|
|||
Январь – году запевка.
Январь – году запевка. С детских лет мы верим в новогоднее чудо обновления. Может быть, поэтому январь и получил своё название по имени древнеримского мифологического бога всех начал и истоков, времени и перемен, дверей и света – двуликого Януса, охранявшего, по поверью, входы и выходы, покровителя путешественников и моряков. Он сопутствовал и счастью, и бедам, и справедливости. Среди божеств древних римлян считался, пожалуй, самым всеведущим и был самым популярным. Имя его происходит от слова «яануа» – дверь, вход. Поэтому изображали Януса, как правило, с ключом в руке. Как бог света, он открывает этим ключом небесные ворота и выпускает на землю день – так объясняет мифология начало увеличения дня. Другие атрибуты Януса: посох – символ покровителя путешественников и песочные часы – символ времени. Голова его с двумя лицами: одно обращено в будущее, другое – в прошлое. Это означает одновременное созерцание прошедшего и предвидение грядущего. На пальце правой руки Януса кольцо с числом 300, а на левой – с числом 65, что указывает на количество дней в году. В переносном смысле двуликий Янус – лицемерный человек. Как богу времени, Янусу посвящались календы – первые дни каждого календарного месяца. Особенно торжественно в Древнем Риме праздновались новогодние календы. Многие народы мира называют первый месяц года созвучно имени Януса. Например, болгары – януари. В 46 году до нашей эры была проведена коренная реформа древнеримского календаря с переходом на солнечный 12-месячный календарь, названный юлианским по имени осуществившего эту реформу прославленного полководца и правителя Юлия Цезаря. День 1 января стал также началом нового года (до этого новый год начинался в римском календаре 1 марта). Юлианский календарь пришёл в Киевскую Русь из Византии в Х веке вместе с принятием христианства. Тогда-то римские имена месяцев в официальном календаре заменили древнерусские народные. У славян в пору язычества названия месяцев были тесно связаны с наблюдавшимися в определённый отрезок времени явлениями природы или с человеческой деятельностью. Так, по страде вырубки леса январь нарекли сечнем – от глагола «сечь», что соответствует старинным «тяти» и «тети» (сечь, бить), а также польскому «стычень» - от глаголов «тыкать», «ткнуть». Ведь приднепровским славянам приходилось рубить леса зимой, чтобы подготовить к весне новые площади для посевов. С этим названием месяца наши предки могли связывать представление и о переломе зимы – январь как бы сечёт зиму пополам, рассекает её на две примерно равные части. Или вероятнее мысль о трескучих морозах, так как схожее с этим имя сичень (сечь снегом или морозами) январь носил у древлян. Сейчас оно сохранилось за ним на Украине, а сечань – в Сербии и Хорватии. Ещё одно обозначение этого месяца – просинец, просий. Впервые оно встречается на странице 256 Остромирова евангелия: «мца еноуара просиньца рекомааго…» Его производят от слова «просинети» («синути» - совершенный вид глагола «сияти») и видят в нём указание на возрождающееся солнце, так как в январе дни начинают заметно удлиняться, проясняться. После сплошной осенне-зимней облачности на небе видны просини. По другой версии наименование первого месяца года произошло от слова «синчик», как раньше называли лёд. Именно в январе лёд на реке обычно синеет от просачивающейся воды. Холоден и студён первенец года, его коренной месяц – царь морозов, корень зимы, её государь. Он строгий, льдистый, ледяной, пора снеговеев. Отсюда и разные вариации: студзень – в Белоруссии, леден – в Чехии, студени-ят, ловзаец и големисечко – в Болгарии. В народе про январь говорят и так: огневик и студень, снеговик и трескун, лютый и лютовей. Году запевка, его начало и зачин, зиме серёдка, середина и серединка, вершина зимы и её макушка. Это месяц ярких звёзд, белых троп, синих льдов, прибывающего света, тёмная зорька года, а также месяц ясного неба, лютого мороза, жгучей стужи и снегов-перемётов. В январе гон у кабанов, брачная пора у ворон. Музыка января – волчьи концерты. Поэтому величают его иногда волчьим временем, месяцем волчьих свадеб и зверской стужи. Жалит он морозами лютобокими, нападает ветрами-снеговеями.
Составитель: Николаева Я.Г., библиотекарь фил. № 7
|
|||
|