Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Метафоричный язык книжной иллюстрации



Метафоричный язык книжной иллюстрации

В 2010 году издательство «КомпасГид» впервые запустило в России серию «Поколение www.», ориентированную на аудиторию young adult («молодых взрослых»). Это был настоящий эксперимент, продолжением которого стала серия книг YA (по первым буквам – young adult), появившаяся в 2018 году. Революционные и провокационные, в стиле редакционной политики молодого «КомпасГида», романы опередили своё время и понравились всем, как подросткам, так и взрослым читателям. Настоящими открытиями для российской аудитории стали такие авторы как Стефан Каста, Габриэле Клима, Катарина Киери, Беате Тереза Ханика и другие.

Рассказываем, как создавалась серия, какие книги в неё вошли, а также об уникальной обложке. О том, как она формировалась, рассказывают создатели – издатель, шеф-редактор, дизайнер и свидетели успеха проекта.

 

—  Серия «YA» (young adult) объединяет книги, которые могли быть написаны только в наши дни, — острые, злободневные, дерзкие романы для читателей от 16 лет. Герои серии сталкиваются с реальностью, порой в неожиданных ее проявлениях, и ищут свое место в мире. Где бы ни происходило действие — в России, Германии, Швеции, США, Великобритании, — персонажи чувствуют себя в центре событий. А главное, они понимают, что собственное «Я» — самое ценное, что у них есть,рассказывает главный редактор издательства «КомпасГид» Виталий Зюсько.

Смелое, запоминающееся оформление серии придумал и воплотил в жизнь дизайнер, руководитель студии Groza и фестиваля Типомания Александр Васин.

 

Когда начались разговоры про эту книжную серию, которая мне понравилась, я спросил, есть ли у неё маркировка – знак, отличающий её от всех остальных книг. Его не было. И я предложил сделать изображение, которое бы маркировало эти книжки, было бы достаточно узнаваемым во всем книжном многообразии и при этом упростило работу. Последнее всегда хорошо, когда проект большой. Если есть фиксированное изображение, буквы, можно сказать, что обложка на 50% сделана. В процессе работы над логотипом я стал смотреть на эти буквы YA: если их писать строчными они будут ассиметричными, а если прописными – симметричными. Поставив их друг на друга, я увидел, что получился человек, который протянул свои руки вверх. То ли это девочка в юбочке, то ли это парень, не важно, оставалось поставить точечку, которая служила бы головой. Мне кажется, в этом знаке хорошо сочетаются типографические элементы: буквы с изображением, которое они не перекрывают. Если кто-то здесь не разглядел человека, это как раз хорошо. Я считаю, что излишняя выразительность портит тему. Пытаться сделать эмблему или значок, где бы точно всё считывалось – плохая практика, потому что мы сразу начнем уточнять – а какого возраста этот человек, пола, правша или левша и тд. Изображение должно быть максимально условно.

 

Александр также отметил самостоятельность знака и его размещение на обложке – крупное, как будто сквозь основное изображение.

 

 – Изначально предполагалось, что черная точка наверху будет отверстием, книгу можно было бы вешать на гвоздь, но его решение оказалось не очень целесообразным и дорогим для печати, поэтому эту задумку я забрал для другого проекта, –  продолжает делиться этапами процесса создания логотипа для книжной серии YA дизайнер Александр Васин, – При создании каждой книги серии мы разрешали себе хулиганить, изменять пропорции буквы, искажать по вертикали или горизонтали. Этот прием как раз показывает образ подростка, ещё не сформировавшегося в психологическом состоянии. Главная моя задача была не попасть в эту иллюстративную беду, которая всегда есть при оформлении книжек, где не фабула играет роль, а взаимоотношения персонажей, их переживания.

 

Анастасия Милёхина, руководитель Центра немецкой книги в Москве Представительство Франкфуртской книжной ярмарки в России, поделилась своим впечатлением о первом знакомстве с серией YA:

 – Обложки-магниты. Своими открытыми контрастными цветами притягивают взгляд. Обложки-ребусы. Хочется непременно разгадать-прочитать, что там написано… какие слова, какое название «зашифровано». У каждого заголовка – свой шрифт, своё начертание. Не оторвешься, пока не разгадаешь, не прочитаешь. Если приглядеться ещё внимательнее – увидишь и общий знак. Легкий, геометричный, почти невидимый. Знак серии «YA» - young adult. Когда впервые увидела обложки, подумала… хотя нет, не подумала даже, а сразу поняла – книги для подростков. Яркие, сильные, крепкие, тревожные. Цепляют и не отпускают. Для детей так не делают, и для взрослых тоже. Очевидно, что и темы сложные – под стать визуальной яркости и визуальной звучности заголовков. Взяла одну из книг в руки и только тут «разглядела», что она на русском языке. И что эти «бьющие по глазам» акцидентные шрифты – кириллица. Изумление. Первым делом ищу имя дизайнера – Александр Васин. Идеальное попадание».

В работе над обложками также принимали участие дизайнеры Наталья Вельчинская и Анна Хораш. Они входили в команду, которой руководил Александр Васин.

 

Если мы с вами сейчас начнем рисовать, то получатся одинокие фигурки, гулящие по городу, смотрящие в окно – бессмыслица, с которой можно справится через метафору, а типографика – это хороший инструмент, потому что мы напрямую ничего не показываем. Представьте, мы иллюстрируем какое-то классическое произведение, например, «Евгения Онегина». Персонаж у вас блондин, у меня – брюнет. Если я нарисую брюнета, это испортит ваше ощущение, а Пушкину – это было неважно, каждого его героя вы можете представить таким, каким хотите, поэтому вопрос иллюстрирования сомнительный, и буквы, которые мы выбираем для каждой обложки, они всегда разные. Какие-то отсылают к классике, какие-то, например, книга про футбол (прим. ред. – речь «Футбол или жизнь» Класа Эвервина) – гротеск: мяч, форма, игровое табло. Это решение дает возможность бесконечно долго делать такие обложки книг.  Я думаю, редакция «КомпасГида» со мной согласится.  

В серию YA вошли: Клас Эверт Эвервин «Футбол или жизнь», Катарина Киери «Совсем не Аполлон», Стефан Каста «Притворяясь мёртвым», Алекс Хариди «Дом напротив», Сара Кадефорс «Сандор/Ида», Андреас Штайнхёфель «В центре Вселенной», Евгений Рудашевский «Бессонница», Гала Узрютова «Страна Саша», а также две книги, переведенные на русский язык, итальянского писателя Габриэле Клима, «Солнце сквозь пальцы» и «Комната Волка».

Коллекция книг под узнаваемым логотипом «YA» — для читателей, которые мечтают разобраться в том, какие вызовы стоят перед «молодыми взрослыми» сегодня. Интересно будет и тем, кто переживает переход во взрослую жизнь сейчас, и тем, кто давно его завершил,отмечает шеф-редактор издательства «КомпасГид» Марина Кадетова, – Где бы ни происходило действие романов из серии «YA», их герои поразительным образом похожи: дерзкие и сомневающиеся в себе, много понимающие и слегка наивные, космополитичные и замкнутые на собственных проблемах. Как и, наверное, все в этом возрасте, независимо от пола, расы, национальности, социального положения.

 

Дизайнер Александр Васин поделился своим мнением, на что стоит обратиться внимание иллюстраторам и дизайнерам, которые только начинают сотрудничать с издательствами:

 

 – И дизайнеры, и иллюстраторы должны думать о своем творческом пути, самовыражаться в своих работах, но всё-таки делать вещи для определенных задач, для определенных людей, и я рекомендую перед началом создания обложки поразмышлять в каком направлении вы движетесь, и полностью ли созданы те условия. Разобраться, какая эта книга, для кого она, подростков или мам этих подростков (это будут совершенно разные обложки), в какой стране она будет продаваться, в каких магазинах. Возможно, 10 лет назад, или в 2035 году, если я делал эту серию, у меня было бы другое решение. Важен контекст.

 

Совсем скоро, в июле 2020 года, издательство «КомпасГид» выпустит новую книгу – роман шведской писательницы Сары Кадефорс «Сандор / Ида» – не менее заметную и важную, как предыдущие. На русский язык роман об онлайн-знакомстве двух подростков перевела Анастасия Наумова, которую читатели «КомпасГида» знают по книге Леви Хенриксена «Ангел с Чёртова острова». Книги серии «YA» в том числе и эта новинка доступны для заказа https://www.labirint.ru/series/43527/

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.