|
|||
Тема 14.Культурная модернизацияТема 14.Культурная модернизация
Для современного мира характерны интеграция экономической, политической, духовно-информационной сфер жизни подавляющего большинства стран мира, имеющая объективный характер или проявления роста культурных коммуникаций с развитием форм человеческой жизнедеятельности. Все это с неизбежностью приводит к росту взаимовлияния культур, формированию необходимых для этого культурных норм, ценностей, общих если не для всех, то для большинства культур. Эти процессы и выступают как культурная универсализация. Первой формой культурной универсализации является модернизация. Это понятие имеет два основных значения. В широком смысле культурная модернизация означает достаточно резкое обновление культуры в духе определенных ценностей, ее реакцию на какие-то требования времени и общества. В узком смысле модернизация культуры означает работу по преодолению ее «запаздывания» от культур, признаваемых за развитые. В частности, классическим примером такой модернизации, ее первой формой является индустриализация – переход от традиционной культуры к капиталистической. Обычно выделяют два вида культурной модернизации: v органическую (осуществляемую естественно, в ходе исторического развития) и v неорганическую, требующую влияния извне на модернизируемую культуру, осуществляемую как целенаправленное внедрение новых культурных ценностей, образа жизни, в целом не присущих данной культуре. На начальном этапе культурного синтеза «свои» и «чужие» культурные факты могут сосуществовать по принципу субкультур; в противном случае «чужая» может стать антикультурой. Кроме того, в условиях модернизации образуются переходные формы культуры, включающие в себя как традиционные, так и заимствованные ценности. Характер этого взаимодействия составляет наиболее сложную проблему. Наиболее глубокое проникновение модернизация может иметь собственно в экономическую сферу (НТП, финансы и т.п.), тогда как в социальной и духовной могут доминировать ценности традиционные (примеры: Япония, Китай). В свете сказанного нужно рассмотреть исторически важную форму модернизации – аккультурацию. Это понятие обозначает такое взаимодействие культур, в результате которого культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа. Этот процесс может быть как добровольным, так и навязанным. Как правило, более развитая культура побеждает в таком взаимодействии. Культурологи отмечают, что сами по себе формы «высокой» культуры могут входить в жизнь «низкой» легче и быстрее, чем их функциональное содержание: чаще всего адаптация нового осуществляется как имитация. Аккультурация проявляется в замене культурных кодов поведения на противоположные (например, коллективизм – индивидуализм); в разрушении и даже полном исчезновении основных культурных принципов, лежащих в основе человеческой деятельности, в наличии, осознаваемом или нет, двух культурных миров, в которых человек вынужден существовать. Третьей формой модернизации является вестернизация – целенаправленное навязывание западной, а чаще всего американской культуры в сочетании с бездумным запросом (модой) на эту культуру, что приводит к потере вестернизируемой стороной своей культурной самобытности, что может вызывать социальный протест, враждебное отношение к западной культуре как таковой. Собственно модернизацию как переход от традиционной к капиталистической экономике Запад осуществил естественно, органично, без разрушения преемственности развития в течение XVII–XIX вв., в ходе «линейного», в целом прогрессивного развития, имеющего универсальные стадии в рамках своей культурной системы. В России ситуация принципиально иная. Ее нынешнюю «модернизацию», рассматриваемую как способ преодоления «неправильности», более адекватно можно определить как «вестернизацию». В самом деле, в России осуществляется массовое,
|
|||
|