Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Классификация авторских программ: информационно-аналитические, художественно-публицистические»



 

ГОУ ВПО ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра журналистики

 

Доклад на тему:

«Классификация авторских программ: информационно-аналитические, художественно-публицистические»

 

                                                                                   Подготовил студент 3 курса

специальности «Телевидение»

Сытников В.С.

 

Проверил

 старший преподаватель каф. журн.

Каприй С.В.

 

Донецк 2020

Авторская телепрограмма – программа, лишенная штампов и трафаретов, отмеченная печатью персонального таланта автора, личности уникальной и неповторимой.

Важно понять, что отличие авторских программ, от «менйтсрима» российского телевидения прежде всего состоит в понимании журналистом своих профессиональных задач в их неразрывной связи с этическими законами и обязательствами перед огромной зрительской аудиторией. В понимании того, что важнейшей функцией публицистики является (или хотя бы являлось) формирование общественного мнения и, в конечном счете, воздействие на общественное сознание в целом.

Авторское телевидение потому и называется авторским, что в основе него лежит ярко выраженный замысел журналиста, его отчетливая позиция и поиск в области художественной формы программы.

Цикл «Профессия – репортер» на НТВ, их «Итоги» и «Намедни» были не просто информационно-аналитическими программами, но по стилистике очень индивидуализированными, авторскими. Конечно, это была уже не журналистика фактов, а публицистика, которая в жанре очерка, портрета, специального репортажа или эссе, осваивала художественное пространство телевидения, не теряя при этом опоры на реальность, факт, документ.

Успех авторской программы зависит от:

· точного определения темы, точного попадания в жанр;

· от совпадения образа ведущего и образа передачи;

· от совокупности художественных приемов вербального и невербального общении, которые обычно сокращают разрыв с аудиторией;

· от комплекса выразительных средств телевидения, включая композицию кадра, смену планов, монтаж и т.д.

Авторская деятельность на телевидении противоположна дикторской. Диктор – это исполнитель, он просто читает текст, доносит информацию. А журналист авторской программы – допускает импровизацию. Автор «как видимый человек на экране» – уникальная личность и ярко выраженная индивидуальность, способная свободно размышлять и импровизировать.

У автора программы есть свое амплуа. Примеры: «друг», «советчик» Д. Крылов («Непутевые заметки»), «сказитель» Э. Радзинский, «задушевная подруга» Оксана Пушкина («Женский взгляд»), «абсолютный творец» Глеб Ворошилов («Что, где, когда?» - невидимый голос).

За период существования телевидения как средства массовой информации сложилось множество классификаций программ, которые выходят в эфир. Все телепрограммы принято классифицировать по таким критериям:

· функциональный (многофункциональная, просветительская, художественно-развлекательная и др.) – программа выполняет общие функции, многофункциональная, просветительская, художественно-развлекательная, формирующая общественное мнение;

· предметно-тематический – политика, экономика, наука, природа, география, путешествия, социальные отношения, личная жизнь, культура и искусство, религия, спорт, история, смешанные программы;

· формальный (документальные, драматические, художественно-игровые; студийные и внестудийные; живые и в записи и др.),

· адресный – по времени (утренние, вечерние, дневные); по адресу (для всех, для отдельных групп). Адресность позволяет дифференцировать аудиторию по интересам, возрастному, образовательному, профессиональному или другим признакам.

Телепрограмма по структуре мозаична, она материализует, фиксирует все общественные отношения. Телевизионная программа – сложная структура, включающая совокупность телепередач различного характера, формы, жанра. Программа – экономически, идеологически и политически детерминированная содержательная форма экранной периодики, планомерно и целенаправленно организующая в пространстве и времени разнотемные и разножанровые материалы, обусловленные спецификой канала, материально-техническими возможностями, уровнем организации творческого производства и адресованная дифференцированной аудитории (Рудольф Борецкий).

Американские телекомпании используют свою классификацию телепрограмм, которая включает в себя:

1. Информационные программы – события в мире, стране, городе, регионе; новости политики, экономики, погода.

2. Детские и юношеские программы - это анимационные фильмы, шоу, викторины, образовательные программы.

3. Познавательные и документальные программы – это конкурсы, документальные фильмы, биографии, программы о природе, , путешествиях, дизайне и ремонте, о закулисной жизни шоу-бизнеса.

4. Ток-шоу – дневные, ночные, женские.

5. Спортивные программы – новости спорта, трансляции спортивных соревнований

6. Игровые программы – интеллектуальные игры, телелотереи, развлекательные игры.

7. Рекламно-информационные программы – кабельное и неэфирное вещание.

8. Мир бизнеса – деловая культура, обзоры отраслей, реклама, тренинги.

9. Ситкомы – программы для семейного просмотра и подростков с юмористическим или поучительным сюжетом, ситкомы по мотивам снятых ранее фильмов.

10.  Мыльные оперы – дневные, вечерние, теленовеллы.

11.  Многосерийные фильмы – о полицейских, адвокатах, врачах, судьях, пожарных, на политические и темы, для всей семьи и молодежи.

12.  Фильм недели – эфирное и кабельное телевидение.

13.  Музыкальные клипы – трансляция музыкальных программ, продажа клипов, бонусные материалы.

14.  Реклама – рекламные блоки, промоматериалы.

Даная модель жанров неоднозначно воспринимается критика и вызывает ряд вопросов, например: «фильм недели» – это жанр или принцип позиционирования в сетке вещания? Спортивные программы – это акцент на тематику, которую можно преподнести в жанре репортажа или обозрения; детские и юношеские программы – это адресность и т.д.

В России телепрограммы имеют немного иную классификацию, более привычную и понятную для нас.

1. Ежедневные новости: «Вести», «Время», «Сегодня вечером» и т.д. Это обязательный атрибут на любом телеканале.

2. Информационно-аналитические программы: «Однако» (Первый), «Вести недели» (Россия), «Воскресное время» (Первый) и т.д.

3. Юмористические программы: «ПрожекгорПэрисХилтон» (Первый), «Аншлаг», «В городке» (Россия), «6 кадров» (СТС), «Комедии Клаб» (ТНТ) и т. д.

4. Спортивные программы: футбол, хоккей, «Вести» (Спорт).

5. Развлекательные программы: «Пока все дома» (Первый), «Танцы со звездами» (Россия), «Закрытый показ» (ток-шоу первого канала), «Кто хочет стать миллионером» (Первый).

6. Детские программы: «Ералаш» (Первый), «Спокойной ночи, малыши» (Россия), мультсериалы и мультипликационные фильмы.

7. Музыкальные программы – «Субботний вечер. Концерт», (Россия), «Царская ложа» (Культура), «Жизнь прекрасна» (СТС).

8. Гуманитарные программы: «И снова, здравствуйте» и «Женский взгляд с Оксаной Пушкиной», «Их нравы» (НТВ), «Непутевые заметки», «Здоровье» (Первый).

9. Социально-политические программы: «Специальный корреспондент» (Россия), «Максимум», «Русские сенсации» (НТВ), «Человек и закон» (Первый).

Авторские телепрограммы также подразделяются на несколько жанров:

1. Монологовые (устный публицистический рассказ, эссе, сатирический монолог и т.д.). Эти жанры утратили былую популярность. Зрителю не хочется напрягаться. Ему приятнее быть сторонним наблюдателем беседы. Зрителя тяготеют к развлекательности. Монологи использовали И. Андроников, Ю. Лотман. Жар эссе представлен у В. Вульфа и Э. Радзинского.

2. Диалоговые жанры (беседа, дискуссия, ток-шоу, и т.д.). Диалог – наиболее популярный жанр на современном телевидении. Ведущие диалоговых программ – всегда ярко выраженные индивидуальности. (Т. Кизяков «Пока все дома», Д. Дибров «Антропология», Т. Толстая и Дуня Смирнова «Школа злословия» и т.д.)

3. Синтетические жанры (очерк, творческий портрет, телезарисовка, художественный тележурнал, публицистический жанр и т.д.). Обычно это портретные и пейзажные зарисовки, речевые характеристики, живые диалоговые сценки, лирические или публицистические отступления в виде авторских высказываний, либо в виде проходов, статичные или динамичные кадры, разнообразные монтажно-композиционные приемы.

Например:

· Путевые очерки (Юрий Сенкевич, Д. Крылов, П. Любимцев)

· Портерные очерки («Женский взгляд» Пушкиной, Л. Парфенов, «Чтобы помнили» Л. Филатова)

· Публицистический фильм (фильм Парфенова о Пушкине, Сорокиной о Янтарной комнате и т.д.)

· Сатирические программы («Времечко», «Куклы»)

Стоит учесть, что у авторской программы много общего с документальным кино. Вообще, если посмотреть на историю развития кинематографа и телевидения, то возникает простая схема:

1. Документальное кино

2. Телефильм / Видеофильм

3. Авторская телевизионная программа

То есть, возникновение и развитие документального кино породила жанр телефильма, когда в том возникла необходимость. А необходимость возникла тогда, когда расширились технические возможности.

Между телефильмом (по сути дела экранным вариантом документального фильма) и авторской программой грань различия очень тонка. Порой автор произведения сам точно не может сказать что представляет собой его произведение: фильм или передачу.

Но все же отличие можно найти. Главное, что позволяет развести понятия «телефильм» и «авторская программа» — это глубина и полнота раскрытия авторского замысла.

В телефильме авторский замысел раскрыт полностью. Идея фильма оставляет в сердце зрителя что-то такое, что заставляет думать, чувствовать, видеть.

Авторская же программа не столь серьезно затрагивает человека.

Стоит также обратить внимание и на специфику создания телефильма и авторской программы. И то и другое требует серьезных фременных затрат. Но телефильм требует несравнимо больше, т.к. он приближается к документальному кино, а значит претендует на то, что к концу фильма герои изменятся, произойдет что-то такое, после чего они станут другими людьми.

И для телефильма и для авторской программы пишется сценарий. Авторская телевизионная передача, как и фильм, начинается и определяется литературной основой – сценарием. Форма его может быть различной – от подробного «покадрового» описания зрительного ряда, сопровождаемого дикторским текстом, до сценарного плана, сценарной схемы сообщения, необходимой для таких жанров, как беседа или интервью.

Хорошая авторская программа должна оказывать воздействие не только на разум, но и на сердце. Продюсер – ветеран Би-Би-Си Пиит утверждает, что лучшие авторские программы повергают зрителя в эмоциональный шок, который может быть вызван одной запоминающейся сценой.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.