|
|||
Тема: «Текстоориентированная среда познания картины мира в вузе и школе»02.12.20 Тема: «Текстоориентированная среда познания картины мира в вузе и школе» Ф.И. студентки Шлее Юлия Рафиковна Задание 2(выполняется к пр.з. №1). Составить план статьи 1. Текст и его интерпретация как осмысление бытия человека. 2. Основания для создания текстоориентированной среды a. Знания лингвистики текста b. «встреча» человека с самим собой c. Определение своего места «в высоких смыслах человеческой культуры» 3. Текст как основная дидактическая единица 4. Текст и культура 5. Прецедентные тексты и их роль 6. Культуроведческий текст. a. Особенности анализа b. Критерии отбора таких текстов 7. Культурологическая направленность анализа и интерпретации текста 8. Событийный подход в образовании a. Основные характеристики b. Функции события 9. Урок как событие и урок-событие 10. Значение создания текстоориентированнной среды познания мира и самого себя в этом мире.
Задание 3(выполняется к пр.з. №1). Составить понятийный словарь 8-10 терминов. Например, культурно-историческая среда – это…(ссылки, если из другого источника. Культурно-историческая среда- это окружающее человека социальное пространство, которое заключает в себе наличие многих сред социокультурного порядка: художественная, социокультурная, образовательная (в аспекте культуры), культурная, природная, историческая. (Колокольникова З.У., Сергеева Л.С. ТРАДИЦИИ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ СРЕДЫ И ИХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 1-4. – С. 580-582) Текст - (от лат. textus — ткань, сплетение, соединение) — объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами к-рой являются связность и цельность. (ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ, под ред. В.Н. Ярцевой, Москва «СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ» 1990.) Текстоориентированный подход – это совокупность приемов, способов организации учебного процесса, способов подачи учебного материала, в основе которых находится текст как главная единица языка. (ТЕКСТООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД И ЕГО СВЯЗЬ С РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНОЙ МИРА. Гапеенко В.П., 2016 СОГБОУИ «Лицей имени Кирилла и Мефодия», учитель русского языка и литературы, Смоленск) КУЛЬТУРА- (от лат. cultura — возделывание, воспитание, развитие, почитание) — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура в образовании выступает как его содержательная составляющая, источник знаний о природе, обществе, способах деятельности, эмоционально-волевого и ценностного отношения человека к окружающим людям, труду, общению и т. д. (педагогический словарь) Культуроведческие тексты – это культурно-значимые тексты, отражающие историко-культурные ценности народа, его духовность, эстетичные по содержанию, форме, структуре и лексическому наполнению. (Л. А. Ходякова. Методика интерпретации текста как феномена культуры)
Прецедентные тексты – «осознанные или неосознанные, точные или преобразованные цитаты или иного рода отсылки к более или менее известным ранее произведенным текстам в составе более позднего текста» (Красных, В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология : курс лекций М., 2002.) Событийный подход (Д.В.Григорьев) – взгляд на воспитательный процесс как на диалектическое единство ярких, запоминающихся событий в жизни ребенка и повседневности с ее будничными, но не менее важными делами. Реализация событийного подхода предполагает наличие в школьной жизни эмоционально насыщенных, незабываемых дел, которые были бы как коллективно, так и индивидуально значимы и привлекательны. (Словарь-справочник по теории воспитательных систем / Сост. П.В. Степанов. Изд. 2-е, доп. )
Концепт— это содержательная сторона словесного знака, за которой стоит понятие, относящееся к умственной, духовной или материальной сфере существования человека, закреплённое в общественном опыте народа, имеющее в его жизни исторические корни, социально и субъективно осмысляемое и — через ступень такого осмысления — соотносимое с другими понятиями, ближайше с ним связанными или, во многих случаях, ему противопоставляемыми (Демьянков В. З. Термин «концепт» как элемент терминологической культуры)
|
|||
|