|
|||
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ В РОССИИГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ В РОССИИ 1.1. ГТРК «Дагестан» 15 октября 1960 года – именно этот день считается днем рождения дагестанского телевидения. В этот день Республиканской государственной вещательной компанией «Дагестан» была выпущена первая республиканская передача. Это стало началом новой эры в развитии электронных средств массовой информации в Дагестане. Началось все благодаря партийному руководству, которое во главе с Абдурахманом Данияловым обратилось в Ленинград с просьбой прислать самую лучшую бригаду. В те дни в Брюсселе проходила выставка телевизионной техники, где Советский союз представляли лучшие специалисты из Ленинграда. Так, не заезжая к себе домой, бригада из Ленинграда, отправилась в Дагестан. В 1956 году на горе Анжи-арка в Махачкале началось строительство телевизионного центра. Бригадиры жили в недостроенном корпусе работая днем и ночью, они сначала соорудили телебашню, затем смонтировали передатчик и потом уже создали аппаратно-студийный комплекс. Первый пробный выход в эфир был произведен 8 марта 1960 года. Тогда еще студия была на этапе стройки. Директор строящегося телецентра сел прямо в коридоре, позади него вывесили холст. И он торжественно поздравил дагестанского телезрителя. Уже в августе начался постоянный показ фильмов, полученных в кинопрокате, это были документальные, мультипликационные, документальные фильмы. Однако официального открытия все еще не было, это была всего лишь подготовительная работа. Директором строящегося телецентра был Александр Барабаш, главным инженером Николай Набоков, начальницей смены Изабелла Кек, а начальницей цеха Евгения Степанова – они-то и стали основоположниками дагестанского телевидения. Постепенно шел набор телевизионных работников. Когда технический фундамент был готов, оставалась не менее легкая часть – подбор творческого штата. Первым главным редактором стал - Ахмедхан Абу-Бакар, Наум Лещинский стал старшим редактором, но через короткое время он сменил Абу-Бакара, Абдурахмана Гаджиева взяли на должность редактора, Евгений Федорченко на телеоператора, а Ширина Ширинова и Тимура Султанова взяли режиссерами. Штат готов. Назначен день выхода первого эфира. 15 октября 1960 года ГТРК «Дагестан» выпустил на телеэкраны прямую трансляцию с соревнований вольной борьбы. В те дни шло первенство России. Наши спортсмены - Юрий Шахмурадов и Али Алиев заняли первые места. Чемпионов привезли в студию, где тогда еще не было ничего, кроме камер. Поставили два стула. На один поочередно садились спортсмены, а на другом сидел главный тренер сборной СССР Крутковский, который и вел передачу. Передача длилась 40 минут, диктора тогда еще не было… Именно так была одержана первая телевизионная победа. Дагестанское телевидение вещало каждый день с 6 часов вечера и до 11 часов ночи. Но всесоюзную программу дагестанский зритель начал смотреть только с 1965 года, когда завершилось строительство радиорелейной линии из Москвы. Важной особенностью вещания тех лет было то, что все передачи шли «живьем», то есть в прямом эфире, а объяснялось это отсутствием видеозаписи. А это значит, что на протяжении 5 часов (с 18:00 до 23:00) инженеры, режиссеры, помощники режиссеров, звукорежиссеры – находились в сильном напряжении, ведь все должно было пройти без паузы и единой заминки. Бывало, что в передаче учувствовали больше 10 человек. Коридоры были забиты, а в самой студии стояла гробовая тишина. На заре телевизионной эры (60-е годы), у населения Дагестана, уже были свои любимые и популярные передачи. Например, программа – «Как дела, сосед» - в ней участвовали люди из разных районов, они делились своими знаниями и обменивались приобретенным опытом. К 50-летию Октября, была выпущена серия передач, которая называлась «Эстафета Октября», отличительной чертой был переходящий из рук в руки кубок. Художественный отдел тогда возглавлял Герейхан Палчаев, он является автором первых документальных фильмов о Дагестане. Главным режиссером этих фильмов была Маргарита Злобина – она же являлась организатором студии телевизионного актера. Вели прямые эфиры прямиком из дагестанских театров, показывали телезрителю спектакли на всех языках, бывало, что одновременно переводили на русский язык. А когда театров не было, приглашали актеров и делали постановки своими силами. Некоторые из них так и не смогли расстаться с телевидением, телеоператоры Анатолий Швачий и Муртуз Абакаров как раз одни из них. «Фронтовые записки» Эффенди Капиева стала последней постановкой, режиссером был Абдурахман Алиев. Работа с техникой в те годы была сложной, хотя на тот период она была самой передовой. Аппаратура была очень тяжелой. Это были громоздкие телекамеры. Они были на колесиках, но катить их в толпе людей во время эфира и успеть уловить интересный кадр, было делом не из легких и не каждый с этим справлялся. Самой главной передачей во все годы, была и является информационная программа. Тогда она называлась «Новости» и начиналась под марш Алхазова – «Горец Дагестана» с заставкой на пюпитре. Выходила дважды в неделю, затем три, чуть позже ежедневно. В наши дни информационная программа на ГТРК «Дагестан» выходит 5 раз в день и называется «Местное время. Вести – Дагестан». Несмотря на все перечисленное выше, прямой эфир не был беден, в каждой передаче был свой тщательно подобранный помощниками режиссера видеоряд с фотографиями, картинками, вырезками из журналов. Также на телеэкраны выходило кино! Основоположником киноцеха был Марк Еремеевич Виленский. Это было не то кино, к которому мы с вами привыкли – небольшие сюжеты, снимавшиеся на узкую пленку. Камера, на которую все снималось - «Адмира» - была любительской и малопригодной для профессиональной съемки, но другой не было, поэтому снимали ею. В самом начале снимали один сюжет в месяц, немного погодя количество съемок увеличили. И только спустя 2 года с начала съемок, телеканал получил немецкую кинокамеру «Пентофлекс», а после отечественную «Красногорск». Адиль Батырханов, Алексей Шишкин, Казимир Мусницкас, Тагир Имангазалиев, Виктор Мамиев, Александр Александровский, Раджаб Раджабов – первые кинооператоры. Пленка была большим дефицитом, поэтому снимали монтажно, без каких-либо дублей. Хоть это порой очень мешало, но дисциплинировало. У каждого оператора был свой неповторимый почерк, поэтому по отснятым материалам сразу можно было узнать, чья это работа. Картина, в которой нет звука – это немое кино. С приходом 70-х годов в аппаратном блоке меняют технику. Это позволяет выпускать сюжеты уже не с дикторским сопровождением, а с собственным звуком. Разнообразием звука, шумовых эффектов, фонограмм занимались звукорежиссеры - Геннадий Бабаев, Женя Османова, Гамид Мустафаев, Света Борцова, Анна Ожогина – первые звукорежиссеры ГТРК «Дагестан». С появлением техники, меняется творческий состав студии, появляются новые передачи – «Сирена», «Наша почта», «7 дней Махачкалы», а вместе с новыми передачами появляются новые лица. Александр Назаревич - первый ведущий передачи «7 дней Махачкалы». Искренний, порядочный, с чистой душой, все кто был с ним знаком, знают его не только как отличного журналиста, но и человека с большой буквы. Он также пробовал себя в молодежных передачах и в драме, а последние годы жизни проработал в редакции народного хозяйства. Ильман Алипулатов - прошел путь от редактора в 70-х годах, до заместителя председателя по общественно-политическому вещанию. Ильман Субханович и по сей день является автором и ведущим аналитической программы «Акценты», где он с другими коллегами расставляет акценты на происходящих в республике событиях. Феликс Аванесович Астратьянц или «Железный Феликс» – председатель теле-радиокомитета. Великолепный организатор, он был жестким и требовательным. Да, его побаивались, но и в то же время любили. Он всегда поддерживал своих подчиненных, одобрял любые идеи и обязательно требовал исполнения. Феликс был не только профессионалом в своем деле, но и очень чутким руководителем, он не раз помогал своим работникам в сложных жизненных ситуациях. Астратьянц жил телевидением, проводил там дни и ночи напролет. При руководстве Феликса Аванесовича авторитет телевидения вырос настолько, что на адрес телеканала стало приходить большое количество писем, в которых население просило о помощи, в той или иной ситуации. Тогда еще телевидение было той силой, которое действительно могло и решало проблемы населения. Именно так и появилась «Наша почта» ведущим которого стал сам «Железный Феликс». За руководство художественного вещания берется - Погорельская Людмила Леонидовна. Благодаря ее работе - «Истоки», в компании сохранились обычаи и традиции всех народностей республики Дагестан. Она была человеком преданным телевидению и не представляющим себя без него. В детской редакции художественного отдела, свою карьеру начал 1-й заместитель директора компании Салам Хавчаев. Он ввел на телеканал новые детские передачи, а также конкурсную программу «На старт», которая появилась раньше, чем московские и немецкие такого же формата. Хавчаев проявил себя и в журналистике. У него коллекция интервью с политиками, видными общественными деятелями, писателями, художниками, учеными, спортсменами. После олимпиады в Москве вновь обновляется техника. И уже в 1985 году зрители ГТРК «Дагестан» начинают смотреть цветное телевидение. И вновь с техническим обновлением, появляются новые заметные личности. Загир Арухов, Расул Микаилов, Федор Завьялов, Алик Абдулгамидов, Юра Сафронов – полные идей и замыслов, молодые и бойкие журналисты, пока еще неизвестные для телезрителя. Они открывают передачу «5-й угол» и популярную тогда в молодежных кругах программу «Взгляд». «Нам досталось очень интересное время. Это было время перестройки, когда большие чиновники были в некой растерянности, они не знали, как реагировать на телевидение, на ее гласность и в общем на саму ситуацию, происходящую в стране и в республике. Вначале чиновники сидели в тиши, мы же этим воспользовались. Не скажу, что проблем не было, они были, нашу программу даже закрывали дважды. Но мы продолжали работать несмотря на трудности. Важно подчеркнуть, что мы никогда не забывали главные принципы работы журналистики, соблюдали журналистскую этику, придерживались правды и справедливости, а также старались максимально помочь людям, которые страдали от чиновничьего произвола.» Если говорить о художественном вещании, то здесь начали работу профессионалы режиссерского дела. Это Александр Гентелев, Александр Мелентьев, а немного погодя – Карен Арзуманов. С их приходом основалось «Экспериментально-творческое объединение», а также школа телевизионного актера - «Театр – студия». За музыкальную редакцию отвечал Казбек Караев – человек сдержанный, с мягкой улыбкой и добрым юмором, он умел вести эфир ненавязчиво. Его считали знатоком дагестанских песен, и именно на наши экраны пришла дагестанская эстрада. «О вас и для Вас», так называлась программа, полюбившаяся ветеранам войны. Проработав 20 лет, ее ведущая Лена Петросова, собрала уникальный киноархив дагестанцев и дагестанок, участвовавших в ВОВ. Изменения, происходящие в стране в 90-х годах, не обошли стороной и телевидение. В первую очередь это смена техники, вместо кино, приходит видео. Снимали как на обычную аппаратуру, так и на профессиональную - Betacam, Betacam SP. Студия была в восторге от новых камер и получала удовольствие от качественной картинки в эфире. С этого момента художественная редакция начинает работу над созданием «фондовых» передач – те, которые оставят память о тех днях будущему поколению. Так, на ГТРК «Дагестан» открывают еще одну редакцию – «Наследие», которой руководил режиссер Юсупбег Шахназаров. Первой передачей, показывающая красоты Дагестана телезрителям, стала программа «С камерой по Дагестану» снимавшаяся режиссером Фатахом Курбановым. В этот же период появляется не менее интересная передача «Цветы на льду» - это была программа, посвященная женщинам Дагестана 19-20-х веков. В ней рассказывалось о судьбах этих женщин и интересные истории из их жизни. Эта передача появилась во многом благодаря Зареме Бутаевой и Саиде Омаровой. Кроме того, уже в те времена ГТРК «Дагестан» заботилось о сохранении языка и выпускало программы на 5-ти дагестанских языках. Эти передачи освещали жизнь и деятельность людей горных и предгорных районов и имели свою большую аудиторию и обратную связь. ГТРК «Дагестан» выпустило множество интересных зрителю телепередач. Их было так много, что о них можно говорить бесконечно. Все это богатство хранится в архивах компании. Журналисты ГТРК всегда стояли на передовой, попадали под обстрелы и даже были в плену врагов. Это был конец 90-х годов, когда боевики хотели ворваться на нашу родину. В Ботлихе, в Первомайске, в Карамахинской зоне разворачивались горячие боевые действия, но новостников было не остановить, они находились в самой гуще происходящего. Так, журналист Алик Абдулгамидов добровольно согласился стать заложником боевиков во время событий, происходящих в Первомайске. Он рисковал своей жизнью, для того чтобы мы с вами, узнали об этом из первых уст. Специальные выпуски выходили пять раз в день, не смотря на будний это день или же выходной. Это были сложные времена для компании. Галина Дулиева – вечно молодая и обаятельная, являясь диктором ГТРК, она открывала каждый выход дагестанского телевидения, создавая настрой телезрителю. Чуть позже, на смену диктора, пришло понятие ведущий. Нельзя не упомянуть руководителей ГТРК «Дагестан». Первым руководителем стал Анвар Аджиев 1960-1963. На его смену пришел Гаджи Гамзатов - 1963-1970. Затем долгие годы, с 1970 и по 2002 год за порядком в компании следил Магомед Гамидов, он оставался во главе компании 35 лет. По совместительству он являлся народным поэтом Дагестана. Тайгиб Абдусамадов управлял компанией с 2003 по 2004 гг. Салам Хавчаев - в 2004-2007 годы. С 2007 года по 2008 год во главе телерадиокомпании стоял Гаджи Абашилов. Который был зверски убит 21 марта 2008 года. В самом центре города, злоумышленники обстреляли автомобиль. Далее с 2008 по 2009 руководителем стал Сулайман Уладиев. И наконец, Луиза Алиханова – руководитель ГТРК «Дагестан» с ноября 2009 года и по сей день. На сегодняшний день выпускается одна новостная программа «Вести – Дагестан». Она выходит на телеэкраны 5 раз в день. Нельзя не отметить что работа телевизионщиков кардинально поменялся, изменился и стиль работы корреспондентов. Вообще, этапы развития телевидения в Дагестане, принято разделять на 3 основных этапа: 1. Начало вещания в черно-белом формате. 2. Переход в 1985 году на цветное вещание 3. Подготовка и переход к цифровому вещанию, который начался 14 октября 2019 года.
|
|||
|