|
|||
В РОССИИ. ЕКАТЕРИНА ТРУБЕЦКАЯВ РОССИИ В России возникновение светского движения, объединившего прогрессивно-мыслящих людей, с самого начала было окутано тайнами и легендами. Достоверно известно, что первые масоны появились на русской земле в эпоху правления Петра Великого. По непроверенным сведениям, император был первым российским вольным каменщиком. Исторические источники, подтверждающие деятельность масонских лож в нашей стране, относятся к 1730-м годам. В их состав входили в основном иностранцы, коих в тот период было великое множество в Империи. Для них братства были своеобразным способом выжить в чужой стране, благодаря полезным знакомствам получить хорошую должность или продвижение по службе. Российское дворянство заинтересовалось масонским движением в эпоху правления императрица Елизаветы. Членами братства считались князья Голицыны, графы Чернышовы, историк Щербатов, князь Н.Н. Трубецкой. Однако при Екатерине Второй деятельность лож была поставлена вне закона. По мнению просвещенной императрицы, масоны с их идеями о свободе, равенстве и братстве могли нанести значительный вред российской монархии. Окончательно Орден вольных каменщиков был запрещен в 1822 году при Александре Первом. На тот момент в России насчитывалось 19 лож, в состав которых входило 1400 масонов. Пройдет чуть меньше столетия, прежде чем начнется возрождение деятельности тайных братств. Импульсом для их появления послужил известный манифест от 17 октября 1905 года императора Николая Второго, даровавший русскому народу многочисленные права, среди которых свобода создания общественных организаций, не преследующих цели подорвать основы государственного строя. Деятельность масонских лож сосредоточилась в Петербурге и Москве. Самыми известными и многочисленными на то время считались «Возрождение», «Северное сияние» и «Астрея».
Декабристы были «детьми 1812 года», именно так они называли себя сами. Декабристы - люди высокой нравственности, которая и выделила их из остального дворянства, заставила подняться выше своих сословных привилегий, дававшихся им происхождением и положением в обществе, пожертвовать всем своим состоянием и даже самой жизнью во имя высоких и благородных идеалов – освобождения России от крепостничества и деспотизма самодержавной власти. Источниками их "вольномыслия" явились идеи французских просветителей XVIII в. и русских "вольнодумцев" конца XVIII – начала XIX в. Большое влияние на формирование освободительных идей декабристов оказала Отечественная война 1812 г. Не случайно они называли себя "детьми 1812 года", рассматривая его как отправную точку своего политического воспитания. Свыше ста будущих декабристов были участниками этой войны. Заграничный поход русской армии в 1813–1814 гг., в котором участвовали многие декабристы, познакомил их с социально-политическими изменениями в Европе после Французской революции конца XVIII в., обогатил их новыми впечатлениями, идеями и жизненным опытом. Союз спасения был организован в феврале 1816 года в Петербурге. Само название общества говорит о том, что его участники своей целью ставили спасение. Спасение кого или чего? По мнению участников общества, спасать надо было Россию от падения в пропасть, на краю которой она стояла. Главным идеологом и создателем общества был полковник Генерального штаба Александр Николаевич Муравьев, ему в ту пору было 23 года. Это была малочисленная, замкнутая группа единомышленников, насчитывавшая всего 10-12 человек. Под конец своего существования она выросла до 30 человек. Главными членами Союза спасения были князь, ст. офицер Генштаба С.П. Трубецкой; Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы; подпоручик Генерального штаба Никита Муравьев; И.Д. Якушкин, подпоручик Семеновского полка; М.Н. Новиков, племянник известного просветителя XVIII века, и Павел Иванович Пестель. Основные цели их борьбы: ликвидация крепостного права; ликвидация самодержавия; введение конституции; установление представительного правления. Цели были ясны. Но средства и способы добиться этого – туманны. Но время шло, появлялись новые идеи и установки, в соответствии с этим в 1818 г. было образовано другое общество – Союз благоденствия ( на базе Союза спасения). Его организационная структура была сложнее, а охват действия намного шире: образование, армия, чиновничество, суд, печать и др. Во многом цели Союза благоденствия совпадали с государственной политикой России, поэтому организация не была полностью законсперирована. Основные цели организации: отмена крепостного права; ликвидация самодержавия; введение свободного и законного правления. Но устав Союза благоденствия состоял из двух частей: основной и «сокровенной», которая была составлена позже. П.И. Пестель Его программа: уничтожение рабства; равенство граждан перед законом; гласность в государственных делах; гласность судопроизводства; уничтожение винной монополии; уничтожение военных поселений; улучшение участи защитников Отечества, установление предела их службы, уменьшенной с 25 лет; улучшение участи членов клира; в мирное время уменьшение численности армии. В январе 1820 года на совещании в Петербурге был поставлен вопрос: «Какое правление лучше – конституционно-монархическое или республиканское?» Все единогласно выбрали республиканское правление. Союз благоденствия впервые в истории русского революционного движения принял решение бороться за республиканскую форму правления в России. Изменение программы повлекло за собой и тактические изменения. Созванный в 1820 году Московский съезд решил очистить движение от колеблющейся части, а также от радикальной. Общество Пестеля объявили распущенным. 3. Возникновение и становление Южного общества. На основе «Союза благоденствия» в 1821 г. образовались две революционные организации: Южное общество в Киеве и Северное общество в Петербурге. Более революционное из них, Южное, возглавил П. Пестель. Тульчинская управа Союз благоденствия возобновила тайное общество под названием «Южное общество». Структура его была аналогичной структуре Союза спасения: в его составе — исключительно офицеры, строгая дисциплина. Предполагалось установить республиканский строй путём цареубийства и военного переворота. В состав общества входило три управы: Тульчинская (руководители П. Пестель и А. Юшневский), Васильковская ( руководитель С. Муравьев-Апостол) и Каменская (под руководством В. Давыдова и С. Волконского). П. Пестель, сторонник революционных действий, предполагал, что во время революции потребуется диктатура временного верховного правления. Поэтому он составил проект с очень длинным заголовком «Русская Правда, или Заповедная Государственная Грамота Великого Народа Российского, служащая заветом для усовершенствования Государственного устройства России и содержащая верный наказ как для народа, так и для Временного Верховного Правления», или сокращенно «Русская правда» (по аналогии с законодательным документом Киевской Руси). Фактически это был конституционный проект. В нем было 10 глав: — о земельном пространстве; — о племенах, Россию населяющих; — о сословиях, в России обретающихся; — о народе в отношении к приуготовляемому для него политическому состоянию; — об устройстве и образовании верховной власти; — об устройстве и образовании местной власти; — об устройстве безопасности в государстве; — о правительстве; — наказ для составления государственного свода законов. При уничтожении крепостного права Пестель предусматривал освобождение крестьян с землей. Причем всю землю в волости он предлагал делить на две части: ту, которая является общественной собственностью, продавать нельзя. Вторая часть – это частная собственность, ее продавать можно. Но, несмотря на то, что Пестель выступал за полное уничтожение крепостного права, он не предлагал отдавать всю землю крестьянам, частично сохранялось и помещичье землевладение. Убежденный противник самодержавия, он считал необходимым физическое уничтожение всего царствующего дома. При провозглашении республики все сословия должны быть уничтожены, ни одно сословие не должно отличаться от другого никакими социальными привилегиями, дворянство уничтожалось, все люди должны быть равноправными гражданами. Все должны были быть равны перед законом, каждый мог участвовать в государственных делах. По конституции Пестеля, совершеннолетие достигалось к 20 годам. Пестель был сторонником федеративного устройства с сильной централизованной властью. Республика должна была делиться на губернии или области, области – на уезды, уезды – на волости. Главы – только выборные. Высший законодательный орган власти – Народное вече, которое должно избираться на 5 лет. Никто не имел права распустить вече. Вече должно было быть однопалатным. Исполнительный орган – Державная дума. Для контроля за точным исполнением конституции Пестель предполагал власть блюстительную. Конституция провозглашала неприкосновенное право собственности, свободу занятий, книгопечатания и вероисповедования. Национальный вопрос: другие национальности не имели права отделения от Российского государства, они должны были слиться и существовать как единый русский народ. Это был самый радикальный конституционный проект из всех существовавших на то время. Но Россия еще не была готова жить по проекту Пестеля, особенно в вопросе ликвидации сословий. 4. Восстание декабристов на Сенатской площади.
Подвиг мужества русских женщин воспет в песнях, сказах, истории и кинематографе. О великой женской душе русской женщины ходят легенды, а ее образ восхваляют и обожествляют во всем мире.
Шесть самых известных историй самых невероятных женщин XIX века. ЕКАТЕРИНА ТРУБЕЦКАЯ Супруга декабриста Сергея Трубецкого, княгиня Екатерина Трубецкая, была самой первой из жен, отправившихся в Сибирь. Свое решение она объясняла просто: «Церковь наша почитает брак таинством, и союз брачный ничто не сильно разорвать. Жена должна делить участь своего мужа всегда и в счастии и в несчастии, и никакое обстоятельство не может служить ей поводом к неисполнению священнейшей для нее обязанности». О том, что ее муж состоит в заговоре против царя, Екатерина Трубецкая знала заранее – далеко не все жены декабристов могли бы похвастаться таким знанием. Каташа – так ее звали близкие – пыталась убедить супруга и его сообщников отказаться от их революционных планов. В частности, говорила Муравьеву-Апостолу: «Ради Бога, подумайте о том, что вы делаете, вы погубите нас и сложите свои головы на плахе». На ее долю выпало множество испытаний. Это ей, Екатерине Трубецкой, сам Николай I предлагал развестись с мужем и устроить ее личную жизнь. Ей же позднее, через губернатора Иркутска Ивана Цейдлера предлагал (надеясь напугать) подписать бумагу с отказом от всех дворянских прав и идти на каторгу к мужу вместе с преступниками — пешком по этапу. Увидев мужа на Благодатном руднике в кандалах, она упала в обморок. Жила в тяжких условиях, в суровом климате. Но – не сдалась и не сломалась, оставалась рядом с мужем до своей смерти в 1854 году. Находясь на каторге, родила семерых детей, хотя до этого долгое время не могла стать матерью.
|
|||
|