Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема 14.Культурная модернизация



Тема 14.Культурная модернизация

 

Для современного мира характерны интеграция экономи­ческой, политической, духовно-информационной сфер жизни подавляющего большинства стран мира, имеющая объектив­ный характер или проявления роста культурных коммуника­ций с развитием форм человеческой жизнедеятельности. Все это с неизбежностью приводит к росту взаимовлияния куль­тур, формированию необходимых для этого культурных норм, ценностей, общих если не для всех, то для большинства куль­тур. Эти процессы и выступают как культурная универсализа­ция.

Первой формой культурной универсализации является модернизация. Это понятие имеет два основных значения. В широком смысле культурная модернизация означает достаточно резкое обновление культуры в духе определенных ценностей, ее реак­цию на какие-то требования времени и общества. В узком смысле модернизация культуры означает работу по преодолению ее «запаздывания» от культур, признаваемых за развитые.

В частности, классическим примером такой модернизации, ее первой формой является индустриализация – переход от традиционной культуры к капиталистической.

Обычно выделяют два вида культурной модернизации:

v органическую (осуществляемую естественно, в ходе исторического развития) и

v неорганическую, требующую влияния извне на модернизируемую культуру, осуществляемую как це­ленаправленное внедрение новых культурных ценностей, об­раза жизни, в целом не присущих данной культуре.

На начальном этапе культурного синтеза «свои» и «чужие» культурные факты могут сосуществовать по принципу субкуль­тур; в противном случае «чужая» может стать антикультурой. Кроме того, в условиях модернизации образуются переходные формы культуры, включающие в себя как традиционные, так и заимствованные ценности. Характер этого взаимодействия со­ставляет наиболее сложную проблему.

Наиболее глубокое проникновение модернизация может иметь собственно в экономическую сферу (НТП, финансы и т.п.), тогда как в со­циальной и духовной могут доминировать ценности традиционные (примеры: Япония, Китай).

В свете сказанного нужно рассмотреть исторически важ­ную форму модернизации – аккультурацию. Это понятие обо­значает такое взаимодействие культур, в результате которого культура одного народа полностью или частично воспринима­ет культуру другого народа. Этот процесс может быть как доб­ровольным, так и навязанным. Как правило, более развитая культура побеждает в таком взаимо­действии.

Культурологи отмечают, что сами по себе формы «высокой» культуры могут входить в жизнь «низ­кой» легче и быстрее, чем их функциональное содержание: чаще всего адаптация нового осуществляется как имитация.

Аккульту­рация проявляется в замене культурных кодов поведения на противоположные (например, коллективизм – инди­видуализм); в разрушении и даже полном исчезновении ос­новных культурных принципов, лежащих в основе человечес­кой деятельности, в наличии, осознаваемом или нет, двух куль­турных миров, в которых человек вынужден существовать.

Третьей формой модернизации является вестернизация – целенаправленное навязывание западной, а чаще всего аме­риканской культуры в сочетании с бездумным запросом (мо­дой) на эту культуру, что приводит к потере вестернизируемой стороной своей культурной самобытности, что может вызы­вать социальный протест, враждебное отношение к западной культуре как таковой.

Собственно модернизацию как переход от традиционной к капиталистической экономике Запад осуществил естественно, органично, без разрушения преемственности развития в тече­ние XVII–XIX вв., в ходе «линейного», в целом прогрессивно­го развития, имеющего универсальные стадии в рамках своей культурной системы.

В России ситуация принципиально иная. Ее нынешнюю «модернизацию», рассматриваемую как способ преодоления «неправильности», более адекватно можно определить как «вестернизацию». В самом деле, в России осуществляется массо­вое,

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.