МБОУ «Гатчинская гимназия им. К.Д. Ушинского»
МБОУ «Гатчинская гимназия им. К.Д. Ушинского»
Лисовская Елена Александровна
Конспект урока
Предмет:окружающий мир
Тема.Какие бывают животные.
Урок 11 в разделе «Природа».
УМК «Школа России»
Класс: 2
Учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразоват.учреждений с прил. на электронном носителе. В 2 ч./А.А.Плешаков. – М.: Просвещение,2019
Задачи:
Планируемые результаты:
Предметные:
● классифицировать животных (насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся, ракообразные, паукообразные);
● приводить примеры животных каждой группы;
понимать зависимость строения животных от их образа жизни;
Метапредметные:
● понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
● определять общее и отличительное;
● выделять существенные признаки и проводить на их основе классификацию;
● формулировать логические высказывания, приводить доказательства;
● работать в группе: анализировать, представлять информацию, отвечать на вопросы;
● делать выводы, оценивать свои достижения на уроке;
Личностные:
● иметь целостное представление об окружающем мире (представлять многообразие животных)
Тип урока: открытие новых знаний.
Межпредметные связи:
математика (классификация объектов по существенному признаку)
Ресурсы урока:учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразоват.учреждений с прил. на электронном носителе. В 2 ч./А.А.Плешаков. – М.: Просвещение,2019; тексты; иллюстрации животных (по группам); таблица ;презентация к уроку.
Время
| Ход урока
|
| 1 мин.
| I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
-Ребята, урок сегодня необычный. На уроке мы постараемся открыть новые тайны природы. Пусть этот урок принесет вам хорошее настроение, новые знания, хорошие оценки.
| Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.
| 15мин.
| II. Актуализация опорных знаний.Постановка целей и задач урока.
1)Самоопределение к деятельности. Анаграммы.
- Ребята у вас на столах анаграммы, по два слова у каждой группы.
РАМУВЕЙ – муравей
АКУЩ – щука
РОКАСО – сорока
БАНАК – кабан
ИЖФАР- жираф
БРАЗЕ-зебра
ЛАПЧЕ-пчела
ДАКСУ-судак
-Расшифруйте слова.
-Как можно назвать одним словом?
Ответы уч-ся: «Это животные».
-Предположите, о чём будем говорить на уроке?
- Прочитайте тему нашего урока в учебнике на стр.60.
- Назовите тему нашего урока.
Ответы уч-ся: «Какие бывают животные».
СЛАЙД 1
2)Имя урока:
"Наблюдай и восхищайся, Изучай и береги!"
СЛАЙД 2
- Как вы понимаете это высказывание?
Ответы уч-ся: «Мы будем изучать разных животных, их особенности, красоту и научимся их беречь».
3)Игра «Фантазёры»
-Ребята, а мне однажды встретилось вот такое странное животное.
СЛАЙД 3
- Как вы думаете, а бывают ли такие животные?
Ответы уч-ся: «Нет, такого животного не существует».
- Как он умеет передвигаться? А как бы вы его назвали?
Ответы уч-ся: «Он может прыгать, летать, плавать.
-Давайте рассмотрим его и подпишем части тела каких животных объединили на рисунке?
Ответы уч-ся: «Здесь объединились части животных-петух, белка, карась, кузнечик».
- К каким из известных животных нам групп относятся эти животные?
Ответы уч-ся: «Эти животные относятся к группам - рыбы, птицы, звери, насекомые».
4) Работа в группах.
Давайте вспомним какие группы животных мы с вами уже знаем.
– У вас на партах лежат конверты. Возьмите конверт – в нём задание.
В конвертах подготовлены рисунки животных:
● 1-я группа - тигр, лиса, петух, медведь, заяц;
● 2-я группа - ласточка, ворона, щука, синица, клёст (гусь);
● 3-я группа - окунь, сом, кузнечик, карась, ёрш;
● 4-я группа - муха, божья коровка, белка, жук, бабочка.
Каждая группа работает по плану:
1. Рассмотрите фотографии животных, найдите лишнее (потом поместите его в нужную группу).
2.Дайте название этой группе животных.
3. Определите отличительную особенность животных этой группы (нарисуй схематически).
4. Проверьте себя по учебнику на стр. 60.
СЛАЙД 4
На доску вывесить результат работы каждой группы.
– Как одним словом назвать всех животных первой группы, второй, третьей, четвёртой?
Ответы уч-ся: «Тигр, лиса, медведь, заяц – это звери. Признак- шерсть. Ласточка, ворона, синица, гусь-это птицы. Признак-перья. Окунь, сом, карась, ёрш- рыбы. Признак- чешуя. Муха, божья коровка, жук, бабочка-насекомые. Признак-3 пары ног».
(На доске на карточках названия групп животных: насекомые, рыбы, птицы, звери.)
|
Цель: настроить учащихся на учебную деятельность, развитие мышления, внимания, умения анализировать, обобщать, выделять главное.
Цель:
- организовать формулировку темы урока детьми;
- организовать постановку цели урока детьми.
Мультимедийная презентация
Цель: облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов.
Цель: актуализировать знания детей о животных;
формировать умение классифицировать объекты;
умение действовать по плану.
Организовать выполнение
учащимися самостоятельной работы в группах.
| 19мин.
| III. Постановка проблемы. Открытие новых знаний.
-Сейчас вы послушаете описание животного и попробуете отнести его к одной из групп:
Тело этого животного покрытого голой, влажной кожей. Имеет две пары конечностей. Животное может жить на суше и в воде. Детёныш появляется из икринки, затем превращается в головастика, становится взрослой особью.(Лягушка)
СЛАЙД 5
Проблемный вопрос
-Можем ли мы, пользуясь нашими знаниями о группах животных, отнести лягушку в ту или иную группу?
Ответы уч-ся: «По отличительным признакам лягушка не подходит ни к одной группе животных».
-Значит, есть ещё группа животных, куда можно отнести лягушку.
- Сегодня мы познакомимся еще с 4 группами.
1) Использование приёма «Зигзаг». Знакомство с новыми группами животных.
- Предлагаю вам поработать в группах. (предварительно вспомнив правила работы в группе).
Объясняю правила работы.
- Все вы в группе получили разные тексты. Поскольку разобраться одному сложно, вы будете работать сегодня сообща. Для этого вы объединитесь в группы по одинаковому тексту, что говорит цвет кружочка на листке. Такого цвета и кружок на столе, за которым вы и будете работать.
(дети рассаживаются за столы, соответствующие цвету их кружка на тексте).
Что вы делаете в группе?
1. Вам надо прочитать текст каждому;
2. Понять смысл прочитанного;
3. Перевести эту информацию в графическую форму – в виде таблицы.
- Задание понятно? Приступайте к работе.
Каждая группа заполняет таблицу
СЛАЙД 6
2) Приём «Фишбоун»
А теперь мы все вместе заполним таблицу, которая называется «Фишбоун» или «Рыбий скелет».
Заполнение таблицы «Рыбий скелет».
- Посмотрите, ребята, общими усилиями мы заполнили «Рыбий скелет». Но ведь остался ещё хвостик, в котором нужно записать вывод, т.е. ответ на вопрос нашей темы: «Какие бывают животные».
Ответы уч-ся: «На земле существуют разнообразные группы животных».
СЛАЙД 7
| Цель: формировать умение структурировать знания, умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
Цель этапа: выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний учащихся.
Цель: организовать работу с информацией.
Работа в группе
Цель: формирование умения работать в группах; развитие речи; формирование умения определять задачу урока.
Прием работы в группе помогает активизировать деятельность уч-ся, регулировать внутриколлективные отношения.
Цель: закрепление материала, развитие умение обобщать, делать выводы.
| 5 мин.
| IV. Первичная проверка понимания.
Приём «Жокей и лошадь»
-Как вы усвоили тему нашего урока, проверим в игре «Жокей и лошадь».
-Ваша задача найти себе друга, вторую половинку. У одних ребят название животного, а у других- группа, к которой он принадлежит.
- Ребята, посмотрите как много животных на свете. Как вы думаете, а все они нужны нам???
Ответы уч-ся: «Да, все животные приносят какую-то пользу на земле».
-Каким разнообразным не был животный мир, но мы должны беречь каждого животного, и, по – возможности, предотвращать их гибель и исчезновение с лица Земли. Ведь сколько радости доставляет нам общение с животными, даже если это просто маленький хомячок или аквариумная рыбка.
Имя урока:
"Наблюдай и восхищайся, Изучай и береги!"
- На следующем уроке мы с вами поговорим о том, почему нужно беречь животных.
|
Прием «Жокей и лошадь»(оригинальное название приема)
Цель: активизация мыслительного процесса, закрепление изученного.
| 2 мин.
| V. Информация о домашнем задании.
1) Прочитать статью в учебнике стр.62-63, подготовить рассказ о животном любой группы.
2) Составить кроссворд «Какие бывают животные».
3) Нарисовать своё фантастическое животное, в котором совмещены признаки разных групп животных.
СЛАЙД 9
| Цель: закрепить полученные знания на уроке.
Дети предлагают и выбирают задание для самостоятельного выполнения.
| 3мин.
| VI. Рефлексия деятельности.
1) Букет настроения
Собрать цветок: зелёный- всё хорошо, жёлтый-есть проблема, синий-нужна помощь.
2) Прием «Идеальный опрос»
- Поднимите руку, кто считает, что он усвоил урок на «5», на «4», на «3».
- Молодцы, я вижу, что вы хорошо усвоили новый материал, и без затруднений будете определять к какой группе принадлежит животное.
Благодарю всех вас за работу на уроке. Урок окончен.
|
Цель: зафиксировать свои продвижения в учебе.
«Идеальный опрос»
Цель: контроль результата учебной деятельности.
|
|