|
||||||||||
Тема №68: Биосфера и человек.
Преподаватель Сенцова Е.П. Конспект урока Биология
Тема №68: Биосфера и человек. Форма работы: индивидуальная, электронное обучение. Урок изучения нового материала Цель: расширить и углубить знания о влиянии человека на биосферу, осуществлять экологическое воспитание. Основные понятия: собирательство, нарушение равновесия, первобытный человек, вымершие виды. Используемая литература: учебник Общая биология 11 класс, В.И.Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова, изд. Дрофа 2014 год Интернет-ресурсы https://www.google.com/search?q=%D1%81%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B0+%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC+%D0%BD%D0%B0+%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B5+%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0&tbm=isch&source=univ&sa=X&ved=2ahUKEwiPzrSBodvoAhVlAxAIHS_SBUAQsAR6BAgHEAE&biw=1343&
Ход урока. 1. Организационный этап 2. Основная часть Лекция. Ранние этапы развития человечества. Влияние человека на биосферу началось в тот момент, когда люди перешли от собирательства к охоте и земледелию. На стоянках древнейших людей, возраст которых составляет более 1 млн лет, находят кости крупных животных. С развитием людей совершенствовались методы охоты, что усиливало воздействие на окружающую среду. Приемы охоты с использованием знания местности позволяли убивать зверей сотнями, что приводило к хищническому истреблению животных. При изучении стоянок кроманьонцев археологами были обнаружены громадные скопления костей. На территории современной Чехии в одном месте были найдены останки скелетов 100 мамонтов, в овраге около Амвросиевки на Украине – скелеты 1000 бизонов, а около г. Солютре - скелеты 10 тыс. диких лошадей. С переходом к скотоводству и земледелию человек начал разрушать сложившиеся природные сообщества. Громадные стада домашних копытных выбивали растительность, а на смену степям и саваннам приходили полупустыни. Однако эти разрушения сообществ ещё не оказывали глобального воздействия на биосферу в целом. Современная эпоха. За последние 2 столетия темпы развития общества резко ускорились. Деятельность человека стала соизмерима с геологическими процессами. На Земле не осталось ни одного участка суши или моря, где нельзя было бы обнаружить следов деятельности человека. Влияние человека на живую природу складывается из прямого и косвенного изменения природной среды. Косвенное воздействие – постройка городов, прокладка дорог и тоннелей, возведение плотин. Прямое воздействие – вырубка лесов, распашка земель, охота и рыбная ловля. За последние 300 лет на Земле вымерло больше видов животных, чем за предыдущие 10 тысячелетий. В этом списке тур и дронт, стеллерова корова и дикая лошадь тарпан, африканская голубая антилопа и странствующий голубь, туранский тигр и бескрылая гагарка . по оценкам ученых, в настоящее время ежедневно в среднем вымирает один вид. Тысячи видов животных находятся на грани вымирания или сохранились только в заповедниках. 1— период до времени использования огня; 2— период со времени использования огня, появления и совершенствования примитивных орудий труда (100—10 тыс. лет до н. э.) 3— период становления и развития земледелия и скотоводства (10 тыс. лет до н. э. — XIV в.); 4— период развития ремесел, появления и роста мануфактуры, расширения сельскохозяйственного производства (XV—XVIII вв.); 5— период машинной индустрии, развития различных отраслей хозяйств (XIX в. — 1-я половина XX в.); 6— период научно-технической революции (2-я половина XX в.)
3. Обобщение материала. Используя лекционный материал, заполнить таблицу:
4. Домашнее задание. Ответить на вопросы. Какие животные вымерли в последние 300 лет. Для чего создавалась Красная Книга. Какие животные находятся под охраной в Воронежском биосферном заповеднике. 5. Литература. учебник Общая биология 11 класс, В.И.Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова, изд. Дрофа 2014 год
|
||||||||||
|