Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: «Текстоориентированная среда познания картины мира в вузе и школе»



02.12.20 Тема: «Текстоориентированная среда познания картины мира в вузе и школе»

Ф.И. студентки Шлее Юлия Рафиковна

Задание 2(выполняется к пр.з. №1). Составить план статьи

1. Текст и его интерпретация как осмысление бытия человека.

2. Основания для создания текстоориентированной среды

a. Знания лингвистики текста

b. «встреча» человека с самим собой

c. Определение своего места «в высоких смыслах человеческой культуры»

3. Текст как основная дидактическая единица

4. Текст и культура

5. Прецедентные тексты и их роль

6. Культуроведческий текст.

a. Особенности анализа

b. Критерии отбора таких текстов

7. Культурологическая направленность анализа и интерпретации текста

8. Событийный подход в образовании

a. Основные характеристики

b. Функции события

9. Урок как событие и урок-событие

10. Значение создания текстоориентированнной среды познания мира и самого себя в этом мире.

 

Задание 3(выполняется к пр.з. №1).  Составить понятийный словарь 8-10 терминов. Например, культурно-историческая среда – это…(ссылки, если из другого источника.

Культурно-историческая среда- это окружающее человека социальное пространство, которое заключает в себе наличие многих сред социокультурного порядка: художественная, социокультурная, образовательная (в аспекте культуры), культурная, природная, историческая.

(Колокольникова З.У., Сергеева Л.С. ТРАДИЦИИ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ СРЕДЫ И ИХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 1-4. – С. 580-582)

Текст - (от лат. textus — ткань, сплетение, соединение) — объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами к-рой являются связность и цельность.

(ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ, под ред. В.Н. Ярцевой, Москва «СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ» 1990.)

Текстоориентированный подход – это совокупность приемов, способов организации учебного процесса, способов подачи учебного материала, в основе которых находится текст как главная единица языка.

(ТЕКСТООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД И ЕГО СВЯЗЬ С РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНОЙ МИРА. Гапеенко В.П., 2016 СОГБОУИ «Лицей имени Кирилла и Мефодия», учитель русского языка и литературы, Смоленск)

КУЛЬТУРА- (от лат. cultura — возделывание, воспитание, развитие, почитание) — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура в образовании выступает как его содержательная составляющая, источник знаний о природе, обществе, способах деятельности, эмоционально-волевого и ценностного отношения человека к окружающим людям, труду, общению и т. д.

(педагогический словарь)

Культуроведческие тексты – это культурно-значимые тексты, отражающие историко-культурные ценности народа, его духовность, эстетичные по содержанию, форме, структуре и лексическому наполнению.

(Л. А. Ходякова. Методика интерпретации текста как феномена культуры)

 

Прецедентные тексты – «осознанные или неосознанные, точные или преобразованные цитаты или иного рода отсылки к более или менее известным ранее произведенным текстам в составе более позднего текста»

(Красных, В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология : курс лекций М., 2002.)

Событийный подход (Д.В.Григорьев) – взгляд на воспитательный процесс как на диалектическое единство ярких, запоминающихся событий в жизни ребенка и повседневности с ее будничными, но не менее важными делами. Реализация событийного подхода предполагает наличие в школьной жизни эмоционально насыщенных, незабываемых дел, которые были бы как коллективно, так и индивидуально значимы и привлекательны.

(Словарь-справочник по теории воспитательных систем / Сост. П.В. Степанов. Изд. 2-е, доп. )

 

Концепт— это содержательная сторона словесного знака, за которой стоит понятие, относящееся к умственной, духовной или материальной сфере существования человека, закреплённое в общественном опыте народа, имеющее в его жизни исторические корни, социально и субъективно осмысляемое и — через ступень такого осмысления — соотносимое с другими понятиями, ближайше с ним связанными или, во многих случаях, ему противопоставляемыми

(Демьянков В. З. Термин «концепт» как элемент терминологической культуры)

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.