|
|||
ВВЕДЕНИЕ. МЕЧЕТИ И МИНАРЕТЫСтр 1 из 2Следующая ⇒ ВВЕДЕНИЕ В художественной культуре человечества одно из важнейших мест принадлежит арабо-мусульманской культуре. Культура Арабов возникает в VII веку н.э. . Начавшаяся с Аравийского полуострова экспансия арабских племен, объединенных идеями ислама, охватила с течением времени огромный район, включавший страны Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Пиренейский полуостров. Арабы завоевали Сирию, Ирак, Иран, Египет и другие области. У ислама не было своих художественных традиций, поэтому искусство в покоренных странах сознательно ориентировалось на местные традиции. Религиозная идеология ислама поставила перед архитектурой новые задачи, стремящиеся отразить всю красоту арабского Востока. Появляются культовые сооружения мечети, медресе и мавзолеи, а так же светские возведения — крытые рынки, дворцы правителей, цитадели, городские стены с башнями и воротами, мосты и т. д. Постройки своей величественностью и красотой, поражают и завораживают человека, отправляя его в своеобразный мусульманский мир. МЕЧЕТИ И МИНАРЕТЫ Сл Основным культовым зданием является мечеть — место для молитвы. Считается, что ее прообразом является дом Мухаммеда (570—гг.), огороженный двор которого имел с южной стороны навес, укрепленный на пальмовых стволах. Сл Внешний вид мечети напоминает крепость, окруженную глухими стенами (нередко служили в качестве защиты города), в которой пробиты входы, но ни один не выделен в качестве главного. Мечеть завершается куполом, который своим основанием опирается на четыре стороны основного квадратного объема и на небольшие арки –тромпы, перекинутые в угловых частях. Формы арок в архитектуре арабов были различны. Обычный и самый простой из применяющихся типов - арка подковообразная, стрельчатая однолопастная, иногда трехлопастная. Особое значение приобрел открытый квадратный или прямоугольный двор. В мечетях к одной из сторон этого двора, которая ориентирована в сторону Мекки, примыкала более глубокая, чем на других сторонах, аркада, образующая несколько рядов молитвенного зала. Арки опирались на колонны и столбы. СлБогато украшенная ниша —михраб была расположена на стене, обозначающей направление к Мекке. В отличие от христианского храма, в колонном зале мечети нет центральной оси, направляющей молящихся к святилищу. Скорей всего, это нужно для того, чтобы, войдя в зал, остановиться и осмотреть уходящие во все стороны ряды опор. Сл Мусульманский культ, который заключается в общей молитве и чтения Корана, ограничен церковным набором. В молитвенном зале рядом с михрабом воздвигался минбар —возвышение для проповедника. Обычно минбар имеет вид очень высокого кресла на постаменте с крутой лесенкой и обшит резными деревянными панелями. Пол, на котором сидели мусульмане застилался ковром. А старые массивные Кораны ставились на деревянные, красиво украшенные стойки. Сл Примером такого рода архитектурного памятника являются одни из знаменитых мечетей: Куббат ас - Сахра или «Купол Скалы» и мечеть Ахмета.
Это центрическое, увенчанное куполом здание образует в плане круг, опоясанный двумя восьмиугольными обходами на аркадах.
Сл Или мечеть Омейядов созданная в 705—годах в Дамаске, столице Сирии. Рядом с мечетью возвышаются минареты, представляющие собой высокую, тонкую, круговую в сечении башню с балкончиком. В разных центрах и в разные исторические периоды создаются своеобразные виды минаретов, различающихся размерами, пропорциями и композициями. Практическое значение минарета заключается в публичном призыве правоверных на молитву, которые выполняет специальный служащий при мечети —муэдзин. Он поднимался по лестнице, заключенной внутрь башни.
|
|||
|