Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Новосибирский государственный. театральный институт. П О С О Б И Е. А Б И Т У Р И Е Н Т О В. Новосибирск



Новосибирский государственный

театральный институт

 

 

 

 

П О С О Б И Е

Д Л Я

А Б И Т У Р И Е Н Т О В

                                                                 

2 0 1 2

Новосибирск         

Составитель –

кандидат искусствоведения,

доцент

А.Е.Зубов

ЗДРАВСТВУЙТЕ !

 

Вы решили поступать в Новосибирский государственный театральный институт. Возможно, у Вас возникают какие-то вопросы, касающиеся поступления в институт, обучения в нём, о будущей профессии. Мы постараемся ответить на некоторые из них и, может быть, советы, которые Вы прочтёте в этой брошюре, помогут Вам.

 

ПРЕЖДЕ ВСЕГО подумайте не торопясь, посоветуйтесь с родными, с людьми, которым Вы доверяете – нужно ли Вам идти в театр? Профессия актёра была и остаётся одной из самых рискованных, зависимых, очень сложных в быту и, к сожалению, одной из самых низкооплачиваемых. Артисты, которых Вы знаете по театру, кино, телевидению – Заслуженные, Народные, известные всей стране, – их единицы. Огромная же армия актёров по всей России живёт очень нелёгкой жизнью, зарабатывая крохи, часто не имея своего жилья, а главное – играя гораздо реже, чем хочется, и не то, что хочется. И отсутствие взаимопонимания с режиссёрами, и ожидание роли – месяцами, иногда годами, – и бесконечная беготня в попытках где-нибудь подработать – обо всём этом Вам могли бы долго и много рассказывать сотни и тысячи артистов и в провинции, и в столице. И это актёры, которые работают в театре. А сколько тех, кто окончил театральное учебное заведение, и хорошо окончил, – и не может найти свой театр, свой коллектив! Да и само обучение в институте вовсе не радужная картинка. Это тяжёлый, порой монотонный труд и в самом институте (а наши студенты находятся в нём ежедневно с 9 до 20 часов), и дома, т. к. надо много делать самостоятельно, заниматься самоподготовкой, бесконечно много читать. И далеко не всегда на репетициях, на занятиях царит радостная атмосфера праздника, бывают и слёзы, и обиды. У института нет общежития, так что если Вы приехали из другого города – перед Вами проблема: где Вы будете жить? Вуз Вам в этом помочь не сможет. Есть и ещё масса проблем, о которых можно долго говорить – и мизерная стипендия, которую ещё нужно заработать, и теснота учебных помещений, и то, что всё, от мытья полов до изготовления декораций, студентам приходится делать своими руками. Словом, Вас ждёт очень сложная, подчас несправедливая, трудная жизнь. И за все эти муки выпускник (и то если ему повезло!) получает единственную награду – право играть в театре, возможность жить на сцене.

 

Но если мы всё-таки Вас не напугали, если Вы готовы претерпеть все муки ради права быть на сцене, если Вас понимают и поддерживают Ваши родные и близкие, – ну что же, давайте знакомиться!

 

 

Новосибирской театральной школе более 50 лет, институт скоро будет отмечать первое десятилетие жизни. За это время здесь получили театральное образование более тысячи актёров, которые сейчас работают, без преувеличения, во всём мире. Среди наших выпускников и Народные, и Заслуженные артисты, и лауреаты самых различных, в том числе международных, премий. Преподаватели института – и ведущие актёры, режиссёры Новосибирска, и штатные педагоги, сделавшие работу в НГТИ своей основной профессией.

В институте готовят актёров нескольких специализаций: «Артист драматического театра и кино», «Артист театра кукол», «Артист музыкального театра» и «Артист эстрады». С 2009 г. в НГТИ учатся студенты по специализации «Режиссёр драмы» по очной и заочной форме обучения. Информация о наборе в текущем году размещается на сайте института  ngti.ru. обычно весной.

Обязательным условием поступления в НГТИ являются положительные результаты ЕГЭ по русскому языку и литературе. Абитуриенты, не сдававшие Единый государственный экзамен по этим предметам (до 2009 года), в предусмотренных законом случаях должны будут после третьего тура экзаменов по специальности написать сочинение, и его результаты войдут в итоговую сумму баллов. (Подробнее смотрите в Правилах приема в НГТИ на сайте.)

Принимаются в НГТИ девушки и юноши, закончившие школу (училище, колледж, другие учебные заведения), обладающие хорошим здоровьем (профессия актёра требует очень хорошего здоровья!), с внешними и внутренними данными, соответствующими требованиям профессии. Эти данные и определяет Приёмная комиссия на вступительных экзаменах. По закону институт не ограничивает возраст абитуриентов, но в реальности на актёрские специальности более перспективно поступать молодым. Организм человека с годами становится менее восприимчивым к освоению знаний и навыков, необходимых профессии. Это не относится к специализации «Режиссёр драмы», где жизненный опыт порой важнее молодости. Лица, уже имеющие высшее образование,  обучаются в НГТИ на платной основе.

Обучение в институте длится 4 учебных года, для специализации  «Режиссёр драмы» – 5 лет. По окончании выпускник получает диплом государственного образца, который даёт ему такие же права, как и выпускнику любого театрального института, академии Москвы, Санкт-Петербурга или любого другого города России.

Вступительные экзамены начинаются в июле, как и по всей стране, но конкретные сроки лучше уточнить заранее, в мае-июне, на сайте института ngti.ru.

Каждый год в институте действуют подготовительные курсы разной длительности для потенциальных абитуриентов. Слушатели курсов знакомятся с основами мастерства актёра, сценической речи, сценического движения и танца, вокала; узнают о том, что им предстоит, если они станут студентами. А иногда эти занятия помогают ребятам понять, что они сделали неверный выбор, что их данные не соответствуют профессии, и избежать ошибочного решения. Обучение на  курсах платное.

Но если Вы решили готовиться к поступлению самостоятельно, наше пособие постарается помочь вам в этом.

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

 

ИТАК, Вы решили готовиться к поступлению в театральный институт. Первый наш совет – читайте! Читайте как можно больше! Обязательно – художественную литературу, в первую очередь – классику, русскую и зарубежную, читайте стихи, пьесы, прозу. Чтение разовьёт Ваш ум, кругозор, сформирует Вашу личность, с Вами будет интереснее беседовать и через это узнать Вас, Ваши интересы, а это именно то, что пытаются понять на вступительных экзаменах преподаватели. Кроме того, читая, Вы можете легче найти интересующий Вас материал для выбора репертуара на экзамен по специальности.

Откройте шире Ваши глаза, почаще наблюдайте за людьми вокруг Вас, подмечайте, запоминайте интересные реакции людей, манеру поведения, неожиданные оценки событий, отношения. Всё это, помимо развития вашей наблюдательности, может пригодиться и на вступительных экзаменах, и в обучении.

ОБЯЗАТЕЛЬНО сходите в зоопарк, и не один раз. Понаблюдайте за повадками зверей, птиц, «примерьте на себя» их манеру двигаться, реагировать, «думать», словом, «поиграйте в животных». Только постарайтесь не «показать» тигра или орла, а как бы «стать» им, увидеть мир его глазами, ощутить своё тело, как его, и не задавайтесь вопросом: «А как я выгляжу?» Здесь важнее ваша вера в то, что я – волк, попугай или хомячок.

СЛУШАЙТЕ музыку, причем музыку серьёзную, симфоническую, заставляющую задуматься, создать в воображении особый мир, последите за возникающими образами. Современные лёгкие жанры никуда не денутся, но подумать, стать глубже позволит именно такая, классическая музыка. Попробуйте наедине или с близкими друзьями описать свои ощущения, зафиксировать мир, вызываемый в воображении музыкой. Это тоже очень полезное упражнение.

Почаще ПЕРЕСКАЗЫВАЙТЕ – увиденное, прочитанное, услышанное. Причём старайтесь донести своё впечатление до слушателя, чтобы он увидел это как бы вашими глазами. Умение заразить слушателя рассказом – очень важное качество актёра, потренируйте его.

Вам, конечно, помогут и занятия спортом, и танцы, только не превращайте их в самоцель. Готовые танцоры не так уж выигрышно выглядят на экзаменах в театральный вуз, а некоторые виды спорта, если ими заниматься профессионально, могут стать даже проблемой для актёра (например, тяжёлая атлетика). Вполне достаточно, если для Вас не будет проблемой просто двигаться, под музыку или без неё, с ощущением радости от свободного тела.

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ – очень полезное место для абитуриента. Попытайтесь, не спеша, выбрав картину, как бы «вжиться» в неё, ощутить то, что хотел выразить автор, оказаться на месте персонажа. Попробуйте пересказать живописное полотно, но не на уровне перечисления предметов, а передать атмосферу, характер, мысль художника. Если это портрет – постарайтесь «разгадать» этого человека, рассказать о нём кому-нибудь так, чтобы слушателю стало интересно. Может быть, попробуйте «стать» этим человеком, сыграть его, прожить «им» кусочек жизни – с его манерой говорить, двигаться, с его отношением к жизни. Эти упражнения особенно важны для будущих режиссёров, задания по картинам входят и в программу вступительных испытаний, и в процесс учёбы.

Ну и, конечно же, ХОДИТЕ В ТЕАТРЫ! Бывает просто очень стыдная ситуация, когда абитуриента, пришедшего в театральный институт, спрашивают, какие спектакли ему запомнились, а ему нечего сказать, он не ходит в театры, не знает того искусства, которому пришёл посвятить жизнь! Более нелепой ситуации не придумаешь. Поэтому житель Новосибирска, не знающий спектаклей новосибирских и столичных театров, имён ведущих актёров и режиссёров, безусловно, производит на комиссию удручающее впечатление.

Вам не помешают любые книги по театру: и мемуары известных актёров, и «Моя жизнь в искусстве» К.С.Станиславского, и книги по истории театров мира и страны, и самые разные пьесы, даже если они и не дадут Вам материала для чтения на вступительных экзаменах. Читайте о театре всё, что Вам удастся найти!

 

ИНФОРМАЦИЯ О ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНАХ

 

ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ в институте состоят из творческого экзамена, проходящего в три тура (круга). Успешно сдавшие этот экзамен на конкурсной основе (с учётом результатов ЕГЭ по русскому языку и литературе) зачисляются в НГТИ.

Институт каждый год получает государственный план набора, поэтому может быть зачислено строго определённое число студентов. Успешно сдавшие экзамены, но набравшие меньшее количество баллов (то есть сдавшие экзамены хуже, чем их «конкуренты»), иногда могут быть зачислены в студенты при условии оплаты их образования, на внебюджетной основе.

В феврале каждого года уже известно, на какие специализации будет проведён набор студентов. Разрешается подавать документы сразу на несколько направлений и специализаций, окончательный выбор будет сделан уже по ходу вступительных испытаний.

Кто именно из Художественных руководителей курсов (в институте их называют «Мастерами») набирает студентов в данном году, становится окончательно известно обычно только к лету. Если это для Вас принципиально, позвоните в институт и узнайте дополнительно. Большинство абитуриентов просто поступает «на драму» или «на музыкальный театр», но бывает, что человек хочет учиться именно у определённого Мастера.

За несколько дней до начала творческих туров составляются списки абитуриентов, вызываемых на тот или другой день  первого тура вступительных экзаменов. Будьте бдительны и узнайте заранее, на какое число Вы вызваны. Списки, как правило, вывешиваются при входе в институт по адресу ул. Революции, 6, тел. (8-383) 223 – 48 - 87.

 

ВЫБОР РЕПЕРТУАРА

 

Это, конечно, одна из главных проблем для поступающих.   По правилам приёмных экзаменов, абитуриент готовит (то есть выучивает наизусть, продумывает, разбирается в произведении) стихотворение, басню и отрывок из прозаического произведения.

Мы не будем давать конкретных советов, «рекомендательных списков», поскольку нас интересует не произведение само по себе, а ВЫ, ВАША ЛИЧНОСТЬ, и в том числе – Ваш выбор. Но несколько советов всё же стоит дать.

Не берите эстрадных монологов, особенно «выученных с телевизора». Это особый жанр, и исполняется он по особым законам.

Осторожно относитесь к стихам и прозе своихзнакомых и друзей, возможно, это литература невысокого качества, даже если она Вам нравится.

Не используйте в качестве стихотворений текстыпесен, они создаются для других целей и в качестве поэзии не всегда выигрышны.

Свои стихи и прозу, если Вы сами пишете, держите всё-таки в качестве «запасного варианта», а не единственного, что у Вас есть.

Не принципиально – русская или зарубежная поэзия Вами выбрана, знакомое всем произведение или никем не слышанное. Не старайтесь поразить комиссию неожиданностью выбора, цель приёмных экзаменов не в этом. Нас интересуете ВЫ.  Поэтому выискивать во что бы то ни стало автора, о котором никто ничего не слышал, не обязательно.

На первом месте в выборе материала должен стоять Ваш вкус, Ваше мнение, Ваша жизненная позиция. Поэтому берите произведения, которые Вас волнуют, Вам понятны и интересны (хорошо, если Вы ещё и сможете рассказать, чем именно, если Вас об этом спросят), в которых Вам есть что сказать. Конечно, классическая литература здесь не подведёт, её уровень проверен временем, и уж в качестве её можно быть уверенным. И совсем неважно, что это уже читали до Вас сотни других поступающих – Вы-то это читаете первый раз!

Стихотворений (только не говорите «стих», стих – это одна строчка стихотворения) советуем подготовить несколько – три, четыре, причем разного характера: одно лирическое, другое смешное, третье энергичное и так далее.

При выборе прозы тоже рекомендуем иметь в запасе два-три варианта. Длина отрывка может быть минут пять, может быть, чуть больше. Во время чтения Вас могут остановить, сказать: «Спасибо, достаточно». Не делайте из этого никаких скоропалительных выводов, не надо впадать в отчаяние или, наоборот, решать, что всё уже в полном порядке. Это значит только, что в этом качестве Вы комиссии уже понятны, пойдём дальше. Но не рассчитывайте на остановку, когда учите текст. Вообще избегайте крайностей – и не стоит учить «Войну и мир» наизусть, и рискованно ограничиться тремя предложениями, рассчитывая, что дальше всё равно слушать не будут. Лучше, если в Вашем отрывке или рассказе сразу что-то происходит, меняются отношения, происходят события. Так что не всегда стоит начинать с самого начала рассказа или повести. В выборе прозаического материала тоже следуйте правилу: «Этот материал мне нравится, мне хочется им поделиться со слушателями».

В басне проверяется чувство юмора абитуриента, его умение увидеть неожиданный поворот сюжета, а также способности к перевоплощению. Басня всегда немножко «играется», в ней действуют разные животные, и это стоит учитывать. Только не увлекайтесь внешними признаками животных, переодеванием и т. д. Важно, как Вы  внутренне меняетесь в том или ином персонаже басни. Выбор автора басни тоже не имеет принципиального значения. Если найдёте что-нибудь новенькое – хорошо, если нет – все известные баснописцы от Эзопа до Михалкова в Вашем распоряжении.

Вспомните несколько анекдотов или смешных случаев, иногда комиссия просит рассказать анекдот, чтобы проверить Ваше чувство юмора. Лучше подобрать их заранее, в стрессовой ситуации даже знакомые вылетают из памяти.

В некоторых театральных учебных заведениях в обязательном порядке требуется прочесть монолог из какой-либо пьесы. У нас такого правила нет.

 

Подумайте о том, какую песню Вы споёте, когда Вас попросят об этом. Здесь тоже лучше иметь запас в два, три произведения. Не стоит выбирать даже нравящиеся Вам современные мелодии, которые не звучат хорошо без мощного музыкального сопровождения. Здесь больше подойдут песни народные, советского времени, простые по мелодии, которые легко спеть без музыки («Ой, цветёт калина», «Катюша», «Огней так много золотых», «Пусть бегут неуклюже…»).  Аккомпанировать самим себе на гитаре или фортепиано не возбраняется, но подумайте, справитесь ли Вы с этой двойной задачей. Фортепиано, кстати, часто «забивает» звуком исполнителя, и всё равно приходится просить его спеть что-то без сопровождения  инструмента.

 

Некоторые поступающие заранее готовят танец для показа, даже приносят с собой запись музыки. Этого делать не нужно, нас интересует не заученный заранее танец, а сиюминутная реакция на музыку, пластическая импровизация. Так что определённый танец заранее не учите, это вряд ли пригодится.

 

Поступающим на специализацию «Артист музыкального театра» вокальный репертуар нужно готовить более серьёзно. Желательно спеть несколько разножанровых произведений – романс, песню, может быть, арию из оперетты, мюзикла или оперы. Хорошо, если абитуриент знает сольфеджио, может читать ноты с листа. Поступающие на эту специализацию абитуриенты могут приносить с собой ноты своих номеров и приглашать своего концертмейстера.

 

Если для поступления на специализации «Артист эстрады», «Артист театра кукол», «Режиссер драмы» будут предусмотрены дополнительные условия или задания (например, письменная экспликация для режиссёров), информация об это будет размещена на сайте института ngti.ru

 

И ещё раз напомним: в репертуаре нас в первую очередь интересует не автор, даже не произведение, а то, как в этом материале проявляетесь Вы, Ваша личность, Ваши особенности.

КАК РЕПЕТИРОВАТЬ

 

Сначала внимательно прочтите выбранное Вами произведение. Если это отрывок из повести или романа, не поленитесь дочитать его до конца, будет очень стыдно, если Вас спросят, что же случилось дальше, а Вы растерянно промолчите. Да и понять, о чём отрывок, можно, только зная произведение целиком.

Разберитесь в тексте, подумайте о том, что хотите сказать этими словами нам, другим людям. Определите для себя главную мысль отрывка и постарайтесь, читая,  донести её до слушателя.

Будет очень полезно заглянуть в Словарь русского языка или хотя бы в словарь ударений, чтобы Вы не стали героем ситуаций с нелепыми ударениями, над которыми смеётся вся комиссия. В слове одно  ударение, в каждом предложении, как правило, одно главное слово, одна мысль. Постарайтесь избежать болезни, которая называется «многоударность», когда все слова одинаково выделяются.

Cтихотворные произведения отличаются от прозы определённым ритмом, постарайтесь ощутить его, «зажить» им. В конце каждой строки стихотворения интонация как бы слегка идёт вверх, мысль ещё не заканчивается, она продолжается дальше, в следующих строчках, поэтому окончательное понижение интонации происходит только в конце фразы, на точке.

Не советуем заучивать интонации намертво, как на магнитофоне. Каждый раз, репетируя, читая своё произведение, постарайтесь найти в нём что-то новое, чего раньше не замечали. И читайте не «уху» слушателя, а как бы «глазу», старайтесь передать нам не слова, а то, что за ними – Ваши ощущения, картины, встающие в вашем воображении. Заставьте нас увидеть мир Вашими глазами.

Потренируйтесь исполнять программу «с повышенной громкостью и четкостью». Чаще абитуриентов приходится просить читать громче и не так быстро. Может быть, полезно будет записать свое чтение на диктофон и прослушать. Это, возможно, сначала вызовет и недоумение, свой голос в записи воспринимается непривычно, но всё-таки можно услышать неразборчивые куски, нечеткую дикцию.

Не очень полезно репетировать перед зеркалом, это не даёт полного ощущения того, как Вы читаете, Вы всё равно постоянно слегка как бы корректируете себя. Лучше посадите перед собой друзей, знакомых и попросите послушать Вас. Но к советам их относитесь осторожно, принимайте только те, с которыми Вы сами согласны.

Некоторые абитуриенты готовятся к вступительным экзаменам с профессиональными актёрами, репетиторами. Это Ваше право, и не стоит этот факт особенно скрывать. Но вполне может быть, что Ваш репетитор и члены Приёмной комиссии по-разному оценивают манеру чтения, способ держаться на сцене, Ваши способности. Не стоит считать этот способ подготовки наилучшим, дающим некую гарантию поступления. Ещё раз повторим: чем естественнее Вы будете, чем больше будете самими собой – тем интереснее Вы для нас.

 

ЭКЗАМЕНЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

(ТВОРЧЕСКИЕ ИСПЫТАНИЯ)

 

Экзамены по специальности, то есть по актёрскому мастерству, проходят в каждом театральном учебном заведении со своими особенностями. В Новосибирске также возможны изменения, каждый набирающий курс педагог может в «традиции» вносить и что-то своё.

Экзамен по мастерству обычно проходит в три круга, или тура. ПЕРВЫЙ ТУР, в зависимости от количества абитуриентов, может длиться два или три дня, пока прослушают всех, подавших заявления. (Ещё раз напомним – внимательно просмотрите списки абитуриентов, уточните, на какое время Вы вызываетесь. Путаница или неявка работают против Вас.)

Как правило, на первом туре Вам будет предложено прочесть приготовленную Вами программу. В аудиторию вас будет приглашать секретарь комиссии по пять или по десять человек, и затем по одному вас вызовут на сценическую площадку. Что читать сначала – продумайте заранее сами, хотя комиссия может и попросить начать, например, со стихотворения. Большая просьба – рассказывайте Вашу историю нам, зрителям, а не стенам, потолку или полу. Только через Ваши глаза мы сможем понять Вас. Понятно, что страшно, что Вы не вполне уверены, – преодолейте этот страх и читайте нам в глаза.

Не смущайтесь, если мы попросим прочесть что-либо громче, отойти подальше, остановим раньше, чем Вам бы хотелось, – всё это совершенно нормальные вещи. Может случиться, что Вы прочли басню и стихотворение, а прозу комиссия не стала слушать – это тоже не повод для паники, скорее всего, впечатление о Ваших способностях уже сложилось.

Несколько слов о том, как одеться на экзамен. Лучшим правилом здесь будет скромность и удобство. Затягиваться в костюм-тройку и галстук для юноши, если он к ним не привык, не нужно, но и обратные крайности – разодранные кроссовки, «изящно» располосованные джинсы и майка с портретом Майкла Джексона на животе тоже нежелательны. Вы всё же поступаете в учебное заведение культуры и искусства! Вам должно быть удобно, но и мы не должны отвлекаться на Вашу одежду. Запомниться должны Вы, а не Ваш костюм! То же самое относится и к одежде девушек. Не приходите на экзамены в брюках, мы должны увидеть Вашу фигуру в женской одежде. Не стоит одеваться слишком парадно, Вам придётся двигаться, может быть, сесть, а может быть, даже лечь на пол, встать на стул. Поэтому излишняя «красивость» здесь помешает. И слишком длинная юбка, скрывающая вашу фигуру, и слишком короткая, в которой шагу не сделаешь и на стул не встанешь – все крайности нежелательны. Не злоупотребляйте роскошными причёсками, чем ближе к природе – тем лучше. Девушкам советуем убирать волосы с лица, закалывать, чтобы лицо было открыто. Требование сдержанности относится и к косметике. Если уж обходиться совсем без неё Вы не привыкли, то оставьте такой минимум, который практически незаметен. Обувь должна быть удобной, в которой Вам будет легко двигаться по сцене. Сверхдлинные шпильки могут сослужить Вам плохую службу, скажем, в танце. На площадке Вас могут попросить снять, например, вязаную кофту или жакет с квадратными плечами, скрывающий вашу фигуру. В этом нет желания унизить, сделать Вас хуже, комиссия должна увидеть ваши внешние данные, понять, как Вы выглядите на сцене. Девушкам лучше быть в колготках, даже если на улице очень жарко. Главное правило в одежде: должны быть видны Вы, а не Ваш портной или парикмахер.

Выходя на площадку, представьтесь, назовите себя, свой возраст, чётко назовите репертуар, который Вы приготовили, – автор, название произведения, – и не торопитесь, дайте возможность секретарю записать всё это. (Напоминание вроде бы смешное, но по опыту всё же нужное: имя, фамилию автора и название произведения нужно знать точно. А то бывают такие нелепые случаи…) Постарайтесь быть внимательными, если Вам зададут ещё какие-то вопросы – отвечайте спокойно, ясно, и, главное, не считайте, что какой-то вопрос уже решает Вашу судьбу. Нам просто важно познакомиться с Вами, понять вас. Ну и конечно, «здравствуйте», «спасибо», «извините» и так далее никак не принизят Ваше творческое достоинство.

Говорите громко, внятно, лучше «перебрать» в громкости и чёткости, чем бормотать себе под нос, заставляя постоянно переспрашивать.

Если Вас попросят убрать волосы назад, подойти к столу комиссии и «оскалить» зубы, сесть на стул или встать с него, приподнять до колен длинную юбку, снять пиджак или очки, встать в профиль, снять туфли со шпильками – не относитесь к таким просьбам как к оскорблению. Всё это направлено только на то, чтобы лучше узнать, разглядеть, определить Ваши данные, внутренние и внешние. На актёра глядят тысячи людей, и его внешние особенности – составляющая профессиональной пригодности. Ваш рост, вес, возраст, ваше здоровье тоже могут быть предметом вопросов комиссии.

Вам могут быть предложены какие-то задания уже на первом туре – спеть, потанцевать, прочесть басню от имени кого-то из персонажей и так далее. Самое лучшее для Вас, если эти задания Вы воспримете не с ужасом, а с азартом, с интересом: а как это у меня получится? Интересно! Ну-ка, попробуем! Это – проявление актёрской черты, такая позиция свойственна творческим людям. Не бойтесь ошибиться, сделать что-то не то, действуйте смело. Выбросьте из головы школьное желание «угадать правильный ответ»: здесь не может быть неправильных или правильных ответов, сделанных заданий. Либо Вы сами проявляетесь как личность, либо прячетесь, закрываетесь от нас, и тогда нам очень сложно разгадать Вашу творческую природу.

Поступающие на специализацию «Артист музыкального театра» обычно поют уже на первом туре, поэтому ноты лучше взять с собой, на первый тур можно пригласить и своего концертмейстера, если он у Вас есть. Если комиссия не предложила Вам спеть, а Вы готовы, не стесняйтесь предложить нам: «Можно мне спеть?»

 

Будущие режиссёры первый тур, как правило, проходят вместе с поступающими «на драму», по тем же правилам. На первом туре для артистов театра кукол, кроме основной программы (басня, стихотворение, проза), будут предложены задания на обнаружение визуально-пластической выразительности тела и рук. Специализация на вступительных экзаменах начнётся позже, на втором и третьем турах.

 

После первого тура, прослушав всех, или каждый день, или в конце всех дней первого тура, комиссия совещается, и в окне института появляется второй список – допущенных на ВТОРОЙ ТУР.

Для прошедших на второй тур задания могут быть уже более разнообразными. Комиссия может попросить Вас прочесть что-нибудь новенькое (вот здесь и пригодятся Ваши «запасные» стихи и отрывки!), спеть что-нибудь, станцевать. В танце нас интересует в первую очередь ваше ощущение музыки, её настроения, характера, ритма, умение жить в ней по-разному. Если мелодия изменится: звучал вальс, и вдруг полечка, а потом цыганский, – не торопитесь, пропустите музыку через себя, заживите ею – и тогда уже пускайте себя в движение. Ещё раз повторим, что нас не интересуют заученные танцы, этому вас будут учить в институте, а вот Ваше восприятие музыки, выраженное в движении, – вот это важно. Если комиссия вдруг решит дать Вам во время танца партнёра или партнёршу – постарайтесь танцевать вместе, друг для друга, общаясь.

На втором и третьем туре часто абитуриентам даются игровые задания: сыграть животное – льва, хомячка, свою собаку; сыграть (то есть стать на время им) какой-нибудь предмет – пылесос, угольный комбайн, чайник. Относитесь к этим заданиям с интересом, с азартом – это повод для игры на сцене, а ведь для этого Вы сюда и пришли. Если Вам зададут какую-то жизненную ситуацию, этюд (поговорить по телефону, позвать на помощь, погладить утюгом блузку и т.д.), не изображайте никого, делайте всё так, как  ВЫэто и делали бы в жизни. Пародии, показы других людей, наблюдения – это другое задание. Возможно, Вам предложат поиграть с предметом – тростью, мячиком, плюшевым мишкой. Постарайтесь заинтересоваться заданием, внимательно изучите предмет, если этого требует задача – своим воображением «превратите» его во что-то: это не трость, а ружьё, это не мячик, а огромный бриллиант, и отнеситесь к ним соответственно.

Во всех заданиях помните: будьте самим собой, не старайтесь стать кем-то, не изображайте ничего. Естественное поведение на сцене – одно из самых ценных актёрских качеств.

 

Абитуриенты специализации «Артист музыкального театра» на втором туре также поют. Ваш репертуар должен включать достаточное количество разных произведений, чтобы до конца понять ваши вокальные возможности, диапазон, темперамент, особенности голоса.

 

Будущие артисты театра кукол на втором туре могут получить особое задание – поработать с фактурой (шарф, коряга, пленка) под музыку или без нее с целью «оживить» персонаж, обнаружить его пластическую и речевую характерность. Между вторым и третьим туром будет предложен тренинг-погружение, где каждый из абитуриентов получит серию заданий (упражнения, этюды) обнаруживающих его ассоциативно-образное, символическое, метафорическое мышление и воображение, пластическое видение и физические возможности тела. Абитуриентам этой специализации могут дать домашнее задание  на третий тур: сконструировать «куклу-образ» из различных фактур –  пленка, мешковина, бумага, ткань, веревки, проволока, фольга и пр. Это задание не должно пугать, так как требуется не работа художника, а способность увидеть душу персонажа, «оживить» созданный образ, наделить его характером и сыграть этюд с куклой.

 

Иногда между вторым и третьим туром проводится дополнительный пластический экзамен. Об этом Приёмная комиссия объявляет заранее, предупреждая, в какой одежде Вы должны прийти – лосины, гимнастический купальник, чешки или босиком. Иногда задания по пластике включаются в задания второго или третьего тура.

 

Второй тур у будущих режиссеров драмы отличается от актерского. Сначала Вы встретитесь с преподавателями на СОБЕСЕДОВАНИИ, где разговор может идти о Вас, Вашем жизненном пути, о вкусах и предпочтениях, о любимых книгах, спектаклях, музыке. Возможны вопросы по экспликации спектакля, которую Вы сдаёте в Приёмную комиссию ещё до начала экзаменов.

Во время собеседования Вы получите задание для режиссёрского этюда, который покажете на третьем режиссёрском туре. Это может быть поговорка или пословица («Тише едешь – дальше будешь», «Под лежачий камень вода не течёт» и т. д.), картина как повод для этюда, стихотворение (например, японские трёхстишия – хокку). Вы должны до третьего тура придумать и отрепетировать небольшой этюд, то есть микро-спектакль (около пяти минут), который раскрывает эту поговорку или смысл стихотворения.

Этюд по картине (любого художника) обычно представляет собой ситуацию, которая, развиваясь, приводит к мизансцене картины. В этот момент режиссёр хлопает, и актёры застывают в «стоп-кадре», чтобы сопоставить мизансцену с картиной. После паузы следует второй хлопок, и история продолжается дальше, приходя к какому-то финалу. Актёров для своих этюдов Вы можете выбрать из числа абитуриентов, можете пригласить своих знакомых, в том числе профессионалов. Костюмами и реквизитом институт помогает, но ограниченно.

Ещё один возможный вид задания для режиссёров – предметная композиция. На площадке располагаются несколько людей, предметов, деталей, застывших в Вашей мизансцене. При взгляде на эту картинку в сознании зрителей должно читаться название происшедшего события: «Победа», «Тише едешь – дальше будешь», «Не в свои сани не садись» и т. д.

Во второй тур для режиссёров входит также письменная работа – экспликация спектакля по пьесе из списка, предложенного комиссией. Список из нескольких пьес даётся заранее, тексты их будут в аудитории. В течение определённого времени (обычно 4 часа) Вы в аудитории излагаете, как Вы видите будущий спектакль, его идею, выбор актёров, сценографию, музыкальное решение. Форма экспликации свободная. Постарайтесь избежать подробного пересказа драматургии, напишите, каким будет именно Ваш спектакль, что Вы подчеркнёте у автора, что привнесёте в пьесу.

 

После подведения итогов второго тура абитуриентам – «актёрам» обычно даётся ещё один день для МУЗЫКАЛЬНОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ с педагогами по вокалу и для СОБЕСЕДОВАНИЯ. За этот день все, допущенные к третьему туру, должны встретиться с педагогами по вокалу, проверить слух, ритм и голос и выбрать песню, которую споют на третьем туре уже в сопровождении концертмейстера. В этот день с абитуриентами может встретиться психолог института, уточнить впечатления комиссии о психологических особенностях личности поступающего.

Кроме этих консультаций, Вы снова встречаетесь с комиссией на собеседовании (коллоквиуме), уже не на площадке, а глаза в глаза, за столом, для разговора. Предсказать тему разговора на собеседовании невозможно. Мы можем спросить Вас о Вашей семье и о литературных пристрастиях, попросить выполнить какой-либо тест или рассказать о портрете, вспомнить случай из жизни или расспросить о Вашем городе. Предугадать нельзя. И не пытайтесь, как в школе, угадать ответ, который нам понравится. Главное, что Вам повредит, – это ложь, фальшь, вот этого не допускайте. Лучше совсем не ответить на какой-либо сложный или личный вопрос, чем врать, стараясь быть привлекательнее. Будьте искренне такими, какой или какая Вы есть.

 

И, наконец, – ТРЕТИЙ ТУР, окончательный в экзамене по актёрскому мастерству. Чего захотят от Вас педагоги, абсолютно невозможно предугадать, так что будьте готовы ко всему: и петь, и снова читать, и играть животных, и делиться на группы, и рассказывать анекдоты, и играть этюды, и предъявить отрывок из пьесы, который Вам зададут на втором туре, и рассказать о себе, о своей семье, друзьях. Возможны коллективные задания, когда все или группа абитуриентов выполняют задания по пластике, сценической речи, существуют в групповом этюде («Зоопарк», «Музей», «Пляж», «Уборка аудитории» и т. д.). Абитуриенты специализации «Артист театра кукол», кроме вышеназванных заданий, показывают этюды по оживлению фактурной куклы-образа, отвечают на вопросы от лица куклы, вступают во взаимодействие с другими персонажами. Абитуриенты – режиссёры предъявляют свои этюды и предметные композиции, отвечают на вопросы по ним.

Третий тур для Приёмной комиссии – последняя возможность избежать творческой ошибки перед окончательным решением, и что нас заинтересует в конкретном абитуриенте, никто заранее знать не может. Готовьтесь ко всему возможному и невозможному!

 

Во время вступительных испытаний Вам могут предложить поменять специализацию. Вы поступаете  «на драму», а Вам предлагают перейти «на артиста музыкального театра», из «актёров» в «режиссёры». Прежде всего – спокойствие! Это ещё не катастрофа! Сохраняется Ваш шанс всё же быть в театре, а в нём важнее не то, что у Вас написано в дипломе, а что Вы можете на сцене. Артисты музыкального театра или кукольники (по диплому) вполне успешно играют в драме, драматические артисты поют в театре музыкальной комедии. Зада ((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228469']=__lxGc__['s']['_228469']||{'b':{}})['b']['_699880']={'i':__lxGc__.b++};



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.