Здоровый образ жизни»
«Здоровый образ жизни»
Цель: дать представление о том, что такое психическое здоровье, о возможности влияния людей на него, знакомство с методами укрепления и сохранения здоровья. Задачи: - психологическое просвещение, закрепление понятия о психологическом здоровье; - ориентировать воспитанников на здоровый образ жизни; - развитие интереса к собственному здоровью, сплочение детей. Методические приемы: релаксация, беседа-диалог, рефлексия. Раздаточный материал: памятка «Сохраним здоровье»; лист А4, листики, простые карандаши по количеству участников.
Ход
1. Знакомство с правилами поведения на тренинге: Нельзя - перебивать друг друга, - мешать друг другу, - оскорблять друг друга. Можно - быть уверенным, что, когда ты говоришь, тебя не будут перебивать, - делать все, что не мешает никому из присутствующих, - твердо надеяться, что тебя никто не оскорбит.
2. Упражнение «Пожелай мне…» Цель: создать благоприятный настрой, установить доверительные отношения между участниками. Время: 3 минуты. Техника проведения: Начиная с первого участника нужно подойти к любому поздороваться с ним и высказать ему свое пожелание на сегодняшний день. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь, должен подойти к следующему и так до тех пор, пока каждый из детей не получит пожелание на день. Инструкция: «Давайте начнём сегодняшнее занятие с того, что скажем, друг другу пожелания на день. Первый выбранный мною участник должен будет подойти к любому, поздороваться и сказать свое пожелание ему, тот же делает также и так по цепочке». 3. Упражнение - совместный рисунок. «Представление о своем здоровье» Цель: развить групповое взаимодействие. Время: 5 минут. Техника проведения: Каждый начинает рисовать свой рисунок, но не заканчивает его. По команде рисунки передаются по кругу, и каждый член группы дополняет его. Когда рисунок возвращается к владельцу, он рассказывает, что ему нравится, что нет, чтобы он хотел переделать, добавить. Инструкция: «Первому из вас необходимо по порядку начать рисовать рисунок на листе А4, после загнуть нарисованную часть, и отдать лист следующему участнику, и так пока все не нарисуют свою часть. Будет интереснее, если вы не будете подсматривать».
4. Беседа-диалог: «Что такое здоровье?» Цель: сформировать понятие о здоровье Время: 7 минут. Техника проведения: Сегодня мы будем говорить о здоровье вообще и о психологическом здоровье в частности. Как вы понимаете, что такое здоровье? Дети предполагают, что такое здоровье. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Психологическое здоровье – состояние душевного благополучия (комфорта), адекватное отношение к окружающему миру, отсутствие болезненных психи-ческих явлений (фобий, неврозов). Психологически здоровый человек: не испытывает страхов, когда на этого нет реальных оснований; не боится брать ответственность за свои поступки; предпочитает мыслить самостоятельно. Признаками здоровья считают: оптимизм, владение негативными эмоциями, уверенность в себе, самоуважение, сохранность привычного самочувствия, способность к творчеству. Признаки здорового человека: - устойчивость организма к действию повреждающих факторов (болезням, плохой экологии и т.д.); - показатели роста и развития, соответствующего возрасту человека; - функциональное состояние и резервные возможности организма; - отсутствие какого-либо заболевания; - уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок. От чего может зависеть ваше здоровье? (от питания, настроения, соблюдение гигиены) Дети, назовите наиболее частые ситуации, приводящие к потере здоровья человека. А для чего человеку необходимо здоровье? предлагают свои варианты. Здоровье нам необходимо для: - самосохранения. Когда человек знает, что то или иное действие впрямую угрожает жизни, он это действие не совершает; - возможности самосовершенствования. «Если я буду здоров, я смогу занять определенное место среди людей, смогу подняться на более высокую ступень общественной лестницы»; - способности к маневрам. «Если я буду здоров, то я смогу по-своему изменить свою роль в сообществе и свое местонахождение»; - достижения максимально возможной комфортности. «Я здоров, меня не беспокоит физическое и психическое неудобство»; - получения удовольствия от сохранения собственного здоровья. «Ощущение здоровья приносит мне радость, поэтому я делаю все, чтобы испытать это чувство». Специалисты определяют здоровье как состояние душевного благополучия, которое характеризуется отсутствием болезненных психических проявлений и при котором поведение в деятельности личности адекватны окружающей действительности. В современном обществе существует возможность влиять на психическое здоровье людей как положительно, так и отрицательно. Вопросы для обсуждения: - назовите то, что губит наше здоровье; - зачем нам быть психологически здоровыми людьми?
5. Игра-упражнение «Три качества». Цель: развитие группового взаимодействия, усвоение полученных знаний. Время: 3 минуты. Техника проведения: Все участники на листочках перечисляют качества здоровой личности (каждое качество на отдельном листочке). Затем все листочки складываются в одну емкость. Первый водящий достает один листочек, называет качество, написанное на этом листочке, и отдает его тому, по его мнению, кому это качество присуще. Игра продолжается пока не закончатся все листочки. В конце подводится итог, у кого больше листочков-качеств – тот обладатель здоровой психики.
6. Звукодвигательная гимнастика, звукотерапия. Цель: создание благоприятной атмосферы, минутка звуков здоровья. Время: 2 минуты. Техника проведения: Наш организм состоит из клеток. Клетка человеческого организма представляет собой аккумулятор энергии, который способен не только вырабатывать её и излучать в окружающее пространство, но и настраиваться на резонанс с системами для получения энергии извне. К каждому органу можно подобрать свой звук, на который он будет откликаться усилением своей энергии. Это персональная задача каждого индивидуума – уметь слышать свой организм и находить с ним общий язык. Тем не менее, существуют звуки, энергия которых легко воспринимается всеми организмами. Например: Ы-Ы-Ы – этот звук заставляет резонировать черепную коробку и головной мозг, снимая сосудистые спазмы, регулируя внутричерепное давление и избавляя от напряжения и головной боли. И-И-И – этот звук призывает клетки и ткани горла действовать в едином ритме. Улучшаются голосовые данные, лечится воспаление горла, заболевания щитовидной железы. АО – звук между «А» и «О», типа округлого «А» - оздоравливает органы грудной полости. Очень полезен при кашле, особенно для людей, страдающих бронхоспазмами и заболеваниями сердца. УЭ – воздействует на органы брюшной полости. МММ – улучшает функции костной системы. АОУМ – универсальный оздоровительный звук, гармонизирует психику. Существует множество других звуков и их сочетаний, которые благотворно влияют на организм. Поищите их для себя. Необходимо дозировать звуки. Не стоит петь более пяти минут. Начинать с 1 минуты 2-3 раза в день, постепенно увеличивая время. Петь звуки после неглубокого вдоха, который осуществляется животом и спиной, ощущая появление вибрации в том месте, на которое настроено ваше внимание. Вначале вы будете чувствовать, что поете только горлом. Затем появится ощущение дребезжание органа, на который направлено внимание. Следующий этап – ваш орган запоет. Звук будет все сильнее и сильнее. При правильном пении вы услышите, что поет все пространство вокруг вас. При этом вы не будете специально напрягаться.
7. Упражнение «Стираю свою боль» Цель: эмоциональное отреагирование, перевод негативного эмоционального состояния в позитивное. Время: 10 минут. Техника проведения: На листке бумаги нарисуйте свою боль в виде какой-нибудь кляксы, а затем возьмите ластик и сотрите то, что нарисовали. При этом повторяйте вслух следующие слова: «Боль исчезает. Мои (называйте те части тела, где вы испытываете боль) абсолютно здоровы. Я прекрасно себя чувствую!» Вскоре вы почувствуете, что избавились от боли, она просто исчезла под ластиком.
8. Релаксация «Волшебный лес» Цель: снятие эмоционального напряжения. Время: 3 минуты Техника проведения: «Тропический остров», «Волшебный лес». 1. Сядь удобно, в И.П. Закрой глаза и представь, что ты видишь тропический остров, волшебный лес. Это может быть место, где ты однажды побывал, видел на картинке или любое нарисованное твоим воображением. 2. Ты единственный человек в этом месте. Тебя окружают растения, деревья, цветы, звери, птицы. Какие звуки ты слышишь, какие запахи чувствуешь? 3. Ты видишь чистый берег и воду. Какая погода в лесу? 4. Захвати с собой прекрасные чувства, которые ты только что пережил. Ты сможешь вернуться к ним в любое время.
Рефлексия – делятся впечатлениями.
|