работы и его производительности невозможно. Первые дни семестра исключительно важны для того, чтобы включиться в работу, установить определенный порядок, равномерный ритм на весь семестр. Что такое ритм? Это ежедневная работа в одни и те же часы при целесообразном чередовании с отдыхом. Такой ритм в общем плане задается распорядком дня в колледже. Самостоятельная работа планируется самим курсантом на основе полученных знаний и расписания занятий. Ни в коем случае не планируйте, например, подготовку к семинару на один последний день. Это очень утомляет, притупляет мышление. Готовиться к семинару нужно в течение нескольких самоподготовок, тщательно планируя последовательность и объем подготовки. С другой стороны, нецелесообразно заниматься многими предметами в один и тот же день, так как при этом уходит сравнительно много времени для переключения внимания на новый предмет. Эффективнее всего в течение одной самоподготовки заниматься не более чем двумя предметами, что в большинстве случаев соответствует расписанию занятий. Важным свойством человеческого организма является то, что его активность в течение суток колеблется. Она максимальна с 9 до 12-13 часов и от 16 до 20-21 часа. Уровень биологической активности: 12 16 22 6 12 (часы суток) В период максимальной активности повышается острота органов чувств: человек в это время лучше слышит, различает цвета, увеличивается его поле зрения. Именно поэтому самую напряженную и ответственную работу имеет смысл производить в эти часы. Распорядок дня в колледже в основном соответствует особенностям человеческого организма. В процессе работы возникает утомление, которое проявляется через чувство усталости, понижения продуктивности и требует прекращение работы на определенное время. Однако неправильно при первых субъективных симптомах утомления прерывать работу на длительный период. При легкой усталости нужно лишь на несколько минут отложить работу, выполнить несколько физических упражнений и вновь приняться за дело. Очень важным фактором в повышении умственной работоспособности является организация рабочего места. На столе ничего не должно быть, кроме необходимых для данного занятия конспектов и литературы. Ничего лишнего! Посторонние предметы обязательно привлекают к себе внимание и отвлекают от работы. Надо до начала работы продумать и оценить, что будет необходимо в процессе работы. Например, позаботиться о получении необходимой для подготовки к семинару литературы. Это очень важно, так как в противном случае придется прерывать работу и заниматься поиском недостающей литературы. И еще. Если вы сели работать, не ищите себе повода прервать начатое дело. Установите время непрерывной работы, которое в условиях колледжа составляет один учебный час (45мин.) и работайте, даже если вы этому пока не научились. Формирование усидчивости от многих требует больших усилий, но зато, какие преимущества это свойство личности несет курсанту! Изучение общественных наук, прежде всего философии, предполагает активное желание формировать и развивать диалектическое мышление. Философия и другие общественные науки представляют собой одно из лучших средств к достижению этой цели. «Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой ум»- остроумно заметил Франсуа Ларошфуко, французский моралист XII века… И действительно, разве не предпочитаем мы частенько снисходительно ругнуть свою память вместо того, чтобы признаться хотя бы самим себе в недостатках или лености своего мышления? Известный педагог Д.И.Ушинский писал: «Умственный труд - едва ли не самый тяжелый. Мечтать легко и приятно, но думать трудно». Нужно сказать, что именно леность, нежелание мыслить порождает неумение мыслить. К мышлению с полным основанием можно отнести общее правило: любые способности улучшаются, если эти способности развивать. Некоторые люди замечают за собой, что значительную часть времени они не думают ни о чем. Часто можно видеть на лекции и даже на семинаре курсанта, который в этих условиях дает своему мозгу возможность «хорошенько отдохнуть». Какое уж здесь развитие мышления! Думать постоянно и упрямо, в любых условиях, при недостатке и избытке информации - вот первая заповедь всякого, действительно стремящегося к развитию своего мышления. Вместе с тем мышление всегда сопряжено с процессами запоминания, с памятью человека. Знайте способности своей памяти: -если у вас зрительная память: а) при восприятии на слух фиксируйте материал на бумаге, б) читайте больше сами, в) подчеркивайте выдержки из текста (своей книги) карандашом по своей системе обозначений, г) пользуйтесь наглядными пособиями; -если у вас слуховая память: а) чаще слушайте других, б) читайте сами вслух, в) рассуждайте вслух; -если у вас моторная память: а) работайте, конспектируя материал, б) рисуйте таблицы, схемы и т.д. Пользуйтесь рациональными приемами запоминания: а) материал для запоминания должен быть понят, б) запоминание должно быть логически осмыслено. Для этого следует: - составлять план запоминаемого материала, - делить материал на части, - классифицировать и систематизировать материал, - связывать новый запоминаемый материал с уже известным старым. Старательно использовать усвоенные положения в своей деятельности - это лучшая гарантия сохранения запоминаемого материала в памяти. Развивайте память постоянно и целеустремленно. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В основе глубокого знания философии и обществоведения лежит самостоятельная работа с соответствующей литературой. Именно самостоятельная работа над книгой содействует активному обучению, помогает курсантам самим разобраться в явлениях жизни, осмысленно участвовать в общественной и политической деятельности. Самостоятельная работа над книгой, особенно философского содержания, представляет известные трудности. Иногда затрачивая на самостоятельную работу уйму времени, курсанты не добиваются желаемых результатов. Эта работа требует большого труда, определенного умения и специальных навыков. Каковы конкретные приемы работы с книгой? Прежде всего возникает вопрос: умеем ли мы читать? Вопрос не покажется странным, если мы напомним, что под умением читать сегодня нужно иметь в виду именно быстрое чтение. С удивительной быстротой читал А.М.Горький, то же можно сказать и о Ж.Ж.Руссо, Оноре де Бальзаке, А.С.Пушкине, Н.Г.Чернышевском, Л.Н.Толстом. Скорость чтения «быстрочитающих» достигает 500-600 слов в минуту, т.е. 100-120 страниц в час. Встречаются люди, у которых скорость чтения в 2-3 раза выше этого показателя. Способность быстро читать - удел не только выдающихся личностей. Любой человек средних способностей может овладеть искусством быстрого чтения. Существуют ли нормы скорости чтения? По данным ученых, ученики средней школы читают со скоростью 90-100 слов в минуту, студенты 1-ого курса- 120, инженеры-186; большая часть населения читает с такой же скоростью как 50-100 лет назад. 150-200 слов в минуту - вот скорость, с которой читает большая часть людей сегодня. Сегодняшний день предъявляет повышенные требования. Если человек читает до 300 слов в минуту- это хорошо. Но нужно стремиться к чтению со скоростью 500-600 слов в минуту. Как усовершенствовать процесс чтения? Как повысить его производительность, продуктивность, эффективность? Ведущая роль в чтении принадлежит зрению. С помощью зрения человек получает более 90% всей информации об окружающем мире. Давайте посмотрим, как движутся глаза человека, читающего быстро и человека, читающего медленно. поле зрения
движение глаз
медленное чтение Обычное чтение: 1. читаются буквы, слоги, слова, 2. графическая информация направляется в мозг с помощью зрительного, речедвигательного и слухового каналов, 3. для уяснения смысла прочитанного необходимо видеть графическую информацию и одновременно внутренне проговаривать слова. поле зрения
быстрое чтение Динамичное чтение: 1. читаются группы слов, блоки и целые мысли (так называемое «чтение понятиями»), 2. графическая информация направляется в мозг только с помощью зрительного аппарата, 3. подавляется внутреннее проговаривание («озвучивание» читаемого текста). Резервы повышения скорости чтения: -подавление внутреннего проговаривания, -расширение поля зрения, -овладение навыками чтения по вертикали, -отделение необходимой информации от избыточной (повторение ненужных вставок и т.д.) К избыточной информации могут относиться и очень важные сведения, но уже известные читателю из других источников или не соответствующие цели чтения. Нужно не только научиться читать быстро, но и уметь читать медленно, иными словами, сознательно управлять темпом чтения в зависимости от характера материала, цели чтения и глубины восприятия прочитанного без проникновения в суть произведения. Быстрое чтение само по себе ничего не даст. Темп чтения должен быть таким, чтобы можно было осмыслить читаемое и в краткой форме изложить письменно. Стоит приложить определенные усилия, и любой человек может резко повысить скорость своего чтения. Для этого необходимо выполнить следующее: 1. Сознательно заставлять себя читать быстрее, даже с дефектами. Постоянно читать с высокой скоростью, пока это не войдет в привычку. Не смущаться, если в первое время не все прочитанное будет понятно. 2. Избавиться, как сказано выше, от привычки произносить про себя читаемый текст. Для этого необходимо взять карандаш в рот и зажать зубами так, чтобы ни губы, ни язык не касались его. Держать карандаш в таком положении во время всего чтения- до тех пор, пока не будет никакого сомнения, что текст не повторяется про себя. 3. Прочертить посредине газетной колонки линию сверху вниз. Глядя только на линию, попытаться прочитать колонку, используя «боковое зрение» с тем, чтобы увидеть дальние края строк. Практиковать это каждый день, пока не удастся читать колонку правильно. Затем попытаться таким образом читать книги и журналы. Это позволит видеть блоки текста целиком. 4. Чтобы не допускать движения взгляда вверх по странице, закрыть то, что уже прочитано, листом плотной бумаги, передвигая его вниз страницы по мере прочтения, заставлять себя с каждым занятием продвигаться по странице все быстрее и быстрее. 5. Отмечать скорость чтения. Делать это каждый день, заставляя себя думать об увеличении скорости. У каждого читателя имеются внутренние неиспользованные резервы. Мы должны быть гибкими, динамичными в зависимости от видов и целей чтения. У читателя формируется сознательное отношение к чтению как к трудоемкому и сложному виду умственной деятельности, развиваются разнообразные читательские умения, обеспечивается рост продуктивности чтения, создается хорошая база для дальнейшего совершенствования читательских навыков. Девизом чтения становится: скоро и споро в динамическом развитии! РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Вопросы обучения и воспитания в военно-учебных заведениях.- М., 1986. 2. Гецов Г. Работа с книгой: рациональные приемы.- М., 1984. 3. Гойдина Н.А. Организация самостоятельной аудиторной работы студентов.- М., 2009. 4. Гриханов Ю.А. Что нужно знать каждому о библиотеке.- М., 1997. 5. Маранцман В.Г. Труд читателя: от восприятия литературного произведения к анализу.- М., 1986. 6. Марохонько О.И. Организация самостоятельной работы студентов.- М., 2010. 7. Методика преподавания общественных наук.- М., 1985. 8. Митросенко С.В. Педагогика среднего профессионального образования.- Красноярск, 2006. 9. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования, 2-ое изд.- М., 2001. 10. Поварнин С.И. Как читать книги.- М., 1978. 11. Смородинская М.Д., Маркова Ю.П. О культуре чтения.- М., 1984.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|